Проблема экономического отставания стран третьего мира

Экономические проблемы стран «третьего мира»

Термин «третий мир» возник на этапе активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической. Государства, оставшиеся в стороне от непосредственного участия в этой борьбе стали называть «третьим миром» или развивающимися странами.

К государствам «третьего мира» обычно относят бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны стали политически самостоятельными, но опутанными сетями экономической зависимости, привязанными к зарубежному капиталистическому хозяйству, его индустриальной и научно-технической базе. Издавна сложились ненормальные экономические отношения между западными государствами и большинством развивающихся стран. Эти отношения строились на неэквивалентной торговле. Западные страны продают свою готовую промышленную продукцию по повышенным ценам, а покупают сырье и энергоносители в странах третьего мира по пониженным ценам. В результате быстро растет долг развивающихся стран перед развитыми.

Взаимодействие бывших колониальных и зависимых стран с высокоиндустриальными державами является их столкновением с «вызовом» индустриальной цивилизации. Развивающимся странам непросто дать достойный ответ на такой «вызов»: им приходится создавать новую экономическую структуру, искать оптимальные формы государственности, включаться в международные отношения, взаимодействовать «чужими» культурными ценностями.

Развивающиеся страны можно условно разграничить на несколько блоков:

  1. тропическая Африка;
  2. арабские страны;
  3. индо-буддистско-мусульманский блок;
  4. конфуцианский блок;
  5. латинская Америка.

Население в развивающихся странах чаще страдает от голода, болезней, нищеты, локальных этнических конфликтов.

Для стран третьего мира характерны также следующие социально-экономические проблемы:

    высокий уровень рождаемости и перенаселение.
Читайте также:  Страны мира география территория население

Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине XX века начался демографический взрыв – стремительный рост населения Земли. 80 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В то время как размеры потребления на душу населения в этих странах остаются невысокими по сравнению с действительными потребностями людей;

  • неразвитость системы образования;
  • низкий уровень продолжительности жизни;
  • безработица;
  • нехватка капитала;
  • неравномерное распределение природных ресурсов.
  • Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга многими экономическими показателями, включая природные богатства, рабочую силу, промышленную структуру и т.д. Интеграция с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими ресурсами, но не способным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.

    Проблемы многоукладности экономики, ее зависимости от иностранного капитала, роли внешнего фактора оказались в центре внимания ученых развивающихся стран. Теоретики третьего мира, отвергая и капитализм, и социализм советского образца, готовы были использовать их опыт, опираясь на свои традиции, национальные и прочие особенности.

    Источник

    Проблемы бедности и отсталости в странах «третьего мира»

    экономические науки

    • Хан Станислав Олегович , студент
    • Дальневосточный федеральный университет
    • БЕДНОСТЬ
    • СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА
    • ОТСТАЛОСТЬ
    • ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ

    Похожие материалы

    В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

    Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день.

    В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии — 43% и в Индии — 48%.

    Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

    Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения. Так, оно формирует в широком общественном сознании этих стран негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

    Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

    Они осуществляются, прежде всего, по линии, так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран тропической Африки — более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.

    Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции — прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран «третьего мира». Но эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на «нет» коррумпированностью и простым воровством, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

    Список литературы

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

    Проблема преодоления отсталости стран «Третьего мира».

    Важнейшая проблема мировой экономики начала XXI в. – преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

    Скачать:

    Вложение Размер
    ledyaykin._problema_preodoleniya_otstalosti_stran_tretego_mira.pptx 69.98 КБ
    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Проблема преодоления отсталости стран «Третьего мира». Работу выполнил ученик 8Б класса Ледяйкин Никита

    Глобальная проблема. Важнейшая проблема мировой экономики начала XXI в. – преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

    Черты стран «Третьего мира». Недостаток средств производства; Отсталая технология; Низкий уровень грамотности; Высокий уровень безработицы; Быстрый рост населения;

    Причины отсталости стран «Третьего мира». Колониальное и зависимое прошлое; Перенаселённость; Низкий уровень технологии; Характер взаимоотношений стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

    Способы решения проблем Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей. Строительство учебных заведений, налаживание книгопечатания , широкое использование интернет ресурсов.

    Источник

    Глобальная проблема экономической отсталости

    А.Булатов, д.э.н., профессор

    Вероятно, это главная глобальная проблема, т.к. она, в свою очередь, порождает некоторые другие глобальные проблемы, особенно в менее развитых странах — массовой бедности, низкой социальной защиты, международной конкурентоспособности. В развитых странах проблема экономической отсталости менее актуальна, однако и здесь большинство государств стремится ликвидировать свое отставание от стран-лидеров по уровню экономического развития.

    Сущность экономической отсталости

    Экономическая отсталость означает, что страна находится на более низкой стадии или ступеньке внутри стадии экономического развития по сравнению с другими, более развитыми странами. Проблема экономической отсталости существует очень давно. Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и рыболовством, в Шумере и Египте уже существовало орошаемое земледелие и развитое животноводство, изготовлялись самые разнообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям Вавилон, Греция и Рим, древние Иран, Индия и Китай также демонстрировали более высокий уровень экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В Средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время группа развитых стран численностью в три с лишним десятка существенно превышает по уровню развития остальные сто шестьдесят с лишним стран мира (см. 1.3).

