Примеры повышения конкурентоспособности страны государством

Задача повышения конкурентоспособности страны

Конкурентоспособность страны предполагает наличие конкурентных преимуществ, а также желания и умения использовать эти конкурентные преимущества во благо социально-экономического развития страны.

В основе конкурентных преимуществ страны лежат дифференциа­торы. Дифференциаторы страны позволяют проводить сравнение разных стран друг с другом. Поскольку сравнение основано на сопос­тавлении и выделении общих и/или отличающихся характеристик од­ного объекта по отношению к другому объекту, следует уточнить, по отношению к какому объекту проводится данная работа. В зависимости от объекта сравнения одна и та же страна может получить разные оценки, поэтому конкурентный анализ на основе дифференциаторов первого рода следует проводить в несколько этапов.

На первом этапе конкурентного анализа можно сравнить, напри­мер, Украину с любой страной мира, а затем сгруппировать страны мира (критерии группировки могут быть разными) и получить обоб­щенные оценки дифференциации Украины на фоне, предположим, стран Латинской Америки. Такое сравнение было бы интересным, но все-таки страны Латинской Америки — «случайные конкуренты» для Украины.

Известно большое количество мировых рейтингов, которые позволяют сравнивать страны мира друг с другом. Иногда такого рода сопо­ставления напоминают сравнение майского жука, змеи, зайца, жира­фа (перечень можно продолжать) друг с другом по ряду взвешенных критериев (масса тела, скорость перемещения, длина шеи, размах кры­ла). Вопрос в том, насколько полезны такие сравнения, даже если в их основе лежат несколько реально существующих и замеряемых пара­метров. Речь не идет о том, что сравнивать страны мира друг с другом не стоит или нельзя. Но не надо закрывать глаза на необъективность или предвзятость критериев сравнения, а также отсутствие учета ряда объективных отличительных характеристик каждой страны. Разные организации (международные, национальные, региональные) могут составлять свои рейтинги, качество проведения исследований бывает разным, поэтому следует с большой осторожностью и вниманием отно­ситься к заявленным результатам. С другой стороны, можно предло­жить свою систему критериев и составить свой рейтинг. Возможно, что через 20-30 лет запасы пресной воды (как критерий сравнения) станут самым значимым параметром сравнения стран друг с другом. Но все-таки такого рода сопоставление «всех со всеми» скорее выявляет уни­кальность страны, и его результаты не всегда имеют практическую цен­ность и значимость для потребителей территориального продукта.

Читайте также:  Лидеры стран по разводам

На втором этапе конкурентного анализа следует выделить круг стран, которые в большей степени близки по географическим, социально-поли­тическим условиям развития и другим критериям, т.е. могут быть отне­сены в группу «конкуренты, отвечающие на те же потребности».

Напри­мер, относительно Украины и Грузии (стран, имеющих общую историю на протяжении 70 лет) можно определить, насколько похожи сегодня эти страны, на каких рынках и по каким товарам они сегодня конкурируют друг с другом. В этом случае выделение дифференциаторов было бы уже не только интересным, но и полезным.

Страны-конкуренты, отвечающие на те же потребности, могут зна­чительно различаться и иметь лишь некоторые схожие черты, напри­мер, с точки зрения отдельных элементов территориального продукта или «пересекаться» по группе потребителей территориального про­дукта. Большое количество стран может себя позиционировать как место пляжного отдыха, но каждая страна стремится подчеркнуть от­личия отдыха на своих пляжах. То есть по сопоставимым параметрам этих стран проводится более подробный сравнительный анализ, кото­рый предполагает выявление как дифференциаторов первого рода (пляж галечный или песчаный), так и дифференциаторов второго рода (высота волны для серфингистов или пологое дно для семей, от­дыхающих с маленькими детьми).

На третьем этапе конкурентного анализа выделим страны — ос­новные конкуренты, сравнение с которыми будет наиболее глубоким, принципиальным, должно выявить все сильные и слабые стороны каждой страны. Важно определить, какой (какие) критерий единства с другими странами — основными конкурентами выбрать: географи­ческое соседство, площадь, плотность жителей, климатический пояс, вероисповедание, уровень жизни населения, уровень развития науко­емких отраслей или другие параметры. В зависимости от выбранного критерия возникает всякий раз соответствующее множество стран.

Например, Россия по разным критериям могла бы быть отнесена к следующим сообществам:

Ø по площади сопоставима с США и Китаем, но значительно боль­ше Венесуэлы;

Ø по климатическому поясу сопоставима с Канадой, но не с Инди­ей, так же как нельзя сравнивать с США;

Ø по плотности жителей на 1 км 2 сопоставима с Австралией, но не с европейскими странами или с Японией.

