Проблемы интеграции россии с другими странами

Основные проблемы включения России в мировые хозяйственные процессы

В настоящее время Правительством России и предпринимательскими кругами предпринимаются активные попытки более тесной интеграции России с зарубежными странами. Однако существует ряд проблем, препятствующих реализации данных попыток. Рассмотрим их подробнее.

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. По нашему мнению, основными из них являются:

  • уровень и динамика развития национальной экономики;
  • степень открытости национальной экономики и ее вовлеченности в международное разделение труда (МРТ);
  • прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС);
  • умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении;
  • наличие правовых условий для иностранных инвестиций;
  • наличие транснациональных корпораций.

Как показал анализ опыта западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок, основа этого процесса складывается на микроуровне в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т. п.

Историко-экономический анализ показывает, что Россия (СССР) прошла пять этапов во взаимодействии с мировой экономикой. По мнению автора, эти этапы имеют следующие временные границы и экономические особенности:

1 этап. 1917-1945 гг. Политическая и экономическая изоляция. Экономико-политическая ситуация в Европе характеризовалась несколькими тенденциями. После Первой мировой войны началась активизация национальных движений славянских народов. Усилились позиции США, Великобритании и Франции, они приняли основные положения договора о коллективной безопасности. Контакты России с зарубежными странами сведены к минимуму. Экономическое сотрудничество пока не является приоритетным направлением внешней политики для правительства большевиков. Центральное место во внешней политике занимает реализация коммунистической доктрины революционного преобразования мира. Происходит абсолютизация Советов как универсальной модели государства «нового типа». Фактически Россия становится страной с натуральным хозяйством: план ГОЭЛРО, коллективизация, индустриализация позволяют России практически полностью обеспечить себя всеми необходимыми видами продукции и услуг. Такая автономия стала одной из основ победы СССР во Второй мировой войне.

Читайте также:  Национальное богатство страны это валовой внутренний продукт

2 этап. 1945-1985 гг. Сотрудничество с социалистическим лагерем. Политическая экспансия в страны третьего мира. По окончании Второй мировой войны СССР окружил себя странами с советскими режимами. Это позволило осуществить реализовать социалистическую модель международного разделения труда. Образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) привело к созданию системы перераспределения заказов в масштабах межстрановой системы производства продукции и услуг. Фактически была создана экономическая система, в основу которой были положены политические принципы. Это привело к снижению экономической эффективности и ухудшению конкурентных преимуществ. Которые стали одной из причин разрушения этой системы. Указанные события привели к переосмыслению роли СССР в мировой политической системе. В Советском Союзе началась перестройка.

3 этап. 1985-1991 гг. Преодоление тоталитарного наследия. Полная открытость на фоне непрофессионализма. Снижение роли России в мировых политических процессах.

Начало демонтажа партийно-политической системы. Ликвидация социализма как политической системы и разрушение экономических связей. Ликвидация СЭВ. Окончание жесткого противостояния с США и НАТО. Снижение конкурентоспособности на внешних рынках. Кризис, вызванный структурными факторами, усилился вследствие резкого сокращения импорта – его объем был в январе-августе 1989 г. на 45% меньше, чем за аналогичный период 1990 г. Экспорт за 8 месяцев 1989 г. сократился на 27%, главным образом из-за спада в производстве энергоресурсов. Важным фактором уменьшения внешнеторгового оборота стал переход в расчетах СССР со странами Восточной Европы на свободно конвертируемую валюту.

Снизилась инвестиционная активность. Произошло сокращение общего объема инвестиций в 1991 г. на 20%, а ввод в действие основных фондов сократится на 25%. Особенно резко снизились объемы бюджетных инвестиций. Тяжелым было состояние государственных финансов. Доходы государственных бюджетов всех уровней снизились вследствие спада производства, сокращения поступлений от внешней торговли. Произошло снижение объемов золото-валютных резервов. В то же время росли расходы на социальные программы, децентрализация привела к несогласованности бюджетной политики республик. В результате дефицит союзного бюджета в 1991 г. составил более 120 млрд. руб., а суммарный дефицит бюджетов республик равнялся 80 млрд. руб.

4 этап. 1991-2000 гг. «Братание» с бывшими соперниками. Разрушение СССР. Образование СНГ. Вульгаризм и непрофессионализм на высшем уровне. Противостояние законодательной и исполнительной властей не могло не сказаться на стабильности в экономике. Этим был вызван неконтролируемый экспорт ресурсов в отсутствие государственного контроля на фоне сознательного насаждения «необратимого» капитализма за счет передачи отдельных отраслей национальной экономики в руки назначенных олигархов.

