- Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений
- Характеристика отношений России к СНГ (Содружеству Независимых Государств). Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества. Российско-украинские отношения в системе СНГ. Отношения с другими членами СНГ, основные проблемы региона.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- россия сотрудничество независимый государство
- 2. Россия и Украина
- 3. Отношения с другими членами СНГ. Проблемы региона
- Подобные документы
- Проблемы во взаимоотношениях России с другими государствами
Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений
Характеристика отношений России к СНГ (Содружеству Независимых Государств). Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества. Российско-украинские отношения в системе СНГ. Отношения с другими членами СНГ, основные проблемы региона.
Рубрика | Политология |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.12.2016 |
Размер файла | 20,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Общественные науки»
по дисциплине: «Политология»
Тема: «Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений»
Выполнил (а): Джиоева Алина Владимировна
Номер курса, группы: 1 курс, группа 1-ВМ
Научный руководитель: к.и.н., доцент Бетанов Виктор Торисович
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимает важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. С начала образования роль СНГ России в нём ограничивалась, в основном кругом военных проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п.
Многие специалисты в области международных отношений наиболее оптимальным считают сценарий, при котором стратегия модернизации России и всего постсоветского пространства гармонизируется. Прагматичные дипломаты полагают, что императивным для успеха диалога России с партнерами по СНГ выступает восприятие последних в качестве равноправных субъектов международного общения.
Обнадеживающим фактом интеграционных импульсов России в СНГ можно считать Указ Президента России, в котором четко определен стратегический курс во взаимоотношениях с членами Содружества (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном) на более тесную интеграцию. Важным шагом на этом пути является заключение таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ.
Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.
россия сотрудничество независимый государство
К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованной структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Россией, ее попыток навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.
Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества резко изменился после пессимистических оценок перспектив Содружества, характерных для конца 1992 — начала 1993 годов. Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики. Причин, как представляется, здесь несколько.
Во-первых, быстро ухудшается экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования. Действия России по защите собственного рынка, главным образом, установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создают для них немалые экономические осложнения — поднимают цены на эти ресурсы до уровня мировых.
Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о возможности будучи экономически самостоятельными быстро решить свои проблемы, наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.
В-третьих, более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок. В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе.
2. Россия и Украина
Российско-украинские отношения складываются в системе СНГ носят переменчивый, даже противоречивый характер. Став независимым государством после распада СССР Украина переживает довольно ощутимый политический и социально-экономический кризис. В последние годы под флагом программы жесткой экономии и смелого пакета реформ страна предпринимает усилия с тем, чтобы привести в порядок свою экономику и обеспечить себе место на мировой арене.
Учитывая бедственное положение украинского народа Россия оказывает реальную помощь, особенно в топливно-энергетическом комплексе. Запад предлагает в основном моральную поддержку, а финансовая его помощь до сих пор была мизерной. Европейский союз сопровождает свои предложения о помощи жесткими условиями, включая требование о закрытии Чернобыльской атомной электростанции, которая обеспечивает дешевой энергией 5% населения страны. Многие товары украинского экспорта не допускаются в Западную Европу, и некоторые украинцы считают это согласованной политикой, цель которой заставит Украину оставаться в орбите России.
В тоже время у части населения Украины бытует мнение, что Россия все еще стоит на пути независимости Украины. Примечательно то, что антироссийские настроения усилились после поражения России в первой чеченской войне. Официальная российская политика поддерживает суверенитет Украины, но многие россияне продолжают считать Украину частью своей страны — в культурном, политическом и экономическом планах и наоборот. Большая часть населения Украины связывает поднятие экономики своей страны с Россией и другими странами СНГ.
В этих условиях Россия продолжает оказывать Украине экономическую помощь, хотя между Россией и Украиной существуют разногласия по ряду проблем. В частности, по Черноморскому флоту, по оплате Украинской задолженности за газ, нефть и нефтепродукты и т.д. И в условиях таких сложных отношений Украины с Россией, Западная Европа не готова еще принять Украину как соседа. «В данный момент, официальная позиция Европейского союза заключается в том, чтобы провести линию к югу от Балтики», говорит посол Евросоюза на Украине Морено. По одну сторону этой линии находится Польша, прибалтийские страны, Чешская Республика и другие кандидаты в члены Евросоюза, Украина и другие страны бывшего СССР находятся по другую строну линии. В то время как США и Германия, условно поддерживают реформы на Украине, Франция, Англия и Италия занимают выжидательную позицию.
