Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Лесная аптека»
Анна Холмогорова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Лесная аптека»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Задачи:
Уточнять и расширять знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, польза и применение); обогащать словарь; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям родного края.
Предварительная работа. Беседы о растениях родного края. Рассматривание иллюстраций, гербария. Разучивание стихотворений, загадок о растениях. Беседа с медицинской сестрой о пользе травяных чаев, заваривание чая из трав. Просмотр презентации «Лекарственные растения». Экологическая игра «Узнай целебную травку».
Материал: изображения растений (берёза, сосна, малина, брусника, черника, земляника, шиповник, ветки и шишки сосны, гербарные экземпляры растений (одуванчик, подорожник, ромашка, чистотел, игрушки (медведь, лиса, обезьянка, чай из трав.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправится в аптеку, но не простую, а лесную. Лесная аптека не похожа на обычную, где лекарства хранятся в таблетках и бутылочках. В лесной аптеке целебными свойствами обладают корни, стебли, листья, цветы растений. Богат и разнообразен выбор лекарств в лесной аптеке, но здесь нет этикеток. Поэтому надо точно знать какие растения от каких болезней лечат.
Давайте оглянемся вокруг. Вот стоит дерево с белым стволом. Как оно называется?
Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали. Береза – дерево не только ценное, но и лечебное. Из почек березы готовят средство против кашля. Сок -хорошо пить для укрепления организма, в нем много полезных веществ. Березовым дегтем лечат раны и ожоги.
Стоит столб до небес,
А на нем шатер-навес
Красной меди столб точеный
А навес сквозной, зеленый.
Посмотрите, перед вами лежат ветки и плоды этого дерева. (На подносе лежат ветки сосны, шишки). Догадались?
Воспитатель: Сосна — символ долголетия. Отвары из почек сосны применяют при лечении кашля. Смолистый воздух сосновых лесов полезен людям с больными легкими.
— Все вы, ребята, любите ходить в лес за ягодами. Какие лесные ягоды вы собираете?
Дети: Малину, бруснику, чернику, землянику, шиповник.
Воспитатель: Как много названий ягод вы знаете! А вот узнаете ли вы их? Я предлагаю вам собрать картинку и узнать, какая ягода.
Д/и «Собери картинку». Дети собирают разрезные картинки с изображениями ягод.
Воспитатель: Оказывается, ягоды не только вкусные, но и лечебные. Все ягоды богаты витаминами. Черника — витамином А, который помогает при плохом зрении и очень важен для роста. Шиповник — богат витамином С, который способствует заживлению ран и помогает бороться организму с болезнетворными микробами. Недаром в народе говорят: «В доме, где едят землянику и чернику, врачам делать нечего».
(Дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут — покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Давайте посмотрим под ноги. Вдоль лесной тропинки много растет полезных растений. Я буду загадывать загадки, а вы -отгадывать и искать это растение. (Вдоль импровизированной тропинки разложены гербарные экземпляры лекарственных растений).
Как медок молодым.
А когда постарел,
Воспитатель: В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром». Настои из корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения. Из листьев одуванчика готовят витаминный салат.
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
Воспитатель: «След белого человека» — так называли подорожник индейцы. Потому, что семена этого растения пересекли океан и попали в Америку с переселенцами. Сок свежих листьев применяют как ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.
Стоит в лесу Кудряшка.
Воспитатель: Ромашку заваривают как чай и пьют при болях и спазмах в кишечнике. Настоем ромашки полощут горло при ангине. Полезно полоскать волосы и умываться отваром из ромашки.
А вот это растение с красивыми, ажурными листьями и желтыми цветами называют — чистотел. У него есть и другое название «бородавочник». Назвали его так, потому что соком из его стеблей выводят бородавки. Листья, стебли и цветы чистотела используют для лечения кожных заболеваний.
Вот видите, сколько нового мы узнали про обычные растения, которые растут рядом с нами. Надо только знать, любить природу, бережно к ней относиться, и тогда лес откроет нам свои любимые кладовые.
. Могучий и прекрасный
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить больных зверей будете вы.
— У нашего Мишки болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют: Полезен отвар из ромашки. Им можно полоскать горло.)
— А у нашей Лисички порезана лапка. (Дети: Приложить лист подорожника.)
Вы обратили внимание, какая бледная наша Обезьянка? У неё нет сил. (Дети: Ей поможет отвар шиповника.)
