Проблемы модернизации исламских стран
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСЛАМА – приспособление мусульманской идеологии и религиозной практики к условиям того или иного времени, страны. Такой процесс в исламе начался вскоре после смерти пророка Мухаммада и продолжается по сей день. В литературе под модернизацией ислама обычно подразумевают период наибольшей ее активности, идущей с середины XIX в. и особенно усилившейся после Второй мировой войны. Активизация этого процесса была связана, прежде всего, с развитием капиталистических отношений в странах Востока, с достижениями научно-технического прогресса. В процессе модернизации ислама был снят целый ряд ранее существовавших запретов и ограничений, «в духе времени» переосмыслены многие положения догматики. Еще во второй половине XIX в. значительные изменения произошли в мусульманском праве (см. Фикх) и судопроизводстве; в ряде стран введены правовые документы, не входящие в шариат, разграничены сферы компетенции светских и религиозных судов. В 1899 г. в Египте издана фетва, разрешившая банковские операции. Были осуществлены переводы Корана на некоторые национальные языки. В последние десятилетия появились богословские сочинения, в которых предпринимаются попытки «примирить» современные достижения науки и техники с исламскими положениями. Например, кораническими айатами и отдельными хадисами обосновывается допустимость освоения космического пространства; описание фантастического полета Мухаммада в Иерусалим, а оттуда к престолу Аллаха (см. Мирадж) трактуется как указание на возможность космического полета. Подвергаются модернизации и многие ритуалы и обряды: в мечетях используется радиотехника, в пропагандистских целях изготавливаются и распространяются магнитные записи проповедей, чтение Корана, а также видеозаписи религиозного содержания. В мечетях во время проповедей, на страницах религиозной печати мусульманские богословы поднимают острые вопросы, волнующие современных верующих. Процесс модернизации ислама охватил даже такие исламские государства, которые считаются наиболее приверженными традиции, как Саудовская Аравия. Развитие научно-технического прогресса и все большее вовлечение стран Востока в орбиту международных хозяйственных и культурных связей заставляют даже богословов-традиционалистов мириться с внедрением в жизнь мусульман многих современных научных и технических достижений.
Источник
Проблемы модернизации исламских стран
Библиографическая ссылка на статью:
Ланцова М.Д. Особенности модернизации в мусульманском мире // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1566 (дата обращения: 12.04.2021).
Многие считают, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не признает никакие изменения, постигшие человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Но на практике это оказалось не совсем так, о чем свидетельствуют изменения в этих странах, которые будут рассмотрены далее. Главной причиной модернизации является стремление мусульманских стран сократить разрыв в уровнях развития с развитыми странами. Возникает вопрос: может ли модернизация разрушить исконную систему культурных ценностей мусульманских государств или же наоборот, модернизация будет способствовать благоприятному развитию этих стран? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретные перемены, происходящие в мусульманском мире, последствия таких изменений и сделать вывод об их благоприятности или же отрицательном влиянии на эти страны. Для примера рассмотрим некоторые государства Ближнего и Среднего востока.
Целесообразно начать с процесса приспособления правовой мысли мусульманских стран к реалиям современности. Для начала обратимся к общему понятию мусульманского права. Право в этих странах остается неизменным на протяжении многих веков, но, несмотря на это в последнее время государства мусульманской традиции предприняли серьезные законодательные реформы, в основном касающиеся расширения демократических основ в политической системе, защите прав человека. Примером таких изменений являются: проведение свободных демократических выборов в законодательные органы власти, которые за прошедшие несколько лет состоялись в Йемене, Алжире, Иордании, Марокко, Кувейте и в других странах, проведение массовой реформы образования, а также включение в тексты конституций большинства государств соответствующих статей, в которых гарантируются общие права граждан. Например, в конституции Бахрейна (Ст.5.2) сказано: « Государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жизни, культурной, социальной, а также политической, не нарушая при этом положения Шариата ». А в конституции Турецкой республики говорится: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека…». Такие положения конституций развеивают некоторые мифы по поводу полной непоколебимости мусульманского права. На сегодняшний день Турция действительно является динамично развивающейся страной, которая успешно внедряет как исламские, так и демократические нормы в повседневную жизнь, её часто ставят в пример всем молодым арабским демократиям, ищущим свой путь развития и свой способ совместить демократическую систему и глубоко укоренившиеся нормы ислама.
Но стоит отметить, что мнения исследователей и граждан мусульманских стран по вопросу расширения демократических основ в политических системах стран Ближнего и Среднего Востока расходятся: одни считают, что многие принципы демократии не могут вписаться в правовую систему мусульманских стран, другие, наоборот, полагают, что Ислам не может быть почвой для нарушения прав и соответствует многим принципам демократии.
