- Проблемы прогнозирования экономического развития страны
- Готовые работы на аналогичную тему
- Причины проблем прогнозирования экономических процессов
- Снижение риска неопределённости в прогнозах экономического развития
- Многовариантные прогнозы
- Проблемы прогнозирования экономического развития страны
- Сущность государственного стратегического прогнозирования российской экономики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Проблемы государственного стратегического программирования экономического развития России
- Перспективы развития государственного стратегического прогнозирования российской экономики
- Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы
- Библиографическое описание:
Проблемы прогнозирования экономического развития страны
Вы будете перенаправлены на Автор24
Необходимость прогнозов показателей экономического развития необходима для определения возможных направлений развития общества. Кроме того, разработка основных направлений и мероприятий государственной экономической политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а также возможных результатов их осуществления, требует научно обоснованных вариантов развития экономических явлений и процессов.
В условиях усложняющихся социально-экономических процессов, требующих использования значительных информационных массивов, использование прогнозов является основой принятия решений не только правительства, а и основных хозяйствующих субъектов независимо от размеров и сфер деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Прогнозирование социально-экономических показателей, как правило, основывается на предположении, что будущие состояния общества в значительной мере определяются процессами, протекающими в прошлом и настоящем. В значительной мере данная предпосылка верна, так как действие объективных законов социально-экономического развития, происходит независимо от условий, в которых функционирует та или иная общественно-политическая система. Законы экономического развития основаны на повторяемости явлений и процессов, связанных с произведением и распределением общественного продукта, исходя из чего, следует предположить выполнение выявленных закономерностей в перспективе.
Причины проблем прогнозирования экономических процессов
- Усложнение социально-экономических процессов в условиях научно-технического прогресса и формирования информационного общества. Как следствие этих явлений, возрос объём количественных и качественных параметров экономических процессов, а потому значительно расширились объем и масштабы прогностической деятельности;
- В условиях применения технологий, позволяющих обрабатывать значительные массивы информации, возрастает ценность прогнозов и в тоже время увеличиваются возможные негативные последствия реализации определённых решений вследствие ошибочности полученных параметров социально-экономического развития.
Снижение риска неопределённости в прогнозах экономического развития
Будущее всегда несет в себе элементы неопределенности. Связано это с тем, что всегда существуют варианты возможного развития социально-экономической системы, поскольку действие одних законов тесно связано с действием других. Независимо от вида прогнозирования возможны осложнения этого процесса, что наблюдается в периоды перехода социально экономических систем из одного качественного состояния в другое, когда обостряются все общественные отношения, резко увеличивая неопределенность дальнейшего развития будущего. В этих условиях объект прогнозирования становится уязвимым и любое, даже слабое случайное изменение какого-либо фактора и его влияние может стать решающим для дальнейшего процесса роста.
Именно поэтому возникает необходимость создание прогнозов на принципах надежности и достоверности, даже на ближайшую перспективу, что в такие переходные периоды, как показывает опыт экономического прогнозирования, оказывается чрезвычайно сложно.
Многовариантные прогнозы
В то же время, именно по этой причине теперь широко используется такой подход к прогнозированию, как разработка многовариантных прогнозов, когда разработчики прогноза строят не один, а несколько (чаще всего три) сценариев возможного развития ситуации, которые условно называют «пессимистический», «оптимистический» и «наиболее вероятный», который находится между двумя первыми:
- пессимистический вариант отображает нижний предел возможного развития будущего (при доминировании негативных факторов развития);
- оптимистический – показывает возможную верхнюю границу развития национальной экономики (при доминировании положительных факторов);
- нормальный (наиболее вероятный, оптимально-реалистический) – определяет наиболее вероятную траекторию будущего развития.
Источник
Проблемы прогнозирования экономического развития страны
Государственное стратегическое прогнозирование в экономике – это подход к определению направлений и мер экономической государственной политики в разрезе краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода.
Сущность государственного стратегического прогнозирования российской экономики
Развитие общества невозможно без осуществления прогнозирования индикаторов и показателей его экономического состояния и потенциала. Разработка направлений и мер экономической государственной политики на различные временные отрезки осуществляется на основе прогноза вариантов экономического развития страны.
