Электронная библиотека
Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Между региональными проблемами в странах, различающихся по масштабам территории, социально-экономическому развитию, культурным традициям, этническому составу населения, государственному устройству и другим признакам, имеется существенное сходство. Это объясняется тем, что в современном периоде в мире большие различия между странами в целом по суммарным или средним характеристикам сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов. Поэтому исследования и регулирование регионального развития в России необходимо проводить с учетом богатого мирового опыта
Много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России, можно привести из опыта развитых стран: США, Канады, Австралии. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций и многие другие. Решения региональных проблем в этих странах во всех случаях дают полезные знания для нашей практики.
Ценным опытом решения региональных проблем обладают многие средние и малые по территории страны. Здесь главное – не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями. В Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом. В Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов.
В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр – регионы» во многом определяются четким разделением предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования.
Внешне процветающие страны еще не решили полностью свои региональные проблемы. Традиционные проблемы, как правило, сглаживаются, переходя в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем, в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. Поэтому для России важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, чтобы не быть в положении вечно догоняющей страны. Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, включая региональный аспект. Прежде всего, это такие большие страны, как Китай, Бразилия и Мексика. Они активно включили регионы в международное экономическое сотрудничество, например: свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики; экономическое освоение новых регионов (Бразилия); транспортное и энергетическое строительство (Бразилия, Китай); стимулирование межрегиональной интеграции, продвижение промышленности в сельские местности и др.
Главной задачей при изучении мирового опыта регионального развития является не только лучшее понимание сути тех или иных региональных проблем в стране, но и овладении способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны: успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник
Проблемы региональной экономики в странах мира общее и особенное
Много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России, можно привести из опыта развитых стран: США, Канады, Австралии. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций и многие другие. Решения региональных проблем в этих странах во всех случаях дают полезные знания для нашей практики. Ценным опытом решения региональных проблем обладают многиесредние и малые по территории страны. Здесь главное – не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в
Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями. В Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом. В Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов.
В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр – регионы» во многом определяются четким разделением предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 274 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Общие и особенные проблемы региональной экономики в зарубежных странах
Парадокс современного мира заключается в том, что различия между странами в целом (по суммарным или средним характеристикам) сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следовательно, и наличие многих общих черт в подходах государств к своим внутренним региональным проблемам. Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.
Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:
ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;
ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;
ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;
ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;
ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;
ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;
ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;
ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.
Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.
Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Уместно заметить, что главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями, в Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом, в Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов, в Испании — разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями, в Нидерландах — осушение и освоение больших участков моря. И перечисленные, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройства на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, «рассеивания» безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.
В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр — регионы» во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свидетельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.
Не должно быть иллюзий, что внешне процветающие страны уже полностью решили свои региональные проблемы. Как правило, традиционные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. И для России очень важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, иначе страна останется в положении вечно догоняющей.
Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспортному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.
Главная задача изучения мирового опыта регионального развития состоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.
Источник
Региональные проблемы в странах с рыночной экономикой
В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения «центр-регион».
Региональные проблемы, свойственные США, Канаде и Австралии:
1. изменение территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;
2. сближение регионов по уровню социально-экономического развития, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;
3. ограничение чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;
4. освоение периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;
5. регулирование миграции между городами и сельской местностью;
6. модернизация инфраструктурных систем;
7. стабилизация социально-экономического положения малочисленных народностей;
8. оздоровление экологической ситуации в регионах и многие другие.
В Германии: опыт реструктуризации новых вост. земель и их эк. интеграции с западными землями. В Италии: политика преодоления соц-эк. контрастов между севером и югом. В Японии: деконцентрация промышленного пр-ва, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов. Разрешение конфликтов м/у центром и нац. автономиями в Испании. Осушение и освоение больших участков моря в Нидерл.
Китай, Бразилия, Мексика: *включение регионов в м/н эк. сотрудничество (своб. эк. зоны); *эк. освоение новых регионов (Бразилия); * транспортн. и энергетич. строит-во (Бразилия, Китай); *стимулирование межрегиональных интеграции; *продвижение промышленности в сельской местности и др.
- Основные методы и инструменты регулирования развития региональных сообществ в рыночной экономике.
Инструменты:
— регионально дифференцированные субсидии и кредиты частным фирмам для стимулирования размещения нового производства в проблемных районах;
— субсидии и кредиты действующим и находящимся в «бедном положении» п/п, расположенным в регионах, которым оказывается помощь;
— предоставление различных налоговых льгот или полное освобождение от отдельных налогов с целью стимулирования размещения производства в регионах приоритетного
развития, а также исключение из системы льгот за инвестиции в перенаселённые или перенасыщенные производством районы и т.д.;
— размещение новых и перемещение существующих государственных п/п, а также правительственных учреждений в проблемные регионы;
— регионально ориентированные государственные субсидии и кредиты на развитие малого и среднего предпринимательства, а также создание производственной, социальной и экологической инфраструктуры;
— приватизация государственных п/п, приобретение акций частных фирм, а также другие формы изменения соотношения доли государственного и частного сектора в экономике определённых регионов;
— премии за региональную занятость, регионально дифференцированные программы
занятости, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, жилищного строительства, охраны окружающей среды и т.д.;
— меры, стимулирующие мобильность населения и производства, н-р, миграционные субсидии или премии для переселенцев или субсидии на перемещение частных компаний, информационные программы для потенциальных мигрантов;
— разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля строительства производственных объектов и административных зданий.
