- Мир современного подростка и его проблемы
- Проблемы социализации подростков в современном мире статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Кризис подросткового и юношеского возраста
- Психологические проблемы юности
- Досуг как средство социализации подростков и молодежи
- Влияние СМИ на социализацию подростка и молодежи
- Молодежная субкультура как одна из форм социализации
- Особенности социализации подростков и молодежи
- Семья, первичный объект социализации
- Проблемы и решения социализации молодежи
- Выводы
Мир современного подростка и его проблемы
Мир современного подростка и его проблемы.
Переходный возраст – один из сложнейших возрастов в жизни, время, с которым нельзя никак справиться — его нужно просто пережить. Про него сказано очень много, и, скорее всего, будет сказано еще больше. Я выбрала эту тему, прежде всего, потому, что сейчас я сама – подросток и мне близки те же проблемы, потому, что именно от нашего поколения зависит то, какой будет наша планета через двадцать лет.
Моей целью было выявить основные проблемы именно современного подростка, то, что актуально в данный момент. Для этого я провела несколько опросов, результаты которых будут представлены в работе. А также попыталась найти ответ на вопрос:
— как же родители и сами подростки могут если не смягчить подростковый возраст, то хотя бы сделать так, что бы этот возраст потом не оставил тяжких последствий на протяжении всей жизни.
1. Основной проблемой, которая актуальна именно для нашего времени является изобилие информации.
Компьютеры и Интернет, обилие литературы, музыки – всё это дезориентирует человека, особенно подростка.
Перед ним сотни дорог, и он думает, что все знает о жизни. Юношеский максимализм проявляет себя, но давайте задумаемся, а что действительно знает подросток в этом море информации? Чаще всего его знания неглубоки.
С появлением современных технологий, Интернета и компьютера, проблемы углубились. Даже такое изобретение человечества, как Интернет часто приносит вред. ( слайд Влияние интернета на подростка)
Основная проблема сети Интернет в том, что он не имеет границ. Там можно делать, все что хочешь, и никто за это не накажет – появляется иллюзия вседозволенности. И ничто не ограждает подростков от информации, которую им знать совершенно незачем.
Где гарантия, что завтра двенадцатилетнее чадо не зайдет в клуб наркоманов и узнает о наркотиках именно с их слов, не войдет в секту?
Там можно представляться, кем хочешь, писать что хочешь, там очень много полезного, но много и негативного. А ведь обилие информации сыплется на нас не только из Интернета, но и из книг, из газет, из слов знакомых. Взрослым людям сложно воспринимать эту информацию, которую никто не фильтрует, а какого подросткам?
Ситуация усугубляется еще и тем, что у них нет четких планов на жизнь. В советское время для подростков-пионеров все было четко и понятно. Юноша или девушка, окончив школу, поступали в институт, а затем – на работу. Каждый знал, что будешь плохо учиться – пойдешь на завод, и целью каждого было получать хорошие отметки. Была четкая система ценностей, все понимали, «что такое хорошо и что такое плохо», и старались быть похожими на своих родителей. Пьянство и лень нигде не были в почете.
2. Сейчас происходит страшная вещь – изменение системы ценностей. Моральные ценности изменились даже у многих взрослых людей, сейчас все уверены, что можно любого добиться с помощью денег, а что говорить о подростках?
Они и так толком не разобрались в жизни, и вместо нормальных, здоровых ценностей – учеба, карьера, спорт, любовь – им предлагают «лёгкую» систему, которая не несет никакой пользы, а наоборот, вредна.
Когда малолетние подростки прыгают с крыши, пытаясь доказать друг другу, кто самый смелый, — это полбеды. Настоящий ужас начинается, когда у юноши или девушки становится нормальным прогуливать школу, не делать уроки, курить и пить – сначала пиво на лавочке, а потом, возможно, и кое-то покрепче. Ошибку свою они поймут потом, но тогда уже будет поздно, и они увлекут за собой еще много «наивных» подростков. А еще хуже – вот так постепенно привыкнут и уже не смогут заставить себя образумиться, принеся в жертву этой «легкой» системе ценностей здоровье и саму жизнь.
Подростки уверены, что в будущем смогут получить профессию и образование. Или..просто не задумываются о будущем? И не стоит думать, что подростки – такие плохие и напрочь тупые. Они – те же люди, но люди, которые «заблудились» в мире, подсознательно выбрав легкий и предпочитаемый путь, пошли на поводу у стада, сами заставили себя считать, что курить и прогуливать – круто.