В основе прогнозирования стратегии развития государства в экономическом плане находится предположение, суть которого сводится к определению будущего состояния общества процессами, которые происходили в прошлом и происходят в настоящем. Эта предпосылка имеет основание в связи с тем, что действие объективных законов экономического развития не зависит от условий функционирования той или иной социальной политической системы. В основе экономических законов находится повторение процессов и явлений, которые связаны с производством и распределением социальных продуктов. Это и позволяет предполагать, что экономические закономерности будут выполняться в будущем.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственное стратегическое планирование призвано обеспечить формирование будущих сценариев развития страны в социально-экономическом плане и дать возможность органам власти оценить объем и состав необходимой материальной базы для реализации целей и задач государственного развития. Государственное стратегическое прогнозирование призвано обеспечить взаимоувязку целей государственного развития и фактических средств обеспечения их реализации.
Государственное стратегическое прогнозирование экономического развития страны призвано обеспечить основу для разработки государственной политики, но оно не может быть признано единственно возможным ориентиром для ее осуществления.
Проблемы государственного стратегического программирования экономического развития России
Прогнозирование – это всегда вероятностный процесс, точность и адекватность которого находится под влиянием огромного количества изменчивых факторов. В связи с этим результат прогнозирования не позволяет рассчитывать на реализацию единственно возможного варианта экономического развития государства. Несовершенство современных методов экономического прогнозирования ведет к расплывчатости полученных прогнозов, их несоответствию реальности, а также преувеличенной позитивности за счет субъективного подхода специалистов, ответственных за процесс прогнозирования.
Проблемы прогнозирования развития страны в экономическом плане формируют изначально неправильно выбранный подход к управлению экономикой страны. Российская экономика ориентирована на экспорт природных ресурсов, без осуществления их обработки на территории страны. В результате российская экономика чрезвычайно зависит от спроса на внешнем рынке, курса доллара, цен на нефть. В последние годы все эти факторы оказали отрицательное воздействие на российскую экономику и нивелировали значимость всех экономических прогнозов, которые строились по оптимистичному сценарию.
Построение экономического развития на основе оптимистичных прогнозов, характерных для российской экономики, в мировой практике считается нерациональным. Основы экономического прогнозирования в государстве должны составлять реалистичные прогнозы. Также государство не должно упускать из виду негативные сценарии экономического развития, анализируя их возможные последствия.
К проблемам государственного стратегического прогнозирования экономического развития страны можно отнести отсутствие комплексного подхода к учету всех факторов, способных повлиять на состояние экономических показателей. Также отрицательное воздействие на результаты государственного стратегического прогнозирования оказывает диспропорциональность российской экономики, развитие которой в значительной мере ориентировано на военную отрасль и добывающую промышленность.
Перспективы развития государственного стратегического прогнозирования российской экономики
Основу развития государственного стратегического прогнозирования экономического будущего страны должен составить реалистичный подход к осуществлению процесса прогнозирования. Государству не следует основывать свои прогнозы на оптимистичных показателях, поскольку опыт свидетельствует о том, что сбываются самые худшие негативные прогнозы развития.
Перспективным направлением государственного стратегического прогнозирования выступает реализация стратегии импортозамещения, призванной снизить зависимость страны от внешнего рынка, а также обеспечить развитие собственной промышленности в стратегически важных отраслях. Импортозамещение позволит обеспечить население необходимыми материальными благами, новыми рабочими местами, снизить импортозависимость государства.
Прогнозирование стратегического развития государства в экономическом плане должно обеспечить соблюдение определенного баланса между показателями производства и ресурсными факторами рыночной экономики в виде труда, капитала, земли и так далее.
Совершенствование государственного стратегического прогнозирования требует расширения объемов информационных данных, составляющих основу расчета прогнозов, а также повышение их достоверности, точности, оперативности получения.
Прогнозирование экономического развития страны в стратегическом плане должно быть основано на регулярном анализе текущего состояния экономики страны, оценке возможности воздействия на нее негативных факторов, в том числе со стороны недоброжелательно настроенных стран запада. Государственные власти должны функционировать в рамках заданных прогнозов, однако необходимо корректировать прогнозные показатели с учетом достигнутых результатов и непредвиденных факторов.
Источник
Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 27.05.2019 2019-05-27
Статья просмотрена: 1133 раза
Библиографическое описание:
Петросян, В. Н. Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы / В. Н. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59656/ (дата обращения: 28.04.2021).
Необходимость прогнозирования показателей экономического развития необходима для определения возможных направлений развития общества. Кроме того, разработка основных направлений и мер экономической политики государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также возможные результаты ее реализации требуют научно обоснованных вариантов развития экономических явлений и процессов.
