СНГ как внешнеполитический приоритет и сфера национально-государственных интересов РФ.
( + вспоминаем Шаха, про смену приоритета в середине 90-х)
Внешнеполитические приоритеты России в СНГ. Для России сохранение и развитие СНГ, динамизация более тесного политико-экономического и культурно — цивилизационного сотрудничества – исторический шанс продолжить выполнение своей исторической роли геополитического балансира мира. У России есть все основания и возможность стать центром, своего рода локомотивом постиндустриальных процессов в Содружестве.
В 90-е годы ХХ столетия Россия чаще безуспешно, чем результативно, пыталась решить в рамках отношения со странами СНГ несколько важных для себя и для своих партнеров задач:
а) найти правильный баланс между обращением со странами Содружества как с независимыми государствами и поддержанием с ними “особых отношений” (миротворческие операции, поставки энергоносителей по льготным ценам, использование военных баз и объектов, совместная охрана внешних границ и т.п.);
б) избежать возникновения враждебного окружения из новых независимых государств и предотвратить их превращение в еще больший источник нестабильности для России, в сферу влияния и потенциального военного присутствия других региональных и глобальных держав;
в) не допустить взаимовлияния этно-политического сепаратизма в России и в окружающих государствах СНГ.
И в настоящее время, как и полтора десятка лет тому назад, Россия стоит перед необходимостью выработки конструктивного и результативного внешнеполитического курса в отношении действительно независимых постсоветских государств. Ей в этом могут быть полезны уроки, вытекающие из предшествующих этапов развития Содружества:
— несмотря на недавнее общее прошлое, страны-члены СНГ весьма существенно различаются между собой и имеют разное значение для российских интересов. Это требует от Москвы максимальной индивидуализации внешнеполитического курса в рамках Содружества;
— взаимодействия на групповой основе могут быть стабильными лишь в случаях, если базируются на взаимовыгодных отношениях всех их участников друг с другом;
— при разработке внешнеполитического курса в отношении стран-членов СНГ следует обязательно исходить из того, что многие из них интегрируются в соответствующие прилегающие регионы в экономическом и политическом плане, то есть учет в таком случае всего комплекса региональных взаимоотношений обязателен;
— в связи с тем, что этнополитические конфликты на постсоветском пространстве являются тестом на жизнеспособность СНГ и состоятельности России в качестве регионального лидера, Москва должна разрешать или пресекать конфликты, а не превращаться в посредника между враждующими сторонами;
— судьба российских граждан, вдруг оказавшихся дискриминируемым меньшинством за рубежами России, должна стать центральным вопросом строительства новых взаимоотношений между всеми постсоветскими государствами.
Факторы, обусловивших снижение уровня российского влияния в странах СНГ:
1. Появление новых лидеров постсоветского пространства. 2000-е годы стали периодом активизации международных структур, альтернативных СНГ, — прежде всего ГУАМ и Организации демократического выбора, которые группировались вокруг «оранжистской» Украины. Вторым альтернативным Москве центром стал «ключевой евразийский партнер» России — Казахстан. Казахстан быстрыми темпами и весьма эффективно участвует в освоении Центральной Азии и Южного Кавказа, выступает инициатором интеграционных процессов как на региональном уровне, так и в масштабе всего СНГ.
2. Повышение активности внерегиональных игроков. В 90-е гг. ХХ века российское доминирование в СНГ было практически официально признано американской и европейской дипломатией, что проявилось:
а) в прямом военном присутствии США в Центральной Азии;
б) в политике ЕС по диверсификации маршрутов доставки энергоносителей прикаспийского региона;
в) в волне прозападных “цветных” революций;
г) в процессе планомерного расширения НАТО и ЕС;
д) в политике добрососедства ЕС в отношениях со странами СНГ и т.д.
3. Кризис инструментария российского влияния в СНГ.
— нехватка и/или невостребованность квалифицированных дипломатов и экспертов;
-отсутствие полноценной политики поддержки соотечественников;
— отказ от диалога с оппозицией и независимыми гражданскими структурами, сосредоточенность исключительно на контактах с первыми лицами и «партиями власти» приграничных стран.
