- Либеральная демократия: определение, признаки, достоинства и недостатки
- Понятие демократии
- Принципы демократического строя
- Признаки демократического устройства государства
- Формирование либеральной демократии
- Теория либеральной демократии
- Страны с либеральной демократией
- Решение разногласий между властью и народом
- Главное отличие либеральной демократии от классической
- Достоинства либеральной демократии
- Недостатки
- Либеральная демократия в России
- Либеральный режим — это что такое? Примеры, характеристика
- Общие сведения
- Экономическая основа
- Оппозиция
- Формирование госаппарата
- Специфика модели
- Основные отличительные черты
- Особенности распространения
- Сложности становления
- Ключевые принципы либерализма
- Современные тенденции
- Либерально-демократический режим страны
- «Открытое общество»
- Нюансы
- Авторитарно-либеральный режим
Либеральная демократия: определение, признаки, достоинства и недостатки
Либеральная демократия представляет собой модель общественно-политической организации правового государства, основой которой является такая власть, которая изъявляет волю большинства, но при этом защищает свободу и права отдельного меньшинства граждан.
Такой вид власти имеет цель обеспечить каждому отдельному гражданину своей страны права на частную собственность, на свободу слова, на соблюдение правовых процессов, защиту личного пространства, жизни, свободу вероисповедания. Все эти права прописаны в таком законодательном документе, как Конституция, или другой форме правового формирования, принятого решением Верховного суда, наделенного такими полномочиями, которые могут обеспечить исполнение прав граждан.
Понятие демократии
Современное название этого политического направления произошло от греческих слов demos — «общество» и kratos — «правление», «власть», что образовало слово demokratia, означающее «власть народа».
Принципы демократического строя
Принципы либеральной демократии:
- Главный принцип — обеспечение прав и свобод граждан.
- Правление обеспечивается за счет принятия волеизъявлений народа, выясненного в ходе голосования. Выигрывает та сторона, которая набрала большинство голосов.
- Уважается и гарантируется соблюдение всех прав, которые изъявляет меньшинство.
- Организация конкурентоспособности различных направлений управления, ведь демократия – это не средство властвования, а средство ограничения правящих партий с другими властными организациями.
- Участвовать в голосовании обязательно, но при этом можно воздержаться.
- Гражданское общество сдерживает деятельность власти государства путем самоорганизации граждан.
Признаки демократического устройства государства
Выделяют такие признаки демократии в государстве:
- Справедливые и свободные выборы – важный политический инструмент для избрания новых представителей власти, либо сохранения действующей.
- Граждане принимают активное участие как в политической жизни государства, так и в общественной.
- Обеспечение правовой защиты каждому гражданину.
- Верховная власть распространяется на всех равными частями.
Все это одновременно является и принципами либеральной демократии.
Формирование либеральной демократии
Когда начало формироваться такое течение? История либеральной демократии насчитывает долгие годы становления и давнюю историю. Такой вид управления является основоположным принципом развития западного цивилизованного мира, особенно римского и греческого достояния, с одной стороны, а также иудо-христианских наследий — с другой.
В Европе началом развития такого вида власти стали шестнадцатый-семнадцатый века. Ранее большинство уже сформировавшихся государств придерживались монархии, потому как считалось, что человечество склонно к злу, насилию, разрушению, поэтому ему необходим сильный лидер, который сможет удержать народ в ежовых рукавицах. Людей уверяли, что власть избирается Богом, а тех, кто был против главы, приравнивали к богохульникам.
Таким образом, начала зарождаться новая ветвь мысли, которая предполагала, что человеческие взаимоотношения строятся на вере, правде, свободе, равенстве, основой которых является либерализация. Новое направление строилось на принципах равенства, а избрание высшей власти Богом или принадлежность к благородным кровям не имеет никакой привилегии. Правящая власть обязана быть на службе у народа, но никак не наоборот, а закон равен абсолютно для всех. Либералистическое направление вошло в массы в Европе, но становление либеральной демократии не завершилось до сих пор.
Теория либеральной демократии
Улучшить государственный строй люди стремились еще с древних времен. С того времени каждое государство вносило свои изменения в трактовку понятия демократии. На сегодняшний день посредством этих проб появились различные теории строения демократического режима.