Разрыв традиционных связей России и Украины имеет негативные последствия для народного хозяйства обеих стран. Снизились не только количественные показатели, характеризующие эти связи; разрыв отрицательно сказался на многих сторонах жизни. Так, например, украинская энергосистема была отсоединена от российской в результате того, что в электрических сетях Украины «заплясала» частота, опасно отклоняясь от положенных 50 герц то в большую, то в меньшую сторону. Специалисты АЭС забили тревогу — оборудование на станциях стало катастрофически изнашиваться, отклонение на десятые доли герца могло вывести из строя энергоблоки, что привело бы энергосистему страны к разрушению. Соответственно отреагировали на качество электроэнергии и страны, покупавшие ее у Украины, — Болгария, Румыния, Чехия отказались от импорта. В результате Украина лишилась многих миллионов долларов, которые она получала от этой торговли.
Курс на укрепление содружества совсем не означает, что России и Украине нужно замкнуться только в рамках СНГ. Необходимо и дальше развивать отношения и с другими странами, особенно с соседями. Важно, чтобы внешнеполитический курс этих государств или международных государств не противоречил долгосрочным интересам и России, и Украины.
3. Отношения с другими членами СНГ. Проблемы региона
В Астане (Казахстан) главами пяти государств — Белоруссии, России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана — был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕЭС).
Деятельность ЕЭС будет направлена на решение задач в области внешнеторговой и таможенной политики; завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; создание унифицированной системы таможенного регулирования; создание общей платежной системы; формирование общего энергетического рынка.
Новое образование внутри СНГ — по крайней мере вторая попытка ввести на территории Содружества общую экономическую зону. Россия в течение нескольких лет тормозила реализацию другого громкого проекта — создание зоны свободной торговли в СНГ. Теперь та же идея, но с некоторыми оговорками будет реализовываться в рамках обновленного Таможенного союза. Это означает, что Россия готова менять свою позицию и идти навстречу партнерам по Содружеству. Москва даже решилась сохранить в рамках Евразийского сообщества безвизовый режим передвижения граждан. А ведь всего два месяца назад министр иностранных дел РФ Иванов заявлял о том, что Россия будет вводить визы для граждан всех стран СНГ.
В настоящее время отношения России с государствами СНГ продолжают развиваться. Россия стремится не только отстаивать свои прагматические интересы, но и максимально учитывать интересы членов Содружества. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
В сферу стратегических интересов России входят независимые государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. Кроме того, Россия ощущает потребность в максимально возможной синхронизации процессов реформ в РФ и странах ближнего зарубежья как предпосылки для возрождающейся интеграции.
В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем сепаратизм. Расширение военной интеграции в рамках СНГ, подтвержденное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., рассматривается как одно из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности. Но на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евроазиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.
Список использованной литературы
1. Арсланов Р. А. Курс лекций: «История Отечества.»/ Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина // ред. А.В.Хорунжий
2. Мунчаев Ш.М. История Советского государства./ Мунчаев Ш.М., Устинов В.М.: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2002. — 704 с.
3. Терещенко Ю.Я. История России XX — начала XXI вв. / Терещенко Ю.Я.- Филологическое общество «Слово»; Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 2004.- 448с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Первые контакты русских с Китаем. Российско-китайские отношения в различные исторические периоды. Основные направления российско-японского сотрудничества, проблема Курил. Особенности российско-корейских отношений, основные направления сотрудничества.
курс лекций [59,9 K], добавлен 20.10.2010
Высокая конфликтность российско-украинские отношений. Кризисное состояние двусторонних отношений в экономической сфере. Отношение к системе европейской безопасности — к НАТО. Нарастание разногласий между Россией и Украиной.
эссе [12,9 K], добавлен 12.02.2007
Установление дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной в 1991 году после распада Советского Союза. «Многовекторный» геополитический курс Украины во время президентства Леонида Кучмы. Экономические и газовые отношения государств.
реферат [36,0 K], добавлен 03.12.2012
Содружество Независимых Государств: образование и основные стратегии развития. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона, или есть ли будущее у СНГ?