В отечественном и зарубежном востоковедении выделяют несколько групп, образовавшихся в результате разногласий по поводу модернизации в мусульманских странах:
1.Традиционалисты – выступают за ограничение нововведений, считают, что ислам – единственная определяющая сила, которая поддерживает устойчивость общества и формирует нормативный порядок и самобытность культуры;
2. Модернисты. приверженность к прошлому – признак отсталости, они выступают за полное обновление культуры на основе заимствования западных течений культуры философских доктрин западной мысли; [1, C. 98-109].
3. Синтез представителей 1 и 2 групп – наиб распространенное направление. Выступают за синтез ценностей запада и традиционного наследия;
4. Крайние традиционалисты (фундаменталисты) упорно сопротивляются новшествам, опираются на традиционализм в узком смысле, а также на идентичную религиозность;
Но, несмотря на сложившиеся разногласия по поводу модернизации, она все-таки имеет место в мусульманских странах и будет справедливым отметить тот факт, что модернизация влечет за собой кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности этих стран – как положительные, так и отрицательные последствия, являясь, таким образом, социальным регулятором [2]. Эти изменения видны невооруженным глазом, что можно подтвердить реальными примерами:
1.На пороге XXI века страны Ближнего Востока столкнулись с огромным числом безграмотного населения. Эту проблема потребовала незамедлительного решения т. к. безграмотность – огромное препятствие на пути к прогрессу, играющему важную роль в современном мире.
По мнению некоторых экспертов на Ближнем востоке вопиющий уровень безграмотного населения. В 2005 году был озвучен доклад генерального директора Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕКСО) Монжи Буснина, который отметил, что неграмотность является главным тормозом социального, культурного, экономического и политического развития в арабских странах. Кроме этого, организацией была приведена статистика относительно уровня безграмотности в странах Ближнего Востока, согласно которой 70 миллионов жителей арабского мира в возрасте старше 15 лет не умеют читать и писать, при том, что число неграмотных женщин превышает число неграмотных мужчин почти в два раза — 46,5% против 25,1%. Но стоит учитывать, что в разных мусульманских странах ситуация не одинакова. В странах, где начали успешно проводиться реформы, направленные на ликвидацию безграмотности, уровень необразованного населения стремительно падает. В пример можно привести Иорданию (самый высокий уровень грамотности среди стран Ближнего Востока-90%), Иран, Сирию и Саудовскую Аравию. Например, в Иордании в 1964 году был принят закон о всеобщем девятилетнем образовании, а позднее — об обязательном десятилетнем школьном образовании. Таким образом, мы можем увидеть, что модернизация в сфере образования постепенно приносит положительные результаты [3].
2. Изменения коснулись и положения женщины в мусульманском обществе. Начиная с XX века можно проследить улучшение правового статуса женщины, хотя неоспоримым является тот факт, что по сравнению с западными странами права женщин в странах Ближнего и Среднего Востока очень ограничены и определяются преимущественно в соответствии с религиозными нормами. Уровень правового статуса женщины в разных странах Ближнего востока является неодинаковым. Например, в Марокко права женщины реализуются в большей степени, нежели чем в Иране. Но, тем не менее, прогресс очевиден и в пример можно привести тот факт, что во многих арабских странах увеличивается число школ для девушек, помимо этого, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а профессиональная деятельность становится все более доступной для них. Ко всему прочему отмечается уменьшение полигамных браков, что опять-таки говорит о возрастающей роли женщины как личности.
3. Потребности экономического развития также ставят перед мусульманским обществом необходимость нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Как известно в настоящее время наиболее развитые страны переходят к постиндустриальному типу развития, а это значит, что они процветают не за счёт материальных производств и добывающей промышленности, а благодаря сфере услуг. В мусульманских странах наоборот существует сырьевая направленность экономики, например в Саудовской Аравии на сферу материального производства приходится почти 67% ВВП, в Катаре 78% ВВП. Эти данные свидетельствуют о том, что мусульманским странам необходимо модернизировать свою экономику, так как сырьевая направленность делает государство зависимым от продажи сырья, а следовательно оно становится очень неустойчивым. В связи с этим, правительства мусульманских государств предпринимают ряд попыток для того, чтобы модернизировать экономику. Например, в ОАЭ предпринимается целенаправленная политика властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, которая способствовала появлению новых секторов экономики (перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственная, строительство ТЭС, развитие бизнеса и туризма). Но все-таки, несмотря на некоторые успехи, подавляющее большинство мусульманских стран не может отказаться от полной сырьевой направленности, в результате чего модернизация в экономической сфере протекает вяло.