Внешнеэкономические объединения, которые были основным источником валютных поступлений, приватизировались российскими гражданами (бывшими руководителями), а активы этих объединений активно переводились за рубеж. Коррупция на всех уровнях власти. Превалирующий принцип «личного обогащения» среди руководителей государственных предприятий привел к «стабильной» экономической деградации, к дальнейшему ослаблению внешнеэкономических позиций. Начало данного этапа характеризовалось резким обнищанием широких слоев населения в результате политики «шоковой терапии» в экономике. Конец – уничтожением, в результате кризиса 1998 г., нарождающегося среднего класса. Дефолт испортил репутацию России как заемщика.

5 этап. 2000 г. – настоящее время. Внешнеэкономический прагматизм на фоне благоприятной конъюнктуры в экспортных статьях. На фоне усталости населения от демократических реформ осуществляется попытка внутриполитической стабилизации и консолидации общества вокруг сильной власти. Взвешенность и осознание слабости России на мировой политической арене из-за слабости национальной экономики. Попытка реабилитации в мировой экономике, предложение конструктивного и взаимовыгодного экономического партнерства на фоне сближения позиций в ходе борьбы с международным терроризмом. Однополярность мира привела к усилению экономических противоречий между Западной Европой и США с одной стороны, а также Японией и США – с другой. Результатами этого процесса стало появление Евросоюза, единой европейкой валюты, а также участившиеся экономические конфликты, например, «стальная война».

В настоящее время высказываются различные точки зрения относительно путей включения России в мировые интеграционные процессы. Но, несомненно то, что успешное решение этой зависит, по нашему мнению, от нескольких факторов:

  • во-первых, от результатов деятельности Правительства по оздоровлению национальной экономики путем ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования;
  • во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

Как показал анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган.

Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

Перед лицом развертывания глобализационных процессов Россия оказалась в исключительно сложном положении. В результате радикальной либералистской реформы страна отброшена на несколько десятилетий назад, в то время как большинство других стран мира в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры быстро продвигалось вперед. Если СССР прочно занимал второе место после США по абсолютному объему валового внутреннего продукта, то постсоветская Россия оказалась в 1998 г. на 12 месте, уступив не только семерке ведущих промышленно развитых стран, но и Китаю, Индии, Бразилии и Мексике.

Россия оказалась довольно глубоко втянутой в мировое хозяйство. Доля экспорта в ее ВВП составляет около 27%, что сравнимо или даже превышает аналогичный показатель для Германии, Англии, Франции и Италии. РФ уже практически стала страной с открытой экономикой, что определяется как высокой степенью зависимости народного хозяйства от внешних связей, так и либеральным внешнеэкономическим режимом. Процессы, в результате которых это произошло, нельзя назвать здоровыми. Российский экспорт поддерживается за счет энергоресурсов, сырья и материалов, роль внешнего рынка для производителей которых резко возросла в связи с сужением рынка внутреннего. Благодаря работе на внешний рынок эти отрасли (нефте- и газодобыча, металлургия, производство лесоматериалов и удобрений) в условиях общего падения производства оставались конкурентоспосбными, в то время как в других отраслях, особенно в машиностроении, выпуск продукции упал в два – три раза.

Мировой опыт показывает, что национальная экономика занимает достойное место в мировом хозяйстве только в том случае, если государство оказывает активную поддержку своим экспортерам, в том числе посредством создания системы государственного стимулирования экспорта и государственного страхования частных экспортных кредитов. В этой связи, более активную роль в продвижении российских товаров на рынки зарубежных стран могут, по нашему мнению, сыграть не только собственно внешнеэкономическая политика, но также и внешнеполитические акции. В развитие сказанного необходимо отметить, что действенное влияние на отношения с отдельными странами способны оказывать такие сложившиеся и проверенные формы двустороннего взаимодействия, как межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В этой связи, необходимо повышать роль России в международных организациях. В настоящее время уже ведется целенаправленная работа по вступлению России в ВТО, однако с учетом тех противоречий, которые возникают в этой организации, Россия могла бы занимать свою позицию и добиваться приемлемых решений.

Обретение статуса высокоразвитой державы в глобализируемом мире невозможно без изменений в структуре российского бизнеса. Основой национальной экономики должны стать мощные интегрированные корпоративные структуры, прежде всего финансово-промышленные, способные конкурировать на внутреннем и мировых рынках с транснациональными гигантами. Одним из вариантов решения указанной проблемы может стать размещение ценных бумаг отечественных эмитентов на мировых фондовых рынках, основные аспекты которого рассмотрены в гл. 3.

