- CНГ: проблемы реформирования
- (размышления о причинах пробуксовки и перспективах реинтеграции)
- • СНГ необходимо, но функционирует оно пока неэффективно • Важно отделить политику от решения хозяйственных задач • Нужна реалистичная концепция развития интеграции на разных уровнях и с учетом готовности партнеров
- Особенности реформирования экономики стран СНГ и Балтии
CНГ: проблемы реформирования
(размышления о причинах пробуксовки
и перспективах реинтеграции)
АРА МХИТАРЯН
доктор экономических наук, профессор
(Республика Армения)
• СНГ необходимо, но функционирует оно пока неэффективно
• Важно отделить политику от решения хозяйственных задач
• Нужна реалистичная концепция развития интеграции на разных уровнях и с учетом готовности партнеров
В апреле 1998 г. прошел долго откладывавшийся саммит руководителей всех стран СНГ. Если бы данная встреча была отложена еще на несколько месяцев, это означало бы признание несостоятельности СНГ, что, на мой взгляд, ошибочно. По мнению многих наблюдателей, он не дал почти никаких конкретных результатов. Однако следует напомнить пессимистически настроенным оппонентам, что одно лишь обеспечение коллективной безопасности стран — участниц СНГ вполне оправдывает существование Содружества. Другое дело, насколько эффективно функционирование СНГ. Вот здесь нарекания уместны.
Немалые просчеты были допущены при создании СНГ и в процессе его развития. Причем они имели как субъективные, так и объективные причины. У участников переговоров при обсуждении любой межгосударственной проблемы, как правило, присутствовало подсознательное чувство политизированности ожидаемых результатов (оно обязательно передается экспертам), что порой наносило ущербы экономического плана.
Постоянное влияние политических (нередко конфликтных) интересов накладывало отпечаток на принимаемые экономические решения, что заранее обрекало их на нереализуемость. Если же обратиться к опыту Европейского экономического союза, то можно убедиться, что там успех был обусловлен неукоснительным соблюдением принципа отделения нерешенных политических проблем от вопросов экономической интеграции.
Почти все члены СНГ по традиции рассматривали Москву как «старшего брата», и до сих пор затрудняются представить Россию только в роли мощного и надежного экономического партнера (кстати, когда Люксембург и Бельгия входили в Европейское экономическое сообщество, они тоже рассматривали Францию или ФРГ в роли «старшего брата»).
И здесь, отчасти, имеют место объективные причины. Сам факт подготовки проектов межгосударственных договоров и соглашений, как правило, в Москве, а также постоянное председательствование в Коллегии Международного экономического комитета представителя России как бы придает остальным государствам (хотя в составе МЭК и его Секретариата на равных правах участвуют представители всех стран СНГ) статус оппонентов, пассивных авторов и инициаторов.
Сильное воздействие Российской Федерации на положение дел обусловлено и ее существенной долей участия в формировании бюджета СНГ.
Другой причиной, заслуживающей внимания, я бы назвал увлечение количеством принятых договоров, соглашений и т.п. (их уже более 800). Документы могут работать, если выбраны и отшлифованы механизмы их реализации. Неоспоримо, что за такой промежуток времени это практически неосуществимо.
Разрушающую роль в функционировании экономик стран Содружества сыграло и недальновидное стремление к получению сиюминутной выгоды за счет повального импорта низкокачественной (порой залежалой) продукции, особенно продовольствия. На деле крайне неэффективно завозить из дальнего зарубежья в таких объемах куриное мясо, когда им до начала 90-х годов были практически обеспечены почти все республики бывшего Союза. То же самое касается овощей и неэкзотических фруктов. В результате наносится удар по агропромышленным комплексам стран Содружества: бездействуют сельхозугодья, стоят перерабатывающие предприятия. Фактически это не что иное, как инвестирование в экономику стран-экспортеров и создание там новых рабочих мест за счет формирования собственной армии безработных.
