Примеры национальной культуры разных стран

Культура народов мира

На планете Земля проживаем много различных народов со своей историей, культурой и обычаями. Эти народы взаимодействуют между собой. Иногда они дружат, иногда их отношения становятся натянутыми и напряженными. Это связано с культурными особенностХями людей той или иной национальности, их вероисповедания и обычаев. Культура всех народов без исключения имеет свои особенности. —Возьмем к примеру свадьбу. Эта церемония обязательна у всех народов, у всех людей существует институт брака. Но у каждого народа свадьба имеет свои особенности. Например, выкуп на традиционно русской свадьбе сводится к веселому обряду, с исполнением многих заданий и решением задачек женихом и его друзьями. Если побывать на турецкой свадьбе, то здесь выкуп включает в себя торжественный приезд родственников жениха с дарением подарков всем родственникам будущей жены. На русской свадьбе девушка веселится вместе с гостями, а на турецкой свадьбе молодые отсутствуют, гости веселятся без них. Так и в других традициях и обрядах.

Определение слова культура имеет широкое значение. Культура включает в себя все, что позволяет узнать о жизни того или иного народа, той или иной страны. Собираясь ехать куда-либо, обязательно поинтересуйтесь жизнью и историей народа, обычаями и традициями. В современном мире несложно найти интересный материал о культуре народов. показательны и местные сайты с культурными новостями. На таких сайтах можно узнать об акуальных культурных событиях, таких как арт-выставки, открытия музеев, спектаклей или галерей. Просмотрев такой сайт страны в которую вы собираетесь ехать вы уже многое сможете понять о людях, их предпочтениях, укладе жизни. Вот пример такого сайта http://md-eksperiment.org. Культурное наследие народа характеризует его и помогает сделать вывод об этом народе. Традиции, которые принято в Европе считать нормой, могут быть неприемлемы на Востоке и в Азии. Восточные народы и жители Азии более патриархальны. Здесь сильнее развит институт брака, здесь с детства впитывается и воспитывается уважительное отношение к пожилым людям, женщинам, чего не скажешь о европейцах. Очень важно сохранение обычаев и обрядов, которые веками передаются из поколения в поколение. Если человек не знает своей культуры. Он не знает своего прошлого и не имеет корней.

Читайте также:  Экономики стран европы по величине

В последнее время большой интерес вызывают народы Америки, Океании Африки, Азии. Изучая культуру этих народов, можно воочию прикоснуться к истокам этих народов.

В качестве примера рассмотрим празднование Нового года. В Европе большей популярностью известно рождество. Это волшебный праздник, когда исполняются все желания. Основными атрибутами европейского Рождества является Санта-Клаус, олени, носки для подарков, индейка, рождественский ужин, колокольчики. В Азии Новый год совсем другой. В Восточных странах, Китае, Казахстане, это праздник наступления новой жизни. Празднуют его весной, когда зарождается новая жизнь. Этот праздник обновления. Атрибутами казахского нового года являются специальные блюда – «баурсак», «бешбармак», конные гонки «кок пар». В России Новый год по традиции веселый праздник, связанный с надеждой на новую жизнь. В нашей стране этот праздник принято отмечать с друзьями шумно, весело и на протяжении длительного времени.

Много различий существует и в религии народов мира. Всем известно, что основные направления религиозных течений мусульманство, христианство, иудаизм, буддизм имеют между собой сходство, но так же имеют множество различий.

Каждый человек индивидуален, каждый народ своеобразен. На большой планете должно хватать места всем народам и народностям. Каждому хочется пожелать с уважением относиться к культуре других народов, к обычаям и традициям, которые не должны отдалять людей друг от друга, а, наоборот, должны сближать людей, сближать их культуру, кухню и традиции. Сближение культур позволит укреплению положительных отношений между народами.

Источник

Культура разных народов мира

Тем, кто интересуется «культурой общения», да и вообще хочет всесторонне развиваться, будет интересно узнать о поведении, этике и традициях жителей различных стран. Многим это поможет оценить, сравнить и возможно глубже понять культуру собственной страны и народа.