Сложность состоит в том, что такая страна, как Россия, столь уни­кальна, причем по многим объективным критериям, что стоит не вы­делять страну «основного конкурента», а определить ряд стран, близ­ких к понятию «основные конкуренты»: Франция, Великобритания, Германия, Канада, США, Япония, Китай. Конкурентный анализ мож­но проводить по разным критериям: оценивать изменение определен­ного параметра за периодвремени, сравнивать со страной, достигшей лучшего результата по этому параметру; сопоставлять темп измене­ния определенного параметра с тем, какое изменение за этот же пери­од времени произошло у лучшей по этому параметру страны.

Следует выделять и пропагандировать внутренние конкурентные преимущества и внешние конкурентные преимущества с учетом спе­цифики разных групп клиентов, т.е. обращать внимание на диффе­ренциаторы страны второго рода.

Конкурентные преимущества страны базируются не только на жес­тких, но и на мягких дифференциаторах, которые, во многом, опреде­ляются качеством территориального менеджмента, что влияет на эф­фективность использования конкурентных преимуществ страны.

Повышение конкурентоспособности страны следует начинать с ро­ста квалификации, навыков и умений государственных и муници­пальных служащих. Государство может со­здавать условия для повышения уровня квалификации государствен­ных служащих и муниципальных служащих субъектов Федерации и отдельных муниципалитетов через развитие и поддержку конкурент­ных отношений между ними в борьбе за ресурсы Федерации. Разви­тие конкурентных отношений между территориями внутри страны будет способствовать росту конкурентоспособности страны в целом.

Одной из формпроявления роста конкурентоспособности страны является повышение инвестиционной привлекательности страны. В более традиционном, узком понимании инвестиционная привле­кательность страны предполагает приток финансовых инвестиций внешних, направляемых на развитие бизнеса, а также сокращение от­тока внутренних финансов из страны за счет повышения уверенности граждан страны в эффективном использовании финансовых ресурсов на территории своей страны. Законодательная и исполнительная вет­ви власти на уровне страны могут предпринять ряд действий админи­стративного и экономического, прямого и косвенного характера, в ре­зультате чего инвестиционный климат для частных (индивидуальных или коллективных) инвестиций станет лучше.

Косвенным проявлением повышения инвестиционной привле­кательности страны для ее собственных жителей является увеличение рождаемости и сокращение оттока населения в другие страны.

Следует сравнивать свою страну с другими странами только тогда, когда имеются безусловные преимущества. Во всех остальных слу­чаях гораздо важнее подчеркивать динамику процесса улучшения инвестиционного климата в виде увеличения инвестиционных возмож­ностей и снижения инвестиционного риска в стране. В качестве до­казательств улучшения инвестиционного климата страны следует использовать не только информацию признанных мировых рейтин­гов, но и не забывать о мнении рядовых жителей, предпринимателей, некоммерческих организаций, ведущих свою деятельность на терри­тории страны. Приток инвестиций в страну и рост инвестиций внут­ренних является лучшим подтверждением того, что страна выиграла в борьбе за ресурсы и инвесторы по достоинству оценили конкурент­ные преимущества этой страны.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2220 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Примеры повышения конкурентоспособности страны государством

На II Международную научно-практическую конференцию «Наука. Теория и практика – 2008»

Экономические науки/2. Внешнеэкономическая деятельность

Институт экономики МОН Республика Казахстан

Повышение конкурентоспособности страны как предпосылки развития интеграционных отношений

Вопросы повышения конкурентоспособности национальных экономик являются актуальными для каждой из стран мирового хозяйства. Особенно остро они развиваются в условиях глобализации и основываются на защите национальных интересов. Эффективность экономики выражается, прежде всего, в динамике ВВП и производительности труда, конкурентоспособности производимых товаров и услуг, повышении душевого дохода и общего улучшения качества жизни. Анализ мировой экономики по этим показателям дает довольно смешанную картину и не позволяет выделить критерии, которые бы позволяли экономику той или иной страны считать эффективной. Так, по уровню душевого дохода ВВП пальма первенства принадлежит нефтедобывающим странам Ближнего Востока, по темпам роста ВВП лидирует Китай, по уровню охраны окружающей среды — Финляндия и Япония, по темпам роста производительности труда лидируют США. Если рассматривать страны ЕС, то они обладают целым рядом преимуществ перед другими странами, которые могут способствовать превращению их в наиболее развитые и конкурентоспособные страны мира. К этим преимуществам относятся – относительно компактное проживание населения на территории страны, имеющего высокий уровень жизни, наличие современной инфраструктуры, высокий уровень развития науки и техники, технологий и культуры.