И любой подросток, даже самый «запущенный», может мыслить здраво и логично, хочет, чтобы у него в будущем была своя семья и хорошо оплачиваемая работа. И каждый понимает, чем показная «крутость» вредна, и, наверное, очень мало кто из таких подростков захочет, чтобы его дети росли такими же, как и он.
Большинство подростков отличается повышенной конформностью – они очень сильно зависят от мнения окружающих людей, в частности, своих друзей. Слушают музыку «такую же, как все», даже носят одинаковую одежду – достаточно вспомнить про неформальные группы. И, когда «так называемые друзья» говорят «Попробуй, это круто!», не всякий может отказаться. Вступает страх прослыть трусом, отличиться от толпы или стать чужим в своей группе. Вот и пробуют сегодняшние подростки пить-курить, привыкают к этому очень быстро.
Я проводила опрос и среди 7 классов на вопрос «Почему ты любишь свой коллектив?»
· на первом месте стоял ответ «С ними весело, интересно».
· на втором — «Они всегда поддержат в трудную минуту, я могу им доверить свои секреты». И очень многие подростки, если в семье нет доверительной атмосферы, пойдут рассказывать секреты именно друзьям.
А вот всегда ли их друзья такие верные и надежные, как им кажется? В группе подросток чувствует себя своим, и к друзьям иногда прислушивается сильнее, чем к родителям, так как ему кажется, что родители его просто не понимают.
И родительские подозрения, что подросток попадет в плохую компанию, очень часто бывают обоснованны. Но как сделать так, чтобы ребенок не попал под плохое влияние, сохранил своё мнение и не поддался на провокации? Ведь это зависит, прежде всего, от родителей.
О доверительной атмосфере в семье сказано уже очень много, но, может быть, многие родители замечали, что в 12-14 лет ребенок становится отчужденней, реже рассказывает о событиях в школе, чаще молчит. И даже если в семье сохранена та самая хорошая атмосфера, он от семьи отдаляется.
Если в шесть лет ребенок был уверен, что родителей надо слушаться, в одиннадцать он видит, что вот, кто-то ослушался, ничего не произошло…и малышу закрадывается в голову вопрос – а почему, собственно, надо слушаться?
А чуть позже у подростков в группе появляются свои правила, согласно которым если боишься – трус, если плачешь и жалуешься – тоже. Почему подростки прыгают с гаражей, ходят по стройкам – ведь все понимают, что это опасно? Им важен риск – и не только, они создают для себя подобие критической ситуации для выявления собственного Я. Если Я могу умереть, разбиться – значит, Я есть. Тут же выявляются и характеристика самого себя – какой Я? Если преодолел страх, не испугался, не закричал, — Я смелый, если побоялся идти – трус. Ты сам оцениваешь себя, тебя оценивают другие. Понемногу становится постыдным и жаловаться родителям.
Опять же, как бы родители не пытались понять подростка, им это не всегда удается. И не всем подросткам нравится, когда их пытаются понять, но не понимают, они чувствуют фальшь и остерегаются ее. Родителям кажется, что им все понятно, но на самом деле для большинства родителей компания подростка и отношения в ней – темный лес.
Так, может быть, нужно занимать подростка как угодно, начинать его контролировать, от греха подальше?
В 12-14 лет дети уже считают себя взрослыми, и им не нравится, когда их кто-то контролирует. Взрослые тоже не любят, когда их активно принуждают, так почему это должно нравиться детям? Были случаи, когда дети убегали из дома, выражая, таким образом, свой протест.
Но еще хуже, когда родители мало занимаются ребенком и предоставляют ему полную свободу. Подростки сами это понимают и осознают.
Я проводила опрос среди седьмых классов. Одноклассникам был предложен вопрос, какие родители вам бы больше понравились:
А — те, которые предоставляют вам полную свободу и совсем не интересуются вашими делами,
Б — те, которые интересуются вами, внимательны к вам, но многого не позволяют, многого от вас требуют и пытаются постоянно занять ваш досуг.
Большинство выбрали вариант Б. Школьники сами это понимают, и им бы хотелось больше общаться с родителями. И именно от родителей они все-таки ожидают помощи.
С этим выводом согласна и я. Именно родители, окружающие его люди помогут ему справиться с подростковым возрастом. Универсальной системы здесь просто не существует, каждый подросток индивидуален.
И только сами подростки могут пережить этот возраст, набить свои шишки и постараться не наделать глупостей, за которые потом будет стыдно всю жизнь.
Но кто-то должен помочь юному человеку сориентироваться в этом огромном и непонятном для него мире, дать ему правильные целевые установки, чтобы он сам знал, чем чреват риск, и самое главное – быть рядом в этот трудный для него период. Это осознают и сами подростки. Поймите нас и помогите нам справиться со своими проблемами.
Источник
Проблемы социализации подростков в современном мире
статья
В данной статье были исследованы и рассмотрены особенности и проблемы социализации современных подростков и молодёжи, а так же пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Процесс социализации современных подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения в эпоху массовых коммуникаций, Интернета, сдвига ценностей переживаемого Россией переходного периода и т. п. При этом педагогическое сообщество сегодня опирается на весьма размытый, социальный портрет будущего поколения, что представляет собой один из самых высоких рисков любых социальных и образовательных реформ.
Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающие поколения и пытаться определить, что несут они миру, чем схожи и в чем отличны от них самих. Это естественно: ведь молодежь-завтра любого общества. Поэтому, стремясь узнать молодежь, люди пытались и пытаются как бы угадать, каким будет завтрашний день. Но иногда такое узнавание приобретает несколько своеобразный характер. Вот четыре точки зрения на молодежь.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря они очень плохие».
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления ,ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
«Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Первая точка зрения принадлежит Сократу (470 гг. до н.э.), вторая Гесиоду (около 720г. до н.э.), автор третьего высказывания египетский жрец, живший за 2000 лет до н. э. Четвертое обвинение-пророчество обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона.
Проходили века и тысячелетия, а молодежь становилась «все хуже и хуже». Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь огромных успехов, свидетелями которых мы являемся. В чем же дело? Неужели старшее поколение всегда не понимало и не знало молодежь? Конечно нет.
Во-первых молодежь не однородна и, на ряду с передовой частью, в ней всегда были представлены и отрицательные типы, которые вели себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим. Во-вторых, в среде старших поколений тоже были и есть люди различные.
Но в каждом поколении были и есть люди, которые прекрасно понимают, что каждое новое поколение, вбирая в себя опыт и культуру всех предыдущих, не может быть хуже своих предков.
Но мало иметь общий оптимистический взгляд на подрастающее поколение. Необходимо знать его особенности , знать то, что отличает и что сближает его со взрослыми. Это должен знать каждый взрослый, ибо молодежь воспитывают все взрослые.
Одной из важнейших задач современного Российского общества является заинтересованность в направлении социализации своих граждан, а именно молодое поколение, которое представляет собой будущее нашей страны. Социализация молодежи выступает как важный процесс становления взаимоотношений личности и социума, самопознания и самореализации личности.
В настоящее время наблюдается переоценка ценностей, изменение нравственных устоев. Наряду с традиционными формами внедряются новые ценностные ориентации, которые соответствуют новой социальной действительности, реалиям нашего современного мира.
Вопросы взросления молодежи и ее включения в жизнь общества занимают значительно место в исследованиях педагогики, психологии, социологии и других науках. Исследование процесса социализации показывает, что теория социализации относится на сегодняшний момент к значимым теориям становления личности[2].
Кризис подросткового и юношеского возраста
Психологический кризис определяется как поворотный момент в течение какого-либо процесса, связанный с качественными изменениями в этом процессе, а также представляющий сложность для своего субъекта. А возрастной кризис понимается как переходный этап возрастного развития, занимающий место между стабильными периодами.
Одним из наиболее ярко проявляющихся кризисов является кризис подросткового возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что подростковый возраст — стадия онтогенетического развития (от 12 до 16 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с физиологическими и психологическими изменениями, вхождением подростка в мир взрослых. Этот период отличается повышенной возбудимостью, чувствительностью нервной системы, острыми переживаниями происходящих с подростком внешних и внутренних изменений. Одной из наиболее важных задач этого периода является становление самосознания, изменение восприятия себя и окружающего мира.
Характеристики подросткового кризиса, придающие ему особый статус в ряду других критических периодов возрастного развития, связаны со спецификой новообразования, возникновением которого и обусловлен этот кризис: самопознание как интеграция внутренней реальности, открывающейся подростку, становится центром всех изменений личности, составляющей суть критического периода; основное содержание критических изменений, таким образом, относится к области субъективной реальности.
