Примеры стран с эмбарго

Торговое эмбарго

Для ведения войны используются разные средства. По сути, она идет постоянно, а острая фаза, когда активно работает тяжелая артиллерия, самолеты и ракеты, свидетельствует о ее экстремальной форме. Мировые страны, и особенно сверхдержавы, периодически испытывают прочность друг друга, пытаясь отстоять свои интересы и в меру возможностей ослабить конкурентов по торговле. Самым распространенным способом «мирной войны» является экономическое давление, которое носит название «торговое эмбарго» и происходит от испанского слова embargo – запрет, арест. Что означает эмбарго, и какие последствия оно несет для сторон конфликта? Какие меры принимают страны, подвергшиеся торговому запрету, для преодоления его негативных факторов? Сначала нужно понять сам принцип действия этой репрессивной меры.

Что такое торговое эмбарго

Понятие «эмбарго» впервые появилось в XVIII веке и применялось по отношению к задержанным кораблям и оружию, которые принадлежали иностранным государствам. Как упоминалось ранее, от испанского embargo (запрет) образован глагол embargar, что в переводе означает «конфисковать, налагать арест».

В некоторых случаях первоосновой считают латинский термин imbarricare (препятствовать). Со временем он прочно вошел в международное право и стал популярным в вопросах регулирования межгосударственных отношений и международных торговых войн.

Радикальной мерой ограничения торговли между странами считаются экономические санкции, среди которых важное место занимает торговое эмбарго – запрет на ввоз (вывоз) в страну или из страны определенной категории товаров. Обычно государства решаются на введение коммерческого эмбарго по политическим причинам. Кроме того, экономические санкции могут накладываться на какое-то государство по коллегиальному решению, например, резолюции Организации Объединенных Наций.

Читайте также:  Символические деньги развитые страны

Эмбарго вредит не только экономике страны, которая им воспользовалась, но и государству, для которого эта санкция применена. В то же время остальные страны, которые не присоединились к торговому эмбарго, получают от этого дополнительный бонус. Эффект от торгового запрета хорошо виден на рисунке, где: Sе – предложение экспорта из страны, применившей эмбарго, Sn – предложение экспорта из стран, оставшихся в стороне от введения санкций.

При свободных торговых отношениях в точке F устанавливается равновесие при стоимости Р0. В условиях эмбарго траектория Se не просматривается, а предложение импорта отражает только линия Sn. В итоге страна, применившая торговое эмбарго, имеет падение цены, так как реализация товаров на внутреннем рынке растет. Изолированное от внешней торговли государство, наоборот, получает взлет цен и сокращение объема импорта до М1. Колебания внутреннего равновесия (траектория F→Е) дают следующий результат:

Зона а – потери страны-инициатора санкций;

Зона b – выгода воздержавшихся стран;

Зона (b+c+d) – потери страны-объекта применения эмбарго;

Зона (a+c+d) – совокупные потери от внешнеторговых санкций.

Однако целью применения эмбарго являются не экономические преимущества, а рычаги давления на государство для воплощения определенных замыслов. В этом аспекте торговое эмбарго будет успешным для страны-инициатора, если:

Она обладает высокой гибкостью экспортного предложения, а значит, довольно безболезненно может уменьшить объём экспортируемых товаров;

Государство-объект установления эмбарго характеризуется большой потребностью в импорте, так как ее экономика прочно связана с внешней торговлей;

Санкции широкомасштабны и введены неожиданно.

Правовое основание введения торгового эмбарго

Юридическим основанием для применения любых внешнеторговых санкций, включая эмбарго, нормативами ВТО предусмотрено такое понятие, как защита «национальной безопасности». Генеральное соглашение (ГАТТ) относительно тарифов и торговли как основной документ для деятельности ВТО разрешает устанавливать торговые ограничения, включая эмбарго, если государство таким образом защищает «существенные интересы своей безопасности» (ст. XXI).

Однако опыт стран-участниц ВТО, вводивших торговое эмбарго, свидетельствует о том, что определение «существенных интересов безопасности» довольно расплывчато и позволяет трактовать его по усмотрению членов организации. Стоит отметить, что решение спорных вопросов внутри ВТО дает весьма скромные результаты. В конечном счете страны располагают значительными возможностями для установления эмбарго под лозунгом соблюдения «национальной безопасности». Из всего описанного в данной статье относительно эмбарго, инициированного странами-участницами ВТО, следует, что концепция «существенные интересы безопасности» очень туманна.