Более интенсивно включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться об участии в интеграционных группировках. В настоящее время РФ стала членом Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую входят страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Америки, а также Австралия и Новая Зеландия – всего 21 страна. Однако наша страна обращена к региону АТЭС своей малоразвитой и малонаселенной дальневосточной частью, и существенных результатов от участия в этой организации пока, к сожалению, ожидать не приходится.

Россия вошла и в организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), членами которой являются некоторые экс-республики СССР, а также примыкающие к Черному морю Турция, Греция, Болгария и Румыния. Участие России в этой организации полезно, и его предстоит активизировать, тем более, что некоторые бывшие союзные республики пытаются противопоставить сотрудничество в ЧЭС сотрудничеству в рамках СНГ. Однако первая не является общеэкономической организацией, и ее члены имеют разнонаправленные интересы (Греция входит в ЕС, туда же стремятся Турция, Болгария и Румыния); создание однородного экономического пространства в рамках ЕС поэтому вряд ли возможно.

Наиболее важными для России с точки зрения возможностей интеграции являются государства СНГ, в рамках которого подписываются новые документы о сотрудничестве стран-участниц, в том числе об ускоренной интеграции некоторых из них путем создания Таможенного союза, а теперь и Евразийского экономического сообщества (в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана). Проблемой является то, что реальных шагов к действительной интеграции крайне мало. Недостаточная активность российских правительственных структур на данном направлении, по нашему мнению, не в последнюю очередь связана с тем, что наиболее влиятельной силой российского капитала является нефтяной и газовый бизнесы. Их субъекты не заинтересованы в расширении сотрудничества со странами СНГ, ибо вынуждены продавать нефть и газ по пониженным ценам 31 . Между тем интересы нефтегазового бизнеса не должны подавлять стратегические интересы России.

Экономика постсоветских республик, как известно, составляла части единого экономического комплекса, распад которого стал одной из главных проблем и причин глубокого экономического кризиса почти всех стран СНГ. Реинтеграция, то есть восстановление производственных и других экономических связей в рамках Содружества, способна стать важнейшим фактором общего экономического подъема, прежде всего посредством создания емкого рынка, необходимого отраслям обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроению. Участие в этом реинтеграционном процессе может стать одним из ключевых направлений превращения всех постсоветских стран в полноценных субъектов экономической глобализации 32 .

Анализ практики показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т. д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной составляющей национальной интеграционной политики. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует серьезного участия в работе международных многосторонних структур.

В условиях перехода к открытой экономике в России существует проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия должна придерживаться деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.

Комплекс экономических проблем связан с рядом специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.

К внешним факторам относятся благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках. С начала 2002 г. экономика большинства промышленно развитых стран находится испытывает экономический подъем, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих российских экспортных товаров.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что важной проблемой международной торговли в условиях глобализации становится необходимость тесной интеграции между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.

В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки – в самой организации современного глобализированного производства.

Такая схема имеет ряд отличий от прежней схемы международной торговли, при которой производство сосредотачивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК.

Решение перечисленных проблем – это, по нашему мнению, один из эффективных способов повышения конкурентоспособности отечественных компаний на международных рынках. Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, – абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т. е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах.

Одной из современных чертой международной торговли является все большее вовлечение в международный оборот торговли услугами, которая до сих пор сосредоточивалась преимущественно в национальных рамках. Темпы роста объемов торговли услугами практически в 2 раза превышали тем роста объемов торговли товарами.

Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Проблемы взаимоотношения России и стран ближнего зарубежья рассмотрим подробнее.

Россия и страны ближнего зарубежья

Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени – перспективы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось ослабление внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если в начале 1990-х гг. на страны ближнего зарубежья приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в середине 1990-х гг. их доля упала соответственно до 15,4% и 16%. Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых.

Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.

Вместе с тем, по мнению автора, в экономическом пространстве СНГ невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений необходима их дифференциация. В основу другой модели может быть положен таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств.

Следующей возможной моделью экономических отношений может быть ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнерами ведется беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою индивидуальную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.

В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993 г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994 г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК).

Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях. Фактически только в 1995 г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двухсторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.

Значительные предпосылки к углублению и расширению сотрудничества создались в связи с практическим формированием Таможенного союза трех государств – России, Белоруссии и Казахстана. Эти страны унифицируют не только таможенные тарифы, но и экономическое законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое взаимодействие России и Белоруссии.