Существует несколько основных подходов к пониманию проблем подросткового возраста. Одной из базовых теорий, дающих качественную оценку состояния — эмоционального, функционального и др., характерно для подросткового возраста, является теория рекапитуляции Ст. Холла (1911). Он полагал, что подростковый период соответствует эпохе романтизма в истории человечества и находится в промежуточном положении между эпохой охоты (детство) и эпохой развития цивилизации (взрослый возраст). Эпоха романтизма, являясь переходным периодом, отличается высокой конфликтностью, смятением, стрессовыми ситуациями и общей нестабильностью. Ст. Холл впервые описал амбивалентность поведения и состояния подростка, когда активность сменяется полной апатией, дружелюбие — агрессией и т.д. Холл называет этот кризис — кризисом самосознания, когда подросток должен прийти к ощущению своей индивидуальности.
Одной из наиболее комплексных концепций развития личности является периодизация Э.Эриксона, в которой исследователь говорит о 8 стадиях, проходя которые человек приобретает свою идентичность, при этом каждый этап имеет свою специфику. В концепции Э.Эриксона достаточно широкий возрастной диапазон, в который человек может проходить ту или иную стадию, однако в целом подростковый период развития длится с 12 до 18 лет. Отрочество и юность в концепции Э. Эриксона рассматривается как ключевые, поскольку именно в этом возрасте наблюдается пик обретения личностью идентичности. Э.Эриксон пишет о сложности этой стадии, связанной с:
- отделением от родителей;
- осознанием себя во взрослом теле;
- -взрослой сексуальностью;
- выбором профессии;
- изменяющимися социальными связями;
- приемом социальных ролей.
Подросток начинает ощущать свою независимость, несмотря на то, что материально, в большинстве случаев, он еще полностью зависим от родителей. Ему хочется отделиться от них, но он ищет не только свободы, но и понимания.
Гормональный обмен изменяется, появляются резкие перепады настроения, отношения с близкими еще сильнее накаляются. В то же время окружение требует от подростка определиться с выбором жизненного пути, что усложняет прохождение этой стадии развития.
Другой комплексный подход при описании развития был предложен Л.С. Выготским. Он описывает возрастной кризис как процесс, в котором происходит деструкция одного образования и развитие другого. Подростковый период Л.С.Выготский называет «прыжком из детства во взрослость» и относит к периоду с 10-11 до 16-17 лет. Этот период делится на критический подростковый возраст (11-15 лет), который в свою очередь делится на младший подростковый и старший подростковый (13-15 лет), и на старший школьный возраст (16-17 лет).
Подросток оказывается в сложной для него ситуации, когда он уже точно не ребенок и по мироощущению, и по физиологическим особенностями.
Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от родителей, стремления к самостоятельности. В этом возрасте для ребят становится особо значимым мнение сверстников, окружения. Подросток начинает меняться не только внешне, но и внутренне, что зачастую приводит к изменению ценностной структуры личности, отношений с родителями. На первые места по значимости выходят такие ценности как «любовь», «дружба». При этом важно понимать, что современные подростки находятся в «волне» акселерации, что приводит к тому, что вопросы любви, взаимоотношения полов начинают интересовать их значительно раньше, чем подростков в середине XX в. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все недостатки и отклонения в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально- экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков.
Психологические проблемы юности
Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой юношеский максимализм-следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.
Черты юности, существенные для характеристики этого возраста, отметил Герцен. Он писал, что юность, где только она не иссякла, везде не практична, подчеркивая, что быть непрактичным — далеко не значит быть неправым, поскольку все, обращенное к будущему, имеет непременно долю идеализма, а беззаботность свойственна всему молодому и не лишенному сил, т.к. в ней выражается доверие к жизни и к себе. Период 16-17 лет-тот самый возраст, когда подростки сокрушаются, что их родители такие непонятливые.
Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться или вести себя «как все», даже в ущерб собственной привлекательности. Они не понимают, что в этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к группе: учебной, спортивной и т.д. Вместе с тем для того, чтобы вполне «своим» в группе, нужно выглядеть как все и разделять общие увлечения.
Любая группа представляет собой социально-психологическую общность, которая имеет свои законы, внутригрупповые нормы и ценности, а также свою иерархию и свои собственные защитные механизмы. Группа может выступать в качестве субъекта активности, поддерживать свое существование, а потому-являться субъектом психологической защиты.