Критика никогда не является самоцелью. Она, как правило, призвана обозначить конкретные управленческие действия по выправлению допущенных искажений, недоработок и доведению хозяйственного механизма до максимально возможной степени совершенства. Повышение действенности СНГ, как демонстрирует нам жизнь, не может ограничиваться косметическим ремонтом и простым корректированием механизмов его функционирования. Угроза потери нелегко давшихся достижений постоянно требует переосмысления пройденного пути и быстрейшего реформирования основ и механизмов экономического сотрудничества в рамках СНГ.
За последние 5-6 лет четко обозначились новые предпосылки для более действенной и эффективной интеграции и реинтеграции потенциалов участников Содружества. Достаточно сказать, что во всех странах к апрелю 1998 г. был приостановлен спад производства и стабилизировалась национальная валюта. Все они без исключения обрели собственную конвертируемую валюту, в основном приватизировали госсобственность и реструктурировали экономику, убедились в иллюзорности солидной безвозмездной помощи извне и невостребованности из-за неконкурентоспособности основной массы производимой продукции на рынках дальнего зарубежья, почувствовали на себе преимущества торгово-экономических сделок с сопредельными странами (хороший сосед – чаще лучше дальнего родственника).
Преимущества географического расположения исторически побуждают соседствующие страны (если между ними нет принципиальных политических разногласий) к тесному торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Оно, как известно, осуществляется на двусторонней и многосторонней основе. На постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики) обе эти формы сосуществуют. Отсюда неизбежность разноскоростных процессов интеграции, некоторых коллизий, а порой и взаимоисключения. Преимущество той или иной формы, на мой взгляд, неоднозначно и дискуссионно. Страна, участвующая в нескольких блоках, нередко должна поступаться своими интересами.
Когда реформирование в рамках СНГ встало на повестку дня, некоторые эксперты начали закладывать в его основу принципы и положения двусторонних и групповых взаимоотношений. Это очень сложная проблема, которая нуждается в дальнейшем обсуждении. Альтернативным подходом может явиться закладывание основных принципов и положений интеграционных взаимоотношений в рамках всего Содружества с последующей корректировкой ранее принятых двусторонних и групповых соглашений и договоров.
Если первый путь является движением от частного к общему, то второй – от общего к частному. При нем в достаточной мере может быть соблюдена системность в подходе, что, несомненно, является предпочтительным.
Поскольку интеграционные процессы реализуются не только в пространстве, но и во времени, то они могут быть разноэтапными.
На очередном межгосударственном форуме предстоит обсуждение и принятие целостной концепции реформирования СНГ на экономической базе. Поскольку проблема серьезная, мне думается, целесообразно иметь несколько вариантов концепций. Они должны разрабатываться независимыми интернациональными группами ученых, экспертов и предпринимателей. В процессе реформирования должен также найти отражение фактор различия вероисповедания.
Одобренный и принятый всеми странами СНГ вариант концепции должен пройти по общепризнанной и апробированной в последние годы советской власти технологической цепочке: разработка развернутой комплексной программы, выборка целевых комплексных программ с обоснованием их приоритетности, доведение последних до степени проектных решений в привязке к финансовым и другим ресурсам. Выбор исполнителей проектов может быть осуществлен путем объявления тендера.
Все этапы упомянутого цикла – прерогатива Межгосударственного экономического комитета и Исполнительного секретариата СНГ.
Следует отметить, что усиление исполнительной власти – необходимое, но недостаточное условие для утверждения жизнеспособности Содружества. Многие проблемы правового обеспечения функционирования СНГ (унификация законодательных и нормативных актов, корреспондирование национальных законодательств с межгосударственным, выработка модельных законопроектов и их реализация в национальных актах и т.п.) требуют придания адекватных полномочий законодательной власти. Тогда и будет обеспечено достаточное условие.
Как свидетельствует мировой опыт, интеграционные процессы не могут сразу охватить все отрасли экономики стран-партнеров. Необходимо начать с приоритетных отраслей, ранжируя целевые программы и проекты по важности, приемлемости, объемам реализации. В первую очередь, на мой взгляд, к ним следует отнести агропромышленный, транспортный, энергетический, инфраструктурный и научно-технологический комплексы. К тому же если одновременно (даже с опережением) не будут разработаны и приняты механизмы рыночной инфраструктуры (налогообложение, таможенные правила, кредитно-финансовая система), то все усилия снова останутся на бумаге.