От того, как население принимает участие в организации государства, а также того, кто и каким образом управляет страной, зависит деление демократии на виды. Теория демократии делит ее на типы:
- Прямая демократия. Подразумевает непосредственное участие граждан в общественном строе государства: подъем вопроса, обсуждение, принятие решений. Это древний вид был ключевым в античные времена. Прямая демократия присуща малым общинам, городкам, поселениям. Но только тогда, когда эти самые вопросы не требуют участия специалистов в той или иной области. На сегодняшний день данный вид можно наблюдать на фоне структуры местного самоуправления. Ее распространенность имеет прямую зависимость от децентрализации вынесенных вопросов, принятых решений, от передачи права их принимать небольшим коллективам.
- Плебисцитарная демократия. Она, так же как и прямая, подразумевает право на волеизъявление людей, но отлична от первой. Народ имеет право только принять или отвергнуть какое-либо решение, которое, как правило, выдвигается главой власти. Т. е. власть людей ограничена, население не может принимать соответствующие законы.
- Представительная демократия. Такая демократия осуществляется посредством принятия народом главы органа власти, ее представителей, которые обязуются рассматривать и принимать интересы граждан. Но к решению более важных проблем, которые требуют участия квалифицированного специалиста, народ не имеет никакого отношения, особенно тогда, когда участие населения в жизни станы затруднено из-за большой территории обитания.
- Либеральная демократия. Власть – это народ, который выражает свои потребности через квалифицированного представителя главенствующей власти, который избирается для исполнения своих полномочий на определенный срок. Он пользуется поддержкой большинства народа, а народ доверяет ему, пользуясь конституционными положениями.
Это основные виды демократии.
Страны с либеральной демократией
Страны Европейского союза, США, Япония, Канада, Южная Африка, Австралия, Индия, Новая Зеландия представляют собой страны с либеральным демократическим строем. Такого мнения придерживаются большинство специалистов. При этом некоторые страны Африки и бывшего Советского Союза считают себя демократиями, хотя давно выявлены факты того, что правящие структуры оказывают прямое влияние на исход выборов.
Решение разногласий между властью и народом
Власти не способны поддержать каждого гражданина, поэтому между ними вполне ожидаемо возникают разногласия. Для разрешения таких споров возникло такое понятие, как судебная власть. Фактически она уполномочена разрешать любые конфликты, которые могут возникать как между гражданами и властью, так и внутри населения в целом.
Главное отличие либеральной демократии от классической
Классическая либеральная демократия основана на англо-саксонских практиках. Однако они не являлись основоположниками. Большой вклад в процесс становления этой модели правления принесли иные страны Европы.
Принципы классической либеральной демократии:
- Независимость народа. Вся власть в государстве принадлежит народу: учредительная и конституционная. Люди выбирают исполнителя и отстраняют его.
- Большинство решает вопросы. Для внедрения этого положения необходим особый процесс, который регулируется избирательным правом.
- Все граждане определенно имеют равные избирательные права.
Избрание главенствующего председателя – обязанность населения, так же как его свержение, контроль и наблюдение за общественной деятельностью. - Разделение власти.
Принципы современной либеральной демократии:
- Главная ценность – это свободы и права населения.
- Демократия – это правление главой общества от народа и для народа. Представительная демократия – это современный вид либеральной демократии, суть которой построена на конкурентоспособности политических сил и сил избирателей.
- Проблемы и пожелания выполняются по голосованию большинства, при этом не нарушаются, поддерживаются права меньшинства.
- Демократия – способ ограничения правительства и других властных структур. Создание концепции разделения власти с помощью организации работы конкурентных партий.
- Достижение договоренностей посредством принятия решений. Граждане не могут голосовать против – они могут голосовать за либо воздержаться.
- Развитие самоуправления способствует развитию демократических либеральных принципов.
Достоинства либеральной демократии
Преимущества либеральной демократии таковы:
- Либеральная демократия строится на Конституции и всеобщем равенстве перед законом. Поэтому наивысший уровень законности и порядка в обществе достигается за счет демократических взглядов.