Воспитатель: Молодцы! Вылечили зверей. Понравилась вам в нашей лесной аптеки? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
— Я предлагаю вам подкрепиться витаминным чаем. (Дети пьют травяной чай.)
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста за 1 период обучения «Лесная сказка» «Лесная сказка». Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста за 1 период обучения. Иванова В. А., учитель-логопед МБДОУ №85.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские встречи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №145 г. Владивостока» конспект.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенние цветы» Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о весенних.
Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Лесная аптека на службе человека» «Лесная аптека на службе человека»Составила Голикова Е. В. педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир Ставропольского края.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Выставка первоцветов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Изобильненского городского округа Ставропольского края «Детский сад комбинированного.
Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Одуванчик» Цель: знакомить с новыми видами бумагопластики на примере изделия «одуванчик из бумаги». Задачи: — совершенствовать умение создавать декоративные.
Конспект занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В поисках живой воды» Цель: формировать у детей представление о художественном образе,.
«Лесная аптека». Осенний праздник Лесная аптека. Дети входят в зал и садятся на свои места. Ведущий: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели,.
Сценарий театрализованного представления «Лесная аптека» Рассказчица: Не в каком далёком царстве, Тридесятом государстве – Дело было на Руси… Стариков про то спроси. За деревней стоял лес.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Гнев» Тема занятия: “Гнев. ” Цель занятия: способствовать расширению и формированию представлений дошкольников об эмоциях злости, спокойствия,.
Источник
Лесная аптека
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Лесная аптека
Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности среднего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Бурятии, выявить знания об их пользе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_apteka.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности среднего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Бурятии, выявить знания об их пользе.
работа со справочниками, брошюрами, энциклопедией;
поиск сайтов экологической направленности в Интернете;
организация книжной выставки;
поиск поговорок, пословиц экологической тематики;
составление кроссвордов на экологическую тему;
организация конкурса рисунков экологической тематики;
сбор лекарственных трав, составление гербария;
оформление экологических костюмов лекарственных трав;
организация заключительной выставки “Лесная аптека”;
презентация перед педагогическим коллективом и коллективом воспитанников и обучающихся.
1. Подготовительный этап:
сбор материала о лекарственных травах;
поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тематику;
2. Основной этап – цикл практических дел:
выставка рисунков, книг экологической направленности;
3. Подведение итогов:
презентация “Лесная аптека
экологический занятие“Давайте будем беречь планету”.
Одним из приоритетных направлений в формировании ключевых компетенции является внедрение метода в образовательный процесс.
Апробация в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода в том, что:
метод , являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
метод является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
Один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста .
Учитывая психологические особенности детей младшего , необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи. В связи с этим значимость видится в том, что маленький конкретный проект школьника может выступать именно тем “стеклышком калейдоскопа”, из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Занятие носит комплексный характер т.к. включает в себя практическую, экологически ориентированную деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.
Данное занятие “Лесная аптека” находится на стадии разработки, в дальнейшем предполагается расширить поле исследования и завершить проект созданием собственной Красной Книги МО редких лекарственных растений Бурятии
1. Никишина А.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: 2007.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Метод проектов. Т. I. М., 1993.
3. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: 1990
Конспект внеклассного занятия
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.
Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.
II. Постановка проблемы. Поиск решения .
Тему нашего внеклассного занятия ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд.
1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)
4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)
5. Зеленую подружку на Новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень
7. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)
III. Сообщение темы и цели занятия .
Какое ключевое слово получилось? Сегодня на занятия мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами — алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах.
Совсем недавно в сознании наших современников лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений.
IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях .
Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.
Мы сегодня отправимся на прогулку.
Ученик 1 : Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Ученик2 : А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.
Ученик 1 : Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.
Ученик2 : Смотри, какой-то старичок сидит.
Ученик1: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок: Добрый день! В гости к ленным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.
Ученик 2: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Ученик 1 : Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Ученик 2: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Ученик1: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Ученик 2: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны.
Крапива : Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них
Показать рецепт по уходу за волосами;
До наших дней дошел рецепт, который используется девушками в косметических целях – они моют голову отваром крапивы. Приготавливается он следующим образом. Берут 100-150 граммов свежих или сухих листьев крапивы и заливают одним литром кипятка, добавив при этом одну ст. ложку меда – все это настаивают в течение часа и процеживают. Два-три стакана такого отвара растворяют в тазе теплой воды, после чего моют голову. При этой процедуре не надо использовать никакого мыла, иначе оздоровительный эффект может «смазаться». Волосы после высыхания приобретают естественный здоровый блеск и становятся шелковистыми.
