Принципы судебной системы зарубежных стран

Конституционные принципы судоустройства в зарубежных странах. Порядок формирования судов.

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

— осуществление правосудия только судом , другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

— независимость судей и подчинение их только закону . Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.

— свобода доступа к суду . Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

— коллективное отправление правосудия . Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

— ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами , или с обеспечением им переводчика за счет государства.

— гласность , т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

— возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом).

— ответственность государства за судебную ошибку . Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

К числу особых принципов в сфере уголовного процесса относятся:

— право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности;

— право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания);

— право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

— презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

— никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление;

— при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

— закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Некоторые из этих принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность).

В зависимости от процедуры формирования состава судов могут быть дифференцированы следующие системы:

— системы, основанные на назначении на должность (без участия представительного органа);

— системы, основанные на выборах:

— системы формирования состава суда «по должности».

Система, основанная на назначении на должность, действует во Франции, где три члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, три – Председателем Национального Собрания и три – Председателем Сената. В Швеции, Японии и во многих африканских государствах, где судебный конституционный контроль осуществляется Верховный Судом, его судьи назначаются исключительно правительством. В Дании, Ирландии, Кипре, Сенегале, США, Турции, Южной Африке конституционные судьи назначаются только главой государства.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) государство на юге Африки. Население – 41,2 млн. чел. Согласно Конституции страны, принятой парламентом 8 мая 1996 г. ЮАР – унитарная республика с элементами федерализма. Установленная форма правления, не имеет аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как «сверхпарламентскую республику».

Системы, основанные на выборах, как правило, предусматривают избрание конституционных судей парламентами. В Бельгии, Венгрии, Германии, Литве, Лихтенштейне, Польше, Словении, Хорватии, Швейцарии, Эстонии конституционные судьи назначаются исключительно законодательными органами. Этому принципу в основном следует и Португалия, где конституционные судьи, назначенные Парламентом, кооптируют определенное число других конституционных судей. В том случае, когда подобные системы подразумевают участие исполнительной власти, то роль последней ограничивается подбором кандидатов.

Смешанные системы совмещают назначение и выборы судей. В Андорре в назначении конституционных судей участвуют как Президент, так и Парламент. В Австрии, Албании, Болгарии, Канаде, Румынии, Словакии и Чехии одна часть конституционных судей избирается парламентом либо назначается главой государства или председателем парламента, а другая часть – исполнительной властью. В Испании, Италии, Перу одна часть конституционных судей избирается парламентом, вторая часть назначается правительством, а третья часть – высшими судебными чиновниками. В смешанных системах роль парламента является доминирующей, а полномочия исполнительной власти ограничены подбором кандидатов.

Системы формирования состава суда «по должности», которые предполагают вхождение в орган судебного конституционного контроля представителей высших национальных судов, существуют в Греции, Гонконге, Мавритании, Руанде, Судане. Здесь ни парламент, ни правительство не участвуют в назначении конституционных судей.

Независимость конституционного суда подчеркивается способом назначения его председателя. Эта независимость становится большей, если председатель назначается своими коллегами – самими конституционными судьями (Бельгия, Испания, Италия, Словения). В других случаях председатель назначается квалифицированным органом (Австрия, Андорра, Германия, Польша, Франция).

Так, например, княжество Андорра – самое крупное среди «карликовых государств», находится на юге-западе Европы – между Францией и Испанией. Население страны свыше 60 тыс. человек. В административно-территориальном отношении страна поделена на семь приходов (общин). Официальный язык – каталанский, наравне с которым используются французский и испанский. Столица – г. Андорра-ла-Велья. Средствами денежного обращения является евро.

Андорра — единственное государство в Европе и в мире находящееся с 1278 года под двойным сюзеренитетом, Епископа Урхельского и графа де Фуа. Права последнего через дом д’Альберов в 1607 г. передаются французской короне. В настоящее время соправители Андорры Президент Французской Республики и Епископ Урхельский.

С 1419 г. в стране действует Генеральный совет – одни из старейших парламентов в Европе. Состоит из 28 депутатов, которые избирают главу правительства. Правительство несет полную политическую и солидарную ответственность перед Генеральным Советом. Судебная система Андорры едина на всей ее территории. Руководство и управление судебной системой осуществляется Высшим советом Правосудия, в состав которого входят шесть андоррских граждан, имеющих опыт работы в учреждениях юстиции.