Для достижения глобальных, стратегических и несиюминутных целей было бы оправдано каждому из партнеров поступиться в разумной степени фискальными интересами в пользу расширения масштабов производства, воссоединения рабочих мест и диверсификации рынков сбыта на просторах СНГ. Тогда, возможно, девиз телекомпании «Мир» «Содружество равных – во благо каждого» мог бы воплотиться в жизнь.
Совершенствование СНГ требует решения еще одной важной проблемы. В бытность моей работы в качестве торгового представителя Республики Армения в Российской Федерации я убедился, что на всем постсоветском экономическом пространстве имеет место информационный вакуум. Нарушилось большинство производственных, научно-технических и кооперационных связей, возникли новые приватизированные производства, сменились кадры. Естественно, что в этих условиях необходимо своевременное и цивилизованное обеспечение потребной информацией, прежде всего для малого бизнеса.
Одним из путей совместного решения проблемы может быть создание на территории ВВЦ в Москве постоянно действующей выставки СНГ. Правда, экспонатами выставки должны быть не только изделия, но и документально-визуальная информация о возможностях государственных и частных фирм стран-участниц. В павильоне не только будет выставляться и выдаваться информация, но и оперативно заключаться контракты.
Полезным было бы расширение временных рамок программы «Вместе» телекомпании «Мир» с предоставлением периодически каждой стране СНГ эфирного времени для своей информационной интервенции.
Источник
Особенности реформирования экономики стран СНГ и Балтии
Страны — члены СНГ и Балтии принадлежат к стран с переходным типом экономики, характерной чертой которой является создание рыночных отношений и соответствующей инфраструктуры. В то же время страны СНГ имеют большой потенциал для развития хозяйства. Здесь проводятся реформы, разные по содержанию и темпами, что отражаются на уровне развития экономики отдельных стран.
Природно-ресурсный потенциал региона является основой развития экономики стран СНГ. Разнообразные природные условия, имеющиеся минерально-сырьевые, гидроэнергетические, агроклиматические, растительные и животные ресурсы, трудовые навыки населения и его этнокультурный уровень способствуют развитию хозяйства стран региона и рыночным преобразованиям.
Топливно-энергетические ресурсы представлены каменным и бурым углем, нефтью, газом, торфом, горючими сланцами, ураном. Лучше всего обеспечены ими Россия, Украина и Казахстан. Остальные страны СНГ добывают отдельные виды ресурсов: угля — Грузия и Киргизская Республика, нефть и газ — Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан.
Рудами черных металлов (железная, марганцевая, хромитовая) богатые Россия, Украина и Казахстан. Руды цветных металлов представлены залежами меди, полиметаллов, олова, никеля, алюминиевого сырья, ртути, сурьмы, молибдена, золота, серебра и др. Их запасы в России, Казахстане, в странах Закавказья. На ртуть и трубу богатая Киргизская Республика. Среди нерудных полезных ископаемых самыми ценными являются горно-химическое сырье, строительные материалы и гидроресурсы. Горно-химическое сырье представлена самородною серой, серным колчеданом, солью (калийной, кухонной, глауберовою), апатитами, фосфоритами. Больше всего этих полезных ископаемых имеет Россия. Сера и соль есть в Туркменистане, соль и фосфориты — в Казахстане, соль — в Беларуси, Армении, Таджикистане.
Гідроресурсами самая богатая Россия, где находятся крупнейшие реки и озера Европы и Азии. Потенциальные гидроресурсы есть в странах Закавказья и Центральной Азии. На развитие и специализацию сельского хозяйства, а также на некоторые перерабатывающие отрасли промышленности влияют агроклиматические условия. Так, природные условия лесной зоны, в пределах которой находится значительная часть территории России и Беларуси, обусловили наличие здесь запасов древесины, особо ценных хвойных пород, пушных зверей и развитие соответствующих отраслей хозяйства.
Природно-ресурсное богатство стран СНГ и Балтии безусловно важная особенность дальнейшего развития экономики.
Однако, переход к рынку требует коренных изменений не только в экономике, но и в обществе в целом.