Процесс реализации психологической защиты является направленным на поддержание позитивного «Я-образа» на внутриличностном и межличностном уровнях, в то время как групповые психологические защиты направлены на сохранение «Мы-образа». Также существует уровень «внутригрупповой психологической защиты, которая свойственна группе, но защищает ее не от внешних вмешательств, а от внутренних противоречий и конфронтаций.
Групповые процессы включают такое понятие, как «группомыслие»; оно описывает способ принятия решения, характерный для членов группы. Под этим понимается стиль мышления людей, которые настолько включены в группу, что для них более важным является единомыслие, включенность в группу, чем критическая оценка. Таким образом, группа проявляет себя как единое целое, закрытое от внешнего вмешательства и сопротивляющееся каким-либо изменениям извне.
Группа обладает рядом качеств, характеризующих ее как уникальное явление, которые и проявляются только в случае попадания в группу, в то время как индивиды отдельно от группы ими не обладают.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом. Вот как звучит самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают! Они меня не слышат и все наперед знают лучше меня!» Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта — все это может создать психологический барьер между родителями и детьми. Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.
Этот период характеризуется декларируемой взрослостью и снижением авторитета родителей, которые сочетаются с поиском старшего друга, наставника среди других взрослых.
Досуг как средство социализации подростков и молодежи
Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков и молодежи в контактах.
В сфере досуга молодые люди более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к проявлениям ассоциальности.
Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодому человеку, реализовать то лучшее, что в нем есть. Сущностью досуга, является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода временной среде, детерменированной внутренними потребностями, мотивами, установками, и внешне факторами подражающими поведение.
Досуг современной молодежи выполняет, в большинстве своем, коммуникативную либо рекреативную функции (большое количество молодых людей, отвечая на вопрос «что они любят делать?», отвечают, что предпочитают проводить время за компьютером или не делать ничего).
В процессе занятий техническим и художественным творчеством, спортом и туризмом, коллекционированием, именно в рамках досугового времени происходит восстановление утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Само по себе наличие досугового времени не является показателем ценности. Досуг может стать и могучим стимулом развития личности и превратится в разрушительную силу. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о создании благоприятных условий в досуговой сфере для творческого развития подрастающего поколения, для их созидательной деятельности.
Влияние СМИ на социализацию подростка и молодежи
Процесс социализации — важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.
Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является источником разнообразной информации);
2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
3) релаксационная — снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций, являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни молодежи подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого «информационного образа жизни».
Молодые люди черпают знания и представления о мире из фильмов, предпочитая голливудские блокбастеры, боевики, или же вовсе отстраняются и уходят в мир компьютеров и компьютерных игр, общению по интернету. Подростки говорят о том, что предпочитают комиксы и журналы классической литературе, фильмы по комиксам, боевики- серьезным фильмам.
В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка.
Помимо отрицательного воздействия СМИ. У подростков возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у человека находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий.
Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный Центром социологии образования Российской Академии образования показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты.
Таким образом, влияние средств массовой информации на социализацию подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса; при правильном стиле общения взрослого с подростком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь молодое поколение от вредных влияний медиа, а с другой — сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.
Молодежная субкультура как одна из форм социализации
Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению. Эффект группирования в подростковом и юношеском возрасте.
Любая группа представляет собой социально- психологическую общность, которая имеет свои законы, внутригрупповые нормы и ценности, а также свою иерархию и свои собственные защитные механизмы. Группа может выступать в качестве субъекта активности, поддерживать свое существование, а потому- являться субъектом психологической защиты.
Выделяют два вида направления молодежных групп: неформальное молодежное объединение (НМО) и молодежная субкультура. В целом, можно говорить, что НМО отличается большей организованностью, в нем зачастую есть конкретный лидер, в то время как субкультура — это скорее, направление, которое не предполагает четкой иерархии, определенного лидера.
Традиционно НМО определяется как социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных условиях.
Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.
Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.
Под молодежной субкультурой понимают менее организованное, сплоченное движение, с более выраженной философией, нормами поведения и символикой.
Основные характеристики молодежной субкультуры.
Субкультура — это социальная, экономическая или этническая группа, отличающаяся особым характером в пределах общей культуры общества.
В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.
Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка — сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации подростков, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на них. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств подростка и социальной среды за пределами группы.