    Разрыв в уровнях экономического развития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а, судя по всему, будет сохраняться и дальше) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будут существовать между странами мира. Тем не менее большинство стран мира стремятся сократить или ликвидировать свое отставание, осуществляя модернизацию (см. 5.2).

    Причины экономической отсталости

    Каковы причины экономической отсталости большинства стран мира? Экономическая история ответит нам, что в странах, относимых ныне к менее развитым, переход к рыночной экономике (рыночной системе, капитализму) начался позже или проходил медленнее, чем в ныне развитых странах. Институциональная теория объяснит, что это произошло из-за отсталости их институтов (прав, традиций и обычаев, механизмов). Именно они порождают отсталые экономические отношения, а те — отсталую экономику.

    Экономические системы — традиционная (докапиталистическая), социалистическая, рыночная (капиталистическая) — отличаются друг от друга прежде всего такими институтами, как формы собственности и самостоятельность экономических агентов. При капитализме, в отличие от традиционной и социалистической системы, доминирует частная собственность и высока самостоятельность экономических агентов. В свою очередь, последняя высока потому, что при капитализме есть суверенитет потребителя (при котором ассортимент и объем производства в конечном счете задается потребителем, за которого конкурируют производители) и свобода предпринимательства (фирмы используют экономические ресурсы для производства и сбыта продукции преимущественно по собственному выбору).

    В менее развитых странах переходу к преобладанию частной собственности мешали и продолжают мешать общинная, помещичья и государственная собственность, суверенитету потребителя препятствует слабый уровень конкуренции (ведь это борьба производителей за потребителя), свобода предпринимательства стеснена законом, традициями и обычаями. Например, в России в государственной собственности находится пятая часть основных фондов (намного больше, если учитывать частную собственность, контролируемую госкомпаниями); уровень конкуренции хоть и растет, но все еще невысок (по расчетам ВЭФ, наша страна занимает по этому показателю 113-е место в мире); свобода предпринимательства стеснена государством (120-е место по тяжести госрегулирования) и скептическим отношением значительной части общества к предпринимательству.

    Ссылки бывших колоний на то, что их отсталость порождена прежде всего колониализмом, малоубедительны. Колониализм, наоборот, разрушал их отсталые докапиталистические институты (пусть часто грубым способом), внедряя более передовые-капиталистические, хотя это приводило к искажениям в виде зависимого (периферийного) развития. Эксперимент, поставленный историей в Африке (единственной независимой страной там оставалась Эфиопия) и Латинской Америке (раньше всех там добилась независимости Гаити), продемонстрировал, что отсутствие колониализма или преждевременное освобождение от него скорее затормозило экономическое развитие этих стран. В то же время эксперимент в Азии, где независимыми оставались не только и ныне отсталые Непал и Бутан, но и более развитые Япония, Таиланд и Турция может свидетельствовать против абсолютизации такого вывода.

    Экономическая сфера (и ее экономические институты) соседствует с политической, социальной, культурной и психологической сферами (и их институтами) — см. 1.3. Все они взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. В результате реформа экономических институтов, если она не сопровождается прогрессом других ее институтов, не приводит к ожидаемым результатам. Кроме того, сильная взаимосвязь всех общественных институтов порождает их инерцию — даже в странах, рекордно быстро преодолевших свою экономическую отсталость (Япония и новые индустриализированные азиатские экономики), это заняло много десятилетий. Поэтому частая причина сохранения экономической отсталости на фоне попыток ее преодоления — неспособность сопровождать экономические реформы политическими, социальными, культурными и психологическими.

    Последствия экономической отсталости

    Показатели уровня экономического развития демонстрируют развитость или отсталость страны. Институциональная теория объясняет их глубинные причины. Но с какими последствиями отсталости сталкиваются экономические агенты при осуществлении своей деятельности в отсталых странах?

    Прежде всего это дефицит капитала и знаний. Кроме стран-экспортеров топлива и экспорториентированных экономик (в основном это Китай и страны Юго-Восточной Азии), остальные менее развитые страны обычно имеют невысокую норму валового сбережения, что снижает их норму валового накопления (это отношение инвестиций в реальный капитал к ВВП), а ведь для индустриализации, как показывает экономическая история, последняя норма должна быть высока (в Китае она превышает 45%). О нехватке знаний свидетельствует невысокий уровень образования населения большинства менее развитых стран (см. табл.4.2), что препятствует налаживанию в них производства современной продукции.

    Почему отсталость экономических институтов ведет к невысокому уровню накопления капитала и низкому образовательному уровню? Что касается капитала, то его преумножение лучше всего идет там, где преобладает частная собственность — ее владельцы лучше используют и накапливают свой капитал, чем государство, помещики или община. Относительно образования можно сказать, что самостоятельность экономических агентов требует от производителей высоких знаний. Как иначе производителям в условиях суверенитета потребителя активно соревноваться с другими конкурентами за покупателя, как в условиях свободы предпринимательства успешно налаживать новое производство?

    Другими последствиями экономической отсталости являются низкая международная конкурентоспособность основной массы производимой в отсталых странах продукции, массовая бедность их населения, высокая рождаемость в сочетании с высокой смертностью, низкая социальная защита — отсутствие пенсий и доступного образования и медицины. Одним словом, это проблемы, которые экономические институты генерировали человечеству на протяжении тысячелетий его пребывания в рамках традиционного общества. Эти институты нуждаются в модернизации («осовременивании» в буквальном переводе с англ. и франц.).

    Источник

    Оцените статью