- Подотчётность органов государственной власти перед народом полностью обеспечивается. Если население не устраивает политическое управление, то на последующих выборах противоположная партия имеет большой шанс их выиграть. Недопущение прошлых ошибок новой власти – отличный способ удержаться на вершине. Таким образом, обеспечивается низкий уровень коррупции.
- Важные политические вопросы решает квалифицированный специалист, что избавляет народ от лишних проблем.
- Отсутствие диктатуры также является преимуществом.
- Людям обеспечивается защита частной собственности, расовой, религиозной принадлежности, защита бедняков. При этом уровень терроризма достаточно мал в странах с таким политическим строем.
Невмешательство правительства в деятельность предпринимателей, низкий процент инфляции, стабильная политическая и экономическая ситуация являются следствием демократической либеральной системы.
Недостатки
Представители прямой демократии уверены в том, что в представительной демократии власть большей части населения реализуется очень редко — исключительно на выборах, референдумах. Действительная же власть находится в руках отдельной группы представителей правления. Это может означать, что либеральная демократия относится к олигархии, в то время как развитие технологических процессов, рост образованности граждан и привлечение их в общественную жизнь государства обеспечивают условия для передачи властвующих полномочий непосредственно в руки народа.
Марксисты и анархисты считают, что действительная власть находится в руках тех, кто имеет контроль над финансовыми процессами. Только те, у кого большая часть финансов, способны быть на вершине общественно-политического строя, посредством средств массовой информации внедряя в массы свою важность и квалифицированность. Они считают, что деньги решают все, а поэтому манипулировать населением становится проще, растет уровень коррупции, неравенство становится узаконенным.
Реализация долговременных перспектив в обществе очень затруднительна, и поэтому краткосрочные перспективы являются как преимуществом, так и более эффективным средством.
Для удержания веса голоса некоторые избиратели поддерживают определенные социальные группы, занимающиеся отстаиванием интересов. Они получают государственные пособия и завоевывают решения, которые соответствуют их интересам, но при этом не соответствуют интересам граждан в целом.
Критики считают, что избранные представители власти зачастую заменяют законы без какой-либо необходимости. Это способствует затруднению соблюдения законов гражданами, создаёт условия для злоупотребления положением со стороны правоохранительных органов и органов служения народу. Проблемы в законодательстве также влекут за собой торможение и массивность бюрократической системы.
Либеральная демократия в России
Установление этой формы государственного устройства проходило с особыми трудностями. Тогда, когда в Европе и Америке уже господствовала либеральная демократия, в начале двадцатого века в России сохранялись остатки феодального строя в виде абсолютной монархии. Это способствовало началу революционного движения, которое захватило власть в ходе Революции 1917 года. На последующие 70 лет в стране установился коммунистический строй. Гражданское общество было заторможено, несмотря на развитие экономической деятельности, независимости держав, из-за этого свободы, действующие на территориях других стран долгое время, не были внедрены.
Либерально-демократические изменения в России произошли только в 90-х годах, когда был установлен такой политический режим, который осуществил глобальные изменения: разрешалось приватизировать жилье, принадлежавшее ранее государству, установилась многопартийность в правительстве и т. п. При этом создание многочисленных ячеек собственников, которые могли бы стать основой либеральной демократии в России, не было организовано, а наоборот, поспособствовало созданию узкого круга богачей, которые смогли установить контроль над основными богатствами государства.
В начале двадцать первого века руководство страны снизило роль олигархов в экономике и политике страны за счет возврата части их собственности в государство, особенно в промышленном направлении. Так, дальнейший путь развития общества на сегодняшний день остается открытым.
Источник
Либеральный режим — это что такое? Примеры, характеристика
Либеральный режим – это своего рода ответ на излишнюю регламентацию социальной жизни со стороны государства. Он существует в странах с рыночной моделью экономики. Рассмотрим подробнее характеристику либерального режима .
Общие сведения
Слово «либеральный» имеет латинские корни. В буквальном переводе оно означает «свободный». Либеральный режим – это система формирования политической модели, основанная на требовании ограничения вмешательства власти в частную жизнь населения до минимума.
Рыночные отношения, свойственные развитому буржуазному государству, могут возникать только между самостоятельными и равными субъектами. Либеральный режим – это формальное равенство граждан. Фактически, однако, оно не может быть установлено.