Прогноз социально-экономических показателей в целом основан на предположении, что будущее состояние общества во многом определяется процессами, происходящими в прошлом и настоящем. В значительной степени эта предпосылка верна, поскольку действия объективных законов социально-экономического развития осуществляются независимо от условий, в которых действует та или иная социально-политическая система. Законы экономического развития основаны на повторении явлений и процессов, связанных с производством и распределением социального продукта, на основе которых следует предположить, что выявленные закономерности будут выполнены в будущем.
Основным препятствием для реалистичного прогноза социально-экономического развития и слабой стороны долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является сосредоточение внимания на модели ориентированной на экспорт экономики.
Проблемы с планированием зачастую бывают спрогнозированы компетентными ведомствами и поставлены на особый учет. Однако не стоит забывать, что такие действия иногда приводят к тому, что происходит «конфликт» полномочий и требований. Конфликт полномочий и требований означает что
Успешный опыт социально-экономических реформ и модернизации в других странах показывает, что при долгосрочных прогнозах желательно полагаться не на оптимистичные сценарии развития, а на те, которые ближе к реальности, к тому же нужно сознательно стараться анализировать худшие варианты. Поэтому в случае долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года неясно, почему даже при менее благоприятном прогнозе социально-экономического развития власти сочли вполне приемлемыми и приемлемыми условия для цен на энергоносители и роста ВВП.
В рамках этих основных блоков стратегического планирования в документах о прогнозировании ставится особенно сложная задача предвидеть будущие сценарии социально-экономического развития и дать властям понять, какую материальную базу, поддержку ресурсов и реальную основу можно установить в соответствии с целями и задачами, провозглашенными в рамках целевого задания. На основе потенциальных возможностей для достижения целей, определенных в рамках прогнозирования, планирование и программные документы должны быть разработаны, таким образом, связывая желаемые пожелания целевых документов с их фактической реализацией через документы планирования и программирования [5].
Важно отметить, что текущие целевые показатели, которыми и рассчитывается прогнозирование являются несколько абстрактными, так как не могут передать полноту оценки социально-экономических показателей. Также, не прибегая к дословному цитированию прогноза СЭР до 2030 года, можно с уверенностью обозначить те приоритеты, которые государство выставляет. Они, по большому счету, не изменяются и не дополняются качественными, а не количественными критериями.
Каждая ссылка в этой системе тесно связана со всеми ее элементами и содержит множество нерешенных проблем и неотложных задач.
Однако, учитывая ограниченный объем данной статьи, уместно остановиться на поле проблематичным системы документов стратегического планирования Российской Федерации: документы стратегического планирования с прогнозированием на примере прогноза социально-экономического развития в долгосрочной перспективе Российской Федерации на период до 2030 года.
При стратегическом прогнозировании необходимо учитывать, какие изменения произойдут в результате решения. Это означает прогнозирование того, что произойдет вскоре после того, как действие будет выполнено, а также может произойти через год или даже через пять лет. Чтобы достичь этого, сначала нужно собрать время для сбора данных обо всех соответствующих факторах, а затем разработать сценарии, основанные на этих факторах, которые часто помогают прогнозировать результаты и облегчают выбор такого плана действий, фактически являются наиболее практичными. решение.
Согласно этому документу, долгосрочный прогноз представляет собой уникальную платформу для разработки долгосрочных стратегий и конкретных программ.
Большой потенциал для решения проблем можно увидеть в реализованной стратегии импортозамещения. Результатом стало повышение конкурентоспособности и увеличение производства в различных отраслях промышленности, включая металлургию, добычу нефти, химическую промышленность, промышленность, которая производит общие потребительские товары (продукты питания, одежду, обувь), сельское хозяйство, некоторые технические сегменты и фармацевтические препараты. Поэтому сегодня перед Россией стоят две основные задачи: обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния граждан. Ключевым условием выполнения этой задачи является новая модель экономического роста путем создания благоприятного делового климата и стимулирования предпринимательства.
В процессе прогнозирования Российской экономики следует обратить внимание на следующие макроэкономические пропорции основных, которые в конечном итоге определяют эффективность рыночной экономики: анализ взаимосвязи валового внутреннего продукта и национального дохода, а также его динамику, помогают определить интенсивность материала всего производства в рамках Российской экономики в целом. при этом необходимо бороться за досрочный рост национального дохода, что является отражением снижения материальных затрат на производство производственной единицы.