4. Процесс модернизации повлиял и на мировоззрение мусульман. Западные ценности свободы, получающие широкое распространение на экранах телевидения и в СМИ влияют на сознание молодежи. В настоящее время можно проследить изменение отношения некоторых мусульман к институту брака (неразборчивость половых связей, разводы), непослушание родителей. Такие явления не являются столь масштабными в мусульманском мире, но все – же необходимо помнить, что раньше такое поведение было совершенно неуместным в мусульманских странах. Значительно изменились процессы коммуникации в исламском обществе [4].
Некоторые мусульмане считают, что процесс модернизации неразрывно связан с навязыванием чуждых им ценностям погони за деньгами и удовольствиями, неуважение к родителям, тем самым подрывая нравственность мусульман и их самобытность. Другие же полагают, что модернизация несет в себе и положительные перемены, приближающие их родину к своеобразной «стране изобилия» [5].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что модернизация имеет как плюсы, так и минусы. Но определенно ясен тот факт, что гиперболизация культурной самобытности является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, но вместе с тем, без учета специфики собственной культуры невозможно поддержание стабильности в обществе и его устойчивое развитие. Стоит отметить, что самобытность мусульман зиждется на принципах, которые объединяют всех мусульман, которые не зависят от времени и внешнеполитических обстоятельств, не поддаются трансформации. Это такие понятия, как:
Умма (каумия)- народность как сообщество «сердец и душ»
Асабия-объед людей на основе родственных связей
Ватамия- отечество как территориальное единство
Таким образом, перед мусульманами в настоящее время стоит серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Как сказал современный марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, ислам предстает как собрание верований, не менявшихся веками, с другой — современность предлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последним научным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».
Таким образом, мусульманским странам Среднего и Ближнего востока предстоит адаптировать свою политическую систему таким образом, чтобы идя в ногу с современным миром не потерять своего лица и своей самобытности.
Источник
Модернизация исламского мира – слабые надежды
Исламский мир: многовековой застой
Известный исследователь в области модернизации Дипак Лал считает, что обществам евразийской цивилизации для успешной модернизации не стоит заимствовать западную космологию — индивидуализм. Но это не касается стран исламского мира.
Лал отмечает интенсивный рост смитовского типа (торговля) и развитие науки в эпоху династии Аббасидов. В то же время он подчеркивает, что этот научный расцвет был вторичным, так как исламский мир лишь выступал в роли посредника в передаче идей и методов от ранних древних цивилизаций Греции, Индии и Китая. Рост же смитовского типа подпитывался обильным притоком драгоценных металлов, главным образом золота, добываемого отчасти в качестве военных трофеев, отчасти через неэквивалентную торговлю с африканскими племенами. При этом сколько-нибудь существенного повышения производительности земледелия не наблюдалось. Начиная с XII столетия и позже рост был в лучшем случае экстенсивным (Лал, 2007: 74-75).
Согласно Лалу, поражения в противостоянии с Западом породили в исламе три типа реакции. Во-первых, фаталистическую (перемена воли Аллаха). Во-вторых, похожую на ту, что имела место у Японии и Китая: создать техническую базу, позволяющую противостоять Западу в военной области. В-третьих, очистить ислам от искажений (вернуться к исконному, «чистому» исламу) и тем самым вернуть расположение Аллаха (Там же).
Очевидно, что первая и особенно третья реакция не оставляют никаких надежд на модернизацию. Идея «очищения» ислама принадлежит не только далекому прошлому. Теократическая революция Хомейни в Иране была именно реакцией такого рода. Дело в том, что ислам на протяжении истории сталкивается с конфликтом между научной и религиозной истиной: обратиться к науке можно лишь отринув буквальную трактовку религиозных текстов. Различие в этом вопросе с христианством определяется исламской космологией: она не допускает свободы человеческой воли (не дает отделить «богово» от «кесарева»), настаивает на всемогуществе бога, полностью поглощающем человеческую волю. Отсюда — как постоянные попытки объединить государство и церковь, с одной стороны, так и нормативный кодекс всех человеческих действий (шариат) — с другой.
Однако шариат не благоприятствовал развитию. Как замечает Лал, за его пределами лежат многие важные области права. Исламское же государство, будучи обществом завоевателей, обладало очень простым конституционным основанием. Земля объявлялась собственностью суверена по праву завоевания, и, «начиная с Омейядов и Аббасидов, вплоть до Османов в Турции и Саффавидов в Персии, монополия государства на землю стала традиционным юридическим каноном исламских политических систем» (Там же: 83). Кроме того, в шариате отсутствует лежащее в основе западного капитализма понятие римского права о юридическом лице. «Трудно избежать вывода, — пишет Лал, — что исламская правовая система не способствовала экономическому развитию» (Там же: 84).