Выходит, что торговое эмбарго относится к категории эффективных экономических мер, используемых тем или иным государством для экономического и политического давления на другие страны. Результативность политики запретов пока не определена в условиях современного развития свободной торговли (фритредерства) во всем мире. Для стран, желающих воспользоваться эмбарго с целью давления на конкурентов, препятствием могут стать нормы ВТО. Однако поправка на необходимость применения торговых санкций при угрозе для безопасности страны в сочетании с размытостью этого понятия в положениях ГАТТ открывает широкие возможности для государств устанавливать эмбарго, связывая его с возникновением ряда угроз своей национальной безопасности.

Какие различают виды торгового эмбарго

С учетом объема установленных запретов существует полное эмбарго и частичное. Под первым понимают глобальные недозволительные меры по внешнеторговым отношениям между странами, исключением из которых является выполнение различных гуманитарных программ. При этом само государство вправе вообще прекратить внешнеторговые связи с другими странами, желая образовать автаркию (система замкнутого воспроизводства). Так, Испания в 1939–1959 годах при правлении диктатора Франсиско Франко абсолютно отказалась от внешней торговли с другими странами. Полное торговое эмбарго применяется и к другим государствам. Для примера можно привести континентальную блокаду Великобритании (1806–1814 годы), введенную Наполеоном Бонапартом с тотальным запретом торговли с государством-противником. В прошлом веке подобным примером стал разрыв торговых отношений с КНДР по инициативе Соединенных Штатов Америки в качестве реакции на участие Северной Кореи в войне 1950–1953 годов. На закате 80-х условия корейского эмбарго немного смягчились, однако лишь много лет спустя (2008 г.) были полностью отменены торговые запреты.

Частичное торговое эмбарго охватывает обособленные объекты или направления международной торговой деятельности. Основными категориями товаров, чаще всего страдающих от этих ограничительных санкций, становятся нефть, продукция для ядерного производства и топливной энергетики, оружие, боеприпасы и военная амуниция, продовольственные товары (икра, рыба, мясо), предметы роскоши, (без)алкогольные напитки, электроника. Частичное эмбарго можно устанавливать на импортные и экспортные операции, применяя при этом всевозможные сочетания санкций (см. таблицу).

Запрет вывоза товаров со своей территории

На вывоз товаров с его территории

Запрет ввоза товаров на свою территорию

На ввоз товаров на его территорию

Экспорт и импорт

Запрет вывоза и ввоза товаров на свою территорию

На ввоз на его территорию товаров и на вывоз с его территории товаров.

Классификация торгового эмбарго

Изучая практику регулирования международных торговых отношений государств, можно классифицировать торговое эмбарго по признаку декларируемых аргументов для принятия запретов.

Политическое эмбарго устанавливается государством для осуществления идеологического давления на другую страну. Так, в 2003 году ужесточение США торговых ограничений по отношению к Кубе по декларации американского руководства преследовало цель ускорить преобразование Кубы в новое демократическое и свободное государство. Эмбарго политического характера применяется также для демонстрации противоречий с правящим режимом или конкретными действиями государства. К примеру, японское эмбарго на экспорт продукции в КНДР (2009–2010 годы), вызванное ядерными испытаниями в этой стране; ряд эмбарго Евросоюза в отношении Сирии на продажу нефти и оружия (2011 г.).

Экономическое эмбарго, которое, к примеру, ввел Казахстан применительно к российскому бензину и дизельному топливу весной 2015 году из-за их более низкой стоимости, что ставило под угрозу стабильную прибыль казахских нефтеперерабатывающих комплексов.

Эмбарго для защиты государственной безопасности (например, торговое эмбарго России 2014 года на продовольствие, утвержденное Указом Президента РФ № 560 от 6 августа об отдельных экономических мерах для обеспечения безопасности РФ).

Эмбарго, вводимое для предупреждения и разрешения спорных ситуаций с территориальными границами стран (вспомним жесткое торговое эмбарго Греции к Македонии в период 1994–1995 годов из-за вероятности предъявления территориальных притязаний со стороны последней).

Эмбарго, целью которого является забота о здоровье граждан какой-либо страны (яркий пример представляет запрет, узаконенный Россией (2006-2013 гг.), на ввоз вин, минеральных вод и других сельхозтоваров из Грузии и обоснованный охраной здоровья россиян, что можно трактовать и как политический ход).