Относительно реформирования экономической системы, то следует отметить, что все страны прошли свой путь и выполнили целый ряд преобразований, основными из которых являются нижеперечисленные:
1. Реформирование собственности и создание разветвленной системы различных форм собственности путем разгосударствления и приватизации.
2. Формирование национальной денежной системы и наладка денежно-кредитной политики.
3. Формирование национальной банковской системы.
4. Создание условий для формирования рынка труда.
5. Создание и развитие конкурентной среды.
6. Реформирование внешнеэкономических связей.
7. Формирование рыночного механизма и инфраструктурных элементов рынка.
8. Создание биржевой системы и системы цен.
9. Организация бюджетной системы стран.
10. Организация и реформирование страховой системы.
11. Разработка национальной налоговой политики.
12. Проведение структурных преобразований в экономике.
13. Организация системы социальной защиты населения.
Балтийский регион является своеобразным регионом на постсоветском пространстве.
Для лучшего понимания сущности и целесообразности концепций развития стран СНГ и Балтии нужно рассмотреть исходные условия, которые отреагировали проведению реформирования.
Прежде всего нужно отметить, что все страны СНГ и Балтии можно условно разделить на страны, которые имеют природные ресурсы мирового значения (Казахстан, Туркмения, Азербайджан, Узбекистан, Россия) те, что имеют важные природные ресурсы (Украина, Грузия, Киргизия, Таджикистан) и те, что бедные на природные ресурсы (Беларусь, Молдова, Армения, страны Балтии). Выгодное географическое расположение и систему транспортных коммуникаций имеют страны Балтии, Украина, Грузия. Невыгодное географическое расположение имеют Азербайджан и Армения. Для всех стран (особенно для стран, расположенных в европейской части Євразії) характерным является высокий уровень квалификации рабочей силы.
В наследство от СССР в структуре экономики преобладают отрасли тяжелой промышленности, ВПК, топливно-сырьевая ориентация производства.
После распада Советского Союза для перехода к рыночному механизму функционирования экономики во всех странах бывшего СССР были проведены системные реформы. По методам проведения реформ и по интенсивности страны можно разделить на 3 группы: радикальные (страны, применившие «шоковую терапию») — страны Балтии (особенно Эстония), Киргизия, Казахстан, Россия и консервативные (которые избрали осторожны способы перехода к рыночной экономике) — Узбекистан, Туркмения, Беларусь и промежуточные (входят все другие страны).
Основными составляющими системных реформ были:
• организация приватизационного процесса;
• создание новых налоговой и бюджетной систем;
• реформирование денежно-кредитной сферы;
• создание новой банковской системы;
• формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли;
• реформирования валютной сферы.
Рассмотрим каждую составляющую.
1. Либерализация цен. Это начальный момент системных реформ. В 1995-1997гг либерализация охватила 70-90% товарооборота. Контроль за ценами сохранился на продукцию и услуги государственных монополий, а также во многих странах сохранился контроль за ценами на стратегические товары (страны Центральной Азии — хлопок, зерно).
2. Приватизация. Для всех стран бывшего СССР является характерным проведения приватизации в несколько этапов:
1) начальный этап — «малая приватизация»;
2) «ваучерная приватизация»;
3) «коммерческая приватизация» (покупка государственной собственности на аукционах).
Последний этап продолжает действовать и сейчас. В странах Балтии действуют нормы реституции (возвращение собственности ее бывшим владельцам).
Для Казахстана главной формой приватизации крупных предприятий является передача их в трастовое управление иностранным компаниям с последующим правом покупки по низким ценам и с определенными требованиями.
Типичными проблемами, которые характерны для всех стран является:
• недостаточная эффективность приватизации предприятий.
3. Создание новой налоговой и бюджетной системы. Налоговые реформы в странах являются схожими по основным видам налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, импортная пошлина) и по доле налогов в доходах бюджета (>80% доходов).
Для всех стран характерны:
• преимущество косвенных налогов над прямыми;
• уклонение от налогов;
• большое налоговое бремя на предприятиях;
• увеличение сектора теневой экономики.
