- Зона Шенгена. Как исчезают и почему возвращаются границы в Европе?
- История успеха европейской интеграции не состоялась бы без отмены внутренних границ. Жители ЕС без проблем могут на выходные ездить в другие страны и даже не задумываться, что приезжим из других стран, таких как России, приходится проходить достаточно сложный процесс получения шенгенской визы. Но это того стоит — Шенген дает шанс посетить сразу 26 стран. Хотя Европа не очень давно пришла к такой свободе перемещения, сегодня есть реальная угроза разворота этого процесса вспять. В этом тексте рубрики «Ликбез» мы попробовали разобраться в «приграничных» вопросах Европы
- Зачем существуют государственные границы и что произойдет если они исчезнут?
- Пограничные проблемы в Центральной Азии: где-то сотрудничество, а где-то конфликт
- «Годами копили, за одну ночь всё ушло». Как затапливало Мактааральский район
Зона Шенгена. Как исчезают и почему возвращаются границы в Европе?
История успеха европейской интеграции не состоялась бы без отмены внутренних границ. Жители ЕС без проблем могут на выходные ездить в другие страны и даже не задумываться, что приезжим из других стран, таких как России, приходится проходить достаточно сложный процесс получения шенгенской визы. Но это того стоит — Шенген дает шанс посетить сразу 26 стран. Хотя Европа не очень давно пришла к такой свободе перемещения, сегодня есть реальная угроза разворота этого процесса вспять. В этом тексте рубрики «Ликбез» мы попробовали разобраться в «приграничных» вопросах Европы
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Шенгенское право, позволяющее получить единую визу на посещение нескольких европейских стран, возникло как особый комплекс юридических норм, не входящих в общую правовую систему ЕС. Все началось с Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, которые отменили пограничный контроль на общих границах в 1960 году, создав единую визу Бенилюкса, ставшую затем прообразом современного Шенгена. Уже позднее соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля было подписано пятью европейскими государствами: к Бенилюксу добавились драйверы европейской интеграции — Франция и Германия. Подписание соглашение произошло на прогулочном корабле 14 июня 1985 близ деревни Шенген в Люксембурге. Накопленный позитивный опыт этой пятерки и понимание пользы в прямом смысле безграничного перемещения товаров и людей внутри ЕС достигли своего апогея к 1990-м годам с подписанием Амстердамского договора, согласно которому шенгенское право стало составной частью права ЕС.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ДЕЛЕ?
Шенгенское пространство держится на двух основных принципах:
- Прозрачность т.е. отсутствие контроля на внутренних границах — между странами ЕС
- Единство правил, т.е. наличия одинаковых правил при пересечении внешних границ стран ЕС с другими государствами
Эти принципы соблюдают все страны, входящие в Шенгенский союз, насчитывающий сегодня 26 стран-членов. Две страны в момент создания воздержались от участия в союзе — Великобритания и связанная с ней общей границей Ирландия, которая заинтересована в безвизовом режиме с Британией больше, чем в участии в Шенгене. Они сохраняют паспортный контроль на границах с другими государствами-членами, а шенгенская виза не имеет силы на их территории. Для них ЕС применяет так называемый режим opt-out, означающий, что страны по умолчанию не должны применять нормативные акты, которые касаются визового режима, однако, они могут добровольно согласиться применять какую-либо норму, но без права отменить ее впоследствии. Особый статус также имеет Дания, которая входит в Шенген, но применяет его положения выборочно. Это связано с тем, что акты шенгенского права ЕС не имеют для Дании прямого действия (т.е. правительство страны в каждом конкретном случае решает, будет ли оно трансформировать его в свое законодательство, а самое главное — в какой форме).
Кипр, Румыния, Болгария и Хорватия, хотя и вступили в ЕС, наоборот, не получили членства в Шенгене. Это решение было обусловлено тем, что прием в Шенгенский Союз возможен только с согласия всех стран. Однако ряд членов ЕС все еще блокируют включение этих стран, ссылаясь на их проблемы в сфере контроля границ, коррупции и т.д. На данный момент дальше обещаний Брюсселя о скором принятии этой четверки в границы Шенгена дело не заходит.
Однако то, что Болгария, Румыния, Кипр и Хорватия не входят в Шенгенский союз, не означает автоматически, что в них нельзя попасть по шенгенской визе. Между этими странами и ЕС действуют специальные соглашения о признании виз, что дает право, например, туристам из России не сталкиваться с дополнительными трудностями на границах этих государств. Более того, Исландия, Швейцария и Норвегия, хотя не входят в ЕС, заключили с Союзом похожие соглашения, что также дает возможность посещать их, имея в паспорте лишь шенгенскую визу.
