Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
Билет №10
Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих «прозрачных» границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.
Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. В будущем расхождение траекторий развития отдельных стран (Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана) представляется неизбежным. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Билет №11
Сперанский М.М. и Аракчеев А.А. – противостояние в концепции власти и управления.
Реформы М.М. Сперанского
Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772—1839). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ.
В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.
Реформы Аракчеева А.А.
Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева.
Аракчеевщина — политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.
С 1816 г. эти попытки были возобновлены и начались они, как это ни странно звучит, с организации военных поселений. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.
В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны.
Билет №12
Билет №13
Билет №14
«Политика военного коммунизма»: причины введения, основные черты и последствия для общественной жизни России.
«Военный коммунизм» – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг. … Вынужденное проводить в жизнь «военно-коммунистические» меры, Советское государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране… Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было бы «военного коммунизма». Толчком для его проведения стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.
1)жесткий контроль за всеми сферами экономики.2) нацинализация всех предприятий с капиллам вроде >500тыс.руб. 3) национализация торгового флота и внешней торговли; 4) создание комитев бедноты в деревне для изъятия зерна; 5) создание продразверсток(изъятие всех излишков у крестьян); 6) создание продовольственных отрядов для снабжения городов; 7) монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю; 8) введение карточной системы; 9) введение всеобщей трудовой повинности от 16 до 50 лет; 10) милитаризация железных дорог; 11) введение трудовых армий.
Результаты оказались удручающими: обнаружившийся огромный дефицит товаров, создает благодатную почву для формирования и развития в России «чёрного рынка». Солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.
Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизовать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием.
Также итогом «военного коммунизма» стал неслыханный спад производства.
К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела.
Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.
Билет №15
Боярская дума
Состав
В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем.
Полномочия
Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры.. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. В сфере администрации думе принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.
Сенат
Состав
В состав сената первоначально входили девять высших сановников и президенты учрежденных коллегий. Кроме собственно сенаторов в сенате находилось еще довольно значительное количество лиц, облеченных специальными обязанностями. Таковы были: комиссары, обер-фискал, рекетмейстер, герольдмейстер и наконец, генерал-прокурор, обер-прокурор и прокуроры. От каждой губернии при сенате находилось по два комиссара.
Полномочия
На него был возложен: высший надзор в делах суда, финансов и администрации; главнейшей его обязанностью было сделано наблюдение за точным и единообразным исполнением закона. Ему принадлежала власть административная, судебная и отчасти даже законодательная. Мог издавать законы во время отсутствия государя.
Билет №16
Билет №17
В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60-70 гг. ХХ в. паритета в военной области. А почему СССР не смог добиться паритета в области мирной экономики? Ведь то оружие, которое имела страна, могло быть произведено лишь при огромных достижениях в науке и технике, наличии высоких технологий.
Берлинский кризис 1961(берлинская стена) г. и Карибский кризис 1962 г. (размещение советских ракет на Кубе ) свел на нет все усилия СССР урегулировать отношения. На смену разрядки вновь пришла политика холодной войны — взаимного недовольства и подозрительности со стон СССР и США. Во второй половине 60 г. укрепление позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий третьего мира стало одной из главных задач для руководства страны.
На рубеже 60-70 гг. был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США , НАТО и ОВД. Равновесие укрепляло мир, обе стороны заявили о ненападении и неприменении ядерного оружия. Разрядка в международных отношениях была закреплена в 1975 г. руководителями 33 европейских государств. К ним присоединились США и Канада.
Почему: соц. система была тоталитарной, а данная система не может обеспечить успешное развитие всех сфер экономики государства. Если для военной области хватило сил и возможностей, то для мирной – нет. В тоже время административно-командная система проигрывает рыночной, которая и обеспечивает быстрое развитие.
Билет №18
Билет №10
Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих «прозрачных» границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.
Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. В будущем расхождение траекторий развития отдельных стран (Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана) представляется неизбежным. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Источник
Проблемы экономического сотрудничества стран СНГ
При создании СНГ государства — учредители этой организации ставили следующие задачи: •
провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками; •
исходя из того, что единое союзное государство (СССР) и его единый народно-хозяйственный комплекс существовали дли тельное время, создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное, гуманитарное пространство.
Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное значение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государствами («ближнем зарубежьем»), составлявшими ранее единое союзное государство.
сохранение и укрепление геополитических позиций России в современном мире; •
обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, от 70 до 100% потребностей РФ в отдельных видах цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поставок из других стран СНГ; значительна роль других стран СНГ в поставках в Россию хлопка, черных металлов, некоторых видов продовольственных товаров); •
сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования), так как если эти рынки будут потеряны, то вернуться на них в дальнейшем будет крайне сложно; •
СНГ остается «полем» деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе (здесь особое значение имеет деятельность российских транснациональных финансовопромышленных групп, банков, предприятий с участием российского капитала); •
СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирования российской инфраструктуры транспорта и связи (ведущие в страны дальнего зарубежья нефтепроводы и газопроводы, железнодорожные пути проходят по территории некоторых стран СНГ, а авиатрассы — в их воздушном пространстве); •
гуманитарные цели — сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства; поддержка русскоязычного населения за рубежом; обеспечение недискриминации, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ, координация действий в борьбе с преступностью.
Следует подчеркнуть, что и другие страны СНГ заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией.
Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений, которые были подписаны странами — членами СНГ: •
сентябрь 1993 г. — Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украины, являющейся его ассоциированным членом; •
апрель 1994 г. — Соглашение о создании зоны свободной торговли (подписано всеми 12 странами —членами СНГ); •
январь 1995 г. — Соглашение о создании Таможенного союза, в который (к началу 2001 г.) вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан; •
апрель 1997 г. — Договор о Союзе Белоруссии и России’, •
декабрь 1999 г. — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии’, •
октябрь 2000 г. — Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества <ЕврАзЭС). •
сентябрь 2003 г. — Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины.