Правительственная программа Российской Федерации об углублении экономической интеграции со странами СНГ, утвержденная Указом Президента РФ от 14.09.1995 г., определяет главные направления, по которым необходимо развивать экономическое взаимодействие:

  • торговля;
  • денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения;
  • совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы;
  • функционирование межгосударственных хозяйственных структур.

Что касается, например, взаимной торговли, то на нее значительное влияние оказывает воздействие переходный этап: от системы централизованного материально-технического снабжения к свободным торговым связям. Особый элемент перехода – сохранение роли государств как субъектов торговли, а следовательно, межгосударственных торговых соглашений. Постепенно, по мере установления международных корпоративных связей, роль государства в этом процессе будет снижаться.

Принципиально новым является вопрос о взаимном экспорте финансового и производственного капиталов. Будучи импортером капитала с Запада, Россия в отношении стран СНГ может сама стать крупным инвестором. Такая возможность обусловлена потребностью сбалансировать экономические отношения с этими странами.

Примером того, что страны СНГ пытаются в какой-то мере идти по пути интеграции, является тот факт, что в июне 1999 г. в Минске главы их правительств обсудили проект основных направлений работы по формированию зоны свободной торговли на территории Содружества, а также положения об экономическом совете и исполнительном комитете организации. Кроме того, рассмотрена концепция информационной безопасности государств СНГ и соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере33.

Россия и западноевропейский интеграционный процесс

Важным ориентиром интеграции России в мировое хозяйство остается западное направление. Это прежде всего обусловлено необходимостью в иностранных инвестициях, использованием новейших достижением науки и техники, получением гуманитарной помощи и т. д. Именно поэтому во внешней политике России с 1990-х гг. существенно возросла роль этого направления.

Включение в международное разделение труда и мировую экономику – необходимое условие превращения в государство с рыночным хозяйством. Особое значение для решения этой задачи имеет развитие связей с Западной Европой и, прежде всего с Европейским Союзом, одним из трех главных промышленных, финансовых и торговых центров мира, особенно для европейской части страны, где сосредоточены основная часть населения и производства. К сожалению, пока непосредственное вступление России в ЕС в обозримом будущем невозможно.

Таким образом, геополитическое и экономическое положение России обусловливает непосредственную заинтересованность во всем, что происходит в Европе, тем более в таком крупном событии, как переход ЕС к евро. Достаточно сказать, что на долю 15 стран Евросоюза приходится более 35% внешней торговли России, на рынки ЕС поступает 40% российского экспорта (для сравнения – на рынок США всего 4%, т. е. в 10 раз меньше). Из всех иностранных инвестиций в России более 60% составляют инвестиции из западноевропейских стран.

Среди трех экономических центров современного мира наибольшее значение для России в качестве партнера, конечно, имеет Европа и ЕС.

В июне 1994 г. между Россией и Европейским Союзом было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет с шансами на продолжение. В Соглашении зафиксированы основные принципы свободы движения товаров, услуг и капиталов. Вместе с тем в Соглашение не вошли аспекты создания зоны свободной торговли между Россией и Западной Европой.

Наряду с торговыми отношениями Россия и ее хозяйствующие субъекты поддерживают тесные связи с европейскими финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь находятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные ценные бумаги.

Россия и восточно-европейские страны

Кроме ЕС, на европейском континенте сферу особых экономических интересов России представляют страны Восточной Европы, в первую очередь бывшие члены СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия). Доля этих стран во внешней торговле России сократилась с 38,7% в 1990 г. до менее чем 15% в настоящее время.

Снижение абсолютных и относительных показателей внешней торговли с бывшими европейскими странами СЭВ сопровождается также ухудшением ее товарной структуры: в российском экспорте растет удельный вес топливно-сырьевых товаров, древесины, алюминия, химикатов. Значительная часть импорта из этих стран приходится на продовольствие, хотя в импорте из Венгрии, Словакии, Чехии велик удельный вес машин и оборудования (соответственно 47%, 40% и 34%).

К сожалению, страны Восточной Европы с их ограниченным хозяйственным потенциалом и средним по мировым стандартам уровнем промышленного развития утратили роль главных экономических партнеров России. Однако возрождение масштабных хозяйственных связей России со странами этого региона соответствует коренным интересам обеих сторон. Являясь сравнительно крупным импортером капитала, Россия вместе с тем могла бы в обозримом будущем стать крупным инвестором в экономику стран Восточной Европы.