Контроль за соблюдением конституционной законности возлагается на Конституционный Трибунал, который является верховным толкователем Конституции, он заседает как судебный орган и его решения вменяются в обязанность публичных властей и частных лиц. Конституционный Трибунал принимает свой регламент и осуществляет свои функции, подчиняясь только Конституции и специальному закону, которые регулируют его деятельность (статья 95 Конституции).

Конституционный Трибунал состоит из четырех конституционных судей, назначаемых по одному – каждым Соправителем и двоих – Генеральным советом, из лиц, имеющих признанный юридический или служебный опыт. Они назначаются на восемь лет и их мандат не подлежит непосредственному возобновлению. Обновление состава Конституционного Трибунала проводится частично. Условия несовместимости устанавливаются специальным законом, упомянутым в предыдущей статье.

Педседательствует в Трибунале в течение двух лет один из судей с последующей ротацией (Статья 96).

Конституционный Трибунал принимает свои решения большинством голосов. Обсуждение и голосование являются тайными. В случае равенства голосов докладчик, который всегда назначается жребием, имеет решающий голос. В зависимости от права на полное или частичное обжалование Трибунал обязан уточнить сферу применения и содержание своих решений на условиях, предусмотренных специальным законом.

Конституционный Трибунал правомочен рассматривать:

а) жалобы о неконституционности законов и декретов, принятых в порядке делегирования законодательных полномочий и в нарушение Регламента Генерального совета;

б) запросы на предварительное заключение о конституционности законов и международных договоров;

с) индивидуальные ходатайства о конституционной защите прав и свобод;

д) конфликты по поводу распределения полномочий меду конституционными органами. Такими органами являются Соправители, Генеральный совет, Правительство, Высший совет Правосудия и общины. (Статья 98)

С ходатайством о неконституционности законов и декретов, принятых в порядке, делегированного законодательства, могут обратиться одна пятая членов Генерального совета, глава Правительства и три коммуны. Одна пятая членов Генерального совета может обратиться с ходатайством о признании неконституционным регламента палаты. Срок подачи ходатайства составляет тридцать дней с момента публикации оспариваемого документа. Срок внесения ходатайства не может быть приостановлен. Трибунал должен принять решение в двухмесячный срок.

Когда в ходе судебного разбирательства у суда возникают разумные и обоснованные сомнения в конституционности закона или декрета, принятого в силу делегированного законодательства, он вправе обратиться в Конституционный Трибунал с преюдициальным вопросом и попросить его высказаться о действительности нормы, на основании которой он действует. Трибунал может объявить о неприемлемости ходатайства. В случае принятия ходатайства к рассмотрению он должен высказаться в двухмесячный срок.

Соправители, в пределах пункта «f» части 1 статьи 46, глава Правительства или одна пятая членов Генерального совета могут обратиться в Конституционный Трибунал с ходатайством о неконституционности международных договоров перед ратификацией. Трибунал рассматривает это обращение в приоритетном порядке. Если Трибунал констатирует неконституционность договора, последний не подлежит ратификации. В любом случае заключение международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, требует предварительного пересмотра последней. (Статья 101)

Вправе обратиться посредством ходатайства за защитой Конституционного Трибунала против актов публичных властей, которые покушаются на основные права:

а) лица, которые являются сторонами непосредственно или в качестве третьих лиц участвуют в предварительном судебном разбирательстве, упомянутом в части 2 статьи 41 настоящей Конституции;

б) лица, законные интересы которых поставлены под угрозу предписаниями или действиями Генерального совета, не имеющими силу закона;

с) прокурор – в случае нарушения фундаментального права при обращении в судебный орган.

Существует конфликт между конституционными органами, когда один из них ссылается на незаконное осуществление другим полномочий, которые возложены на него Конституцией. Конституционный Трибунал может приостановить, в предупредительных целях, спорные нормы и акты и, в случае необходимости, предписать прекращение процедур, которые стали основанием конфликта. Обращение в Конституционный Трибунал в связи с конфликтом в сфере полномочий запрещено, когда дело вынесено на рассмотрение судебного органа. Закон определяет случаи, которые могут вызвать конфликт в связи с неисполнением органами возложенных на них полномочий.