Особенности социализации подростков и молодежи
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования, в системе отечественной психологии употребляется еще два термина, которые предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».
«Социализация личности» — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. Социализация-это сложный многогранный процесс по: усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; -усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта; -становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм и культурных установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; -включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т.д. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнидеятельности.
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира. Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию нельзя также сводить и к воспитанию. Суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. В настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле-это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация направлена на двустороннию активность.
Социализация –это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом , психологическом и социальном уровнях, при котором, индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, на учебе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Процесс социализации индивида продолжается до тех пор, пока не завершается его социальное существование.
Традиционно выделяется две формы социализации подрастающего поколения-направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная). Направленная форма социализации — это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. Ненаправленная, или стихийная форма социализации — это как бы автономное формирование отдельных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Любой социальный институт, будь то учебное учреждение, семья или любительское объединение могут воздействовать на подростка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института в данный момент. Социализация осуществляется посредством целого набора средств, основным из которых является норма. С соблюдения нормативов и начинается социализация молодого человека. Нормирование человеческого поведения осуществляется всеми, без исключения, функциональными подразделениями общества. Правовая и моральная норма сопровождает человека на всех стадиях социализации.
Действие социальных норм в качестве средства состоит:
а) в установлении типов общественно – значимого поведения;
б) в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества.
Вслед за нормой подросток ориентируется на эталоны и стереотипы. Эталоны, которые человек применяет в качестве «мерки», оценивая окружающих его лиц, являются персонифицированным выражением его нравственно-эстетических и антрополо-психологических требований к людям. Это-его более или менее осознаваемые представления о том, как должны выглядеть внешне и как должны вести себя, выполнять разные обязанности и использовать свои права люди, входящие в конкретную социальную общность – юноши, девушки и т.п.
Семья, первичный объект социализации
Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья.
Семья по праву считается институтом первичной социализации, так как обеспечивает подростку самый ранний опыт социального взаимодействия, освоение первых ценностных представлений и норм. Родители проявляют обобщенный опыт, включающий опыт предшествующих поколений семьи, этнические и религиозные традиции; они создают пространство личной жизни подростка.
Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья, формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества. В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре общества.
При этом следует отметить, что процесс социализации подростков в каждой семье проходит по разному и зависит от совокупности факторов: условий субкультуры семьи, полноты семьи, степени в которой семье удается оказывать влияние на ребенка, материальное благополучие, количества членов семьи и места конкретного подростка в ее структуре (первый, последний, старший, младший, мальчик, девочка и т.п.), продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.
Проблемы и решения социализации молодежи
Проблема социализации молодежи становится все более актуальной. Ведь все, что происходит сегодня в жизни общества, оказывает значительное влияние на формирующуюся личность, ее жизненное пространство и внутренне состояние. Все изменения, происходящие в личности и имеющие социальную, физическую и психологическую природу, оказывают воздействие на механизм социализации молодежи. Это означает, если личность развита в физическом плане и психологически устойчива, то она достаточно работоспособна и успешно адаптируется к обществу, а, значит, будет развиваться в социальном плане[3;4].
Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;
в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей.
Критерием успешной социализации молодого поколения в современном мире является умение подростка жить в условиях современных общественных норм и в гармонии между своей личностью и другими. Однако все чаще молодое поколение сталкивается с определенными трудностями в процессе социализации[5].
Проблемой, которая ухудшает процесс социализации и вызывает опасение в обществе, становится нарушение социальных норм и правил, нежелание им подчиняться, рост преступности среди молодого поколения. О нынешнем поколении молодежи ученые говорят, что оно отличается жестокостью, импульсивностью, непоследовательностью. Молодежь не способна к волевой регуляции своих эмоций. В последнее время увеличиваются случаи антиобщественного поведения среди молодого поколения. Духовность и нравственность снижаются, растет социальная несправедливость и недоверие к органам власти со стороны молодежи, что приводит к массовым беспорядкам, межнациональным конфликтам, возникновению преступных группировок. Молодежь становится опасной криминогенной средой [3].
Сталкивается молодежь и с трудностями в получении образования. Происходит сокращение бюджетных мест, падает престиж технических профессий, снижается уровень подготовки кадров высшей и средней школы и оснащение материально-технической базой. Падает общий уровень образованности современной молодежи.