На данный момент существуют различные методы оценки и определения уровня конкурентоспособности по рейтингу мировых стран, включающим в себя показатели различных отраслей и структур на основе конкурентных преимуществ каждой страны. Методам обеспечения конкурентоспособности уделяется внимание на государственном уровне стран с рыночной экономикой. Так, в США принят комплексный закон о торговле и конкурентоспособности, в ЕС издана «Белая книга ЕС», в которой представлена региональная стратегия формирования конкурентных преимуществ, в Японии реализована программа национального развития, в ФРГ разработана «Реформа Эрхарда», стратегическое планирование в Южной Корее после американо-корейской войны, пятилетние планы восстановления конкурентоспособности во Франции, все данные стратегии являются подтверждением необходимости направления внутренней и внешней политики государства на достижение конкурентоспособности.

В зависимости от факторов, определяющих конкурентоспособность, по глобальному индексу конкурентоспособности страны подразделяются на три группы:

— развивающиеся за счет факторов производства;

— развивающиеся за счет эффективности использования ресурсов;

— развивающиеся за счет инновационной деятельности.

Наличие литературных источников о конкурентоспособности позволяет выделить широкий спектр факторов и критериев ее определения. Однако стратегии по конкурентоспособности должны быть разработаны с учетом условий каждой страны. Так, для стран Центральной Азии торговля и транспорт являются важными экономическими рычагами, обеспечивающие доступ к мировым рынкам, что особенно актуально при отсутствии выхода к морю. Отдаленность от ближайших портов и рынков оказывает влияние на уровень развития торговли и конкурентоспособности. Барьером для стран Восточной Европы выступает инфраструктура для исследований и разработок, в странах Европейского Союза происходят изменения макроэкономической структуры стран — членов. В связи с этим, необходим полный анализ факторов, составляющих конкурентные преимущества каждой страны. На основе выделенных М. Портером стадий конкурентоспособности определены сферы конкурентных преимуществ /1/:

— наличие доминирующих факторов;

— развитие производства и инфраструктуры;

— эффективность государственных институтов;

— инновации и НИОКР.

На стадии факторов конкурентное преимущество страны определяется запасами природных ресурсов, дешевой рабочей силой, ее геополитическими положением и размерами территории. Для этой стадии характерны импорт технологий, оборудование, организация совместных предприятий. Наличие резервных запасов природных ресурсов не является гарантом экономического роста и повышения уровня ВВП в долгосрочной перспективе. На данный момент особенно актуален подход, основанный на мерах по повышению инновационной активности на уровне регионального сотрудничества стран и содействию распространению инноваций, взамен доминирующему ранее способу инвестирования в основной капитал и инфраструктуру, для ускорения темпов экономического роста.

Для Казахстана характерен опыт Венесуэлы, увеличившей доход на душу населения за 10 лет втрое за счет увеличения объемов экспорта и роста цен на нефть с одновременным повышением государственных расходов. Нефтяная направленность экономики Венесуэлы привела к снижению темпов развития сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Меры диверсификации экономики и разработка крупномасштабных инфраструктурных проектов не смогли защитить экономику от последствий изменений цен на нефть и как вследствие стремительного падения показателей дохода на душу населения. В этой связи макроэкономическая политика для всех нефтяных стран должна быть направлена на достижение и повышение конкурентоспособности в ненефтяных секторах экономики. Что достигается не за счет увеличения показателей доходов на душу населения, изменение которых возможно за короткий период времени путем наращивания темпов добычи и ростом мировых цен на нефть. Положительным примером развития экономики на основе природных запасов является опыт Колумбии, направленный на развитие угольной промышленности в краткосрочный период:

— внедрение технологий модернизации малых и средних подземных угольных шахт;

— создание комплексов для улучшения характеристик угля, используемого как топливо;

— развитие инфраструктуры углепроводов или создание других рентабельных систем доставки угля потребителю;

— строительство тепловых электростанций на базе местных углей.

