- Классификация экскурсий по содержанию, составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения
- Виды экскурсий в туризме
- Что такое экскурсия
- История
- Классификация
- Цели классификации
- Содержание
- Виды тематических экскурсий
- Место проведения
- Продолжительность
- Форма проведения
- Состав участников
- Способ передвижения
- Специализированные экскурсии
Классификация экскурсий по содержанию, составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения
Классификация — это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.
По классификации Б. В. Емельянова, экскурсии делятся на следующие группы:
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3) по месту проведения;
4) по способу передвижения;
5) по продолжительности;
6) по форме проведения.
1) По содержаниюэкскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.
Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.
Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем — сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.
Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Тематические экскурсиипосвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.
Исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.
Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.
Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.
Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.
2) По составу участниковв первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.
В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.
В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.
3) По месту проведенияэкскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
4) По способу передвиженияразличают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п. В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.
5) Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. А. В. Святославский такие длинные экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию.
Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем к объектам, значительно удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей-усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 — 20-минутные перерывы для отдыха экскурсантов и экскурсовода.
6) По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют:
Экскурсии-прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий – прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.
В 60 — 80-е гг. XX века проводились экскурсии-массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.
Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.
Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:
— экскурсия-урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— экскурсия-демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процесса;
— пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.
Цель показательной экскурсии — продемонстрировать образец того или иного методологического приема (показа, рассказа, логического перехода от одной подтемы к другой) на конкретном объекте раскрыть определенную подтему и т. д.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждении. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.
Источник
Виды экскурсий в туризме
Экскурсия является методом расширения кругозора. Цель посещения этого мероприятия – получение знаний об определенном предмете, месте или событии. Ввиду широты понятия экскурсионной деятельности существует множество видов экскурсий, на которые они подразделяются по некоторым характерным признакам.
Что такое экскурсия
Слово «экскурсия» появилось из латыни и означает оно прогулку или поездку. Данный термин означает индивидуальную прогулку или поездку по примечательным местам, представляющим интерес с научной, познавательной или увеселительной точки зрения. В экскурсии участвуют три элемента: экскурсовод, экскурсант и объект (или предмет) экскурсии.
Объектом экскурсии становится предмет или явление, представляющее историческую, культурную, эстетическую или научную ценность. Посещение места, представляющего интерес, курирует экскурсовод. Это квалифицированный специалист, способный дать подробную информацию об объекте экскурсанту. В осмотре объекта принимает участие один и более экскурсантов в зависимости от вида экскурсии.
Цель, с которой проводится экскурсия, определяет ее направление. Часто поездка имеет увеселительный характер. Такие поездки являются неотъемлемой частью туристической деятельности. В ином случае экскурсия становится образовательным мероприятием.
Важная отличительная особенность экскурсии – это возможность созерцать объект и получать информацию о нем. Без созерцания экскурсия становится лекцией, без информативного аспекта экскурсия станет осмотром.
История
К первым экскурсиям, по мнению многих историков, можно отнести паломнические путешествия по святым местам. К экскурсиям спортивного характера причисляют Олимпиады в Древней Греции. Но только в начале двадцатого века экскурсионная деятельность стала самостоятельным направлением. Развитие транспортных путей, туризма во многом способствовало этому. Высшие сословия получили возможность свободно путешествовать по разным уголкам мира, а также отправлять своих детей на обучение в другие страны.
Одновременно с путешествиями стали проводить обучающие экскурсионные мероприятия с детьми. Основной их целью являлось знакомство учащихся с окружающей средой, то есть это были различные виды экскурсий в природу. В это же время зародилась профессия «экскурсовод». Активное развитие экскурсионной деятельности обусловило образование различных компаний, занимающихся организацией и проведением экскурсий.
Классификация
В настоящее время для классификации подобной деятельности используют признаки, выделенные ученым-экскурсионистом Б. Е. Райковым, являющимся основоположником экскурсионной работы. Подразделяются экскурсии на виды и формы в зависимости от следующих признаков:
- Содержание.