В рамках либерализма провозглашена свобода слова. Множественность мнений зачастую при этом выглядит как вольнодумство, а в ряде случаев и как попустительство. Это, в частности, проявляется в отношении к положению женщины в обществе, сексуальным меньшинствам.
Экономическая основа
Либеральный политический режим базируется на частной собственности. Официальная власть освобождает производителей от чрезмерной опеки, не вмешивается в хозяйственную деятельность людей. Государство только определяет общие пределы свободной конкуренции. При этом власть выступает в качестве арбитра при разрешении споров.
Оппозиция
При либеральном режиме не только допускается возможность ее формирования, но и предпринимаются меры по ее развитию и финансированию. К примеру, при либеральном режиме поддерживаются теневые кабинеты в парламентах.
Обязательным атрибутом либерального общества считается многопартийность.
Формирование госаппарата
Среди ключевых признаков либерального режима особое значение имеет способ создания государственных органов. Они формируются посредством выборов. При этом результаты кампаний зависят не только от волеизъявления граждан, но и от финансовой состоятельности отдельных кандидатов или партий.
Госуправление основывается на принципе разделения власти. Система противовесов и сдержек минимизирует возможность злоупотреблений. Решения принимаются, как правило, большинством голосов.
Нормативное регулирование и госуправление осуществляются на основе децентрализации. При либеральном режиме это проявляется в том, что центральная власть решает только те вопросы, которые не могут решить территориальные властные структуры, организации и население.
Специфика модели
Либерально-демократический политический режим представляет собой разновидность демократического типа властвования, при котором демократические формы, способы, методы реализации государственных функций получают относительно непоследовательное, ограниченное, неполное применение.
Формирование такой модели, с одной стороны, обусловливается политической свободой личности. Вместе с тем субъективные и объективные условия значительно ограничивают возможности применения демократических методов и средств при управлении государством.
Из этого следует, что либеральный режим необходимо рассматривать как вид демократического типа властвования. Однако вместе с тем его следует выделять в относительно обособленную категорию режимов.
Либеральный режим является воплощением общественно-политических принципов свободы народа. Он стал ключевым направлением только в 30-40-е гг. XIX в., несмотря на то что идейные его истоки зародились еще в XVII-XVIII вв.
Традиционный либерализм сформировался в рамках борьбы против феодального закрепощения личности, сословных привилегий, наследственной передачи власти и проч. Его цель – свобода и равноправие граждан, установление равных возможностей для каждого.
Основные отличительные черты
Либерализм обладает следующими признаками:
- Признание изначального равенства людей, самоценности личности.
- Гуманизм, индивидуализм, космополитизм.
- Отстаивание неотчуждаемых свобод, прав и ответственности. В первую очередь, речь о праве на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью.
- Рассмотрение государства как института, основанного на договоре с членами общества, ограниченного функциями защиты неимущественных прав человека, не вмешивающегося в частные дела, поддерживающего свободу предпринимательства, рыночную экономику, конкуренцию.
- Поддержание принципов конституционализма, народовластия, разделения властей, правопорядка, законности, парламентаризма.
Особенности распространения
Раньше, в особенности в XIX столетии, либеральный режим был свойственен преимущественно индустриально-развитым государствам. В тот период они находились в процессе становления истинной демократии.
В современном мире либерализм особенно свойственен постколониальным и постсоциалистическим странам, переходящим от антидемократических тоталитарных или колониальных режимов к развитой демократии. В настоящее время к их числу можно отнести Шри-Ланку, Филиппины, Индию, Египет и проч. Эти государства сделали значительный шаг к демократизации общества. Однако они еще не достигли уровня держав с развитой демократией.
Сложности становления
Существенным препятствием для перехода к либеральному режиму выступают:
- тяжелое историческое наследие, связанное с продолжительным господством тоталитаризма и колонизацией;
- экономическая отсталость;
- преобладание старых традиций и прочие факторы.
