Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 5 ТК РФ
1. В настоящей статье речь идет об источниках трудового права — системе правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения.
2. Правовую основу для регулирования указанных выше отношений составляет прежде всего Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации (ст. 15), предоставляющая право Президенту РФ принимать содержащие нормы трудового права указы (ст. 90), а Правительству РФ — постановления (ст. 115), предусматривая также принятие федеральных конституционных законов (ст. 76).
3. Трудовой кодекс РФ — систематизированный законодательный акт, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., является основополагающим среди всех федеральных законов в сфере труда и базовым для федеральных законов иной отраслевой принадлежности.
4. В пределах своих полномочий нормативные правовые акты в сфере труда принимают федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МВД, МЧС России и др.), действующие в соответствии с положениями.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются Правительством РФ.
5. Собственное правовое регулирование в сфере труда в пределах своей компетенции могут осуществлять также субъекты РФ (см. комментарий к ст. 6 ТК).
6. В пределах своей компетенции акты в сфере труда могут принимать и органы местного самоуправления (см. ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).
7. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. Организация и ведение такого регистра осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (см. ст. 43.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
8. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301).
9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см. комментарий к ст. ст. 8, 372 ТК РФ).
10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договоры и соглашения, т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см. комментарий к разделу II ТК).
11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч. 1 ст. 5 ТК, построен на строгом иерархическом соответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.
12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практику источником трудового права. Однако Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст. 5 ТК в числе источников трудового права.
13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.
14. Содержащийся в ст. 5 ТК перечень источников трудового права не является исчерпывающим: согласно ст. 423 ТК на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см. комментарий к ст. 423 ТК).
Второй комментарий к Статье 5 Трудового кодекса
1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье 5 ТК РФ определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.
4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.
Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).
6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.
7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.
8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 ТК России и комментарий к ней).
Источник
Приоритет Трудового кодекса РФ в регулировании трудовых отношений
Среди федеральных законов о труде основополагающим законом является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.Юридическое верховенство ТК в системе нормативных правовых источников трудового права проявляется в следующем:
а) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК;
б) в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (ч. 8 ст. 5);
в) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс (ч. 9 ст. 5);
г) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422).
Трудовой кодекс РФ фактически получил законодательный приоритет в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в сравнении с любыми другими законами и подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного значения.
Юридическое верховенство Кодекса естественным образом распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. 3 ст. 5), постановления Правительства РФ (ч. 4 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 5), а также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 6 ст. 5).
Кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями.
Трудовой кодекс РФ решает многие вопросы, имеющие теоретический и практический интерес. К их числу относятся: разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, расширение договорного регулирования отношений, возникающих в сфере труда, определение предела действия трудового права и его соотношение с гражданским правом, учет особенностей условий труда отдельных категорий работников, регулирование основ отношений, возникающих в сфере социального партнерства, различные положения во многих институтах трудового права, учитывающие интересы работников и работодателей.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства в ТК РФ названы создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
18.Трудовое правоотношение: понятие и признаки
Трудовое правоотношение– это добровольная юридическая связь работника с работодателем. При этом, работник обязан лично выполнять регулярно оговоренную трудовую функцию (работать по определенной специальности, квалификации, должности), подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель обязан своевременно и систематически оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами, соглашениями
Трудовые правоотношения отличаются от иных отношений, связанных с применением труда граждан. Можно выделить следующие признаки трудовых отношений:
1) они возникают на добровольной основе в виде юридической связи лица, работающего по трудовому договору (работника), и работодателя;
2) в процессе осуществления трудовых отношений регулируется не результат труда, а процесс труда, то есть работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. Таким образом, труд применяется на условиях определенного режима;
3) труд в трудовых правоотношениях основан на общественной кооперации труда, то есть он, как правило, является коллективным — работник связан своим трудом с другими работниками;
4) данные отношения носят социальный характер, так как государство гарантирует повышенный уровень социальной защиты гражданам, работающим по трудовому договору. .
Субъектами трудового правоотношения являются работник – с одной стороны и работодатель – с другой
. Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотношения является наличие у гражданина и работодателя их трудовой правосубъектности – праводееделиктоспособности
.- У гражданина (в том числе и иностранца) она возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст.
— У работодателя трудовая правосубъектность возникает с момента его регистрации в качестве работодателя и наличия у него фонда оплаты труда, расчетного счета в банке, когда он может начать прием на работу.
Трудовое правоотношение надо отличать от правоотношений гражданского права, связанных с трудом (изобретательским, авторским, личного подряда, поручением, комиссией). Это отличие проводится по трем следующим критериям:
– при трудовом правоотношении работник включается в данный трудовой коллектив, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданском правоотношении, связанном с трудом;
– предметом трудового правоотношения является сам процесс труда работника по определенной трудовой функции (специальности, должности) в общем процессе данного производства, а предметом смежного гражданского правоотношения – уже продукт труда (изобретение, книга в авторском договоре и т.д.);
– в трудовом правоотношении обязанность организации труда и его охраны лежит на работодателе (его администрации), а в смежном гражданском трудящийся сам организует и свой труд, и его охрану.
Эти критерии помогают определить, какое правоотношение возникло по трудовому соглашению. Если трудовое, то на работника распространяется трудовое законодательство, а если гражданское, то трудовое законодательство (в том числе и по отпускам, оплате больничного листа и т.д.) на него не распространяется.
Основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический факт (акт), как заключение трудового договора.
Юридическим фактом наличия трудового правоотношения является и фактический допуск к работе, даже если трудовой договор не был надлежаще заключен (ст. 18 КЗоТ).
Фактом изменения трудового правоотношения является изменение существенных условий трудового договора, а прекращением трудового правоотношения – такой юридический факт, как прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным законом.
Содержание трудового правоотношения – это взаимные трудовые права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором, соглашением. Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель – соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник