Принципы ведения учета земельного фонда страны

Принципы ведения земельного кадастра

Ведение земельного кадастра на территории России осуществлялось по единой технологии на основании принципов:

1. Единства (единая методическая основа ведения кадастра для всей России и система координат).

2. Достоверности сведений (отражение с достаточной степенью адекватности результатов определения количественного и качественного состояния земельных ресурсов фактическому их состоянию).

3. Полноты сведений (предоставление заявителям необходимых и достоверных сведений без излишней детализации).

4. Охвата (наличие разносторонних сведений о размерах, состоянии и использовании всего земельного фонда, независимо от того, кому земельные участки были предоставлены).

5. Точности материалов кадастра (соответствие требованиям заявителя и действующим требованиям к графическим и вычислительным операциям).

6. Непрерывности формирования материалов кадастра (учет происходящих в течение времени изменений и отражение их в кадастровой документации).

7. Документальности (запись сведений о природном, хозяйственном, экономическом и правовом положении земель должна производиться только на основании соответствующих документов и материалов).

8. Наглядности (однозначное восприятие информации потребителями за счет агрегирования (обобщения) информации, выбора оптимального масштаба и условных обозначений).

9. Экономичности (применение современных высокопроизводительных методов измерений и обработки данных кадастра с использованием новейших средств вычислительной техники).

10. Законности (строгое соответствие процессов формирования материалов кадастра действующему законодательству, обеспечивающее защиту прав физических и юридических лиц на принадлежащее им недвижимое имущество).

Перечисленные принципы позволяют представить кадастровое ведомство как надежный, информативный и точный источник информации, предназначенной для органов управления, юридических и физических лиц.

Городской кадастр (кадастр застроенных территорий) – это упорядоченная совокупность сведений и документов о правовом, экономическом и хозяйственном использовании земель и других объектов недвижимости городов, составляемый государственными земельными органами на основе периодических и непрерывных наблюдений над соответствующими объектами городской среды.

Городской кадастр или кадастр земель городов является неотъемлемой частью государственного земельного кадастра и включает данные о регистрации землепользований и землевладений, учете количества земель, является основой для получения информации для земельного рынка и осуществления операций с землей и недвижимостью.

Существуют три основных типа кадастров:

— правовой (запись прав на недвижимость);

— фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи);

— многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование).

Можно подчеркнуть основные этапы создания фискального кадастра:

— картографирование и идентификация всех объектов недвижимости;

— классификация объектов недвижимости;

— анализ рыночных данных;

— оценка объектов недвижимости;

— определение собственников и налогоплательщиков;

— подготовка оценочных ведомостей;

— рассылка деклараций и сбор налогов;

— установление процедур обжалования.

Правовой и фискальный кадастр в России создаются одновременно. Средства (в пределах 10%) от земельных платежей используется для развития кадастра.

Создание многоцелевого кадастра или земельной информационной системы (ЗИС) связано со значительными осложнениями и затратами, поскольку отдельные разделы информации уже сформированы и находятся в ведении различных государственных структур. Здесь становится все более обоснованным наличие формирующих потоков, стимулирующих сосредоточение информации в едином центре.

К основными особенностями развития кадастра России относятся:

— потребность в формировании земельно-имущественного кадастра, обусловленная революционными изменениями в отношении прав собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;

— возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства. В связи с этим необходимо развитие кадастровых систем, отвечающих требованиям времени и открытых для будущего прогресса;

— потребность замены централизованно принимаемых решений на системы, получаемые поддержку местных органов власти;

— необходимость в программно-техническом обеспечении, основанная на анализе баланса ресурсов и затрат, необходимых для создания системы и обслуживания потребителей;

— установление стандартов, формирование терминологии, форматов и структуры данных, а также классификаторов.

Права собственности имеют два взаимосвязанных аспекта: юридический и технический. Кадастр можно определить как основополагающую систему взаимодействия и функционирования рынка земельных отношений и муниципального развития, однако в этой области необходимо осуществление строгого контроля и своевременное обновление базы действующих законов применительно к земельному кадастру для его наиболее эффективного функционирования в современных условиях.

Источник

Принципы осуществления государственного учёта земельных участков

Порядок государственного кадастрового учёта земельных участков в России на современном этапе».

Лекция 11.

Предмет: градостроительство и землепользование. Проблемы правосознания.

Составители: к.ю.н. Блинников Л.А. Ковтун З.Л.

В статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определены основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Они представляют собой основные, исходные начала, выражающие содержание указанной деятельности.

К принципам ведения кадастра относятся:

— единство технологии его ведения на всей территории РФ.

Данный принцип означает, что вне зависимости от того, в каком субъекте РФ ведется государственный кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также порядок предоставления информации одинаковы в пределах страны;

— обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Данный принцип, по сути, объединяет два: в соответствии с первым информация, содержащаяся в кадастре, является доступной и открытой для сторонних лиц, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом (п. 8 ст. 4); второй принцип означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется. Поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений;

— сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

Первый принцип — единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации.