Экологическое эмбарго, применяемое для выражения государственного протеста против экологической деятельности или отношения к представителям фауны какой-либо страны. Так, в 1998 году Соединенные Штаты Америки ввели запрет на поставку из Норвегии продукции тюленьего промысла и объяснила это заботой граждан об окружающей среде и массовыми выступлениями населения против охоты на данных животных. Сюда можно отнести торговое эмбарго на ввоз живого скота из Индонезии, принятое Австралией (2011 г.) по причине жестокости рабочих на индонезийских скотобойнях.

Анализ множественных случаев применения эмбарго в мировой экономике позволяет утверждать, что данный вид запретов довольно распространен и часто используется как способ экономического принуждения руководства некоторых стран к принятию решений, необходимых другим государствами или группам государств, объединенных в союзы.

Против кого вводят торговое эмбарго

Вековой опыт межгосударственных отношений может предложить массу примеров и способов наложения торговых запретов. Многообразие прежних и сегодняшних случаев установления коммерческих эмбарго позволяет классифицировать основные принципы их применения в международной торговой практике.

По направлению санкционного воздействия торговое эмбарго обычно нацелено на государство или группу стран. Иногда эти запреты могут носить индивидуальный характер, не связанный со страной местонахождения субъекта или его проживания (для примера – эмбарго на торговлю с террористическими организациями). Все виды эмбарго используются как инструмент для причинения вреда экономике определенного объекта, его политическому строю, существующей власти, жизнеспособности некоторых отраслей народного хозяйства, интересам обособленных экономических союзов, объединений и компаний.

По способу наложения торговое эмбарго может быть официальным и не официальным, что реже встречается в практике международного экономического сотрудничества стран, так как не позволяет четко обозначить возникшие рекламации и претензии к государству, которое находится под санкциями. Истории известны случаи использования такой меры воздействия. Для примера можно привести неофициальное эмбарго, присоединенное к экономической блокаде странами Антанты только образовавшегося СССР по итогам подписания Брест-Литовского мирного договора. Наряду с этим, негласная экономическая блокада Советского Союза европейскими «союзниками» Англией и Францией началась в марте 1918 года и продолжалась полтора года. И только после этого санкционные меры перешли в официальную фазу, которая завершилась уже в январе 1920 года.

Торговое эмбарго: примеры из истории

Еще в 1963 году Федеративная республика Германия наложила запрет на экспорт в СССР труб крупного диаметра. В итоге немецкий производитель понес большие убытки, а Советский Союз изыскал средства на создание отечественных промышленных технологий.

В 1979 году после введения российских миротворческих войск в Афганистан, бывший тогда демократической республикой, американская компания «Соса-Cоlа» официально отказалась поставлять свои прохладительные напитки для участников и гостей Олимпиады-80, которая проходила в Москве. Разумеется, мера была серьезной, но Советский Союз испытывал неприятности и похуже.

Напитки – это мелочь, по сравнению с таким важным продуктом, как зерно. Большое обилие земель, включая Черноземье, не позволило нашей стране за все время существования Советского Союза стать автономной державой в плане продовольствия. СССР во многом зависел от американских поставок зерновых. Так, в 1975 году был подписан контракт на ежегодный импорт зерна общей стоимостью почти 1 млрд долларов (это огромные по тем временам деньги). Сразу же после введения наших войск в ДРА американцы не могли не воспользоваться случаем нажать на «болевую точку». Это карательное торговое эмбарго сильно поколебало и экономику США, так как экспорт сельхозпродукции – весьма важный элемент ее внешнеторгового баланса. Но победили амбиции и отчаянная надежда на то, что запрет на зерно в комбинации с бойкотом Олимпийских игр вынудит СССР отступить. Опять та же, «Соса-Cоlа»…

Конечно, удар был чувствительным, но не смертельным. Почти моментально произошло импортозамещение, и пшеницу с большим удовольствием стали сбывать СССР страны с развитым сельским хозяйством – Аргентина, Австралия, Канада и даже небольшая Испания. Вероятно, будь западный мир сплоченней, Советскому Союзу пришлось бы начинать выращивать свои большие урожаи, а может даже расформировать колхозы.