Для Армении и Таджикистана характерна значительная доля иностранного финансирования для покрытия бюджетного дефицита.
В бюджетной политике некоторых государств наблюдается уменьшение военных расходов и увеличения социальных расходов (кроме стран Балтии, где идет резкое сокращение жилищно-коммунальных субсидий для населения).
4. Реформирование денежно-кредитной сферы. После обретения суверенитета все бывшие республики Советского Союза ввели свои собственные валюты (последней это сделала Украина в 1996 году). Для финансирования дефицитов бюджета государства в 1992-1994 годах активно привлекали кредиты как внутри страны, так и за ее пределами (в основном в международных финансовых организациях): Армения и Таджикистан. Также для реформирования экономики внутренние и внешние кредиты привлекали: Украина, Киргизия, Грузия, Узбекистан, Казахстан. Страны Балтии в 1996-1997 гг. прекратили привлекать средства МВФ и переорієнтовувались на международные рынки частного капитала. Активное участие в реформировании денежно-кредитной сферы бывших республик СССР принимали иностранные банки и государства.
За короткий срок была создана национальная банковская система с достаточным количеством коммерческих банков.
5. Создание новой банковской системы. Переход от одноуровневой к двухуровневой банковской системы начался в СССР еще в 80-е гг. и в странах наблюдался быстрый рост количества коммерческих банковских учреждений. В середине 90-х годов в каждой стране насчитывалось несколько десятков банковских учреждений (в Украине — около 150, в Азербайджане — более 200). В дальнейшем большинство банков обанкротились. Для стран Балтии характерна более развита банковская система, чем в странах СНГ, где наблюдаются неэффективная деятельность центральных банков и некачественные банковские услуги.
6. Формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли осуществлялось в условиях резкой разницы внутренних цен и мировых, отсутствия инфраструктурных отношений и внешнеторговых кадров. На первом этапе (1992-1993 гг.) ограничивался не только импорт, но и экспорт. С середины 90-х гг. происходит рост импортной пошлины.
7. Реформирования валютной сферы. Это важнейшая составляющая системных реформ. Первой задачей реформы является введение оберненості валют. Для этого применяется отмены ограничений для нерезидентов по текущим счетам, либерализация перехода за границу доходов от иностранных капиталовкладчиков (для притока иностранных инвестиций). В странах СНГ применяется ограничение на внутреннюю обратимость валют (свободная купля-продажа валют для резидентов), что обусловливает появление «черного рынка». Также остается требование продажи валютной выручки от 100% до 20% (в разных странах). Высокая оборачиваемость валют текущим операциям наблюдается в России, Киргизии, Казахстане, Украине, больше всего в Туркмении, Кавказских республиках, Белоруссии. Валютный режим Литвы, Латвии находится на уровне России. В Эстонии почти все ограничения по движению капиталов, уровень либерализации по иностранным валютным операциям примерно такой, как в странах Западной Европы. Большинство стран СНГ устанавливают плавающий валютный курс с периодическим регулированием Центральным банком. Страны Балтии устанавливают фиксированный валютный курс с привязкой к иностранным валютам (Эстония — евро, Латвия — американский доллар, Литва — СДР).
После распада Советского Союза произошли изменения и во внешнеэкономической сфере. В этой сфере характерным является колебания объемов товарооборота и смена главных направлений товаропотоков. Происходит уменьшение товарооборота между странами Балтии и СНГ и увеличение товарооборота между такими странами: страны Балтии — Скандинавские страны; Украина — страны Западной Европы, Польша; Закавказья — Турция, Европа; страны Центральной Азии — Китай, Южная Корея, Япония, Иран, Турция.
Дефицит торгового баланса имеют: Армения, Украина, Грузия, Киргизия.
Наиболее активно привлекают иностранный капитал такие страны: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Кыргызстан, страны Балтии (особенно Эстония), Армения. Традиционными инвесторами выступают: США, Западная Европа, Япония. Южная Корея, Китай, Турция вкладывают свои средства в экономику стран Центральной Азии и Закавказья.