Умение общаться играет не маловажную роль в плане развития национальной культуры. Язык помогает увеличивать народный опыт, сохранять и передавать обычаи и традиции. Благодаря ему мы знаем чем жили наши предки. Но прежде чем говорить об особенностях народного этикета и культуры, нужно осведомиться об обрядах, привычках и условностях разных народов. Попав в чужую страну, новому человеку не составит большого труда потеряться или попасть впросак. Ведь мы не знаем всех мелочей и тонкостей жизни других народов и национальностей. Все мы привыкли руководствоваться общепринятыми знаниями и мифами о какой-либо национальности, но не всегда они действительно правдивы.

Существует много любопытных различий поведения представителей каждой культуры. Например приветствие. Поляк, при знакомстве с девушкой, всегда целует ей руку. Ведь подобные действия повторялись в их стране уже годами, и даже столетиями. А вот австриец может заявить «целую руку», но абсолютно никакими действиями это выражение не подтвердится. И если даже у жителей единой Европы встречаются такие различия, то что уж говорить о западной и восточной культурах? К примеру, здороваясь с европейцем, японец, индиец или китаец конечно пожмут руку, но чувствовать они себя будут так, будто это была босая нога. Так же у китайца может случиться культурный шок, если он увидит европейца, прогуливающегося с дамой под ручку, и тем более, целующего ее.

Возможно, вам также будет интересна статья: Запретный город Китай

А вот в Японии принято снимать обувь у порога, даже при входе в ресторан. По китайским законом хозяин обязан подарить гостю любую понравившуюся ему вещь. У русских, после принятия пищи, принято не оставлять на тарелке ни крошки, в том случае, если блюдо ему понравилось. Китайцы не притронутся к миске сухого риса, поданной в конце обеда, что бы показать что они сыты.

Все эти различия связаны с религиозными убеждениями представителей разных культур. Например, при входе в храм, еврей надевает головной убор, христианин же наоборот – снимает его. К тому же, во многих странах очень болезненно реагируют на несоблюдение формальностей, поэтому на такие, на первый взгляд, мелочи, тоже следует обращать внимание.

Англия

Культура разных народов мира

Для англичан соблюдение формальностей есть стилем их жизни. Британцы всегда обращают внимание на детали. Даже при написании письма нельзя употреблять имени адресата без его разрешения. При знакомстве с англичанами очень важно знать кто должен первым представиться. В служебной обстановке первым должен быть клиент, так как он более важное лицо.

Франция

Культура разных народов мира

В нашем представлении французы – эдакие герои-любовники, которые в перерывах между бесчисленными романами поедают в большом количестве лягушачие лапки. На самом деле все совсем не так как кажется. Они на самом деле есть полной противоположностью того, что мы о них думаем. Французы сами по себе довольно националистичны. Им тяжело учить иностранные языки, поэтому при встрече с иностранцем, они затруднены в разговоре. Вдобавок, очень горды собой французы, касательно национальных традиций. Большим предметом национальной гордости для них является французская кухня.

Германия

Культура разных народов мира

А вот немцы, по своей натуре, довольно расчетливые и бережливые, надежные и пунктуальные, но уступают французам в их чувстве юмора. При знакомстве в Германии принято первым представлять того, кто находится на более высокой служебной степени. Так же при разговоре с немцем нельзя держать руки в карманах – они считают это верхом неуважения.

Источник

Мировая и национальная культура

Для анализа структуры культуры важно научное выделение носителя – субъекта (создателя, хранителя) культуры.

Субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под её воздействием, является человек. Основной феномен культуры – человек, ибо без него и вне его её бы просто не было. Человек сам является мини-моделью культуры, представляет собой культурный микрокосм (мир малых величин). Истоки культуры следует искать там и тогда, когда появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.

