Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
Мария Талабаева
Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее актуально, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать.
Детейстаршего дошкольного возраста важно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: растениями и животными; сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.
В ознакомлении дошкольников с природой большое место занимает экскурсия. Экскурсия – это ознакомление с теми или иными объектами и их изучение по месту их нахождения, связанное с передвижением детей в определенной местности.
Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, — а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Важно напомнить детям правила поведения на улице, природе, объектах.
Существуют несколько видов экскурсий:
— экскурсия в живую природу (парк, сквер, ближайшие лес и луг, в зону зеленых насаждений, грачевникам и т. д.);
— экскурсия в неживую природу (карьеры с разным видом почв, к водоемам и т. д);
— сельскохозяйственные экскурсии (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду, поле; собственный труд детей).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.
Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, воспитывать бережное отношение к природе, учит соблюдать правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру и не влияющие на состояние природы.
Значение экскурсий для детей дошкольного возраста состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека.
Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам природы, к ее великолепию.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий дошкольники знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений наиболее важных связей и зависимостей в живой и неживой природе.
При этом активизируется их мыслительная и практическая деятельность, углубляются и упрочиваются познавательные интересы. Осознание взаимообусловленности явлений природы влияет на формирование предпосылок материалистического мировоззрения.
Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями и информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.
В дошкольном возрасте ребёнку важно взаимодействовать с объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В результате будет развиваться восприятие ребёнка: он станет различать форму, цвет и другие части предметов.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а также расширению умственного кругозора.
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития у дошкольников познавательных интересов.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно — образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.
Результативность экскурсий во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Первый этап — подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя,которые условно можно разделить на три типа:
— нацеливающее внимание, требующие констатаций фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
— активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, общения;
— стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы. Для поделок, оснащения занятий (например, плоды деревьев для занятий по математике, ручному труду, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).
Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Итак, экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
Мы видим, что трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил подрастающего поколения. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.
1. В союзе с природой, Л. И. Грехова, «Илекса», М, 2000.
2. Вышли мы все из природы, В. Р. Дольник, «ЛИНКА-ПРЕСС», М, 1996.
3. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, С. А. Козлова, «ЛИНКА-ПРЕСС», М,2013.
Источник
Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы «Весенний лес»
Полина Демкина
Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы «Весенний лес»
Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы
Тема: «Весенний лес»
Образовательная область Познавательное развитие
Цель: создание условий для формирования представлений о состоянии природы весной
Упражнять детей в умении различать деревья.
Формировать представление о состоянии природы весной
Воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Активизировать словарь детей по теме «Весна»: Наст, хвоя, проталины, мох.
Методы и приемы: Наглядный; Информационно — рецептивный — совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский, практический-труд в природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;
Корзиночки для шишек.
Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе.Воспитатель: — Ребята, где живут сказки?. (ответы детей)
Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости
к сказке.Послушайте стихотворение:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)
Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес:
Определить с детьми состояние погоды (тепло — холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено, рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы — улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)
Ход мероприятия: 1 часть
Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!
Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Воспитатель: — Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
— Скажите, когда это бывает? (Весной)
— Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.
2 часть. Коллективное наблюдение
Вместе с детьми выбрать удобную поляну.
Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.
Воспитатель: — Ребята, послушаем лес,. Что вы слышите?
(слышен шелест ветвей, голоса птиц — каких?
(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж лесной воздух!
Воспитатель: — Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?
Посмотрите, снег покрыт твердой корочкой — настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.
На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)
-Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и примета зимы, посмотрите,там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало мало и он еще не растаял.
Воспитатель: — Ребята, что не пускает в лес солнце?
Дети: — Ветки деревьев.
Воспитатель: — Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.
Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)
Воспитатель: — Ребята, на нашей поляне много солнца.
Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)
— Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.
— А еще можно увидеть проталины, это дорожки,где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.
Как она называется?
Воспитатель: — Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?
Дети: — Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок — опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).
Воспитатель: — А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.
Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.
— Эти крылышки — семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
— Ребята, что помогает им перелетать?
— Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
— А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.
— Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
Воспитатель:- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.
Дети: — Березы, Рябина и т. д.
— Кустарники узнать еще трудно. Вот это — молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,
из которых скоро появятся зеленые листочки.
Воспитатель: — Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.
— Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)
Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».
Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)
— Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников; посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.
При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.
Воспитатель: — Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем.Подвижные игры: «Раз, два, три — к дереву беги!»;
«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)
Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей ; Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.
3 часть. Заключительная
Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».
Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.
Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.
Подводится итог мероприятия
Воспитатель: — Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.
А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку. До свидания, лес, до новой встречи!
Работа после экскурсии
Изготовление поделок из природного материала
Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»
Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин
Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.
Природоведческая экскурсия «Весенний лес» с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: — Формирование представлений о состоянии природы весной; Образовательная область «Познание» Задачи: Образовательная:.
Фотоотчёт о проведении сезонной экскурсии в разновозрастной группе детей дошкольного возраста «Экскурсия в весенний лес» Дошколята с таким восторгом встретили предложение сходить на экскурсию, что даже пасмурная погода со снежной кашей на дорогах не стала.
Конспект ООД с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие весенний лес» Дата проведения: 03.04.18. Тема: «Путешествие в весенний лес» Программа: «От рождения до школы» Возраст: (2-3 лет) Направление: Познавательное.
Конспект утренней гимнастики с детьми среднего возраста «Прогулка в весенний лес» Конспект утренней гимнастики с детьми среднего возраста группа №93 на тему ««Прогулка в весенний лес» «О культуре здоровья дошкольника».
НОД с детьми старшей группы «Лес» Цель: • формировать навыки употребления слов, производных от имен существительных, прилагательных разных степеней. Задачи: • научить составлять.
План-конспект ООД по рисованию «Я в весенний ручеёк запущу кораблик» с детьми старшей логопедической группы Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички! Всегда очень рада вашим визитам! Сегодня хочу предложить вашему вниманию материал.
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес» Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления.
Экскурсия на водоём с детьми старшей группы ЦЕЛИ: на практике закреплять знания детей о поведении на берегу водоёма, понаблюдать за животным и растительным миром водоёма и прибрежной.
Экскурсия в магазин с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с общественными зданиями села, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании.
Экскурсия «Весенний лес» Тема: «Весенний лес» Экскурсия в лес с детьми Цели: — формировать представление о состоянии природы весной. — обогащать и активизировать.
Источник