В системе прогнозирования необходимо оправдать соблюдение определенных соотношений между показателями социального производства (ВВП, НД) и основными факторами рыночной экономики, такими, как труд, Капитал, земля, основной и трудовой капитал, производство и финансовый капитал и т. д. Оценки, прогноза состояния и динамики показателей эффективности производства, так и для Российской экономики в целом, так и для субъектов и объектов, индивидуальные экономические (регион, предприятие) отражают следующие показатели: производительность труда, рентабельность, производительность капитала, капиталоемкость, структура капитальных затрат и т. д.[1]
Важные макроэкономические показатели, характеризующие уровень технического прогресса в экономических системах, включают структуру основных средств, соотношение амортизационных отчислений, темпы морального и физического обесценения основного капитала. Увеличение активной части основных фондов, ускорение устаревания машин и оборудования, увеличение доли отчисления на амортизацию, увеличивают темпы роста физического объема ВВП, что более важно, чем темпы роста фонда возмещения в структуре ВВП.
В процессе прогнозирования экономического развития необходимо оптимально учитывать действия целого комплекса противоречивых факторов, возникающих в связи с требованиями решения текущих и будущих задач экономического развития. Например, задача обеспечения высоких темпов экономического роста не может быть достигнута без соответствующего увеличения доли накопления в структуре ВВП. В то же время существует определенный предел этому процессу, за которым происходят качественные и количественные изменения в экономике, что приводит к снижению эффективности работы. В свою очередь, увеличение доли потребления благоприятно сказывается как на краткосрочном уровне жизни населения, так и на секторальной структуре производства и показателях его эффективности. Однако увеличение доли потребления также имеет свои пределы из-за замедления темпов роста производства и замедление в темпах роста уровня жизни населения в долгосрочной перспективе.
Выживание на высококонкурентных рынках и адаптация к новым государствам требуют как стратегического мышления, так и использования всей доступной информации о будущем, а также информации о настоящем. Тем не менее, информация, необходимая о будущем, не всегда может быть легко доступна. Хотя часть этих данных и / или информацию (например, показатели инфляции, прогнозы роста, обменные курсы) можно получить из внешних источников, фирмы в основном производят и получают необходимые данные (например, объем будущих запасов, денежные потоки, доли рынка) сами по себе в своих телах. Кроме того, самим фирмам также может потребоваться подготовить для себя некоторые необходимые внешние данные (например, об уровнях инфляции и обменных курсах), которые в противном случае могли бы быть получены от внешних поставщиков [1].
Стратегическое управление применяется на трех разных уровнях: корпоративный, деловой и функциональный уровни. Фактически, управление на функциональном уровне является основной единицей управления, где стратегии в компании реализуются. При формировании стратегии менеджеры бизнес и корпоративного уровня нуждаются и используют информацию, поступающую с функционального уровня. Прогнозирование может осуществляться в любом месте на этих трех уровнях в зависимости от потребностей управления и проблем прогнозирования. Тем не менее, по мере продвижения сверху вниз по уровням управления, используется более интенсивная и более частая функция прогнозирования.
С другой стороны, стратегические решения в основном направлены на создание «конкурентных преимуществ» и отличаются от других ежедневных или оперативных решений несколькими аспектами.
Некоторые из характеристик стратегических решений заключаются в том, что они принимаются реже, чем (оперативные решения; они, как правило, более дорогостоящие (с точки зрения процесса принятия решений, например, могут потребовать больше времени и большего количества денег, а также альтернативных затрат) для принятия решений по сравнению с решениями другого типа; последствия могут быть слишком серьезными для фирмы; как правило, требуется дополнительная работа и больше времени для ее создания; они обычно могут требовать более подробную информацию (например, данные и (полный) анализ ситуаций, которые не могут быть предварительным условием для обычных ежедневных решений).
Такие решения, как сегментация рынка, разработка нового продукта, применение нового производственного процесса, выбор нового канала сбыта и применение нового маркетингового набора, могут рассматриваться как стратегические решения. Точно так же основные решения, направленные на получение существенного сокращения затрат, могут внести существенный вклад в получение конкурентных преимуществ и, следовательно, могут рассматриваться как стратегический тип [3].
