Проблемы интеграции стран зарубежной европы
Вы будете перенаправлены на Автор24
История европейской интеграции
Европейский интеграционный проект начал осуществляться в послевоенный период. Его инициация была связана с решением ряда как экономических, так и политических задач. С одной стороны, экономика европейских держав находилась в плачевном состоянии, ее рост и восстановление требовали организации совместных усилий, с другой перед странами стояла задача преодоления разделения Европы на победителей и побежденных. Подобное разделение, как показала практика мироустройства после окончания Первой мировой войны, могло привести лишь к росту напряжения и противоречий между европейскими державами, возрождению националистических и реваншистских настроений. Страны Европы и США напротив, стремились как можно более тесно связать ФРГ с другими государствами и сделать невозможным повторение «гитлеровского» сценария.
Готовые работы на аналогичную тему
На протяжении длительного периода времени интеграция осуществлялась в экономической сфере:
- в 1951 году было создано ЕОУС (Европейское объединение стали и угля);
- в 1957 году подписаны Римские договора о создание ЕЭС (Общий рынок) и Евроатома;
- в 1978 году была создана ЕВС (Европейская валютная система);
- в 1987 году вступил в силу ЕЕА (Единый Европейский АКТ) фиксировавший цель создания единого экономического пространства.
Наконец, успехи развития экономической интеграции европейских стран, привели к необходимости социально-политического объединения, без которого дальнейшее экономическое развитие объединения представлялось затруднительным. В 1991 году был представлен Маастрихтский договор о Европейском союзе, предполагавший значительную степень усиления наднациональных структур ЕС и передачи им широких полномочий. Хотя, в конечном итоге договор был одобрен и ратифицирован, ряд наиболее значимых его положений оказались вычеркнуты.
Согласно договору с 1999 года страны объединились в Экономический и Валютный Союз, в рамках которого с 2002 года их национальные валюты были заменены единой – евро, что открывало возможности для беспрецедентной экономической интеграции стран.
Европейская интеграция осуществлялась не только в интенсивном, но и экспансивном направлении. Если в ЕОУС вошли всего 6 государства – страны Бенилюкса, Франция, ФРГ и Италия, то к 1999 году ЕС включает в себя 14 стран, в 2004 году ЕС переживает самое масштабное расширение на восток, принимая в свои ряды сразу 10 стран (8 бывших стран соц. лагеря, а также Кипр и Мальту), в 2007 году его ряды пополняют Болгария и Румыния, а в 2013 году Хорватия, и на сегодняшний день в ЕС входят 27 стран (после выхода Великобритании 31 января 2020 года).
Проблемы европейской интеграции
Несмотря на значительные успехи строительства общеевропейского дома, как в области экономического развития, так и территориального расширения, начиная с 2008 года ЕС регулярно сталкивается с кризисами, каждый из которых ставит под вопрос легитимность самой идеи европейского объединения. И хотя перспективы действительного распада Евросоюза минимальны – подобный ход принесет лишь убытки входящим в ЕС государствам, в основе кризисных процессов лежат объективно существующие противоречия и проблемы европейской интеграции:
- проблема суверенитета и политического лидерства;
- проблема солидарности и социально-экономических диспропорций;
- проблема общеевропейской безопасности.
Наиболее глубокой и фундаментальной является проблема суверенитета стран ЕС и политического лидерства внутри объединения. Формально все страны ЕС жертвуют часть собственного суверенитета в пользу наднациональных органов, прежде всего Еврокомиссии. Данное положение активно эксплуатируется как вне, так и внутри Евросоюза. Оно позволяет национальным правительствам стран ЕС «сваливать» ответственность за непопулярные меры и решения на Брюссель, а также ссылаться на него при внешнеполитических переговорах. В тоже время действительные возможности Еврокомиссии и наднациональных органов по воздействию на суверенитет стран членов-ЕС сильно ограничены. Механизм принятия решений в Европе основан на поиске компромиссного варианта, учитывающего интересы и условия многочисленных стран-участников ЕС, которые в переговорном процессе ориентируются чаще не на общесоюзные, но национальные интересы. Более того, отдельные страны могут вовсе игнорировать решения и договоренности ЕС, что прекрасно демонстрировала в период своего нахождения в союзе Великобритания.
Таким образом Еврокомиссия, несмотря на свои претензии, не является центром политической силы в ЕС. Договорной характер отношений затрудняет принятие важных решений особенно в кризисные периоды, и если до 2004 года, такой формат оставался достаточно эффективным, то после масштабного расширения ЕС, он значительно пострадал.
Расширение и включение новых стран, привели к тому, что в рамках ЕС возникли серьезные социально-экономические диспропорции между тремя группами стран – центром, полупериферией и периферией в которую вошли страны Центральной и Восточной Европы. Если после присоединения существовала перспектива выравнивания данных стран в экономических показателях с более «старыми» членами ЕС, то после кризиса 2008 года, они начали превращаться в дотационные регионы, экономически-активное население которых перетекает в более благоприятные страны, пользуясь свободой перемещения внутри ЕС. Неоправданность ожиданий и стремление центральных стран навязывать собственные решения всем участникам ЕС, негативно сказывается на солидарности внутри союза, что ярко проявилось как в период активной иммиграции, когда страны периферии отказались размещать беженцев на своей территории, или в период пандемии коронавируса, когда Италия и Испания, оказались фактически без поддержки со стороны стран по ЕС.