Следует обратить внимание на то, что в самой хронологии принятия указанных документов видна определенная противоречивость и непоследовательность с точки зрения логики осуществления интеграционного процесса (сначала создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза, общего рынка и в конце — экономического и валютного союза).
В СНГ всеми странами сначала был подписан Договор о создании Экономического союза, затем Соглашение о создании зоны свободной торговли.
К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно выполнило свою первую задачу — сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших союзных республик. Однако вторую задачу — создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции — решить не удается.
Проблема состоит в том, что исторически начиная с 1991 г. произошло «наложение» двух процессов: 1) распада СССР и негативных последствий этого и 2) трансформационного спада (связанного с переходом во всех странах СНГ от централизованной экономики к рыночной).
Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран —членов СНГ. Так, в 1992 — 2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд долл. до 59 млрд долл., при этом падение товарооборота в 1,5 — 2 раза опережало сокращение производства. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли сократился в 1991 — 1998 гг. в 2,7 раза (с 78,6 до 31 %). Если в 1990 г. в межреспубликанский обмен (в границах бывшего СССР) было вовлечено примерно 1/4 ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 90-х гг. XX в. — только 1/10. В 1994—1996 гг. (когда был заключен ряд отмеченных выше важных соглашений) сокращение объемов взаимной торговли стран СНГ несколько уменьшилось, однако затем вновь увеличилось.
Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик этих стран проявились и другие негативные
во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки «третьих» стран (не входящих в состав СНГ) (например, к концу 90-х гг.
ведущие промышленно развитые страны (особенно США и Германия) и их экономические и военно-политические группировки (ЕС, НАТО), а также некоторые международные финансово-экономические организации, где указанные страны играют определяющую роль, осуществляют селективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу и фактически разваливая СНГ; •
усиливаются различия между странами СНГ по уровню социально-экономического развития, характеру функционирования хозяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени перешли к рыночной экономике, чем другие); •
у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отношению к России (в начале 2000 г. он оценивался в 8,2 млрд долл.), и сокращение этого долга для них очень проблематично; •
внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии, Таможенного союза 5 государств и созданного ими же Евразийского Экономического Сообщества) образовались субрегиональные объединения — Центрально-Азиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан), группировка ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Молдавией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз. На практике ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран-участниц этой организации. Однако неопределенными остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решения зачастую не выполняются. Так, например, в рамках СНГ принято около 1000 всевозможных документов, в том числе и концептуального характера (в частности, «Концепция экономического интеграционного развития» в 1997 г.). Однако страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффективна в условиях мировой экономики XXI в.
Одной из характерных тенденций сотрудничества в рамках СНГ является развитие «разноуровневой и разноскоростной интеграции» (экономического сотрудничества). Действительно, в рамках Содружества сложились такие межгосударственные объединения, как Союзное государство России и Белоруссии («двойка»), Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана («пятерка»). Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, договор о создании которого был подписан в декабре 1999 г. При этом были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по международным договорам.
Союзное государство России и Белоруссии (при сохранении этими странами суверенитета, независимости, международной правосубъектности и своего государственного устройства) обладает уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В октябре 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. ЕврАзЭС
призвано заменить Таможенный союз 5 указанных стран.
завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли; •
формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; •
установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; •
выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; •
создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель создания ЕврАзЭС — создание единого экономического пространства на территории 5 указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС будет осуществляться на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально долям средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны (у России — 40 голосов, Казахстана и Белоруссии — по 20, у Киргизии и Таджикистана — по 10).
Высшим органом (ЕврАзЭС) является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС — Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.
В 2006 г. членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.
В сентябре 2003 г. Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства. При этом предполагается обеспечить в перспективе свободу движения в рамках ЕЭП товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
В целом, несмотря на все отмеченные негативные тенденции и сложности современного экономического положения, возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества и на этой основе перехода к динамичному экономическому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны политическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.
Если бы удалось восстановить единое экономическое пространство этих государств, то они могли бы без дополнительных инвестиций резко увеличить масштабы и повысить эффективность производства в базовых отраслях. На этой основе можно было бы создать предпосылки экономического роста сначала во взаимосвя-
занных отраслях, а затем в национальных экономиках в целом, решить такие острые проблемы, как безработица, повышение уровня жизни населения стран СНГ, значительная часть которого живет ниже черты бедности. Кроме того, хорошо известно, что именно внутренняя торговля является основным фактором успешного развития всех региональных экономических группировок. У стран СНГ в этой области имеются значительные резервы: если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет 31 %, то в НАФТА аналогичный показатель — около 50 %, а в Европейском Союзе — более 60%. Реализация возможностей действительного осуществления процесса международной экономической интеграции в рамках СНГ может стать существенным фактором их экономического развития.
Контрольные вопросы и задания 1.
Определите сущность процесса международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные его этапы. 2.
Покажите принципиальные различия между зоной свободной торговли и таможенным союзом как этапами интеграционного процесса. 3.
Охарактеризуйте основные этапы становления и развития ЕЭС (ныне — ЕС). 4.
Какие задачи решаются в ходе процесса международной экономической интеграции на этапах формирования «Общего рынка» и Экономического и валютного союза? 5.
Какие изменения могут произойти в системе современной мировой экономики после завершения процесса формирования зоны евро в рамках ЕС и, в свете этого, какие новые проблемы встанут перед Россией? 6.
Покажите основные этапы становления СНГ, охарактеризуйте основные принятые при этом договоры и соглашения. 7.
В чем причины того, что экономическое взаимодействие государств в рамках СНГ не приобрело в полной мере черты международной экономической интеграции?
Источник