Специальный закон устанавливает правовой статус членов Конституционного Трибунала, судебные процедуры и порядок деятельности этого учреждения. (Статья 104).

Требования к судьям

Практически во всех странах квалификация и необходимый профессиональный опыт конституционных судей должны отвечать высоким требованиям. Кандидаты должны обладать не только юридической квалификацией выше среднего уровня, но и обладать развитым чувством ответственности за политические последствия принимаемых ими решений. На практике конституционные судьи отбираются исключительно из числа высококвалифицированных юристов с многолетним опытом – судей, адвокатов, высших правительственных чиновников, профессоров права или политических деятелей. В некоторых случаях требуется специальная квалификация (в Бельгии от судьи требуется владение соответствующим национальным языком). Большинство систем признают иммунитет конституционных судей, а некоторые системы распространяют на них парламентский иммунитет (Болгария, Испания, Италия, Словения, Чехия). Независимость конституционных судей подразумевает также признание соответствующей материальной независимости и наличие адекватного протокольного статуса.

Особенность осуществления полномочий конституционными судьями заключается в несовместимости исполняемых обязанностей с занятием определенной деятельностью. Практически во всех системах с должностью конституционного судьи совместимо занятие научной и творческой деятельностью, но не совместима политическая и коммерческая деятельность. В отношении политической деятельности существуют различные ограничения, варьирующиеся от полного запрещения членства в политической партии до запрещения членства на определенный период до выборов (Австрия) или до запрещения членства в органах политической партии. В отношении публичных выступлений конституционных судей чаще всего действует следующее положение: право судей на выражение своей точки зрения не ограничивается исключительно судом, их публичная деятельность рассматривается как вклад в разъяснение позиции конституционного суда, а также в развитие плюрализма мнений.

Источник

Судебная система зарубежных стран

Судебная система зарубежных стран —это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, отвечающая задачам, стоящим перед страной, доступная для граждан.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти – судебной. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью. Как правило, она возлагается на всю совокупность судебных органов от низовых до верховых.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применение специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе конфликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК. Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 присяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем присяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а меру наказания определяет судья. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недостойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами. Так, в большинстве штатов США судьи избираются гражданами, а Верховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления – верховными советами магистратуры, в Великобритании – лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Великобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5–10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недостойное, порочащее поведение или даже за совершение преступлений, однако делается это в особом порядке – органами судейского самоуправления, либо при их участии.

Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.

1. Общие суды – суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

Схема судов общей юрисдикции:

– первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участковый судья и т.д.;

– основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

– апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

– верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по-своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть. Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система – эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.

В континентальной Европе наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем судов со своими высшими органами. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды». Яркий пример полисистемности дает Конституция Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревшая учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат. При этой системе судебный прецедент применяется очень редко. Здесь работа судов определяется кодифицированным законодательством; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа» или как их еще называют «непрофессиональные судьи» участвуют вместе с судьей в определении наказания; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской системе.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует. Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.

2. Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам), претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей. Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В то же время, например, в Германии система специальных судов имеет иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.

3. Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.

4. Суды обычного права – это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники. Они рассматривают споры взрослых членов племени по вопросам использования пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

5. Конституционные суды в странах континентальной Европы занимают особое место в судебной системе, которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции. Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

Заключение

Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.

Изучение конституционного права зарубежных стран – это исследование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствующими общечеловеческим ценностям.

Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

Список используемой литературы

1. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ, 2007. 184 с.

2. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах // Журнал российского права. — 1997. — № 7. — 87 с.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. — М.: Норма, 2005. — 236 с.

4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Ї В 4 т. — М., 2002.

6. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М.: МЭСИ, 2003. — 238 с.

7. Конституционный судебный процесс: Учеб. для вузов / А.П. Воробьев, М.С. Саликов, Н.А. Жилин. – М.: Норма, 2004.

8. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.: Международные отношения, 2002.

Источник

Читайте также:  Страны с леворуким движением
Оцените статью