- Особенности опыта проведения региональной политики в Великобритании.
Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов с целью устранения так называемой «петли безработицы».
В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые. В 30-е годы по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим».
В послевоенные годы правительство усилило внимание к региональным проблемам страны. В 1945 г. был принят Закон о распределении промышленности, в котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов. Принятый в 1960 г. Закон о местной занятости добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах.
В настоящее время правительство также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения географических единиц – объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики ЕС. В частности, в настоящее время сетка регионов Великобритании, которым оказывается государственная поддержка, включает в себя три группы регионов:
1) с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;
2) в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;
3) где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.
Наряду с Министерством торговли и промышленности решением региональных проблем занимается и Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, функции которого имеют региональную ориентацию.
В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства.
Региональная политика опирается на 3 группы мер:
1. финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы и
2. непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь транспорта и жилья;
3. меры «негативного контроля» за промышленным строительством,
предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.
Политические меры регионального развития в Великобритании:
1. региональная индустриальная политика (политика стимулирования);
2. политика «возрождения», включающая целый ряд программ пространственного развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь совместно.
- Опыт осуществления регионального программирования в США.
Региональное программирование — целенаправленное мешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
Задачи возрождения Аппалачского региона:
1) стимулирование законченных производственных циклов в экономике, доведение передельных производств и обработки сырья до максимально возможной степени готового изделия;
2) привлечение в регион новых отраслей, способных извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона;
3) развитие рекреационных ресурсов;
4) диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного;
5) расширение занятости и уровня доходности в горном деле и заготовках древесины на основе реконверсии отраслей.
Для активации частного бизнеса были использованы традиционные для США методы поддержки: долгосрочные кредиты по сниженному проценту, налоговые скидки с капитальных вложений, государственные заказы и контракты, льготные цены и др.
Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов страны. До середины XX века такое вмешательство носило эпизодический характер и сопровождалось соответствующими законодательными актами. Основной целью вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны.
До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны. Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования
социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов.
Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы. Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США.
Президент США имеет право устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района.
В выработке и координации политики регионального развития на федеральном уровне участвует большое число подразделений: управление по разработке политики и административно-бюджетное управление при президенте, межведомственный координационный совет, федеральный консультативный совет по экономическому развитию, федеральные региональные советы при правительстве.
Руководство региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых учреждений в системе федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов.
- Роль высокотехнологичных производств в развитии регионов и городов
Стабильный экономический рост отмечается именно в тех государствах, где субъекты хозяйствования наращивают производство и сбыт продукции, которая, с одной стороны, обладает уникальными качествами в потреблении, а с другой — рассчитана на быстро растущий массовый спрос. Подобными характеристиками всегда обладала и будет обладать продукция производств и отраслей – лидеров в
инновационном развитии. Их принято называть «производства и отрасли высокой технологии».
Развитие высокотехнологичных отраслей и производств рассматривается, как средство достижения или поддержания экономического превосходства на мировом рынке, и как важное направление осуществления качественных преобразований в
пространственной структуре национального хозяйства, а также как генератор развития экономики отдельных регионов и сдвигов в размещении п/п.
Местные органы власти также проявляют всё большее внимание к привлечению в «свои» регионы п/п высокотехнологичных отраслей. При этом одни из них видят в этом источник индустриализации отсталых районов, другие – средство восстановления былого благополучия в прошлом развитых регионов, но находящихся в настоящее время в депрессивном состоянии, третьи – возможность сохранить достигнутые высокие темпы развития местной экономики.
Высокотехнологичные производства, фирмы, отрасли имеют следующие отличительные характеристики:
— наличие высококвалифицированного персонала, значительная часть которого состоит из учёных и инженеров;
— высокая доля затрат на НИОКР относительно объёма производства или объёма продаж
— высокие темпы технологического обновления
— рынок продукции охватывает всю мировую экономику.
К числу «high-tech» отраслей обычно относят наукоёмкие производства. Секретариат Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит 6 отраслей
обрабатывающей промышленности: авиакосмическую, производство оргтехники и ЭВМ, электронную, фарфоро-фаянсовую, приборостроение и электротехническое машиностроение.
Источник