Но человек творит культуру не в одиночку, а сообща, с другими людьми. Культура есть явление коллективное, общественное. Главным субъектом истории является народ как основная сила, творящая и преобразующая мир культуры во всем его многообразии, величии и значимости. Но народ – сложное социальное образование, он непрост по социальному и демографическому составу. Внутри народа – главного исторического субъекта культуры – можно выделить другие субъекты, находящиеся на разных «этажах» его структуры:

– социальная общность (род, племя, народность);

– класс (крестьяне, рабочие, феодалы, буржуазия);

Осознанно заниматься развитием культуры, обогащать её новыми ценностями в равной степени имеют возможность далеко не все субъекты, их роль в развитии культуры бывает различной.

В соответствии с различными носителями (субъектами) принято выделять прежде всего мировую и национальную культуру. Мировая культура является результатом деятельности всего человечества по «возделыванию» мира.

Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений этнических и национальных культур всех народов Земли, созданных на протяжении всей человеческой истории, вошедших в историческую память и получивших известность во всех регионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа.

Компонентами мировой культуры являются:

– высокая художественная культура различных регионов;

– продукция массовой культуры;

– элементы социального поведения;

– международное право, регулирующее отношения между государствами; в нем фиксируется признание культурной самобытности народов;

– наука как всеобщее достояние, основа для коммуникации и взаимного обогащения и взаимодействия.

Мировая культура включает в себя множество локальных культур – этнических и национальных.

Этническая культура – это культура, которую формировали начиная с ранних стадий развития истории человечества племена, общины, этнические группы. Обязательным признаком любой этнической культуры является её своеобразие, неповторимость, оригинальность. Каждый этнос живет в конкретном природно-историческом окружении, адаптируется к ним, накапливает специфический культурный опыт, формирует уникальные культурные комплексы.

Этнос(в пер. с греч. «племя, народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, единой культурой, языком, психологическим складом, с также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием).

Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители каждой культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющие воплотить ценности культуры в жизнь. На их основе формируются стереотипы – наиболее типичные, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное поведение любого человека всегда основывается на них. Так, вряд ли кто из людей задумывается над тем, как он поздоровается с друзьями при встрече. Но в Европе при этом пожмут руку, в Японии поклонятся друг другу, плотно прижав руки к бокам. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур.

Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине – нормы и правила поведения, а вершиной айсберга является реальное поведение людей. И, как в любом айсберге, вершина составляет не более десятой части всего айсберга, а основная масса скрыта водой.

Свое завершение процесс формирования этнической культуры находит в появлении самоназвания этнонима (вятичи, кривичи, русские, французы, испанцы и т.д.). Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь, его члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов.

С образованием национальных государств складывается национальная культура.

Национальная культура – это культура определенной нации, складывающая на основе длительной совместной жизни, труда и борьбы, единой экономики, территории, языка и государственности. Своеобразие национальной культуры, её самостоятельность и самобытность проявляются как в духовной сфере (язык, фольклор, литература, искусство, мораль, политика, религия и др.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции и способы труда и производства, жилище, одежда, пища) сферах жизни и деятельности.

Сегодня в мире почти не осталось чистых этнических и национальных культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически (национально) окрашенных черт культуры. Сочетание этнических, национальных и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса. Этническая специфика более заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, минимальна на современных промышленных предприятиях. Этнических (национальных) элементов больше в художественной культуре, религии, морали; меньше – в науке, праве, экономике. Африка слабо затронута общемировой культурой, в Азии носителями мировой культуры являются городские жители и верхушка общества.

Новый культурный порядок должен основываться на признании единства народов и их культур при сохранении их самобытности.

Мировая культура в некотором смысле абстрактное понятие, ибо мировая культура в действительности существует только в виде множества конкретных культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов.

В едином временном срезе культуры противостоят друг другу, взаимодействуют, спорят, понимают и гораздо чаще – не понимают друг друга. Они непрерывно движутся, развиваются, но изменения идут неодинаковыми темпами, сопровождаясь зачастую не только прогрессом, но и регрессом.