Согласно данному принципу земельный кадастр на всей территории Российской Федерации ведется по единой системе и технологии. Все субъекты Федерации обязаны соблюдать единый порядок ведения земельного кадастра. Установлены единые формы документов и их перечень (состав), который определен ст. 13 Закона. Тем самым достигается полнота и достоверность сведений земельного кадастра.

Заметим, что у отдельных исследователей вызывает сомнение требование относительно единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ. Как отмечает В.А. Евсегнеев, дело в том, что природные и экономические условия на территории РФ далеко не одинаковы — от полупустынь на юго-востоке европейской части страны до северных и северо-восточных тундр. Различными являются способы и обычаи использования земли в разных географических условиях. Это диктует неодинаковые подходы и к выделению кадастровых единиц — подлежащих описанию земельных участков, и к содержанию этих описаний, и к методам оценки земель. Отсюда должно вытекать не просто право внесения в земельный кадастр дополнительных сведений со стороны региональных и местных органов власти, но и необходимость составления разных земельных кадастров по разным почвенно-климатическим зонам, на которые распадается территория России.

На наш взгляд, данная точка зрения, несмотря на правильную постановку вопроса, несостоятельна. Во-первых, конституционные требования единого экономического пространства страны обусловили жесткий государственный характер, а не муниципальную форму этой системы. Во-вторых, многообразие характеристик ведения современного земельного кадастра позволяет внести все необходимые особенности кадастровых единиц.

Если допустить, что в Российской Федерации велось бы несколько разных кадастров, с уверенностью можно сказать, что возникли бы многочисленные разногласия, противоречия, которые в конечном счете привели бы к ошибкам и необходимости исправления всей системы. Приведем простой пример. В настоящее время одной из проблем учета недвижимости (в том числе земельных участков) является то, что «в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах». Можно предположить, чем грозит возможное разделение кадастра на несколько разных.

Таким образом, единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации — исторически проверенный принцип осуществления кадастрового учета земель и земельных участков.

Второй принцип — непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

Как показывает исторический опыт ведения земельного кадастра, только непрерывный процесс по внесению в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, а также непрерывный процесс по совершенствованию методов и средств получения и хранения таких сведений может гарантировать объективность и ценность такой информации для современного общества и государства.

Непрерывность процесса внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков сопровождается и непрерывностью совершенствования нормативно-правовой базы такой деятельности.

Третий принцип — открытость сведений государственного земельного кадастра.

Как подчеркивается в Руководящих принципах партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами, «информация о земле и ее ресурсах — само существо каждого государства. Надлежащее понимание гражданами взаимосвязей между государством и обществом требует, чтобы такая информация была легкодоступной и могла легко использоваться»

Согласно п. 1 ст. 8 Закона сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Земельный кадастр содержит сведения, имеющие практическую пользу не только для государственных органов, ведущих этот кадастр, но и для других органов управления в области использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получении этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участками (купли-продажи, ипотеки и др.). Во всех названных случаях органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям.

При реализации данного принципа полномочные органы должны обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих организацию режима секретности и порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».

Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий земельный кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отказано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Четвертый принцип — сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Прежде всего, заметим, что сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом (п. 1 ст. 6 Закона). Такие сведения являются частью государственной информационной системы (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г

Информация об учтенном имуществе вносится в государственный кадастр недвижимости на основании документов. То есть основополагающими являются в данном случае сведения, содержащиеся на бумажных носителях. В соответствии со статьей 4 Закона «О государственном кадастре недвижимости» ведение кадастра допускается как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Но в случае возникновения противоречия между сведениями, содержащимися на бумажном и электронном носителях, приоритет предоставлен именно бумажным носителям.

Так как государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном имуществе, перечисленном в п. 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости, то документы, содержащиеся в нем, представляют значительную ценность по причине того, что именно на их основании в свое время были произведены действия по включению того или иного объекта в кадастр. Именно поэтому законодательно установлена обязанность по постоянному их хранению, а также наложен запрет на уничтожение и изъятие из них каких-либо частей.

Орган кадастрового учета осуществляет их временное хранение, а затем передает их на постоянное хранение в государственные архивы.

Информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Согласно п. 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, для ведения реестров объектов недвижимости кадастровых округов используется автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственном кадастре недвижимости» должна действовать единая федеральная информационная система, в которую входят:

— государственный кадастр недвижимости;

— Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведением каждой составной части единой федеральной информационной системы занимаются соответствующие органы — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений). Особенности ведения государственного кадастра недвижимости на электронных носителях в составе единой федеральной информационной системы, указанной в ч. 4 статьи 4, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Полноценный фундаментальный земельный кадастр можно получить только при обязательном учете всех земель Российской Федерации, где бы они ни располагались и в чьем бы пользовании (собственности, аренде и т.д.) они ни находились. Никто не имеет права скрывать или отказываться от предоставления полномочным органам запрашиваемых ими сведений, необходимых для ведения кадастра (за исключением сведений, представляющих коммерческую тайну).

В заключение данного параграфа отметим, что, поскольку на правоотношения по кадастровому учету распространяется земельное законодательство, органы, осуществляющие ведение кадастра, в своей деятельности должны руководствоваться принципами, закрепленными в Земельном кодексе РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Природные зоны стран центральной азии
Оцените статью