Было время (1974 г.), когда страны-члены ОПЕК вдруг провозгласили торговое эмбарго на нефть, обидевшись за поддержку Израиля на западные демократии. Роль углеводородов издавна была и останется колоссальной для всемирной экономики. Моментально подскочили цены, а простые американцы, европейцы и даже японцы почувствовали эту карательную инициативу на собственных кошельках. С одной стороны, арабское эмбарго пошло на пользу, и жители богатых стран начали потихоньку экономить. Были созданы сотни передовых энергосберегающих технологий, большинству граждан пришлось сменить свои шикарные авто на малолитражки, был принят целый комплекс мер по экономному потреблению нефтепродуктов.

И напоследок самое продолжительное торговое эмбарго прошлого века – экономическая блокада Кубы, называемой в те годы Островом Свободы. После революции и установления социализма кубинцы национализировали собственность американских транснациональных компаний. Самоуверенные американцы попытались вернуть «несправедливо» отобранное (по их мнению) имущество вооруженным путем, однако получили уверенный боевой отпор. Возмущенные США решили уморить голодом свою «сахарницу» и устроили Кубе внешнеторговый вакуум. Все американские президенты, начиная с Джона Кеннеди и заканчивая Бараком Обамой, несколько десятилетий такого давления надеялись, что суровое эмбарго вынудит кубинский народ свергнуть ненавистного Феделя Кастро, посредством новой цветной революции, которую могли бы назвать «сладкой». К счастью, несмотря на небольшое удаление от Флориды, этого так и не случилось. Может быть, у американской администрации нашлись более важные дела…

Торговое эмбарго в России в нынешние дни

Не так давно было объявлено торговое эмбарго России (2014 г.) на импорт продовольствия из стран, принявших антироссийские санкции, которое вступило в силу 7 августа. Вначале запрет был рассчитан на год, но затем ежегодно продлялся.

Странами, для которых закрыт сельскохозяйственный продуктовый рынок России, стали США, государства Евросоюза, Австралия, Канада и Норвегия. Функции контроля над выполнением данного запрета возложены на Федеральную таможенную службу.

Обязанности по исследованию и быстрому реагированию на колебания конъюнктуры продуктового рынка с целью сдерживания роста цен выполняет специальная государственная комиссия при участии Министерства сельского хозяйства и под контролем Федеральной антимонопольной службы.

Многие эксперты считают, что торговое эмбарго России на импортную сельхозпродукцию ускорит развитие собственного аграрного сектора.

На официальном правительственном сайте РФ можно найти список продуктов, запрещенных для ввоза в нашу страну, в которых входят:

Мясо (охлажденное, свежее, мороженное) крупного рогатого скота;

Свинина (охлажденная, свежая, мороженная);

Мясо и субпродукты из домашней птицы;

Соленое, рассольное, копченое или сушеное мясо;

Рыба и морепродукты (моллюски, ракообразные и другие виды беспозвоночных);

Молочная продукция, свежее молоко;

Овощи, в т.ч. корнеплоды и клубневые;

Колбасная продукция, мясные (кровяные) субпродукты и изделия на их основе;

Продукты из растительных жиров (в т.ч. сыры, творог и молокосодержащие изделия).

К чему привело торговое эмбарго в России

Торговое эмбарго России на экспорт продукции аграриев из нескольких ключевых стран повлияло на банковскую деятельность, завязанную на международных операциях. Пока не решены вопросы, что делать банкам в этой ситуации, как разблокировать сделки коммерческого финансирования и какие последствия может вызвать какое-либо действие.

Неожиданная задержка контрактов с поставщиками продукции без малейшего переходного периода серьезно нарушила снабжение внутреннего рынка России и стабильность организации поставок. Несколько десятков грузовых судов и рефрижераторов с товарами (многие из них оплаченные) были заблокированы в портах и на российской границе.

Так, 7 августа российско-финскую границу смогли пересечь только товары, оплаченные российскими заказчиками за неделю до того, как было объявлено торговое эмбарго России 2014 года. Многие импортеры предпочли не рисковать своими деньгами и развернули фуры, отправленные в Россию, обратно для возврата груза европейским продавцам.

Еще интересный пример. Популярный датский перевозчик Maersk Line объявил, что из-за ответных российских санкций потребовалось вернуть отправителям множество морских контейнерных поставок продовольствия. В связи с тем, что его клиенты были застигнуты врасплох этими санкциями, Maersk Line ищет наиболее дешевый способ для возвращения товаров в Европу.

