- Проблемы бедности и отсталости в странах «третьего мира»
- экономические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Зарубежные исследования проблемы бедности в странах «третьего мира»
- экономические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Экономические проблемы стран «третьего мира»
Проблемы бедности и отсталости в странах «третьего мира»
экономические науки
- Хан Станислав Олегович , студент
- Дальневосточный федеральный университет
- БЕДНОСТЬ
- СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА
- ОТСТАЛОСТЬ
- ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ
Похожие материалы
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.
Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день.
В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии — 43% и в Индии — 48%.
Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.
Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения. Так, оно формирует в широком общественном сознании этих стран негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).
Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Они осуществляются, прежде всего, по линии, так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран тропической Африки — более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.
Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции — прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран «третьего мира». Но эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на «нет» коррумпированностью и простым воровством, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Зарубежные исследования проблемы бедности в странах «третьего мира»
экономические науки
- Арнаут Екатерина Олеговна , студент
- Дальневосточный федеральный университет
-
Похожие материалы
Для того чтобы рассуждать о проблеме бедности стран «третьего мира», необходимо сначала определить, что же такое «третий мир». «Третий мир» — слаборазвитые в экономическом отношении страны мира, развивающиеся страны.
Несмотря на огромное разнообразие хозяйственной жизни, страны «третьего мира» имеют сходные характеристики, позволяющие объединить их в данную категорию. Основная – колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран. У них – повсеместное преобладание ручного производства в колониальный период и программа перехода к индустриальным методам производства после обретения независимости. Экономика всех таких стран характеризуется негармоничностью в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется тем, что они не прошли полностью последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны. Страны «третьего мира» объединяет наличие ряда характерных проблем: непропорциональное распределение ресурсов и вызванный этим разрыв в жизненном уровне богатейших и беднейших слоев населения; ускоренная пролетаризация населения; отсутствие устойчивой традиции согласования интересов различных социальных групп, а также хищническая эксплуатация природных ресурсов.
Проблема отсталости в развитии таких стран носит глобальный характер, а потому может быть решена лишь при участии всех стран мирового сообщества.
К развивающимся странам в соответствии с достаточно подвижной классификацией ООН принято относить большинство стран мира. Это ряд государств Латинской Америки (Таити, Гондурас и др.), Азии (Кампучия, Лаос) и Африки (Того, Западная Сахара и др.), а также в группу развивающихся стран входят Филиппины, Колумбия, Сирия, Тунис, Алжир, Перу и др.
Одной из важнейших проблем развивающихся стран в 80-е годы заключалась в реформировании финансового сектора. Во многих странах была проведена либерализация финансовых систем, предполагающая освобождение финансовых институтов от государственного контроля над процентной ставкой, а также от валютного контроля. В странах Латинской Америки (Аргентина, Чили, Уругвай) либерализация закончилась хаосом, банкротством банков. Правительства были вынуждены вновь ввести государственный контроль.
В странах Азии, где финансовая либерализация сопровождалась большей макроэкономической стабильностью, введения жесткого государственного контроля не понадобилось.
Одним из факторов, затормаживающих развитие стран «третьего мира», является низкий уровень прямых зарубежных инвестиций. В настоящее время большая часть ПЗИ осуществляется в обрабатывающей промышленности и высокотехнологических отраслях. Правительства стран третьего мира стремятся к привлечению инвестиций путем предоставления специальных налоговых льгот. ПЗИ можно объяснить стремлением к диверсификации, типичной для минимизирующих риск инвесторов, что не вызывает у них готовности к захвату контрольных пакетов отдельных предприятий.
Такая проблема, как бедность стран «третьего мира» стала объектом исследования многих экономистов после окончания Второй мировой войны и приобретения независимости многими бывшими колониями. Страны «третьего мира» экономисты прозвали «Югом», а развитые капиталистические страны — «Севером». В то время большинство экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор, чтобы обеспечить быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного проведения «плана Маршалла», в соответствии с которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы.
В процессе своей исследовательской работы Артур Льюис пришел к противоположному мнению. Он подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит и аграрный сектор, и промышленный. «Третий мир», как правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными, эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках.
По мнению Льюиса, внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса. Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Основным путем улучшения торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» было признано повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в расширяющийся промышленный сектор на «Юге».
Центральным пунктом теории экономического развития Льюиса был процесс, состоящий преимущественно в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля, а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг друга.
В 50-е гг. Теодор Шульц начал исследовать то, что он называл «человеческим капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для структурной перестройки. Многим стало ясно, что капиталовложения развивающегося мира в образование являются решающим фактором.
