Принцип взимания ндс по стране назначения

Принцип взимания ндс по стране назначения

Библиографическая ссылка на статью:
Дедова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Принципы взимания налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67334 (дата обращения: 23.04.2021).

Основой косвенного налогообложения в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС), правила взимания которого предусматривают обложение налогом каждого факта реализации продукта с момента его производства и заканчивая приобретением конечным потребителем.

Каждый факт реализации увеличивает стоимость продукта и влечет за собой уплату налога на добавленную стоимость, сумма которого определяется как разница между величиной налога, начисленной продавцом при реализации продукта, и величиной налога, уплаченной при приобретении данного продукта у поставщика [3,5].

Категория плательщиков НДС разнообразна и включает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, в том числе тех, которые признаются плательщиками налога по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ [4].

Теория косвенного налогообложения предусматривает два метода налогообложения добавленной стоимости: прямой и косвенный. При прямом методе определяется добавленная стоимость продукта и исходя из ее размера исчисляется сумма налога. Например, в основном цена продукта включает три главных компонента – материальные затраты, оплату труда и прибыль. Элементами добавленной стоимости будут только оплата труда и прибыль. Таким образом, исходя из данной концепции, сумма НДС будет определяться по следующей формуле:

НДС = (ОТ + П) * Ст (1)

НДС – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

ОТ – оплата труда персонала;

На практике применение прямого метода исчисления налога вызывает большое количество проблем, решать которые порой не представляется возможным. Поэтому при исчислении НДС используют косвенный метод расчета, который не предусматривает определение размера добавленной стоимости в цене продукта [2]. При косвенном методе в самом общем виде цена товара все также складывается из трех основных компонентов – материальных затрат, оплаты труда и прибыли:

ЦТ = МЗ + ОТ + П (2)

ЦТ – цена товара;

МЗ – материальные затраты.

Исходя из этого, добавленная стоимость будет выражена как разница между ценой реализации товара и материальными затратами на его производство:

ДС – добавленная стоимость.

Сумма НДС будет равна:

НДС = (ЦТ-МЗ) * Ст = ЦТ * Ст – МЗ * СТ (4)

Практически все современные системы налогообложения применяют данный метод исчисления НДС. В соответствии с ним, продавцом продукта уплате в бюджет подлежит сумма налога на добавленную стоимость, которая является разницей между исчисленным налогом с цены реализации продукта и уплаченным НДС при приобретении сырья, материалов и услуг, необходимых для его создания, либо сумма НДС, уплаченная при приобретении данного продукта с целью последующей перепродажи.

Практикой международной торговли выработано два, кардинально отличающихся друг от друга, принципа косвенного налогообложения внешнеторговых сделок: по стране происхождения или по стране назначения [1].

Первый принцип предусматривает обложение НДС экспортируемых товаров и услуг при освобождении от налогообложения импортных операций. То есть при пересечении государственных границ продукт облагается НДС только в той стране, где был произведен. Недостатком данного принципа, ограничивающим его широкое распространение в налоговую практику, является то, что налоговое бремя на экспортируемые из страны товары и услуги, может оказаться значительно выше, чем на их импортируемые аналоги. Это приведет к тому, что собственная продукция в стране будет иметь худшие конкурентные условия, чем импортируемая.

Поэтому наиболее распространенным в мировой практике является принцип обложения НДС внешнеторговых операций по стране назначения. В этом случае уже импортируемые товары и услуги облагаются НДС, а экспорт освобожден от налогообложения. Преимуществом данного метода является то, что аналогичные товары и услуги в пределах одного государства облагаются по одной ставке НДС и имеют одинаковые конкурентные условия в части косвенного налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что действующий режим налогообложения внешнеторговых операций существенно влияет на распределение налоговой базы между государствами, осуществляющими обмен товарами и услугами. Принцип налогообложения внешнеторговых операций по стране происхождения увеличивает налоговую базу той страны, чей экспорт в страну-партнера преобладает над импортом из нее. Использование принципа налогообложения по стране назначения приведет к кардинально противоположным результатам.

Широкое внедрение в международную практику именно этого принципа связано с тем, что значительно сокращаются издержки на таможенный контроль. Это объясняется тем, что не требуется оценка таможенной стоимости импорта, которая необходима при налогообложении налогом на добавленную стоимость внешнеторговых операций по принципу страны происхождения продукта.