В связи с этим, можно отметить, что наличие природных ресурсов не всегда может обеспечить стране конкурентное преимущество. Все зависит от того, каким образом и на сколько они эффективно используются. Кроме того, считается, что конкурентное преимущество, основанное на факторах производства, не является устойчивым, поскольку экономика страны становится чувствительной к изменениям мировых цен на сырье. Это вполне обоснованно, так как научно-технический прогресс на основе ресурсосберегающих технологий существенно влияет на цены мирового рынка. Однако следует отметить, что страны, которые достигли конкурентного преимущества правильно используя свои природные богатства и создали организацию, действующую в общих интересах, на примере стран ОПЕК, менее уязвимы от изменений конъюнктуры, более того, они сами контролируют цены. В этом плане уязвимой является экономика стран не состоящих в таких союзах, особенно государств СНГ, в том числе Казахстана, недавно вышедших на мировой рынок.

В свою очередь, факторы производства направлены на снижение издержек и увеличение объемов, что соответствует решению задач нового этапа развития. Данный этап основывается на принятии природоохранного законодательства, внесении изменений в налоговые системы, расширению деятельности экологической политики. Это характеризуется использованием передовых ресурсосберегающих технологий, увеличением затрат на НИОКР, введением поощрительных мер при развитии и внедрении инноваций. Так, основной фактор конкурентоспособности ЕС в условиях глобализации являются проводимые постоянные исследования, внедрения в производство инновационных разработок и нововведений стран- членов союза. Согласно Стратегии ЕС, направленной на продвижение экономики знаний, процесс формирования инновационного развития базируется на региональной политики для повышения конкурентоспособности как отдельных стран – участниц так и всего ЕС. Создание и функционирование интеграционного союза взаимосвязано с уровнем конкурентоспособности и экономического роста членов ЕС на основе инновационного потенциала. Около 40% разрыва в уровне регионального ВВП на душу населения относится на счет различий в инновационном потенциале регионов. К основным предпосылкам для успешного инновационного развития на примере стран ЕС являются:

— высокие расходы на НИОКР;

— решение проблем на государственном уровне;

— наличие широкой исследовательской базы;

— постоянный обмен опытом и взаимосвязь теоретических и практических воззрений;

— применение современных и нформационных и телекоммуникационных технологий.

Анализ регионального инновационного индекса ЕС позволил сделать выводы о том, что результатом проводимой региональной макроэкономической политики является повышение уровня инновационного развития менее трети регионов над средним по всему союзу значением. Особенностью модели инновационного развития стран-участниц ЕС является то, что национальный инновационный потенциал сосредоточен на территории отдельных регионов, среди которых экспертами выделяются основные – Швеция, Финляндия, Германия и Нидерланды. Согласно всемирному индексу определения конкурентоспособности, именно эти страны занимают лидирующие позиций в данном рейтинге. Всемирный Экономический Форум в отчете о международной конкуренции, ежегодно публикует результаты своих исследований по вопросу конкурентоспособности стран. Экономические рейтинги стран на основе расчета Индекса Конкурентоспособности для роста, Индекса Конкурентоспособности для Бизнеса и Индекса Глобальной Конкурентоспособности. Кроме анализа состояния этих индексов и их сопоставления для различных стран, в отчете также содержится еще и часть, посвященная подробному экономическому профилю каждой из исследованных стран.
Финляндия является лидером по уровню конкурентоспособности экономики не только среди стран ЕС, но и в мире, что подтверждают ведущие мировые аналитические центры, занимающиеся проблемой мировой конкурентоспособности.

В ЕС выделены основные регионы и соответствующие им конкурентные преимущества , позволяющие повысить конкурентоспособность:

— регионы, специализирующиеся на предоставлении услуг и обладающие самыми квалифицированными трудовыми ресурсами;

— регионы, специализирующиеся на промышленном производстве, предприятиями которых зарегистрировано наибольшее число патентов.

К основным принципам формирования научно-технической политики ЕС относится разработка региональной инновационной стратегии, на основе достижения взаимосвязи между частным и государственным сектором и помощь малым и средним предприятиям в доступе к новым технологиям. Данная стратегия базируется на взаимодействии всех участников региональной инновационной системы, а именно региональных правительств, академических институтов, исследовательских центров и лабораторий, технопарков, бизнеса и институтов гражданского общества. Большая роль отводится транснациональным корпорациям, оперирующим в регионах. Опыт ЕС показывает, что положительные результаты остигнуты за счет постепенного процесса интеграции, при четко поставленных конкретных целях и сплоченности участников.

Следовательно, наличие конкурентных преимуществ определяет ключевые направления развития каждой страны, а именно:

— экономические связи — торговля, инвестиции, транспортные пути;

— взаимоотношения в области ресурсов – природных, гендерных, экологических;

— вопросы национальной политики – региональная и национальная безопасность.