Составной частью Шенгенского пространства (но не членами Союза) также являются малые страны Западной Европы — Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан и Лихтенштейн. При этом, если последняя страна подписывала специальное соглашение об ассоциированном участии в Шенгенском пространстве, все остальные страны пользуются возможностями безвизового соглашения на основании многосторонних деклараций.
Список стран Шенгена. Источник
Также существует понятие «малого пограничного движения» (Local border traffic regime), подразумевающее возможность краткосрочного пребывания в другой стране жителей приграничных территорий (в среднем 30 км. по обе стороны границы), при получении ими специального разрешения, заменяющего шенгенскую визу. Это разрешение позволяет находиться в соседней стране до трех месяцев за поездку, при этом выезд за пределы приграничной зоны не допускается.
Подобный режим доступен для жителей пограничных зон Ленинградской, Мурманской областей, Республики Карелия, с одной стороны, и соответствующих зон Финляндии, с другой. Сюда же относится и приграничное сообщение между Норвегией и Россией. Этот режим действовал до 2016 года в соседних регионах Польши и Калининградской области, однако на фоне конфликтности между ЕС и Россией был отменен. Соглашения «малого пограничного движения» также действуют у Беларуси с Польшей и Литвой, Украины с Польшей, Венгрией и Словакией, у Молдовы с Румынией.
Как выглядит граница между Австрией и Венгрией сегодня. Источник
ПОЧЕМУ ИНОГДА ГРАНИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?
Принцип прозрачности пересечения внутренних границ не лишает страны ЕС в порядке исключения производить временное восстановление приграничного контроля на внутренних границах. В таком случае пересечение границы возможно только в специально установленных пунктах. Формально ограничение действия Шенгена на основании соображений безопасности и из-за угрозы терактов не требует разрешения Еврокомиссии, но согласовывается с ней. К примеру Франция ввела режим проверки документов на внутренних границах Шенгенской зоны после террористических актов, совершенных в Париже в ноябре 2015 года. С тех пор правительства страны последовательно продлевали режим паспортного контроля каждые шесть месяцев. Паспортный контроль на своих границах ввели помимо Франции также Австрия, Германия, Дания, Швеция и не состоящая в ЕС Норвегия. Но сделали они это для предотвращения бесконтрольного притока иммигрантов, поразившего ЕС в 2015 году.
Восстановление границ часто становится элементом большого торга между Брюсселем и страной-членом, не согласной с решениями ЕС. К примеру, Венгрия закрывала свою границу с четкими требованиями не принуждать все страны Союза принимать мигрантов, а из этого тезиса вытекало требование вернуть часть суверенитета обратно странам-членам.
Режим контроля границ дорого обходится ЕС. По расчетам Еврокомиссии ежегодные потери составляют от €7 млрд до €18 млрд для экономики ЕС. Только административные расходы на обслуживание границ (услуги таможенников и полиции) оцениваются как минимум в €1 млрд, не учитывая расходов на создание самих пограничных постов.
Волна нелегальных иммигрантов после соглашения с Турцией начала спадать, и Еврокомиссия заявила странам Шенгена, что более не будет рассматривать миграционный кризис как основание для отмены свобод, гарантированных Шенгенским соглашением. Для того, чтобы остановить расползание Шенгена ЕС постепенно реформирует пограничный Шенгенский кодекс в связи с введением новой системы контроля на границе. Планируется внедрять электронную систему въезд/выезд, которая будет гарантировать систематическую и точную идентификацию лиц, превысивших разрешенный срок пребывания на территории Шенгенского пространства. Кроме того, функционирование новой системы призвано укрепить внутреннюю безопасность ЕС и усилить борьбу против терроризма, давая правоохранительным структурам допуск к данным о передвижении въезжающих.
Старый пограничный пункт на границе Бельгии и Франции. Источник
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА МЕСТЕ БЫВШИХ ГРАНИЦ?
После отказа от внутренних границ между странами ЕС бывшие когда-то мощными оплотами государственности пограничные пункты и пункты таможенного досмотра остаются не у дел. Большинство правительств просто консервируют здания, тем не менее, надеясь, что «худшие» времена не наступят. Так поступили, к примеру, с погранпунктом между Австрией и Венгрией — его здание сегодня выглядит совсем заброшенным памятником давно минувшей эпохи. Но ряд погранпунктов приватизируются или передаются в частные руки и обретают новую жизнь. Так, на границе между Францией и Германией бывшее здание таможни и контроля переоборудовали в музей и ресторан, пользующийся популярностью по обе стороны от бывшей границы. Погранпункт между Бельгией и Францией и вовсе напоминает арт-объект или композицию в духе современного искусства.
Еще один пример причудливости границ внутри Европы — швейцарский Базель. Хотя аэропорт этого города расположился на территории Франции, он является единственным в мире аэропортом, который управляется совместно двумя странами. При этом часть вокзала Базеля, согласно межгосударственным соглашениям, и вовсе находится под юрисдикцией Германии. Вся эта сложность уже давно перестала удивлять местных жителей, да и в целом европейцев, для которых, кажется, любые межгосударственные границы внутри ЕС уже потеряли какое-либо значение.
