13.1. Эстетика романтизма
Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями. Например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма.
В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX — начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.
Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus — римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.
Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так, в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.
К. Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Ок. 1818 г. Кунстхалле, Гамбург
Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как художественного направления, сложившегося на рубеже XVIII—XIX вв. и охватившего почти все виды искусства. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.
Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии идейных течений и творческих манер внутри романтизма он представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.
Каковы главные эстетические принципы романтизма?
1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека.
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья.
/В. А. Жуковский «Певец»/
Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.
2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он может посвятить всю жизнь поиску «голубого цветка» — своей мечты и идеала.
Д. Грекур. Джордж Гордон Байрон в Греции. 1850—1860-е гг.
В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром.
Я не в себе живу: я лишь частица
Того, что вкруг меня; меня вершины гор
Волнуют, а столицая столица —
Мне пытка.
/Перевод Г. Шенгели/
Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя.
Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий.
Э. Я. Штейнле. Дозорный. 1859 г. Галерея Шака, Мюнхен
В отличие от человека эпохи классицизма, творца и вершителя своей судьбы, теперь в центре внимания чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма.
«Первым прибежищем романтического сердца» (В. В. Аникст) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. В жизни Природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика:
. Здесь ничего не ранит взор
Среди природы. Лишь один позор:
Колечком быть в её цепи телесной,
Одной из тварей, — а душа в простор
Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»
/Перевод В. Левика/
У. Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г. Галерея Тейт, Лондон
Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы, а иногда, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.
И. К. Айвазовский. Волна. 1889 г. Государ ственный Русский музей, Санкт-Петербург
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:
Стараясь заглушить последние страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины,
И рыцарских времён волшебные преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.
Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма.
Т. Куол. Сон архитектора. 1840 г. Музей изобразительных искусств, Толедо (Огайо)
Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура, отвергнутая классицизмом в эпоху Просвещения. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу.
Наиболее отчётливо средневековые реминисценции проявили себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неого-тическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения — здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов.
Ч. Бэрри, О. Пьюджин. Здание парламента в Лондоне. 1839—1860 гг.
Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен.
Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм — другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX в.
Источник
Живопись эпохи романтизма в Европе
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме
Живопись эпохи романтизма в Европе: особенности, представители. МХК. 11 класс. учебник: Рапацкая Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romantizm.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великая Французская революция – «праматерь» романтизма» — такое образное определение даёт этой целостной культурной традиции русский филолог Н.Я.Берковский РОМАНТИЗМ
Главные эстетические принципы Неприятие реальной жизни Исключительность романтического героя Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья Интерес к фольклору Экзотика дальних стран
Изобразительное искусство романтизма Герой эпохи: портретная живопись В борьбе со стихией: пейзажная живопись Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья Современная жизнь глазами романтиков Экзотика Востока
Особенности эпохи Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века в большинстве стран Европы. Начал складываться после Французской буржуазной революции 1789 г. Прогрессивные писатели и общественные деятели Западной Европы были не удовлетворены результатами революции, которая не принесла желаемой свободы. Буржуазия теперь сталкивается не только с феодальным дворянством, но и с новым классом- пролетариатом. Борьба общественных интересов этих трех классов- вот основная «пружина», по выражению Ф.Энгельса, данного периода времени. «О! Я не стар! Но мир, бесспорно, Был сотворен не для меня!»- восклицал Байрон, не скрывая своего разочарования. «Мир расколот»,-писал Гейне,- и «великая мировая трещина», по его мнению, проходила через самое сердце поэта.
Особенности романтизма Расхождение между мечтой и действительностью. Поиск идеала: -в мире грез, мечты; -в потустороннем, загробном мире; -в историческом прошлом, которое искажается, служит лишь фоном; -в экзотических странах; -в преобразованном революционным путем будущем обществе; -в мире природы. 3. Полная свобода творчества, использование самых различных жанров, но главенствует лирика. Лирические элементы вводятся и в эпическую поэму, появляется лиро — эпическая поэма. Возникает исторический роман. 4. Сюжет обычно строится на фантастических событиях. 5. Интерес ко всему экзотическому , сильному, яркому, возвышенному. 6. Склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному, бессознательному. 7. Интерес к национальной самобытности, внимание к фольклору, создание собственных произведений в фольклорных жанрах, перевод произведений других народов- формируется понятие мировой литературы. 8. Широкое использование символики. 9. Композиции свойственны резкие контрасты. 10. Романтики большое внимание уделяли природе- бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо .
Романтический герой Основные черты . 1. Не обычный человек, а яркая личность с сильным характером. (Исключительный характер в исключительных обстоятельствах). 2. Не удовлетворен окружающим миром, отвергает его законы, поэтому вступает с ним в конфликт. 3. Одинокий. 4. Стремящийся к абсолютной свободе. 5. Страстная личность. Страсти делились на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие). 6. Отсутствие эволюции характера, т.к. обстоятельства не влияли на личность. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра , забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико (1791—1824) «Плот «Медузы». В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Теодор Жерико . Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж.
Теодор Жерико «Сцена крушения»
Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Работы Делакруа: «Алжирские женщины в своих комнатах». 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж. «Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду». 1825 г.
«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее» ( Эжен Делакруа) Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр
Смерть Сарданапала , 1827 Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона « Сарданапал », но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко. Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
Хиосская резня Эжен Делакруа сюжетом для этой картины взял эпизод истории борьбы за независимость Греции 11 апреля 1822. Из 10 000 жителей устояло только 3000 человек. Остров после борьбы оказался разрушен и необитаем. Делакруа хотел в своей работе достичь правдивости изображения. Однако публика разделилась в оценке картины. Многие критики считали, что художнику так и не удалось достичь целостности сюжета. Однако в то время картина была приобретена за огромные деньги. В настоящее время полотно хранится в Лувре.
Каспар Давид Фридрих Немецкий художник. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)
Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817—1818) «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар
Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну» Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»
Франсиско Хосе де Гойя Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: — картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), — портреты («Семья короля Карла IV», 1800), — росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), — картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).
Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла VII .
«Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид «Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид
а порой зловещие и отталкивающие. Франсиско Гойя. Сатурн пожирает одного из своих детей. 1819-1823 годы. Прадо. Мадрид.
Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях? Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»
Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.
Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты. Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента.
Фантастическое в романтизме Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма. Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?
Вывод : Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК в 11 классе по теме «Живопись романтизма» знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя.
Данная презентация поможет яснее показать и рассказать, что такое Английский театр в эпоху Романтизма. Содержит основные характеристики, периодизацию, течения.
В презентации представлена краткая характеристика эпохи романтизма. Даны биографии передовых композиторов Франции указанной эпохи. Приведен разбор оперы Ж.Бизе «Кармен» с музыкальными аудио .
Реакция и революция в Европе 1820-1840-хгг.. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 10 класс ИСТОРИЯ.
Романтизм в Европе.
В статье рассматриваются изменения в венецианской живописи в связи с новой эстетикой Ренессанса, открытием законов прямой перспективы и новым пониманием роли и места человека в мире. Также речь идет о.
Источник