Ученик1 : Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить..
А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.
1. Жгуча, крапива родится,
Да в щах пригодится.
2. Хоть и не огонь, а жжется.
3. Сама холодная, а людей жжет.
4. Если бы на крапиву не мороз,
С нею б и сладу не было.
5. Одна крапива заменяет семерых врачей.
Ученик 2: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?
Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Учитель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Ученица: Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. Древние римляне и греки использовали семена подорожника для излечения дизентерии. Лекарственное растение подорожник большой по праву относится к числу самых древних лекарственных средств.
В листьях лекарственного растения подорожника большого содержатся органические кислоты, каротин, витамины С, К, полисахариды, флавоноиды, горькие, слизистые и дубильные вещества.
В семенах лекарственного растения обнаружены жирное масло, сапонины, слизь, белки, углеводы, гликозид аукубин.
Лекарственные препараты подорожника большого оказывают противовоспалительное, отхаркивающее, бактерицидное, болеутоляющее, спазмолитическое и ранозаживляющее действия.
Семена обладают легким слабительным и обволакивающим свойствами.
В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется как отхаркивающее средство при лечении туберкулеза, коклюша, бронхиальной астмы и бронхитов.
Сок из свежих листьев растения эффективен при язвенной болезни 12 -перстной кишки и желудка, хронических гастритах с сниженной кислотность желудочного сока. Сок растения повышает содержание гемоглобина в крови, усиливает секреторную деятельность желудка, снижает содержание холестерина.
Экстракт понижает артериальное давление и оказывает успокаивающее действие.
Настой как отхаркивающее средство.
Столовую ложку листьев подорожника большого заварить 1/4 литра (1 стакан) кипящей воды, настаивать четверть часа, и профильтровать, сырье отжать. Пить 2-3 раза в день по 2 столовых ложки.
Учитель : А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке
Физкультминутка(Запись на компакт-диске)
Учитель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание .
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)
Почему в бане парятся березовым веником? (в листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы)
Ученик1 : Помнишь, когда я простудилась, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.
Ученик2: Ты права.
Учитель: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера.
Ученик1: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе расскажет.
Мать-и-мачеха : В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.
Другие русские названия — белокопытник, подбел, водяной лопух, камчужная трава, околоречная трава, ранник.
Сбор листьев производится (в отличие от других растений) после цветения — в конце мая — начале июня. Не следует собирать совсем молодые, опушенные с обоих сторон листья.
Цветы собирают ранней весной, в начале цветения. Делать это необходимо сухим солнечным утром.
«.
«Мать-и-мачеха — лучшее лекарство от кашля и «стоячего» дыхания, и это можно подтвердить таким опытом: если ты возьмешь сухие листья и корень и будешь ими окуриваться и вдыхать дым, то польза ее станет явной.»
В «Травнике» Г.Соболевского, изданного более 200 лет назад, отмечалось, что мать-и-мачеха широко применялась в народной и официальной медицине.. Причем использовались не только листья, но и корни мать-и-мачехи. Из листьев и корней готовили отвары и принимали от разных «грудных болезней, от кашля, насморка, простуды, от чахотки, хрипоты, удушья, лихорадки. Отвар густые мокроты во всем теле разводит, природную теплоту умножает, внутренние и наружные раны заживляет. В народной медицине применяются листья мать-и-мачехи вместе с цветами в виде напара при разных видах грудных и легочных болезней как отхаркивающее средство, легкое потогонное. Сок мать-и-мачехи очень хорошее раноочищающее и заживляющее средство. В народной медицине мать-и-мачеха так же используется при печеночных коликах, груднице, выпадении волос, перхоти, ожогах.
Рецепты:
При насморке сок из свежих листьев мать-и-мачехи закапывают в нос по 2 — 3 капли в каждую ноздрю.
Настой листьев мать-и-мачехи применяют при кашле, остром и хроническом бронхите, хриплом голосе, бронхиальной астме, при желудочно-кишечных заболеваниях. 4 чайные ложки измельченных листьев заварить стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить. Пить по 1/4стакана 4 раза в день.
Отвар мать-и-мачехи пополам с крапивой — хорошее средство укрепления волос при их выпадении и обильной перхоти.
Учитель : Спасибо тебе мать-и-мачеха.
Вика: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, тут какие цветы.
Это ароматные ландыши!
Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?
Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыша цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца. Этот скромный цветок с нежным запахом издавна известен людям как ценнейшее лекарственное растение. «Дороже есть злата другого и пристоит ко всем недугам» — так писали о ландыше в старых лечебниках.
Первым стал широко применять в своей клинике препараты ландыша при лечении сердечных заболеваний русский терапевт С.П.Боткин. И постепенно вестник весны привлек всеобщее внимание врачей.
Молодой побег ландыша зацветает только на третий год. После этого наступает перерыв в цветении на два- три года. С лечебной целью используют траву, листья и цветки ландыша, которые заготовляют во время цветения (май—июнь). Траву и листья срезают ножами , цветки — ножами или ножницами, складывают в корзины или мешки и сразу же отправляют к месту сушки. Сушат на чердаках под железной крышей или под навесами с хорошей вентиляцией, расстилая тонким слоем (траву и листья — 2—3 см, цветки — 1 см) на ткани или бумаге и часто перемешивая.
Сушка ландыша требует особого внимания, так как листья и особенно цветки быстро чернеют и портятся.
При заготовке, сушке и хранении ландыша следует соблюдать осторожность, так как он ядовит. срок годности травы и листьев ландыша — два года, цветков —один год.
Лечебное действие ландыша обусловлено содержанием во всех частях растения сердечных гликозидов,
широко применяемые в медицинской практике при неврозах и болезнях сердца.
Ученик1: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой в оде.
А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.
1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).
3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти.
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
Учитель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?
Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.
Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.
Ученик2: Что же делать.
Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.
По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы, рыбы, насекомые, звери).
Многие страны издают свои Красные книги. В нашей стране первая Красная книга издана в 1978 г. В ее издании принимали участие зоологи и ботаники.
Ученик1: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите.
Учитель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает
Ученик2 : Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
Давайте подведем итог нашего занятия.
С какими лекарственными растениями сегодня вы познакомились на занятии?
Лечит мята невралгию,
А свекла – гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей – зубную боль.
Арбуз кушай – при нефрите,
А бруснику – при артрите,
Чтобы больше было сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька – кашель и бронхит,
Головную боль – калина,
А простуду – чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце – мятой и калиной.
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь – укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна.
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки – тертым хреном.
Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй.
Пей шиповника настой,
Будешь бодрый, молодой!
Мы с вами будем дальше продолжать работать над нашим проектом. В дальнейшем будем составлять Красную книгу лекарственных растений г. Улан-Удэ.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Эта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, — здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни,цветки трав, деревьев и кустарников. Эти клетки не просто хранилища лекарств — они их фабрики. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами. Принятые внутрь или использованые наружно, они помогают больному организму справиться с недугом. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток! Ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача!
Миллионы лет, в течении которых шла эволюция человека, накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение.
Долгое время растения оставались почти единственными лекарственными средствами. И только в наше время бурно развивающаяся химия ввела в медицину синтетические лекартвенные вещества, изготовленные на фармацевтических заводах. Это, несомненно, большое достижение человеческого разума, но не следует забывать — далеко не все загадки природы разгаданы: она хранит еще тайны и нам есть чему у нее поучиться.
Лечение целебными дарами природы и сейчас привлекает внимание многих: скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов — ведь терапевтическая ценность большинства лекарственных растений поистине непревзойденна и признана научной медициной.
Информация об этих растениях необходима не только специалистам — фармацевтам, фармакогностам, врачам, ботаникам, ресурсоводам. В ней нуждаются и неспециалисты, которые, не имея соответствующей подготовки, не могут пользоваться специальной литературой: им нужно адаптированное наглядное справочное пособие по растениям, применяемымв медицине. Дело в том, что в связи с решением комплекса проблем охраны окружающей среды очень остро встал вопрос об охране не только растительности в целом, но и отдельных видов растений, в первую очередь лекарственных, которые подчас заготавливаются сверх разумных пределов, что сокращает их природные запасы — некоторые из лекарственных растений оказались уже на грани исчезновения.
В Бурятии выявлено более 1800 видов высших сосудистых растений, многие из которых являются ценными. Здесь растут полезные декоративные кустарники: черемуха, шиповник, яблоня сибирская; многие ценные лекарственные травы: родиола розовая, солодка уральская, пион-марьин корень, термопсис ланцетный и целый ряд других; дикие ягодники: черника, клюква болотная, алтайская жимолость, смородина, малина и другие. Часть растений нуждается в особой охране.
Источник