Изменяется образ жизни молодежи и брачно-семейных отношений. Слабые репродуктивные установки и рост свободных отношений, ранняя половая жизнь искажают роль семьи, ее духовно-нравственные традиции, истинные ценности меняются на материальные. Наблюдается серьезный разрыв между социальной зрелостью и социально-гражданским созреванием [3].
Острой проблемой для социализации подростков становится проблема одиночества. Отсутствие перспектив, жизненного опыта, умения адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих приводит к возникновению чувства ненужности. Переживание одиночества присуще как подросткам, испытывающим трудности в адаптации к новым жизненным условиям, так и студентам-первокурсникам.
Одиночество может становиться следствием еще одной проблемы, набирающей обороты в молодежной среде и тормозящей процесс социализации, проблемы возрастания случаев суицида. Исследования показывают, что на подобное решение молодых людей толкает отсутствие доверительных отношений с семьей и сверстниками. Все это говорит о низкой способности к адаптации современной молодежи, что затрудняет освоение ими социального пространства. Россия сохраняет лидирующее место по смертности от самоубийств, несчастных случаев и других внешних воздействий[5].
Растет среди молодежи и число социальных болезней, таких как алкоголизм, наркомания, токсикомания, занятие проституцией. Среди причин роста социальных патологий ученые называют конфликт общества и личности, испытывающей трудности в адаптации в связи с непринятием норм поведения, желанием учиться или трудиться. Сокращается также финансирование организации культурного досуга молодежи: платные кружки, спортивные секции, развлекательные мероприятия. Не все могут обеспечить свой досуг должным образом. Поэтому и здесь проявляется кризис социализации среди молодежи[3;4].
Обозначенный круг проблем социализации молодого поколения лишь приблизителен. Он может включать и другие проблемы, но не обязательно, что каждый молодой человек столкнется со всеми вышеперечисленными проблемами. Возникающие трудности в процессе социализации и пути их решения зависят от индивидуальности каждого члена общества, его воспитания, психологической устойчивости, взаимодействия с социальным окружением и множества других факторов.
Таким образом, выявление проблем социализации молодежи в современном социуме поможет избежать проблем в развитии государства и общества в целом. Ведущее положение в решении данных проблем занимают органы государственной власти и общественные объединения. Целью которых является успешное формирование зрелой личности с правильными жизненными установками, обладающей самостоятельностью, ответственностью, активностью и независимостью, успешно преодолевшую процесс социализации.
Государственная молодежная политика с позиций социализации должна быть направлена на усиление воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта в воспитании. Иными словами образование и воспитание должны быть тесно взаимосвязаны.
Исходя из выше сказанного, можно предложить некоторые критерии успешной социализации молодежи, к которым следует стремиться как к некоему идеалу: социальная адаптивность, самоорганизация, активность, ответственность, социально-экономическая автономность, наконец, экономическая самостоятельность и стремление приобрести материальную независимость от родителей, связанную в ближайшие годы с выбором профессии и началом трудовой деятельности. Все это возможно лишь в случае информационной и социально-гуманитарной грамотности и компетентности молодого человека.
Выводы
Работая над статьей, я изучила процесс социализации, его характеристику и фазы. Сделала выводы о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий само воспроизводство общественной жизни.
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Я пришла к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.
Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации — семьи, учебных учреждений; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.
Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности подростка, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному и инфантилизму, а с другой-к прагматизму и социальной неадаптированности.
Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все недостатки и отклонения в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально- экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении молодежи.
Нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме, возникновению и развитию социальных рисков.
Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Отсюда вытекающий вывод — необходимо искать пути решения проблем социализации молодежи и разрабатывать новые способы и механизмы социализации адекватные условиям современного общества. Основная роль в решении данной проблемы принадлежит системе образования. Для осуществления педагогической поддержки молодежи, исключения возникновения социальных рисков необходимы: высокий уровень профессиональной компетентности, психологической культуры специалистов; наличие реальной связи семьи, учреждений по работе с молодежью, социальных партнеров. Немаловажную роль в решении данных проблем занимают органы государственной власти и общественные объединения. Целью которых является успешное формирование зрелой личности с правильными жизненными установками, обладающей самостоятельностью, ответственностью, активностью и независимостью, успешно преодолевшую процесс социализации.
На сегодняшний момент механизм социализации молодежи заключается в усвоение культурно-исторического опыта, который копился предыдущими поколениями и в адаптации усвоенного опыта к современным требованиям нашего общества[1].
Источник