- Состав и количество экскурсионистов.
- Место, в котором проводится экскурсия.
- Способ перемещения экскурсионной группы.
- Длительность мероприятия.
- Форма проведения экскурсии.
Каждый из вышеперечисленных видов экскурсий обладает индивидуальными особенностями и характерными чертами.
Цели классификации
Необходимость классифицирования экскурсионной деятельности возникла по многим причинам. Основная из них – упрощение в подготовке и разработке экскурсионных мероприятий. При составлении плана прогулки важно учитывать, что она должна не только иметь познавательный характер, но также приносить положительные эмоции. Поэтому для эффективной экскурсии недостаточно знать предмет показа.
Экскурсоводу необходимо хорошо ориентироваться в месте проведения прогулки, выбирать точки наилучшего обзора. Экскурсия должна иметь некоторый сюжет, который, рассказывая непосредственно об объекте, будет дополнен интересными фактами и включением связей объекта с известными личностями или знаменательными событиями.
В случае длительной прогулки экскурсовод должен предусмотреть несколько перерывов в рассказе для отдыха группы. Для некоторых видов экскурсий (в начальной школе, для людей с ограниченными возможностями) следует учитывать особенности группы.
Содержание
Содержание экскурсии разделяет ее на два вида: обзорная и тематическая. Обзорная прогулка – это вид экскурсии, по содержанию являющейся многоплановой. Обзорные экскурсии, как правило, проводятся для описания какого-либо города, края, предприятия или природного объекта. Такие экскурсии имеют определенную структуру. Обзор объекта имеет несколько тем и подтем, освещая большой промежуток времени, на протяжении которого существует объект, и связывая объект с различными историческими событиями.
Например, при обзоре города архитектурная подтема включает описание особенностей градостроительства, природоведческая – рассказывает о флоре и фауне данной местности. Следует отметить, что каждая из подтем может являться темой для отдельной экскурсии. Обзорная прогулка — один из наиболее часто встречающихся видов экскурсий в туризме.
Виды тематических экскурсий
Тематические прогулки раскрывают одну определенную тему. Такие экскурсии бывают шести видов, каждый из которых имеет более узкие направления:
- Историческая посвящена одному или нескольким историческим событиям, и рассказ ограничивается временными рамками этих событий. Историко-краеведческое направление описывает историю местности, события, происходящие в данной местности в разные промежутки времени, дает представление о становлении объекта экскурсии. Археологическое направление в экскурсии – это посещение древних и средневековых памятников. Военно-историческое – рассказывает о военных действиях. Этнографическое – описание обычаев и традиций. Историко-биографическое направление повествует об исторически значимой личности. Отдельным направлением является посещение исторических музеев.
- Довольно часто проводятся производственные виды экскурсий в школе, в особенности в старших классах. Цель таких мероприятий – рассказ о работе предприятий. Данный вид имеет три направления. Историческое направление рассказывает об истории создания предприятия, экономическое – о специфике и организации экономических аспектов деятельности, техническое – включает в себя непосредственно демонстрацию рабочих мощностей.
- Природоведческая экскурсия дает представление о биосфере изучаемой местности и имеет следующие направления: биологическое, зоологическое, геологическое, экологическое.
- Искусствоведческие посвящены определенному виду искусства. Направление такой экскурсии напрямую связано с тем описываемым видом искусства. Это может быть театральное, музыкальное, кинематографическое направление. Также к подобным экскурсиям относится посещение мастерских художников и скульпторов, домов-музеев деятелей культуры и так далее.
- Литературная экскурсия имеет биографическое – о жизни и творчестве литератора, историческое – о развитии того или иного литературного жанра или об особенностях литературной деятельности в разные промежутки времени, художественное направление – прогулки по местам, описанным в литературных произведениях.
- Архитектурно-градостроительная экскурсия может быть направлена на описание жизни и деятельности архитектора, посещение архитектурных объектов и памятников зодчества.