Границы трех стран в пределах Базеля. Источник
Рекомендуем также познакомиться с выпусками нашего Евродайджеста. Дважды в месяц мы готовим дайджест с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике.
Источник
Зачем существуют государственные границы и что произойдет если они исчезнут?
Государственные границы существуют для того, чтобы определить, где заканчивается предел государственного суверенитета. Благодаря наличию государственных границы мы можем беспрепятственно передвигаться по всей территории того государства, в котором мы родились и гражданство которого мы имеем. Также на данной территории у нас имеются права и обязанности, которые нам предоставлены этим государством.
Если бы в мире не существовало границ, то начались бы бесконечные воины за территорию, так как было бы не совсем понятно, кто владеет тем или иным земным участком. Я совсем не говорю о том, что границы существуют для строительства «заборов». Напротив, при наличии именно ГОСУДАРСТВЕННЫХ границ можно сделать так, чтобы граждане свободно передвигались по всему миру, минимизировав при этом опасность. Например, установить дипломатические отношения между странами таким образом, чтобы граждане могли свободно и взаимно пересекать границу двух стран, между которыми заключено соглашение.
Если границы исчезнут в прямом смысле, а не так, как случилось в ЕС, например, то велика вероятность большого количества локальных войн, которые начнут охватывать всю планету. Это приведёт к дефициту продовольствия и, в последствии, уничтожит всю мировую экономику. Многие валюты сразу же потеряют ценность, так как могут функционировать только в пределах какой-то территории, которая, в свою очередь, ограничена.
Источник
Пограничные проблемы в Центральной Азии: где-то сотрудничество, а где-то конфликт
Границы — самое большое яблоко раздора в Центральной Азии. Из-за них возникает много двусторонних проблем, которые мешают установлению более тесных отношений. Недавно в регионе произошли два значительных события, связанные с государственными границами: одно обнадеживает, а другое — вызывает тревогу.
Это особенно актуально сейчас — во время пандемии коронавируса — для стран, у которых есть общие сухопутные границы.
Во время нынешнего глобального кризиса все усилия страны по сдерживанию распространения коронавируса могут быть подорваны или вообще сведены к нулю безответственными действиями или политикой соседнего государства.
Центральная Азия расположена в самом сердце Евразийского континента, и сухопутные границы скорее норма, нежели исключение, если не считать принадлежащего Казахстану и Туркменистану побережья Каспийского моря.
Границы в странах Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — после обретения независимости, последовавшего за распадом Советского Союза в 1991 году, вошли в анналы по большому счету как одна из причин натянутых отношений между странами.
Все пять стран унаследовали свои запутанные границы от Советского Союза. После его распада у этих государств возникли разногласия по поводу границ и проблемы с тем, кто или что из соседней страны может их пересекать.
Ни одна из стран Центральной Азии не нуждается в каких-либо пограничных проблемах, в дополнение ко многим другим трудностям нынешнего времени — борьбе с коронавирусом или сопутствующим пандемии экономическим сложностям.
Но в мае возникли две серьезные проблемы, связанные с государственными границами, переросшие в два совершенно различных сценария, охарактеризовавших состояние пограничных отношений в регионе.
КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН: ОБРУШЕНИЕ ДАМБЫ
1 мая в Узбекистане прорвало Сардобинское водохранилище, построенное всего четыре года назад, в результате чего были затоплены большие территории в Сырдарьинской области, погибло несколько человек и около 70 тысяч было эвакуировано.
Но также была подтоплена часть Мактааральского района в соседнем Казахстане, сильно пострадали десять сёл, и в результате было эвакуировано около пяти тысяч человек.
Власти Казахстана высказали узбекским чиновникам недовольство по поводу их медлительности и предоставления недостоверной информации о грядущем наводнении.
5 мая вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Сергей Громов заявил, что его узбекский коллега позвонил и сообщил ему о прорыве дамбы, но сказал, что поток воды, скорее всего, не достигнет Казахстана.
«Годами копили, за одну ночь всё ушло». Как затапливало Мактааральский район
Громов отметил, что Казахстан с самого начала был против строительства Сардобинского водохранилища.
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана сообщило 4 мая о подготовке ноты протеста в адрес узбекских чиновников, но эта нота так и не была отправлена.
Казалось, что казахстанско-узбекстанские связи пошли по наклонной из-за нанесенного прорывом дамбы ущерба, и, если бы первый президент Узбекистана Ислам Каримов был еще жив, это событие почти наверняка стало бы еще одним камнем преткновения в отношениях.