Исламский мир полностью проиграл Европе и по причине в высшей степени хищнического характера государства, который никак не гарантировал частную собственность (Там же: 76). Связан этот его характер с космологическими представлениями ислама или нет — вопрос дискуссионный. Однако, как бы то ни было, очевидно, что «капитализм, как экономическая система, возник, когда купец и предприниматель получили достойный социальный статус и защиту от хищнических устремлений государства» (Лал, 2009: 20).
Ссылаясь на примеры постататюрковской Турции, Индонезии и Малайзии, Лал утверждает, что «вовсе не исламские верования само по себе препятствуют развитию, а недееспособный этатизм и дирижизм, отказ от которых. вызвал интенсивный рост прометеевского типа» (Там же: 87). Подобные высказывания характерны и для других исследователей: «ислам, как и всякая религия, определяется не тем, что говорится о нем в книгах, а тем, каким делают его люди» (Закария, 2004: 131).
Попытка разрешить эту дилемму (ислам и препятствует, и не препятствует развитию) заставляет уходить в популярную сегодня теорию «ресурсного проклятия». Тот же Фарид Закария пытается сузить проблему до проблемы арабского мира, Ближнего Востока, а ее, в свою очередь, — до «ресурсного проклятия». Большое значение «ресурсному проклятию» придает и Лал. Однако это, на наш взгляд, не избавляет от необходимости оценки роли исламской космологии в экономическом развитии.
Из приведенных примеров сравнительно успешно развивающихся исламских стран уже видно, что они наименее исламизированные. Однако даже и в них наблюдается мусульманская реакция. Это признает и сам Лал: «Издавна существующее мусульманское стремление объединить государство и церковь никоим образом не мертво» (Лал, 2007: 87).
Со временем позиция Лала в отношении исламского мира несколько ужесточилась (напомним, что книга «Непреднамеренные последствия» вышла в 1998 г., до известной вспышки исламского фундаментализма в 2001 г.). Особенно заметно это проявляется в книге «Похвала империи» (издана в США в 2004 г.). «В конечном итоге, — пишет он, — именно сам ислам является корнем проблем, не дающих мусульманскому миру приспособиться к современности (курсив мой. — А.З.)» (Лал, 2010: 154).
В качестве причины этого он более определенно указывает на исламскую космологию, в которой в принципе невозможно отделить духовное от светского: «в отличие от христианства, где духовная и светская власть могут быть разделены, в исламе такое разделение отсутствует, потому что вся жизнь, включая политику и управление государством, регулируется религиозным законом» (Там же: 148).
В 2004 году Лал обращается и к такому аспекту исламской космологии, как джихад, который он ранее не затрагивал. Хотя, конечно, говоря о традициях общества завоевателей, он не проходил мимо того, что идеологическим стимулом завоеваний, создания мировой империи (Арабского халифата) было стремление распространить учение пророка на весь мир. И сегодня священная война против Запада вытекает из известных особенностей ислама. «Ислам считает себя религией мира. Но это мир на условии признания исламской идеи Бога» (Там же: 158).
Во всех евразийских цивилизациях выражено неприятие европейской космологии в области семейных и сексуальных отношений. В исламе же оно проявляется особо отчетливо. «Сердцевиной исламистского бешенства является как раз страх перед тем, что модернизация связана с вестернизацией, особенно в частной сфере — в том, что касается семейных и сексуальных нравов и обычаев» (Там же: 173). Эту ситуацию, согласно Лалу, удастся преодолеть, «когда мусульмане Ближнего Востока, подобно всем великим евразийским цивилизациям, присоединятся к движению глобализации, поняв, что предполагаемая тем самым модернизация не требует вестернизации и потери собственной души» (Там же: 167).
В 1998 году Лал, рассматривая шансы исламского мира на модернизацию, возлагал надежду и на исламский вариант реформации под влиянием глобализации, которая была задавлена в раннем исламе в результате борьбы с движением мутазилитов (VIII-IX вв.). Они, подобно христианам, отстаивали свободу человеческой воли и дозволяли иджитихад (интерпретацию) религиозных догматов, который мог бы уничтожить содержащиеся в них препятствия к экономическому развитию (например, взиманию процентов) (Лал, 2007: 87-88).
Однако до сих пор исламская реформация является нереализованным проектом. В реальности мы скорее наблюдаем обратное — многочисленные попытки встать на «путь улитки» и обрести «истинный» ислам. И, по всей видимости, далеко не случайно, что в списке из 13 стран, сумевших начиная с 1960 г. преодолеть «ловушку среднего дохода», нет ни одной мусульманской страны (China, 2030, 2012: 12).
Дипак Лал: модернизация без вестернизации / Андрей Заостровцев: Препринт М-28/12. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2012. — 48 с.
Источник