Ни одна культура не существует изолированно. Решая свои задачи, она постоянно обращается к своему прошлому, к наследию или к живому опыту других культур. В ХХ в. это обращение к другим культурам получило название «диалога культур», многие называют это взаимодействие «полилогом», ибо в разговоре обычно участвуют не две, а сразу несколько различных культур. К сожалению, культуры говорят на разных языках. Поэтому в диалоге возникают серьезные проблемы понимания, осложненная проблемой чужого языка. Нужно освоить чужое миропонимание.

Адекватному восприятию чужих культур мешают следующие факторы:

1) Проблема «временного масштаба»: в одно понятие «культура эпохи» объединяются два-три столетия, мы судим о ней по произведениям нескольких людей, иногда сосредоточенных на узком временном отрезке, а иногда разбросанных во времени и пространстве.

2) Проблема обыденного «культурного фона» и её «вершин» заключатся в том, что мы судим о культуре в основном по её вершинам. Поэтому культура России 1820–1830-х гг. остается для нас преимущественно культурой Пушкина. Место, которое он занимал в тогдашнем обществе, гораздо менее значительно, чем это представляется нам. В нашем представлении о культуре мы исходим из квинтэссенции высших её достижений, неоправданно сжатых во времени.

3) Чужая культура в нашем восприятии искажается в связи с проблемой её сохранности, ибо ни одна из культур древности не дошла до нас в своем первозданном виде. Большинство из них сохранилось лишь в облике отдельных, сильно фрагментированных памятников. Воссоздать целостный, неискаженный облик культуры весьма сложно. Поэтому по сохранившимся остаткам культуры воссоздается нечто общее – алгоритм, определяющий основной стержень умершей культуры.

До нас доходят прежде всего памятники литературы и вещи, изготовленные из прочных материалов – скульптура, архитектура, монументальная живопись, да и то чаще всего в деформированном виде.

Мы очень мало знаем, например, о музыке, хотя основные культуры древности были по преимуществу музыкальны. Практически совсем неизвестны нам театр и танец – то есть виды искусства, оперирующие пр своем воплощении временем.

Все эти факторы следует учитывать при воссоздании целостного облика культуры, чтобы адекватно осмыслить её значение.

Образ мира в сознании человека как стержень культуры. В основе периодизации мировой культуры лежит «образ мира», мировидение, то, как человек себя с миром соотносит. Велик ли он или мал по сравнению с миром; находится ли он в центре мироздания или на его обочине; сам ли он является силой или этой силой делает его Бог; наполнен ли мир вокруг него добрыми или злыми силами. В центре проблемы мировидения оказывается проблема отношения человека и мира, проблема взаимодействия между миром и человеком.

Образ мира, возникший у человека, определяет и способ его взаимодействия с этим миром: в зависимости от него человек сожжет отвести себе активную или пассивную роль. Это определяет поведение человека, степень способности его к изменению мира.

Образ мира складывается из:

1) самоощущения – ощущения человеком своего места в мире, представления о том, что есть человек, т.е. представления о собственной личности: её величине, значимости в мире, её активности;

2) ощущения пространства, способах его восприятия и передачи. Одни культуры ограничивают пространство куполом неба, другие постигают бездонный космос, бесконечные дали. Для одних культурных периодов мир ограничивается одни материком, другие видят его во всем объеме земного шара;

3) восприятие времени не везде одинаково и неизменно. Например, у культур Востока используется лунный календарь, у них время не линейно, как у нас, а циклично – то есть оно периодически возвращается к тому моменту, с которого его движение началось.

Время и пространство взаимосвязаны и взаимозависимы. Их единство во многом определяет единую картину мира, а значит, и реакцию человека на этот мир, его поведение и набор человеческих ценностей в нем.

Мировая культура есть мозаика культур. Множество культур образуют систему сложных взаимосвязей в которой каждой культуре отведены свое место и своя роль, сыграв которую они образуют вместе некое единство, которое и позволяет говорить о мировой культуре, о культуре человечества в целом.

Источник

Оцените статью