Принципы формирования бюджета страны
Библиографическая ссылка на статью:
Галиева Л.Ф. Основные принципы формирования бюджета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13677 (дата обращения: 12.04.2021).
Назначение, функционирование и взаимосвязь всех бюджетных элементов образуют единый механизм, называемый бюджетной системы. Структура бюджетной системы определяется государственной системой страны; например, структура бюджетной системы Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных образований (районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)
Главная проблема бюджета – это денежная . Увеличение доходов бюджета и оптимизации расходов, сбалансированности бюджета, распределение бюджетных средств в быстро меняющихся социально-экономических условиях—эти финансовые аспекты и структура бюджета определяют уровень социально-экономического развития страны и, в конечном счете, уровень жизни его людей.
Бюджетная система основана на следующих принципах:
- Принцип единства: означает степень организационно—экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в существовании общей системы государственных доходов, действующих на территории страны, и через единообразие государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, и ее взаимосвязи с социально-экономическим прогнозированием.
- Принцип полноты: означает, что все финансовые операции правительства будут сосредоточены в наполнении бюджета.
- Принцип реальности: необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетной запаса. Он подразумевает правильное использование государственных финансовых операций в бюджете, в соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.
- Принцип публичности: означает требование публиковать данные бюджета доходов и расходов в периодической печати для того, чтобы общественность могла ознакомиться со структурой бюджета.
- Принцип независимости: означает поддержание стабильных характеристик распределения доходов между бюджетами разных уровней и право определять направления бюджетных расходов.
Расходы подразделяют на следующие классификации:
• Функциональные— приводится подробная характеристика видов деятельности и участников бюджетных отношений, формирующих код по функциональной классификации расходов:
(1) функциональная группа;
(3) государственные учреждения—администраторы;
• Экономические—распределяет расходы в зависимости от распределения и вида расходов.
• Ведомственные—групп бюджетных программ согласно исполнители: органы исполнительной власти, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства образования и т. д.
Бюджет формируется за счет налогов, сборов, перечислений и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством, и выполняет следующие задачи:
– перераспределение внутреннего национального продукта (ВНП);
– государственное регулирование и стимулирование национальной экономики;
– финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
– контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Данные бухгалтерского учета и отчетности, количества налогоплательщиков и объектов финансирования, и сумма налоговых поступлений формируют начальную базу планирования доходов и расходов. Бюджетное планирование относится к конкретной детали и рассчитывается для бюджетного периода.
Развитие прогнозирования бюджета представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных направления развития доход и расходов бюджетных элементов для того, чтобы рассчитать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и предложить методы укрепления бюджета, исходя из существующих тенденций, конкретных социально-экономических условий и прогнозов.
Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. Она отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Библиографический список
- Galimkair Mutanov “Mathematical Methods and Models in Economic Planning, Management and Budgeting”, Al-Farabi Kazakh National University 2015, Almaty, Kazakhstan.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».
Источник
Государственный бюджет. Принципы формирования бюджета.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называетсябюджетный проце́сс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляетсяФедеральным казначейством.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
6) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Источник
Государственный бюджет и принципы его построения
Бюджет – экономические отношения, связанные с формированием централизованного фонда денежных средств, направленных на выполнение задач и функций государства и общества.
Категории бюджета:финансовые – в нее включают распределительную и контрольную функции бюджета; экономические – отношения, связанные с формированием денежных фондов за счет распределения и перераспределения ВВП и национального дохода; правовая – бюджет представляет собой правовой акт (закон) для государственных бюджетов, постановления органов представительной власти (для местных бюджетов), формирование и выполнение которых является обязательным для всех экономических субъектов.
Все бюджеты в РФ объединены в бюджетную систему – основаны на экономических отношениях и государственном устройстве, регулирующиеся нормами права, совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (фонды социального страхования, пенсионные, пособия по болезни, безработице).
Бюджетное устройство – это организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы.
Уровни бюджетной системы:
IКонсолидированный бюджет РФ:
− свод консолидированных региональных бюджетов.
II Консолидированный региональный бюджет:
− свод бюджетов городских округов;
− свод консолидированных районных бюджетов;
III Консолидированный районный бюджет:
− свод бюджетов городских и сельских поселений;
− бюджет городских округов.
Движение финансовых потоков внутри бюджетной системы осуществляется в соответствии с ее структурой: федеральные деньги, предназначенные для местных бюджетов, поступают в региональные бюджеты, а оттуда в местный.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах (в соответствии с Бюджетным кодексом):
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, перечнем нарушений, мер ответственности при принятии исполнения обязательств формирования доходной части бюджета и источников финансирования дефицита бюджета (ИФДБ);
2) принцип разграничения доходов, расходов и ИФДБ между бюджетами бюджетной системыозначает закрепление конкретных источников доходов, расходов и возможности ИФДБ за бюджетами бюджетной системы (отдельно за федеральным бюджетом, отдельно за региональным бюджетом, отдельно за местным);
3) принцип самостоятельности бюджетовозначает:
− право и обязанность органов управления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
− право и обязанность органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
− право органов власти устанавливать размеры налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;
− право органов власти и самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
− недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и ИФДБ других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, либо за счет консолидированного бюджета или без определения бюджета;
− право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
− недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного и налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
− недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий всех уровней власти осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленные в РФ;
5) принцип полноты отражения доходов, расходов и ИФДБозначает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6) принцип сбалансированности бюджетаозначает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства должны расходоваться на достижении заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономностью), либо достижение наилучшего результата при использовании определенного объема средств (результативности);
8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетовозначает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и ИФДБ, за исключением установленных законом случаев;
9) принцип прозрачности (открытости)означает:
− обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
− размещение информации в сети «Интернет»;
− стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
10) принцип достоверности бюджетаозначает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средствозначает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12) принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13) принцип единства кассы означает, что все доходы и расходы бюджета осуществляются с единого расчетного счета.
Источник