4. Изнашивание «ностальгического ресурса». С первых же своих шагов на постсоветском пространстве Москва фактически сделала ставку на советский запас прочности во взаимоотношениях с новыми независимыми государствами. Именно в 1990-е гг. российские лидеры не смогли усвоить простую истину, что между бывшим первым секретарем республиканского ЦК и президентом нового национального государства пролегает “дистанция огромного размера”. Поэтому в течение всех 1990-х гг. Москва испытывала постоянное разочарование в «своих» людях, будь то Леонид Кучма или Петр Лучинский, Гейдар Алиев или Эдуард Шеварднадзе.
5. Приоритет глобальной интеграции перед региональной. Москва на всех этапах своих отношений как с Европой, так и с соседями по СНГ прямо и косвенно подчеркивала, что рассматривает постсоветскую интеграцию исключительно как дополнение к процессу интеграции в «большую Европу». Аналогичные приоритеты были определены и в переговорном процессе о вступлении в ВТО.
6. Провал стратегии энергетического давления. Реакцией на очевидное «бегство» приграничных стран от России стала политика сырьевого эгоизма, который подчас стремились представить в облике «энергетического империализма». Это укрепило западный вектор политики стран СНГ.
7. Непривлекательность внутренней модели развития РФ (номенклатурно-сырьевого проекта) для стран-соседей. Лидерство равнозначно способности служить эталоном развития для типологически близких стран. Претензии Москвы на лидерство, несмотря на очевидность такого подхода, в гораздо большей мере основывалась на эксплуатации темы общего прошлого и чисто количественном ресурсном преобладании, чем на оригинальной модели преобразований в России или привлекательном образе будущего РФ.
Россия сегодня объективно все еще остается наиболее влиятельным геоэкономическим субъектом Евразии. Для усиления интеграционных процессов в постсоветском пространстве можно было бы использовать современные геоэкономические методы: переход к жестко избирательной системе распределения дефицитных энергоресурсов, введение принципа экономических преференций – системы внутренних цен на энергоресурсы и другое дефицитное сырье. А вслед за геоэкономикой последует и геополитика.
Приоритетами российской внешней политики на этом направлении остаются:
— обеспечение стабильности на пространстве Содружества в политической, экономической, социальной, военной и других сферах;
— создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы, формирование системы коллективной безопасности, в первую очередь на основе ОДКБ;
— нахождение, с учетом взаимных интересов, путей решения общих проблем, реализации совместных программ и проектов;
— расширение производственной кооперации
— усиление присутствия российского капитала на рынках СНГ;
— расширение многостороннего сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями государств СНГ;
— защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ;
— выработка общих подходов государств Содружества к международным проблемам, координации действий на мировой сцене.
Но все же опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство».
В ближайшем будущем России надлежит сформировать свою долгосрочную стратегию как евразийской державы, скоординированную с интеграционными планами, составленными и реализуемыми в рамках СНГ. Одновременно эта стратегия должна быть направлена на укрепление равноправных и взаимовыгодных связей с Евросоюзом, а также с интеграционными группировками Восточной Азии и Тихого океана. В итоге станет возможным успешнее реализовывать и интеграционные планы СНГ, укрепив его сплоченность после 20 лет разброда и шатаний, что имеет судьбоносное значение для всех членов Содружества.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.
22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.
Рабочий язык СНГ – русский.
Содружество Независимых Государств является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.
Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Межпарламентскую ассамблею (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.
Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.
10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.
10 октября 2008 г. также утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства государств-участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации в порядке русского алфавита названий стран. В связи с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта Азербайджан и Армения не председательствуют в Содружестве и не проводят на своей территории заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел СНГ.