Интеграция торговли главный вопрос для стран, при достижении конкурентоспособности, особенно в мировом хозяйстве. На примере стран Центральной Азии можно заметить, что при отсутствии выхода к морским границам страны являются зависимыми между собой в вопросах доступа к рынкам и решение данного вопроса возможно лишь путем координации совместных усилий. Для торговой интеграции необходима единая торговая политика, развитие транспортных связей, снижение квот и тарифов, а также устранение существующих барьеров.

Соответствие экологической программе оказывает влияние на экономические связи каждой страны, а именно на торговый оборот, приток иностранных инвестиций. Увеличение объема экологических товаров и услуг способствует росту экспорта, а также привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование /2/.

Вопросы экологического характера были рассмотрены во время проведения Международного саммита Стран Большой Восьмерки, проходившем в июле 2008 года в Японии при участии ведущих мировых стран, что подчеркивает значимость и влияние экологического фактора при формировании международной конкурентоспособности страны.

Конгрессом США был принят закон о торговле и конкурентоспособности, с введением которого начался современный этап технологической политики США. Этот этап характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между федеральными, местными и частными структурами по повышению конкурентоспособности всей страны. Новаторскими шагами являлись программы «передовые технологии» (поддержка рисковых дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и «партнерства в расширении производства», в рамках которой осуществляется техническое содействие модернизации деятельности 380 тысяч средних и малых предприятий в США в условиях усиления мировой конкуренции. С 1993г. положено начало политики «технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи».

При этом были сформулированы три цели:

— долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды;

— наличие эффективного производства, более четко реагирующего на нужды граждан;

— мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле.

Так, д ля координации работ по повышению конкурентоспособности страны в США был создан совет по повышению конкурентоспособности. Правительством США выделены основные направления стратегии национальной безопасности, состоящей из семи разделов:

— повышение конкурентоспособности товаров и производительность труда;

— расширение рынков сбыта товаров;

— обеспечение энергетической безопасности, повышение эффективности использования энергии;

— решение проблем экологии, окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

— инвестирование в новые технологии, усовершенствование базы и других жизненно важных элементов инфраструктуры;

— увеличение количества рабочих мест;

— повышение качества образования и обучения.

Согласно данной стратегии объем производства продукции и технологий, связанных с экологией и энергетикой производимых в США, составляет более 15% и имеет тенденцию к росту. Тем самым, производство и использование новых возможностей экологически чистых товаров является конкурентным преимуществом для хозяйствующих субъектов и отраслей. По данным международных исследований страны, учитывающие экологический фактор и имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, как правило, являются наиболее конкурентоспособными /3/. Согласно рейтингу группы Всемирного банка доминирующее положение по уровню конкурентоспособности стран принадлежит США, Японии и Западной Европы, во многом за счет высоких показателей создания и экспорта продукции экологических производств /4/. Страны ЕС увеличивают долю экспорта экологических товаров, более 40% экологических патентов на товары, получившие международное признание принадлежат разработкам ученых Германии.

Экологические вопросы неразрывно связаны с природными ресурсами и окружающей средой. Наличие природных ресурсов и экологических активов является одним из определяющих факторов конкурентных преимуществ. Однако, данный процесс нуждается в совершенствовании и управлении, поскольку ограничен размер природных запасов и не все необходимые ресурсы представлены в каждой стране. Поэтому огромное значение имеют взаимоотношения соседних государств, выгоды от регионального сотрудничества заключается в решении задач, воздействующих на экологическое и социальное равновесие.

В свою очередь, региональные усилия могут внести значительный вклад в сохранение как национальной безопасности, так и региональной стабильности. Процессы усиления взаимозависимости стран в условиях глобализации национальная безопасность каждой страны зависит от региональной стабильности.

Таким образом, развитие интеграционных отношений является составной частью достижения и повышения конкурентоспособности. Интеграционные отношения способствуют созданию и обеспечению безопасности окружающей среды, в которой эффективно функционируют субъекты хозяйственной деятельности и граждане государств в условиях существующих угроз.

Долгосрочными приоритетными целями Казахстана является достижение уровня ЕС в плане стандартов жизни и производства, этапов производительности и дохода, создание единого экономического пространства со странами Центральной Азии, Россией, Украиной и Беларусью для привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта, использование геополитического расположения для создания транзитного «узла» между Востоком и Западом, расширение взаимоотношений с Китаем, обеспечение безопасности за счет развития регионального сотрудничества.

Список использованных источников

1. Майкл Портер Международная конкуренция. – М. 1998г.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность М.2002г.

3. Millennium Developmant Goals. Report. The World Bank 2007

4. Partneship in Developmant. The world Bank Group. 2007

Источник

Оцените статью