Таким образом, косвенное налогообложение в части налога на добавленную стоимость является сложным процессом, который строится на международном опыте данных отношений и требует серьезного анализа при разработке и применении законодательных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу налогообложения. При этом необходимо учитывать интересы государства и обеспечить такие условия для отечественных производителей товаров и услуг, которые, по крайней мере, не ухудшали их конкурентные возможности по сравнению с иностранными производителями.

Библиографический список

  1. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №9. – с. 58-67.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации / В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 58-66.
  3. Ковалева Н.Н., Сабадашев А.Г. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №2. – с. 23-27.
  4. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2014. – №21 (80). – С. 353-355
  5. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – №9. – с. 29-37.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Взимание косвенных налогов таможенными органами по принципу страны назначения

В мировой практике применяются две системы обложения косвен­ными налогами: принцип страны происхождения и принцип страны на­значения. При принципе страны происхождения ввозимые товары нало­гом на добавленную стоимость (далее — НДС) и акцизами не облагаются, а экспортируемые товары облагаются косвенными налогами, которые по­ступают в бюджет страны — производителя товара.

Преимущества применения принципа страны происхождения очевид­ны только для государства, где уровень производства превышает внутрен­нее потребление и имеется положительное сальдо во внешней торговле.

Основные недостатки принципа страны происхождения заключают­ся в следующем:

? появляются экономические искажения, так как изменяются отно­сительные цены товаров, произведенных на месте и зарубежом (по срав­нению с ситуацией без налога);

? увеличивается цена экспортируемых товаров.

Принцип страны назначения заключается в применении экспортером ставки НДС в размере ноль процентов и в освобождении от акцизов. При предоставлении в налоговые органы соответствующих документов про­исходит вычет НДС либо освобождение от акцизов, таким образом, экс­портируемый товар «очищается» от внутренних налогов, что обеспечива­ет принцип нейтральности косвенных налогов и независимость размера ставки налога от системы налогообложения другого государства. Импор­тер при ввозе товара исчисляет НДС и акцизы по ставкам, действующим на его территории.

Основным условием применения принципа страны назначения яв­ляется необходимость взимать НДС и акцизы по ввозимым товарам, для чего должна быть создана система действенного контроля за пере­мещением товаров через границу с целью налогообложения ввозимых и освобождения от налога фактически вывозимых товаров.

Преимущества применения принципа страны назначения:

? государство полностью контролирует свой доход и не зависит от воз­действия налогов в государствах, откуда поступают товары;

? экспортируемые товары более конкурентоспособны на мировом рынке, так как в цену экспорта косвенные налоги не включаются, что спо­собствует оживлению деятельности предприятий за счет увеличения объ­емов экспорта;

? данный принцип не зависит от условий взимания НДС и акцизов (льготы и т.

Таким образом, принцип страны назначения при взимании косвен­ных налогов считается наиболее прогрессивным и имеет важное значе­ние для правильного функционирования общего рынка и полностью соответствует природе НДС как налога на потребление, так как внутри каждого государства потребление импортных и отечественных товаров облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами на равных ус­ловиях, а экспорт товаров, предназначенных для потребления в другом государстве, освобождается от обложения налогом. Такой порядок взи­мания налогов не только не допускает никакой дискриминации по отно­шению к импортным товарам, но и обеспечивает конкурентоспособность экспорта на мировом рынке. Акцизы применяются во всех государствах. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: в о — п е р в ы х, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, средство регулирования спроса и предложения товаров.

Товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь из стран даль­него зарубежья, Прибалтики, государств — участников СНГ, с которыми применяется таможенное оформление и таможенный контроль, облагаются налогом на добавленную стоимость при их таможенном декларировании.

В Республике Беларусь взимание НДС и акцизов при осуществлении внешнеторговых операций производится таможенными органами с 1995 г. Такой порядок взимания косвенных налогов по импортируемым товарам соответствует международной практике и считается наиболее прогрес­сивным. С подписанием в г. Астане (Республика Казахстан) 15 сентября 2004 г. межправительственного Соглашения о принципах взимания кос­венных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, ока­зании услуг с Российской Федерацией с 1 января 2005 г. Республика Бе­ларусь со всеми государствами применяет принцип страны назначения взимания косвенных налогов.

Таможенными органами взимаются акцизы при ввозе подакцизных товаров с территории государств, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное декларирование.

Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органа­ми при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, определяются налоговым и таможенным законодательством Таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и(или) актами Президента Республики Беларусь.

Подакцизными товарами признаются: спирт; алкогольная продукция; непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, су­спензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех ви­дов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабо­алкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и(или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмуль­сий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Не признаются подакцизными товарами:

? спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, ком­понентами, изменяющими органолептические свойства этилового спир­та, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

? спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к про­мышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законо­дательством;

? спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в ап­теках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требовани­ям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

? спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначе­ния, допущенные к производству и(или) применению на территории Ре­спублики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

? спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

? побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на терри­тории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

? коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;

? товары бытовой химии;

? табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для по­дакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Бе­ларусь и(или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на сигареты с фильтром применяются на основа-нии

заявленных плательщиком максимальных розничных цен за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и их соот­ветствия одной из трех ценовых групп. Максимальные розничные цены за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствие этих цен одной из трех ценовых групп, а также дата на­чала их применения заявляются плательщиком в уведомлении о макси­мальной розничной цене сигарет с фильтром. Форма уведомления уста­навливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

В целях применения ставок акцизов в отношении сигарет с филь­тром, ввозимых на территорию Республики Беларусь и(или) производи­мых на территории Республики Беларусь, плательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление не позднее чем за десять календарных дней до начала календарного месяца, начи­ная с которого указанные в уведомлении максимальные розничные цены

Различия в ставках акцизов в государствах — участниках Таможен­ного союза незначительны, за исключением таких товарных позиций, как бензин автомобильный, дизельное топливо и сигареты без фильтра.

В целях обеспечения легальности ввоза и контроля за уплатой акци­зов алкогольные и табачные изделия подлежат маркировке акцизными марками. В каждом из государств — участников Таможенного союза при­меняются национальные акцизные марки.

С 1 июля 2010 г. во взаимной торговле Республики Беларусь, Республи­ки Казахстан и Российской Федерации взимание косвенных налогов осу­ществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением о прин­ципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г.

Для большинства государств НДС является главным доходным источ­ником бюджета. При этом уровень ставки данного налога определяется исключительно уровнем расходных обязательств государства с наложе­нием на существующую структуру экономики. Так, в европейских госу­дарствах в последние годы прослеживается тенденция увеличения ставок НДС, что обусловлено необходимостью финансирования растущих госу­дарственных расходов, в том числе связанных со стабилизацией внеш­него государственного долга и выходом из долгового кризиса (табл. 6).

Ставки НДС в европейских государствах

Государство Размер ставки НДС, %
2008 г. 2012 г.
Великобритания 17,5 20
Венгрия 20 27
Греция 19 23
Дания 25 25
Ирландия 21 23
Италия 20 23
Латвия 18 22
Литва 18 21
Польша 22 23
Португалия 20 23
Румыния 19 24
Словакия 19 20
Чехия 19 20
Финляндия 22 23
Швеция 25 25
Эстония 18 20

В Республике Беларусь за счет НДС формируется 21,6 % всех доходов сектора государственного управления или 28,8 % доходов консолидиро­ванного бюджета при основной ставке в размере 20 %. В Российской Фе­дерации посредством НДС формируется 15,4 % доходов бюджета при ос­новной ставке в размере 18 %, в Республике Казахстан — 9,9 % доходов бюджета при ставке в размере 12 %.

Отличие в ставках НДС в государствах — участниках Таможенного союза обусловлено различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей) и ходом экономических ре­форм. При этом в Республике Беларусь и Российской Федерации наличе­ствует пониженная ставка НДС в размере 10 % на группы товаров соци­ального значения (по продовольственным товарам и товарам для детей), в Республике Казахстан применяется только единая ставка — 12 %.

Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 «О на­логообложении продовольственных товаров и товаров для детей» утверж­ден перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по кото­рым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% при их ввозе на территорию Республики Беларусь и(или) при реализации на территории Республики Беларусь. В перечень продовольственных то­варов включены: живые животные, мясо и пищевые мясные субпродук­ты, молоко и молочная продукция, масло подсолнечное и др. Перечень товаров для детей содержит такие товары, как пластилин для детской лепки, ванны детские из пластмассы, пеналы, кассы цифр, букв, счет­ные палочки и др.

Источник

Читайте также:  Французский страны языки национальности
Оцените статью