Проблема международного долга
Кризис международной задолженности является одной из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно. Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. В этом проявляется специфика международных экономических отношений.
Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности. Определим, что является причинами, приводящими к кризису мировой задолженности. Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться.
Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:
1) выплату основной суммы кредита;
2) уплату процентов по кредиту.
Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны должника. Если страна наращивает объем внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.
Любая страна с высоким уровнем задолженности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга. Возникновение сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием «сальдо заемных операций», или «базового трансферта». Это сальдо отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому притоку капитала за вычетом амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных операций, или базовый трасферт, можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг. Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации. Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство обычно аргументирует сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание у большинства населения. К тому же, набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.
В настоящее время страны с высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность избежать банкротства — обратиться к стабилизационной программе МВФ. Политика стабилизации предполагает: отмену или либерализацию валютного и импортного контроля; снижение обменного курса местной валюты; проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков; открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.
Таким образом, главной причиной периодической повторяемости международной задолженности является наличие сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов — настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.
Заключение
Сегодня мир живет в эпоху невиданных перемен. В конце ХIX в. локальные хозяйственные системы были замещены национальными экономиками. В конце ХХ в. они, в свою очередь, были замещены глобальным хозяйством. В 1990-е годы, стало ясно, что человечество обладает всеми технологиями в области коммуникаций и транспорта, которые необходимы для формирования глобальной экономической системы. И, как говорят ведущие международные исследователи, лет через двадцать американская экономика, самая сильная на сегодняшний день, постепенно растворится в мировой хозяйственной системе. Эти и другие тенденции необходимо отслеживать и анализировать для принятия соответствующих решений.
ХХ век был столетием отраслей, основанных на использовании естественных ресурсов (стали, зерна, нефти). ХХI век станет столетием того, что некоторые исследователи называют «искусственными интеллектуальными отраслями», к которым относятся микроэкономика, биотехнология, телекоммуникации, производство компьютеров, роботов.
Глубокое изучение мировой экономики, отдельных отраслей хозяйства говорит о том, что в своей совокупности перечисленные направления не только создают новые сегменты промышленности (производство компьютеров, роботов), но т формируют отрасли, способствующие глобализации культуры, видоизменению прежних отраслей. На место случайных достижений, промышленных удач приходит умная техника. Например, подводное бурение осуществляется нынче с помощью компьютеров, медный кабель в телекоммуникационной отрасли заменяется оптическим волокном. Задача экономиста – глубоко изучать все тенденции в мировой экономике и делать правильные выводы.
Список использованной литературы
1. Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. 2013.- 458 с.
2. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник для бакалавров / Под ред. И.П. Николаева Л.С. Шаховская. — Учебные издания для бакалавров. Гриф. 2013. – 334 с.
3. Ломакин Виктор Кузьмич. Мировая экономика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. Гриф МО РФ. 2014 — 318 с.
4. Павлов Павел Владимирович. Финансовое право. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». Гриф УМО МО РФ. 2014. – 154 с.
5. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для бакалавров. Юрайт. 2014. – 448 с.
Источник
Проблемы внешней задолженности
Внешняя задолженностьопределяется как совокупность всех финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащих погашению в определенные сроки.
Различают долгосрочную, краткосрочную задолженность, государственную и гарантированную государством задолженность, а также частную не гарантированную государством задолженность.
Долгосрочная внешняя задолженность обуславливается, прежде всего как задолженность со сроком долгового обязательства более одного года, которая заимствована у другой страны и должна погашаться иностранной валютой, товарами и услугами.
Она включает кредиты МВФ, долги, выплачиваемые в валюте страны-должника, прямые инвестиции.
Краткосрочная задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее одного года. Государственная и гарантированная государством задолженность – это все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант.
Частная не гарантированная государством задолженность определяется как внешнее обязательство частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения.
Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна окажется в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение полученных займов, кредитов и ссуд.
Схожая ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП и экспортных доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга.
Это в том случае, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.
Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса.
В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).
Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга.
Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX – начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы – у Южной Кореи.
Источник
Государственный долг в странах мира и в России — проблема или необходимость?
Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.
Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.
Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.
Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.
Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.
Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.
Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах
Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.
Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.
Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.
Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).
Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах
Источник