«Практически всегда действует следующее правило: чем свободнее экономика страны, тем выше доход на душу населения…» — пишет в книге «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира» бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В своей книге она рассматривает вопрос «виновности» Запада в сложившейся ситуации с развивающимися странами. Она пишет о том, что коллективизм в развивающихся странах тормозит их развитие. В конце 70-х – начале 80-х годов прозвучал доклад Брейгана, который нес в себе идею о перераспределении средств между «Севером» и «Югом», и Тэтчер проводит параллель между этой идеей и законом Грешема — «плохие деньги вытесняют хорошие», — замечая, что здравые идеи регулярно приносятся в жертву плохим. Она отмечает, что вовсе не Запад виноват в бедности стран «третьего мира» и приводит слова знаменитого экономиста Питера Бауэра: «Более материально развитыми оказываются как раз те общества и регионы третьего мира, у которых взаимосвязи с Западом более многочисленны, разнообразны и глубоки. ».
Тэтчер предлагает схему помощи бедным странам, приводя восьмиуровневую систему Маймонида и проговаривая, что при оказании помощи нужно стремиться к верхнему, восьмому уровню, когда получатель помощи становится независимым (тогда отпадает необходимость в дальнейшей благотворительности); исключение составляет помощь, предоставляемая в случаях стихийных бедствий.
В рамках системы свободной торговли и свободных рынков бедные страны, как и бедные люди, бедны вовсе не потому, что другие богаты. Некоторые страны бедны из-за неблагоприятных природных условий, однако очень многие страны обязаны бедностью неэффективному управлению.
Главное, что развитые страны могут сделать для развивающегося мира, — это поддержать капитализм в целом, открыть свои рынки и прекратить субсидирование своего экспорта.
Подводя итог, стоит отметить, что большинство экономистов отводят очень важное место в решении проблемы бедности и отсталости разработке эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы. Но предпосылками для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста являются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Список литературы
- http://abc.informbureau.com
- http://www.bibliotekar.ru
- http://mirovaja-ekonomika.ru
- http://slovari.yandex.ru
- Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия / Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
- Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 504 с.
- Ирвинг Фишер. Покупательная сила денег / Пер. с англ. – Дело, 2001. – 198 с.
- Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития — М.: Либроком, 2009. – 240 с.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Экономические проблемы стран «третьего мира»
Термин «третий мир» возник на этапе активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической. Государства, оставшиеся в стороне от непосредственного участия в этой борьбе стали называть «третьим миром» или развивающимися странами.
К государствам «третьего мира» обычно относят бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны стали политически самостоятельными, но опутанными сетями экономической зависимости, привязанными к зарубежному капиталистическому хозяйству, его индустриальной и научно-технической базе. Издавна сложились ненормальные экономические отношения между западными государствами и большинством развивающихся стран. Эти отношения строились на неэквивалентной торговле. Западные страны продают свою готовую промышленную продукцию по повышенным ценам, а покупают сырье и энергоносители в странах третьего мира по пониженным ценам. В результате быстро растет долг развивающихся стран перед развитыми.
Взаимодействие бывших колониальных и зависимых стран с высокоиндустриальными державами является их столкновением с «вызовом» индустриальной цивилизации. Развивающимся странам непросто дать достойный ответ на такой «вызов»: им приходится создавать новую экономическую структуру, искать оптимальные формы государственности, включаться в международные отношения, взаимодействовать «чужими» культурными ценностями.
Развивающиеся страны можно условно разграничить на несколько блоков:
- тропическая Африка;
- арабские страны;
- индо-буддистско-мусульманский блок;
- конфуцианский блок;
- латинская Америка.
Население в развивающихся странах чаще страдает от голода, болезней, нищеты, локальных этнических конфликтов.
Для стран третьего мира характерны также следующие социально-экономические проблемы:
- высокий уровень рождаемости и перенаселение.
Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине XX века начался демографический взрыв – стремительный рост населения Земли. 80 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В то время как размеры потребления на душу населения в этих странах остаются невысокими по сравнению с действительными потребностями людей;
- неразвитость системы образования;
- низкий уровень продолжительности жизни;
- безработица;
- нехватка капитала;
- неравномерное распределение природных ресурсов.
Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга многими экономическими показателями, включая природные богатства, рабочую силу, промышленную структуру и т.д. Интеграция с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими ресурсами, но не способным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.
Проблемы многоукладности экономики, ее зависимости от иностранного капитала, роли внешнего фактора оказались в центре внимания ученых развивающихся стран. Теоретики третьего мира, отвергая и капитализм, и социализм советского образца, готовы были использовать их опыт, опираясь на свои традиции, национальные и прочие особенности.
Источник