С 1 января 2020 г. функции страны-председателя в Содружестве осуществляет Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Белоруссия (следующее председательство). В Концепции председательства Узбекистана в СНГ в 2020 г. в качестве основных приоритетов выделены укрепление и наращивание торгово-экономических связей, военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействие в области науки и инноваций, продвижение на различных международных площадках общей позиции по внешнеполитическим вопросам, противодействие терроризму, экстремизму, наркотрафику, оргпреступности и киберугрозам, укрепление культурно-гуманитарных связей, обеспечение информбезопасности стран СНГ.
Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая 2020 г.) и Совета глав правительств (29 мая 2020 г.). Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета глав государств (16 октября), Совета глав правительств (6 ноября) и Совета министров иностранных дел (15 октября).
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. В настоящее время эту должность занимает Сергей Николаевич Лебедев. Решением Совета глав государств СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.
Документом, определяющим основные направления взаимодействия в рамках Содружества, является Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая 5 октября 2007 г. В целях адаптации СНГ к современным реалиям в настоящее время завершается работа по актуализации Концепции и разработке Плана основных мероприятий по ее реализации.
Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом на данном направлении является принятие и распространение в ООН, ОБСЕ и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел Содружества.
В 2018 г. были приняты заявления глав государств – участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, о Всемирных играх кочевников, Заявление министров иностранных дел государств – участников СНГ о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Также были подписаны заявления глав государств и министров иностранных дел стран СНГ в связи с 90-летием Чингиза Айтматова.
В 2019 г. были приняты Обращение министров иностранных дел стран СНГ о необходимости сохранения и надлежащего ухода за воинскими памятниками и воинскими захоронениями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Совместное заявление государств – участников СНГ «О поддержке практических шагов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», Обращение глав государств – участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Дальнейшему укреплению внешнеполитической координации в рамках Содружества призвана способствовать Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ, принятая на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г. и подписанная всеми странами Содружества, кроме Азербайджана и Молдавии.
На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств – участников СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.
На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ. Документ призван более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства и Содружества в целом, расширять равноправное, взаимовыгодное и комплексное сотрудничество, наращивать экономические связи, повышать конкурентоспособность национальных экономик.
В рамках реализации поставленных задач на заседании СГП СНГ 29 мая 2020 г. в формате видеоконференции была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г., определяющая основные пути и механизмы достижения поставленных на данном направлении целей.
Активно развиваются контакты стран Содружества в культурно-гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях на перспективу.
На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС). Совет ведет работу по координации деятельности СНГ в гуманитарной сфере.
На заседании СГП СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.
При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.
Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи принято решение об объявлении 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе саммита Содружества 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства.
Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. XIV Форум прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде.
В культурной сфере между государствами-участниками действуют соглашения о сотрудничестве: в области культуры (15 мая 1992 г.); в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).
26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.
Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи было утверждено решение «О реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения (г. Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (г. Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (г. Шымкент)». На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. (г. Душанбе) принято Решение о реализации межгоспрограммы в 2021 г. в Таджикистане, объявив Культурной столицей Содружества в 2021 г. Душанбе. На очередном заседании СГГ СНГ предполагается принять решение о реализации в 2022 г. Межгоспрограммы в Киргизской Республике (г.Каракол).
В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 г. Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.
В связи с истечением в 2020 г. срока исполнения Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 г. ее участниками было признано целесообразным разработать проект аналогичной программы до 2030 г.
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, особо акцентировав стремление государств-подписантов к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.
Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.
В рамках СНГ действуют 32 базовые организации в гуманитарной сфере.Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета СНГ (СУ) в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. На июнь 2020 г. в него входят 38 вузов из девяти стран. 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ.
Важную роль в формировании единого информационного пространства в Содружестве играют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.
Значительную роль в информационном поле Содружества играет работа Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.
На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.
Одним из востребованных направлений сотрудничества в рамках организации остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства – участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется совместной работе государств Содружества по обеспечению безопасности внешних границ. Наращивается интенсивность многостороннего взаимодействия правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по её предупреждению.
Активно задействуется потенциал соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ: Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Координационного совета генеральных прокуроров, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Совета руководителей пенитенциарных служб, а также Совета руководителей органов безопасности и специальных служб под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр СНГ и его отделение по Центрально-Азиатскому региону в Бишкеке.
Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ. Подобные мероприятия, ставшие уже регулярными, являются одной из востребованных площадок для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности и противодействия терроризму на пространстве СНГ.
Системность и согласованность деятельности компетентных органов государств Содружества обеспечивается благодаря целевым среднесрочным программам. В 2018 году Совет глав государств СНГ одобрил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы, впервые объединившую пять специализированных программ, в 2019 году – Программу сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. Продолжает развиваться и совершенствоваться договорно-правовая база в правоохранительной сфере.
На заседании СГГ СНГ в Ашхабаде 11 октября 2019 года подписана Конвенция государств – участников СНГ о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, которая будет регулировать отношения сторон по исполнению данных типов наказаний и тем самым способствовать созданию необходимых механизмов для эффективного возвращения осужденных к нормальной жизни в обществе.
На заседании СГП СНГ в Москве 25 октября 2019 года был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года в целях совершенствования взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с наркопреступностью (актуализация используемого в Соглашении понятийного аппарата, внедрение новых форм сотрудничества практической направленности), а также одобрена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ, которая должна сформировать системную основу для совершенствования государственной политики обеспечения информационной безопасности на пространстве Содружества, определить направления принятия партнерами по СНГ совместных первоочередных мер в данной сфере.
Важной составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. Для реализации этой цели более десяти учебным заведениям государств – участников СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов. На заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 5 апреля 2019 года федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.Кикотя» придан статус базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам.
Развивается взаимодействие государств – участников Содружества в военной сфере, фундамент которого составляет деятельность Совета министров обороны (СМО) СНГ и его рабочих органов. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года и других основополагающих документов, определяющих отношения стран в военной сфере. На заседании СМО СНГ 30 октября 2019 г. в Баку одобрен проект Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 г., документ планируется принять осенью 2020 г. 4 сентября 2020 года состоялась первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ШОС и государств – членов ОДКБ.
В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.). Ключевым элементом взаимодействия является проведение совместных мероприятий (более 70-ти в 2019 г.).
Большое внимание уделяется межпарламентскому взаимодействию на пространстве СНГ. Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств – участников СНГ учреждена соответствующим соглашением, подписанным в Алма-Ате 27 марта 1992 года. Минская конвенция об МПА СНГ от 26 мая 1995 года придала учреждению полноценный статус межгосударственного органа с местом пребывания в Санкт-Петербурге. Государствами – участниками МПА в настоящее время являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина (с 2014 года Киев фактически приостановил свою деятельность в МПА; Грузия с 2009 года официально прекратила участие в МПА; Туркменистан к вышеуказанным документам не присоединялся). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 года предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана. МПА поддерживает контакты с большинством международных организаций своего профиля: ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским союзом, структурами ООН и др.
Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета – представитель России В.И. Матвиенко (с 2011 года). Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 2019 года – представитель России Д.А. Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. Последнее пленарное заседание Ассамблеи состоялось 21-22 ноября 2019 года.
МПА учреждает профильные комиссии, состоящие из представителей парламентских делегаций. По предложению комиссий создаются рабочие группы для разработки конкретных модельных законодательных актов. Подготовка этих документов составляет основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национальных законодательств: модельные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего Ассамблеей принято около 600 международных правовых актов. Кроме того, МПА осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами.
Наблюдение за избирательными процессами в целом является важным направлением сотрудничества в рамках Содружества. Правовым фундаментом осуществления наблюдения за выборами по линии СНГ являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (принята на сессии СГГ СНГ 7 октября 2002 года) и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено Решением СМИД СНГ от 26 марта 2004 года). 10 февраля 2006 года решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД). Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах – участниках Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 года фактически «заморожена».
По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственного управления, депутаты парламентов и дипломаты стран Содружества. Всего с 1994 года организовано около 130 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам ведущих международных организаций.
С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 26 ноября 2018 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная таджикским председательством в Содружестве.
Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).
Источник