В частности, прогнозирование затрат, доли рынка, продаж, запасов, денежных потоков, дивидендов, цен на акции и требований к мощности, которые являются лишь некоторыми из внутренних областей полезности, помимо процентных ставок, темпов инфляции и темпов роста экономики, которые некоторые из внешних областей полезности, все они так или иначе тесно связаны с принятием стратегических решений.
Осуществление функции прогнозирования в этом смысле является межведомственной деятельностью, и, следовательно, разработка прогнозов (например, продажи или потенциал рынка) должна осуществляться путем включения нескольких сторон (например, менеджер по исследованию рынка, менеджер по продажам, и менеджер по производству в компании). Это особенно важно, особенно если прогнозы используются для стратегического (например, маркетингового) планирования, интеграции и реализации этих стратегических планов.
Интеграция системы прогнозирования в управленческую деятельность особенно важна при использовании потенциала прогнозирования, который имеет два основных измерения: получение желаемых прогнозов и их использование. Поскольку первая связана с функцией прогнозирования, вторая связана с процессами принятия управленческих решений. Как и в случае с любыми другими инструментами принятия решений, невозможность его использования затруднит достижение желаемых целей, особенно если конкретное решение в значительной степени основано на информации из системы прогнозирования, такой как решения, касающиеся планирования производственных мощностей на основе прогнозов продаж),
В конце хотелось бы отметить важность обновления прогностических статей для реализации реформ социально-экономического плана.
Выводы:
Среднесрочные или долгосрочные прогнозы могут непосредственно рассматриваться для целей стратегического планирования, главным образом потому, что они должны учитывать экономические, политические, социальные, демографические и другие соответствующие внешние (или внутренние) характеристики. Хорошие прогнозы продаж начинаются с прогнозирования общего состояния экономики и переходят к прогнозированию конкретной отрасли, а затем — к рыночному потенциалу и продажам за определенный период времени. Ожидается, что в рамках этих процессов будут рассмотрены различные сценарии и составлен разный набор прогнозов для каждого сценария. Здесь стратегическое мышление является неотъемлемой частью прогнозирования для различных сценариев, а конечный продукт представляет собой набор информации, полученной в результате таких процессов, подготовленной для использования в стратегических целях.
Функция прогнозирования связана с контекстом стратегического управления следующим образом: Стратегические решения носят долгосрочный характер. Долгосрочные решения более рискованны, чем краткосрочные, из-за роста неопределенности в долгосрочной перспективе. Чем выше рост неопределенности, тем больше потребность менеджеров в информации для принятия стратегических решений. В принципе, чем дольше временной интервал, тем выше требования к планированию (например, планирование мощностей) в компаниях. Очевидно, что в таких ситуациях потребность в информации со стороны руководства резко возрастает, особенно, если мы намерены принимать стратегические решения, что делает прогнозирование центральным для принятия стратегических решений. Затраты являются еще одним фактором, который заставляет стратегических менеджеров учитывать прогнозирование. Прогнозирование с высокой точностью может потребоваться, особенно при принятии важных решений по планированию и инвестициям, основанных на прогнозах рыночного потенциала или продаж, когда возникают высокие затраты (например, расширение завода и строительство новых объектов). Размер затрат или финансовых ресурсов, которые необходимо инвестировать, может заставить фирмы использовать функцию прогнозирования для принятия решений.
- O. V. Sergienko. Economía de Rusia: desafíos y amenazas, política gubernamental en las condiciones de reindustrialización. Boletín de la Universidad Estatal de Omsk. Serie: Economía. 2015. № 2 P. 48–54.
- La previsión del desarrollo socioeconómico a largo plazo de la Federación de Rusia para el período hasta 2030. P. 274.
- Calor B. C. Desarrollo de pronósticos para el desarrollo de objetos de la economía regional basados en un modelo de simulación dinámica, Moscú: SOPS, 2014, 58 p.
- Basovskiy L. E. Previsión y planificación en condiciones de mercado. M.: INFRA-M, 2018, 260 p.
- Uzyakov M. N. Transformación de la economía rusa y oportunidades de crecimiento económico. M.: ISEPN Publishing House, 2018., 359 p.
[1] O. V. Sergienko. Economía de Rusia: desafíos y amenazas, política gubernamental en las condiciones de reindustrialización. Boletín de la Universidad Estatal de Omsk. Serie: Economía. 2015. № 2 P. 48–54.
Источник