Отсутствие солидарности сказывается и на возможностях организации в обеспечении общеевропейской безопасности. Пандемия коронавируса выявила необходимость создания общеевропейской системы здравоохранения, что в свою очередь предполагает передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень. Не менее острой является проблема взаимодействия внутренних органов стран ЕС, которые в условиях свободного перемещения граждан внутри союза, оказались неспособны эффективно противостоять террористической угрозе в 2016-17 годах. Вместе с тем, проекты по интеграции вооруженных сил или силовых ведомств ЕС саботируются странами периферии – прежде всего Прибалтики и Польшей, которые настаивают на углублении зависимости ЕС от НАТО, а в конечном итоге от США.
Перспективы европейской интеграции
Типичным ответом на кризисные события для европейского сообщества является ресуверенизация, т.е. снижение уровня интеграции, осуществление протекционистской политики в рамках ЕС, возрождение внутренних границ и усиление национального контроля над своей территорией, ограждение от проблем соседей по европейскому дому. Вместе с тем усиление данной политики не только негативно сказывается на ходе европейской интеграции, но и ставит под сомнение саму легитимность идеи общеевропейского объединения.
Однако ЕС удается найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций и сохранить свою целостность. Наиболее вероятным ответом на новые вызовы станут попытки реформирования ЕС в направлении его федерализации, усиления наднациональных институтов, передачи в их компетенцию более широкого круга вопросов, что позволило бы вывести процесс решения существующих проблем на новый уровень.
Источник
План открытого урока «Интеграционные процессы в зарубежной Европе» (11 класс)
Урок по географии в 11 классе.
Автор: Чернов Олег Михайлович, учитель географии МБОУ «Точилинской средней общеобразовательной школы»
Тема урока: «Интеграционные процессы в Европе»
Цель общеобразовательная: изучить особенности европейской интеграции на
примере Европейского союза;
дать оценку деятельности ЕС в решении политических,
экономических, экологических и социальных проблем;
развивать умение работать с картами, справочниками,
статистическими материалами, искать информацию в Интернете,
готовить доклады по теме, проводить социологический опрос.
Развивающая: формировать мировоззренческие идеи , умение ориентироваться в
развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание,
коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: формировать понимание важности обеспечения демократических
принципов, прав и свобод граждан, мира и стабильности в регионе,
положительной роли интеграционных процессов в регионах
воспитывать речевую культуру учащихся.
Оборудование: политическая карта Европы, электронная презентация,
Тип урока: семинар.
Методы обучения: проектный, практический, наглядно-образный,
Этапы развития европейской интеграции
Состав ЕС. Цели его создания
Место и роль ЕС в мире
Основные направления, проблемы и результаты деятельности ЕС:
Повышение экономического и социального уровня развития стран-членов ЕС;
Сохранение политической стабильности и безопасности в регионе и мире;
Решение экологических проблем.
Европейцы о Европейском союзе
Развитие взаимоотношений России и ЕС
Вводное слово учителя .
Звучит Ода радости Бетховена.
Какое произведение сейчас звучит? Это гимн Европейского Союза. Мы практически рассмотрели тему Зарубежная Европа. Но изучение этой темы было бы не полным без вопроса об интеграционных процессах, происходящих в Европе на протяжении последних нескольких десятилетий. Тема нашего сегодняшнего урока актуальна –«Европейская интеграция. Европейский союз».Что такое интеграция? Какова цель нашего сегодняшнего урока? В ходе нашего разговора мы подробнее познакомимся с особенностями интеграционных процессов в Европе и попробуем дать оценку деятельности самой значимой организации – Европейского союза.
Европа имеет много предпосылок для международной экономической интеграции, а именно: территориальная близость, высокая степень освоенности, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная освоенность, давние исторические связи. Все это приводит к сращиванию территорий. Происходит формирование пограничных интеграционных районов (между ФРГ и Францией, между Францией и Италией и т. д.)
Учащийся рассказывает доклад на заранее подготовленную тему. Остальные ученики слушают и делают пометки в тетрадях.
Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени — процесс объединения Европы.
Желание тесной интеграции европейских стран во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов:
противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования;
стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей;
потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй;
стремлением к усилению общего экономического и военно-стратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гг.;
демократизацией жизни послевоенной Западной Европы и реализацией прав и свобод граждан.
Учитель .Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП( валовый мировой продукт) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Европейский Союз насчитывает ныне в своем составе 28 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.
Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь.Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь — это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий: 1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества; 2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран; 3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами; 4) проведение общей аграрной и транспортной политики; 5) создание валютного союза; 6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; 7) унификация налоговых законодательств; 8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка
В таблице приведены страны, вступившие в ЕС
Источник