В нищем обществе невозможно реально обеспечивать защиту политических и личных прав, устанавливать народовластие. В таких условиях официальная власть зачастую создает определенные ограничения, использует недемократические, в ряде случаев даже насильственные методы управления. Неспособность власти своевременно предупреждать и эффективно и справедливо разрешать возникшие социальные конфликты приводит к необходимости использовать армию для подавления массовых протестных выступлений.
Ключевые принципы либерализма
Идеалом режима считается общество, в котором каждый обладает свободой действий; политически значимая информация находится в свободном обороте. Власть государства и церкви при этом ограничена.
Либеральное течение отвергает многие положения, на которых основывались предыдущие концепции госуправления. Речь, в частности, о «божественном праве» монархов на власть, рассмотрении религии в качестве единственного источника знаний.
Базовые принципы либерального режима – это признание:
- Естественных прав, данных человеку природой, и других гражданских прав.
- Равенства перед законом.
- Ответственности правительства, прозрачности госвласти.
- Рыночной экономики.
Современные тенденции
Существующий сегодня либерализм признает приоритет за открытым обществом, основанным на демократическом управлении, плюрализме, при условии обеспечения защиты прав отдельных граждан и меньшинств.
Для некоторых современных либеральных течений характерна лояльность к государственному регулированию свободного рынка, направленному на обеспечение равенства возможностей. Приверженцы таких взглядов считают, что в политической системе должны присутствовать социальные элементы. К ним в числе прочего относят государственные пособия по безработице, бесплатное здравоохранение, приюты для бездомных и проч.
Либерально-демократический режим страны
Он мало чем отличается от чистого либерализма. При л иберально-демократическом режиме воля большинства и возможность избранных лиц реализовывать власть ограничиваются во имя обеспечения защиты свобод и прав меньшинств и отдельных индивидов.
Цель формирования такой модели состоит в предоставлении всем равных возможностей и гарантий соблюдения надлежащих процедур, частной собственности, неприкосновенности жизни, свободы слова, собраний и вероисповедания. Эти принципы закрепляются в высших законодательных актах (конституции, статуте) или прецедентных постановлениях, вынесенных высшими судебными инстанциями. Согласно этим нормативным документам предоставляются общественным и государственным органам специальные полномочия по обеспечению указанных прав и гарантий.
«Открытое общество»
Оно выступает ключевым элементом либерально-демократической модели управления.
Открытое общество характеризуется терпимостью, наличием и конкуренцией множества общественно-политических взглядов, плюрализмом.
За счет регулярных выборов у каждой из групп, имеющей собственную концепцию госуправления, отличную от других, имеет возможность получить власть.
В демократическом процессе, как показывает практика, маргинальные или экстремистские взгляды редко имеют существенное влияние.
Нюансы
При либеральной демократии политическое объединение, находящееся у власти, не должно разделять все стороны идеологии. К примеру, оно может выступать и за демократический социализм. Тем не менее это объединение должно подчиняться принципу верховенства права.
Понятие «либеральный» в этом случае следует трактовать так же, как и в период буржуазных революций, имевших место в конце XVIII в., – обеспечивающий каждому индивиду защиту от произвола органов власти и правопорядка.
Авторитарно-либеральный режим
Отечественные исследователи временем его существования в России называют период 1985-1991 г. Он ознаменовался реформами под руководством Генсека ЦК КПСС Горбачева.
Страна на тот момент находилась в условиях глубокого экономического кризиса. Горбачев стремился преобразовать хозяйственный механизм, однако, не доведя задуманное до конца, начал реформировать политическую систему. В результате сформировалась оппозиция. Это, в свою очередь, способствовало возрождению многопартийности.
Радикальные изменения при глубоком экономическом кризисе привели к распаду единого государства, выходу союзных республик из его состава. После поражения союзного центра власть оказалась в руках Ельцина. Он реализовал несколько мер, выходивших за рамки Конституции, действовавшей в то время.
Страна оказалась в переходном состоянии. Суть политического режима, действовавшего в 80-90-х гг. прошлого века, сложно охарактеризовать однозначно. В тот период имели место проявления авторитаризма и демократии, попытки установить военно-бюрократический режим. По мнению ряда исследователей, приоритетной в то время была все же авторитарно-либеральная тенденция, которую некоторые авторы связывают с личностью Горбачева.
Источник