Существует заинтересованность и восточноевропейских стран в российских инвестициях, которая главным образом заключается в сбыте своей продукции на емком рынке России прежде всего по тем товарным позициям, по которым осуществлялось взаимодействие в предшествующие годы международного разделения труда. Такой интерес становится все более очевидным по мере снижения эйфории этих стран по поводу ликвидации СЭВ и Варшавского Договора и избавления от иллюзий в связи с расчетами на быструю переориентацию внешней торговли этих стран на Запад.

Россия и страны других регионов мира

Новая система отношений России с развивающимися странами сегодня лишь формируется, поскольку пока отсутствуют четко определенные цели и задачи российской внешнеэкономической политики в отношении этих регионов. В связи с этим необходима разработка долговременной и обоснованной концепции, а также опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых в перспективе стран-партнеров.

В основу, например, латиноамериканского направления может быть положено то, что Россия и ведущие страны Латинской Америки находятся, по большому счету, в одной переходной стадии развития, хотя и в разных ее точках, но на пути построения рыночной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Несмотря на качественно различные стартовые позиции, именно с такими латиноамериканским странами, как Аргентина, Бразилия и Мексика у России имеется намного больше сходных проблем, чем, например, с государствами Западной Европы, Юго-Восточной Азии или Африки. Это создает принципиально иную, чем прежде, основу для взаимодействия с этими странами.

Значительные усилия в последние годы Россия прилагает усилия к тому, чтобы расширить внешнеэкономические связи с государствами АТР. Следует подчеркнуть, что, по оценке, из общего объема внутрирегионального товарообмена в рамках АТР на долю России приходится лишь около 1%. В рамках сотрудничества в АТР Россия сможет эффективнее решать такие проблемы, как развитие морского, трубопроводного, авиа- и железнодорожного транспорта, создания систем телекоммуникации, расширения экспорта своей машиностроительной и военно-технической продукции в страны Юго-Восточной Азии и ряд других проблем.

Именно для этого Россия в 1997 г. вступила в АТЭС, которая имеет целью создание к 2010 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе зону свободной торговли и инвестиций. Для России эта организация может стать эффективным инструментом для развития Сибири и Дальнего Востока.

Предприятия Сибири и Дальнего Востока настолько зависят от транспортных тарифов, что эти регионы от центра если не отрезаны, то в значительной мере изолированы. Оставаясь формально частью внутреннего рынка страны, они фактически стали частью внешнего рынка Тихоокеанского региона. Это касается снабжения продовольствием, промтоварами.

Проще завозить товары из АТР, а не везти через всю страну. С учетом того, что ресурсов в Сибири сосредоточено много, а людей живет мало, то рано или поздно уровень деловых отношений с Азией вырастет до того уровня, который сложился с Европой. Тем более, что по сравнению с Европой препятствий к торговле здесь меньше. Однако у России пока нет механизма, который передавал бы информацию о работе АТЭС заинтересованным кругам, нет аналитических служб, как это принято в странах АТР.

После кризиса и страны АТР поняли, что ориентация только на внутренний тихоокеанский рынок, на определенный протекционизм уже начал себя изживать. Поэтому в настоящее время АТЭС вырабатывает приемлемые для всех условия открытия рынков. Россия не должна упустить этот момент, чтобы пока ряд ниш этого рынка не заполнен, предложить продукцию в части рыболовства, судоходства, науки и техники, космической связи и т. д.

Весьма перспективны экономические и научно-технические взаимосвязи России и Китая, который в последние годы превращается в одного из крупнейших внешнеэкономических партнеров России – и как потребитель российской промышленной продукции, и как поставщик легкой промышленности.

Немалый интерес для России представляет также североамериканский регион, а в нем главным образом США. Вместе с тем для США экономика России представляет интерес как объект для приложения капитала. Кроме того, США заинтересованы в использовании российских научно-технических достижений, особенно имеющихся в оборонно-промышленном комплексе.

В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.

Список использованных источников

  1. Кокшаров А. США: идеальная модель // Эксперт 1999. №15
  2. Россия в цифрах. – М., 2000.
  3. Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2000. №10.

Ссылки

31 В 1999 г. средняя цена на нефть при поставках в страны «дальнего зарубежья» составляла 110,7 долл. за т. а в страны СНГ – 68 долл. (Источник: Россия в цифрах. – М., 2000. – с. 372-373).

32 Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2000. №10.

33 А. Кокшаров США: идеальная модель//Эксперт 1999. №15

Источник

Оцените статью