Но Каримова — ушедшего из жизни в 2016 году и имевшего зачастую конфронтационные отношения с Казахстаном — сменил его давний премьер-министр Шавкат Мирзияев. С тех пор Мирзияев проводит более дружелюбную политику в отношении соседей Узбекистана.
2 мая Мирзияев и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорили по телефону о наводнении, в ходе беседы президент Узбекистана принес извинения за инцидент и обещал помочь понесшим ущерб казахстанцам.
10 мая премьер-министр Узбекистана Абдулло Арипов отправился в Мактааральский район, где встретился со своим казахским коллегой Аскаром Маминым.
Арипов и Мамин совершили поездку по четырем населенным пунктам, пострадавшим от наводнения, и позировали для фото с лопатами с цементом на строительной площадке в поселке Мырзакент. В сообщениях казахстанских и узбекских новостных сайтов отмечалось, что Узбекистан направил более 200 специалистов вместе с машинами экстренной помощи, бульдозерами, тракторами, водяными насосами и другим оборудованием, чтобы помочь очистить и восстановить подтопленные населенные пункты.
Такой результат был бы немыслим при Каримове, и нынешнее сотрудничество, несмотря на разрушения вдоль границы, является позитивным событием для региона.
КЫРГЫЗСТАН И ТАДЖИКИСТАН: КОНФЛИКТ НА ГРАНИЦЕ
Что касается кыргызско-таджикской границы — то тут совсем другая история, и, к сожалению, в последние годы она уже стала привычной.
Только 519 километров из приблизительно 970 километров границы между Кыргызстаном и Таджикистаном были демаркированы, и во многих районах, где граница по-прежнему четко не установлена, между кыргызскими и таджикскими жителями периодически происходят столкновения.
За последние 10 лет такие конфликты существенно участились.
Автомобили громились, строения сжигались, плодовые сады и посевы уничтожались, многие люди получали травмы от палок или камней и, к сожалению, в некоторых случаях от выстрелов.
8 мая вновь произошли столкновения недалеко от кыргызского села Чек.
В этом случае у молодого жителя Кыргызстана сгорел дом, а таджикские пограничники говорят, что двое сельских жителей на их стороне границы получили огнестрельные ранения.
Кыргызские пограничники, со своей стороны, говорят, что кыргызский сельский житель был госпитализирован после травм, полученных от брошенных в него камней, а трое кыргызских пограничников пострадали в результате обстрела из Таджикистана.
Обе страны обменялись нотами протеста, и представители двух стран вновь встретились, договорившись сделать всё возможное для снижения напряженности на границе. Правда, к такому соглашению они приходили уже много раз.
Но кыргызско-таджикская граница стала самой опасной в Центральной Азии, сомнительная слава, которая когда-то принадлежала границам Кыргызстана и Таджикистана с Узбекистаном, в эпоху правления Ислама Каримова.
Мало того что на узбекской территории могли быть расстреляны нарушители, узбекские военные также установили мины вдоль части своих горных границ с Кыргызстаном и Таджикистаном. С тех пор наземные мины были убраны, а узбекские пограничники уже не стреляют без разбору, как раньше, и отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном с Узбекистаном, возможно, никогда не были лучше, чем сейчас — при Мирзияеве.
Даже встреча президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и президента Таджикистана Эмомали Рахмона, состоявшаяся на границе в конце июля 2019 года, не особо способствовала решению давних приграничных проблем.
Незадолго до этой встречи в ходе столкновения был убит один таджикский гражданин, а уже в сентябре в ходе конфликта были убиты три таджикских пограничника и один кыргызский пограничник. Еще один кыргызский военнослужащий был подстрелен и ранен в декабре, а уже в январе нынешнего года также вспыхнули боевые столкновения.
Минометные снаряды, разорвавшиеся 8 мая в Кыргызстане, — не первые, прилетевшие из Таджикистана.
В январе 2014 года в том же районе произошли столкновения, и кыргызские пограничники сообщили, что их таджикские коллеги применили минометы и гранатометы. В этой перестрелке были ранены пять кыргызских и два таджикских пограничника.
Столкновение в январе 2020 года привело к разговору о земельном обмене, но как знак того, насколько люди могут быть несговорчивы на обеих сторонах, — некоторые сельские жители поклялись, что не поступятся ни одним сантиметром «своей» территории.
Кыргызско-таджикская пограничная зона находится далеко от столиц —Бишкека и Душанбе, и правительства двух стран не приложили достаточных усилий для решения этой давней проблемы, предоставив местным чиновникам решать вопросы по ликвидации последствий после каждого нового связанного с насилием инцидента.
Очень разные истории о границах в Центральной Азии продемонстрировали то, как две самые богатые страны региона, несмотря на препятствия, стремятся развивать более тесные связи и как две беднейшие страны оказались неспособны улучшить отношения, которые продолжают давать всё новые и новые трещины.
Перевела с английского языка Алиса Вальсамаки.
Источник