Место проведения
Место проведения разделяет экскурсионную деятельность на пять основных видов. Экскурсия городского типа может быть как обзорной, так и тематической. Например, архитектурно-градостроительная экскурсия, рассказывающая об особенностях возведения зданий в определенную эпоху и демонстрирующая соответствующие объекты строительства, является городской.
К загородным прогулкам относится посещение уникальных природных объектов или же парковых ансамблей. Расстояние до конечной точки экскурсии редко больше ста километров. Выделяют несколько подтипов такой прогулки:
- экскурсионные мероприятия проводятся в конечной точке путешествия;
- кроме обзора конечной точки рассказ проводится на протяжении всего пути следования;
- экскурсия проводится во время путешествия и сопровождается показом объектов.
Музейный вид экскурсии носит, как правило, искусствоведческий характер. Тематика музейной экскурсии зависит от посещаемой экспозиции. Комплексные экскурсии включают в себя сочетание нескольких мест проведения.
Продолжительность
Согласно первоначальному делению экскурсионных мероприятий, введенному Райковым Б. Е., продолжительность экскурсии делилась на три периода: один день, несколько дней, один день с ночевкой. Однако в настоящее время такое деление утратило свою актуальность, так как вместо многодневных экскурсий проводятся туры выходного дня. Тур состоит из нескольких дней и включает в себя несколько экскурсий.
Форма проведения
Существуют следующие виды проведения экскурсий:
- Массовка. Во времена Советского Союза так называли шествия с плакатами и знаменами. Сегодня это массовые поездки больших групп экскурсантов. Например, это может быть загородная тематическая прогулка на нескольких автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод.
- Прогулки. Как правило, они носят природоведческий характер и совмещают в себе знакомство с объектом и отдых.
- Лекция. При проведении экскурсии-лекции наблюдается преобладание повествовательной части над показом. Подобные лекции бывают разной тематики. Наиболее часто встречаются эти виды экскурсии в обучении.
- Концерт. Это экскурсия музыкального направления. Она включает в себя прослушивание музыкальных композиций.
- Спектакль. В основе такой экскурсии лежит произведение художественной литературы.
Состав участников
Состав и количество экскурсантов является еще одним показателем, классифицирующим экскурсии на основные виды. По количеству участников они делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные проводятся для одного экскурсанта, групповые – для группы. Состав участников может включать разные слои населения и разные возрастные группы. Кроме того, экскурсионной группой могут быть приезжие туристы или местные жители.
Способ передвижения
Экскурсионная группа может быть пешей или же передвигаться на каком-либо транспорте. Плюсы пешеходной прогулки заключаются в свободном выборе темпа, необходимого для качественного осмотра объектов.
Транспортная экскурсия дает комплексный обзор объектов. В качестве транспорта, как правило, выбирается автобус. К плюсам поездки также можно отнести возможность выбора наиболее подходящего для показа ракурса и возможность осмотра объекта, не покидая транспорт. Такие положительные моменты особо ценятся в случае проведения экскурсии для пожилых людей, детей дошкольного возраста и людей с ограниченными возможностями.
Специализированные экскурсии
Кроме видов экскурсий, входящих в общепринятую классификацию, существует отдельная группа специализированных экскурсий. Как правило, они проводятся для обучения или проверки знаний учащихся или сотрудников компании, организующей подобные мероприятия.
Часто организации, занимающиеся проведением экскурсий, проводят специализированные курсы для своих потенциальных сотрудников. Экскурсии учебного характера являются одним из направлений подобных курсов. Они проводятся для обучающихся экскурсионной деятельности с целью наглядной демонстрации приемов и техники ведения прогулки.
Экскурсия пробного характера – это метод проверки квалификации сотрудников или оценка потенциальных сотрудников. Она может являться заключительным экзаменом для слушателей обучающих курсов. В качестве экскурсантов выступают квалифицированные специалисты, которые проводят оценку навыков экскурсовода.
Источник