курсовая работа [22,4 K], добавлен 30.11.2006
Современные международные отношения и внешняя политика. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики РФ. Актуальные проблемы, угрозы и вызовы России в международных отношениях.
контрольная работа [39,3 K], добавлен 20.11.2014
Источник
Проблемы во взаимоотношениях России с другими государствами
Содержание
1.Проблемы во взаимоотношениях России с другими государствами
1.1Россия и страны ближнего зарубежья
1.2Россия и западноевропейский интеграционный процесс
1.3Россия и восточно-европейские страны
2.Проблемы включения российской экономики в мировое хозяйство
2.1Переходный характер российской экономики
2.2Проблемы вступления в ВТО России
3.Перспективы участия России на мировых рынках
3.1Проблемы участия России на мировых рынках
3.2Иностранные инвестиции в России
3.3Свободные экономические зоны в России
введение
Мировая экономика является сложной системой, включающей множество разнообразных элементов и основу которой образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом, оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.
Мировая экономика, или мировое хозяйство, — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.
Процесс развития мирового хозяйства интересует сейчас многих ученых мира. Среди исследователей, внесших наиболее значительный вклад в разработку этой проблемы или отдельных ее аспектов, следует отметить
Певзнера, С.М. Никитина, Р.М. Энтова, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, С.М.
Меньшикова, В. Маевского, И.Е. Рудакову, А.В. Полетаева. Научный поиск идет в основном в направлении создания математических моделей развития как на глобальном, так и на макро- и мезоуровне, а также исследования отдельных аспектов экономического развития (структурных сдвигов, смены технологических укладов, цикличности развития, экономической роли государства и монетарных факторов и т.д.).
В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяются несколько периодов.
Первый период (20-30 годы XX века), который характеризовался кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных первой мировой войной, Великой депрессией конца 20-30-х годов в развитии экономики ведущих стран мира.
Второй период (конец 40-х — 80-е годы XX века) характеризуется интенсивным ростом вывоза предпринимательского капитала. За это время рост производства оказал основное влияние на организационно-экономические параметры мирового хозяйства.
Главной силой в производственных связях стали транснациональные корпорации (ТНК), которые образовывали интернациональные производственные комплексы, осуществляющие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование. Ликвидация колониальной системы в середине 60-х годов привела на международную арену множество новых, развивающихся стран, которые и сегодня занимают особое место в мировом хозяйстве.
Началом третьего периода в развитии мирового хозяйства можно считать последнее десятилетие XX века, когда возросла степень освоения географического пространства, формирования международных, а в ряде случаев планетарных, производительных сил, усилилось экономическое взаимодействие и взаимозависимость. В восточноевропейских странах начались процессы формирования близких к западным государствам экономических и политических структур. В частности, в России, с начала 90-х годов начались экономические реформы, направленные на перевод экономики страны на рыночные условия
хозяйствования и глубокую ее интеграцию в мировое хозяйство. Вступление мировой экономики в этот период развития может ознаменовать активизацию сотрудничества между странами, вызвать усиление единства их экономических и политических структур.
Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений.
Ведущее положение в мировом хозяйстве в настоящее время занимают семь наиболее промышленно развитых стран: США, Япония, Канада, Германия,
Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около
60% всего мирового промышленного производства, соответственно 70 и 60% производства электроэнергии, более 60 и около 50% экспорта товаров и услуг.
В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.
Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно- технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. Международное разделение труда — основа современного мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов.
Важной проблемой мирового хозяйства становится взаимодействие разноуровневых систем, которые характеризуются не только степенью развитости, но и степенью вовлеченности в МРТ и мировое хозяйство. Половина населения развивающихся стран живет в замкнутой экономике, не затронутой международным экономическим обменом и движением капиталов.
Особенность нынешнего развития мировой экономики — интеграция, причем интеграция всеобщая: капиталов, производств, труда. Возникнув первоначально в Европе (Европейское экономическое сообщество — ЕЭС, Совет Экономической
Взаимопомощи — СЭВ), она за последние годы охватила новые страны и регионы.
В системе международных экономических отношений наряду с товарными рынками функционируют мировой финансовый рынок, международный рынок труда, мировой информационный рынок, международная валютно-финансовая система.
Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.
Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование международного рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования, лицензирование изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового информационного рынка.
Проблемы во взаимоотношениях России с другими государствами
Источник