За время постсоветского существования в странах СНГ и Балтии сократились объемы ВВП (по сравнению с советскими временами). Произошло свертывание производства, капитального оборудования, товаров народного потребления, легкой промышленности. Особенно остро кризис поразил АПК (это не касается Армении и Эстонии, где успешно внедрены фермерские хозяйства).
По первоначальным результатам системных преобразований в 1994 году помітилась стабилизация в странах Балтии, а уже в 1996 году началось поступательное развитие экономики. Этому способствовали крупные иностранные инвестиции (только в экономику Эстонии — более 1,2 млрд. долларов США) и то, что преобразования в странах начались еще в 1990 году. Что же касается СНГ, то здесь стабилизация началась со 2-й половины 90-х гг. В 1997 году по темпам экономического роста первое место занимала Беларусь. Высокие темпы экономического роста наблюдались в Узбекистане и Киргизии. В России, Украине и Таджикистане не наблюдалось роста ВВП и промышленного производства. Кризис 1998 года больно ударил по хозяйствах России, Украины, Беларуси, Киргизии и Казахстана, затормозив этим самым рыночные преобразования. Начиная с 1999 года, почти во всех странах СНГ есть положительные сдвиги в развитии экономики.
Это, прежде всего, касается изменений в основных макроэкономических показателях.
Значительные изменения произошли и в выпуске валового внутреннего продукта. Они характеризуются индексом физического объема ВВП.
Анализ показателей свидетельствует о том, что реформирование экономической системы в странах СНГ и Балтии можно считать стабильным. Дальнейшее их развитие возможно только благодаря активной экономической политике.
Значительные сдвиги за прошедшие годы произошли в Балтийском регионе.
В его реформировании экономики есть много различий.
Этот незначительный по численности населения (в 2000 г. — около 7,5 млн. человек) и масштабам производства (ВВП — около 22,6 млрд. долл.) район оказался наиболее подготовленным к процессов реформирования.
В балтийском регионе существовали наиболее благоприятные предпосылки для проведения рыночных реформ. К ним можно отнести наличие предпринимательских навыков, специализированной отраслевой структуры, сравнительно высокий уровень общехозяйственного инфраструктуры и традиционную ориентацию производства на внешние рынки. К тому же западные инвесторы отдавали вполне определенное преимущество этому региону по мотивам возможного превращения его в опорный пункт для освоения крупного, но довольно рискованного восточноевропейского рынка.
Более быстрому внедрению принципов рыночного хозяйствования способствовала также недостаточно твердая противодействие со стороны прежней административно-партийной властной элиты, что немало способствовало достижению определенного уровня общественной стабильности. Вместе с тем эффективность процессов трансформации в этой группе стран оказалась в большой зависимости от масштабов развития радикально-националистических движений, шо нанесли ущерб демократизации общества в результате дискриминации прав национальных меньшинств.
В социально-экономическом развитии всех трех стран региона достаточно четко просматриваются общие черты — отсутствие собственной енергосировинної базы, ставка на развитие экспортных отраслей обрабатывающей промышленности, использования преимуществ транзитно-транспортного географического расположения, ориентация на интеграцию в западноевропейскую хозяйственную систему и др. Во внешнеэкономической сфере оказалось общее стремление добиться скорейшего вступления в Євросоюз, а затем — и в НАТО.
В этих условиях особое значение уделяется процессам формирования балтийской единства. Ни В одном другом регионе постсоветского пространства не происходит столь заметного сближения стран, создания наднациональных органов взаимодействия, формирование общих принципов единого экономического пространства и военно-политического сотрудничества. Подписаны соглашения об обеспечении общей государственной безопасности, о достижении важнейших стратегических целей. Создано Балтийскую совет министров, Балтийскую парламентскую ассамблею. Постоянно проходят совместные военные учения, сформированные единый балтийский батальон (Балтбат) и военно-морской подразделение (Балтрон).
В рамках строительства общего балтийского дома действует безвизовый режим, создана зона свободной торговли, ведутся переговоры о формировании единого таможенного пространства, предпринимаются попытки создания общего балтийского экономического рынка. Доля взаимной торговли постоянно растет (с 6-7% до 12-13% в 2000 г.).
Источник