В настоящее время Россия завозит на внутренний рынок 40% всего продовольствия на 43 млрд долларов. Импорт продовольствия из стран Евросоюза в 2013 году составил 11,8 млрд долларов, а из США – 1,6 млрд долларов. Как упоминалось выше, под российские санкции попали уже проплаченные контракты. Предварительные оценки экспертов показывают, что потери отечественного бизнеса (а именно компаний, занимающихся импортом, перевозками, переработкой и хранением продуктов) исчисляются суммой около 140 млн долларов. Ущерб для экспортеров ЕЭС может достигнуть 6 млрд долларов.

Юридически международные торговые отношения регулируются договорами или соглашениями, подписанными на двусторонней основе. Они образуют юридическую базу для законного проведения торговых операций, а также определяют режим для иностранных товаров, услуг, капитала, юридических и физических лиц в конкретной стране. Внутри ВТО, куда Россия вошла в 2012 году, общепризнанной основой для внешнеторговых отношений является режим максимального благоприятствования. Это означает, что стороны соглашения предоставляют друг другу все права, льготы и преимущества, которыми располагает или будет располагать некое третье государство.

На фоне снижения государствами степени тарифной защиты (по условиям ВТО) как максимально эффективный способ защиты внутреннего рынка в первую очередь стали использоваться нетарифные меры. Они включают все доступные инструменты, которыми пользуется государство для упорядочивания торговли (кроме тарифов) и которые регулируют ограничения и запреты на экспорт (импорт) товаров.

Сегодня уже получены (и возможны в дальнейшем) ряд претензий от участников ВТО по поводу торгового эмбарго России на ввоз некоторых продовольственных позиций. Со своей стороны, в аргументации Россия намерена опираться на необходимость государственной продовольственной безопасности. Подобные исключения действительно допускаются соглашениями ВТО. В то же время в спорной ситуации придется обоснованно доказать реальность самой угрозы, а не использования ее как предлога для защиты собственного рынка. Заметим, что за всю историю ВТО наложение санкций не оспаривалось ни разу.

Каждый внешнеторговый контракт своими положениями должен предусматривать форс-мажорные обстоятельства, в число которых входит торговое эмбарго (запрет) государства на ввоз или вывоз товаров.

Ответные санкции России на импорт продовольствия из некоторых стран сторонами контрактов должен трактоваться как форс-мажор. Это даст возможность покупателям отказаться от оплаты недоставленного товара и сделать попытку вернуть уплаченную сумму аванса за возвращенный груз. Что касается продавцов, то в случае непреодолимых обстоятельств они могут избежать штрафных санкций за задержку поставки.

Обращаясь к иностранному, например, англосаксонскому законодательству, можно увидеть, что при форс-мажоре дальнейшее соблюдение договора не нужно, и обязательства сторон по нему прекращаются в силу юридической невозможности его выполнения.

Выше упоминалось, что внезапное торговое эмбарго на импорт вызвало задержку отгруженных в Россию товаров и возврат этих грузов отправителям. Некоторая продукция была предоплачена, к тому же все продавцы после отгрузки имели полный комплект соответствующих документов (в том числе транспортный), предъявляемых покупателю для перечисления денег на открытый ранее счет или оплаты через банк по инкассо или аккредитивам.

Продавцы могут поступать по-разному. Одни войдут в создавшееся положение и вернут оплаченный аванс, другие не подадут документы на оплату, зная, что груз возвращен из-за эмбарго, и оплаты все равно не последует. Но, учитывая свои убытки, ряд продавцов внезапно запрещенных товаров все же будут отстаивать свою точку зрения: контрактные обязательства по поставке исполнены, и груз перешел во владение покупателя. Таким образом, они не вернут суммы оплаченных авансов, подадут документы на оплату и обратятся в Арбитражный суд в случае неполучения денег из-за российского торгового эмбарго на импорт.

Поговорим подробнее о факте перехода товаров (продукции) в собственность покупателя в соответствии с контрактом.

Если документом не предусмотрен момент (дата) перехода прав собственности, его определяют согласно правам сторон, указанным в контракте. Вдобавок положение о действующем праве должно выражаться прямо либо конкретно следовать из условий соглашения (п.2 ст. 1210 ГК). При отсутствии договоренностей сторон о порядке применения права за основу берется право страны, обозначенной в контракте. Обычно это государство продавца (ст. 1211).

Так, законодательство РФ предполагает, что право собственности по договору переходит к приобретателю товара в момент его передачи (п. 1 ст. 223 ГК). Передачей считается вручение товара покупателю, отгрузка его перевозчику на отправку, пересылка вещи приобретателю через предприятие связи без обязательства доставки (п. 1 ст. 224 ГК). Под передачей вещи (товара) понимается передача коносамента и другого распорядительного документа на товар (п. 3 ст. 224 ГК).

Для импортного товара время перехода права собственности непосредственно указывается во внешнеторговом договоре (контракте). Им может признаваться дата оплаты покупателем, время (дата) доставки или делегирования рисков продавца покупателю по нормам Инкотермс-2010.

Подчеркнем, что момент передачи (перехода) прав собственности может не совпадать со временем делегирования рисков продавца покупателю. А основные условия поставки по Инкотермс определяют лишь обязанности сторон, связанные с поставкой и страховкой груза, а также распределение между сторонами рисков утраты (повреждения) товара.

Учитывая статью о форс-мажорах, предусмотренную контрактами (см. выше), можно прогнозировать, что при рассмотрении арбитражных споров торговое эмбарго государства на импорт будет расценено как форс-мажор, приостанавливающий обязательства по контракту, независимо от формальной передачи товара покупателю в собственность. Так как все грузы, запрещенные к перевозке в Россию, отправились назад к грузоотправителю, товар фактически возвращен в собственность продавца.

Что касается возможности возвращения покупателям авансовой предоплаты за товар можно рассчитывать, что при решительном отказе продавца Арбитражный суд может рассмотреть это как неосновательное обогащение.

Руководства по применению оговорок о санкциях в инструментах торгового финансирования, регулируемых правилами ICC

Большинство банков в последнее время по требованию дополняют текст гарантии (аккредитива) специальным уточнением, где указаны налагаемые санкции и обстоятельства для аннулирования обязательств по платежам. Такой подход вызван, скажем, санкциями против Сирии, Ирана и Ливии, вызвавшие споры касательно платежей по аккредитивам. Главная проблема состоит в том, что банк подчиняется санкциям его юрисдикции независимо от присутствия вышеупомянутой оговорки в аккредитивах и гарантиях.

Аккредитивы как основной инструмент для внешнеторговых расчетов относительно свободны от рисков. Но частота применения в последние годы таких методов, как торговое эмбарго и финансовые санкции, а также введение ссылок на санкции в аккредитивы искажают основную суть последних.

Аккредитив – это основанное на контракте, но независимое от него обязательство банка-эмитента. Продавец желает гарантий оплаты за поставленный товар против идеально оформленной отгрузочной документации. Но государственные запреты, эмбарго и санкции, как правило, налагают внезапно, что грубо нарушает логистику международной торговли.

Для решения этой проблемы в 2010 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала «Руководство по применению оговорок о санкциях в инструментах торгового финансирования, регулируемых правилами ICC», а поправки в данный документ были внесены в июне 2014 году (публикация N 470/1238).

Неизбежность введения санкций – вопрос политический и не входит в компетенцию ICC. Проблема реализации санкций должна решаться судебными, административными и государственными органами, так как это не относится к нормам банковской практики, подобно правилам ICC. А значит, содержание ICC не должно вмещать советов по интерпретации санкций и пояснений того, как они влияют на торговое финансирование, куда они включены.

В вышеупомянутом Руководстве есть примеры практикуемых оговорок о санкциях. Кроме того, даны рекомендации МТП по использованию инструментов, содержащих такие замечания.

Правила МТП, а именно UCP 600, вообще не упоминают о санкциях. Тем не менее, все банки подчиняются законам своей юрисдикции, включая законы территории ведения бизнеса, региона, где действует определенный аккредитив и т.п.

Запомните! Банк не отвечает за последствия от приостановки его работы вследствие стихийных бедствий, войн, гражданских волнений, террористических актов, забастовок или локаутов и прочих обстоятельств, не зависящих от него (ст. 36 UCP 600).

Возникает вопрос: что важнее – UCP 600 или действующее законодательство? Если санкции налагаются на транзакции, в которых задействован аккредитив либо гарантия по требованию, банк должен подчиниться. Выходит, что санкции, как ни крути, более приоритетны, чем положения Правил МТП.

Источник

Оцените статью