Проблемы современного мира индустриальных стран

Новые индустриальные страны (НИС): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы

Развитие в современных условиях наиболее передового отряда PC — НИС, часть «первой волны» которых с апреля 1997-го г. была занесена международными экспертами в число стран с развитой экономикой (речь идет о Южной Корее, Сингапуре, Тайване и Гонконге), происходит под воздействием следующих важнейших факторов:

· продолжающихся глубоких внутриполитических преобразований;

· углубляющейся структурной перестройки экономики и приближения ее стандартов и параметров к требованиям, определяемым современной ИР;

· обострения внешнеэкономических противоречий на основе растущей конкуренции с основными внешними партнерами и ужесточения ее условий.

Процессы демократизации, начавшиеся здесь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., привели к сужению влияния бюрократии на экономические процессы и к ограничению сферы деятельности госсектора пределами экономической целесообразности, а также — к формированию благоприятной среды для развития науки, включая фундаментальные исследования, и высокотехнологичных производств. Одновременно стали нарастать и социальные конфликты (особенно в Южной Корее). А обострение на мировом рынке конкурентной борьбы привело к усложнению внешнеэкономического положения, в том числе в сфере продукции традиционного сектора экономики, создаваемой в трудоемких отраслях, развитие которых все еще занимает важное место в социально-экономической структуре НИС. Таким образом, с начала 1990-х гг. на первый план для них вышла проблема адаптации к быстро меняющейся внутренней и внешней обстановке, включая углубление структурной перестройки национальных хозяйств в пользу современных передовых и высокотехнологичных отраслей, которые на перспективу и будут определять темпы и характер их экономического роста.

Читайте также:  Международные благотворительные организации стран

Несмотря на существующие в них проблемы, НИС представляют собой группу стран, которые, как говорится, «успели впрыгнуть в быстро идущий поезд» мирового прогресса и показать возможности (и границы) реализации стратегии экономического прорыва (скачка) в лидирующую группу сегодняшних стран с быстрым типом экономики. При всех расхождениях и национальных особенностях, речь идет о том, что за основу был взят японский подход к ускорению экономического роста (см. I.II.4) и его наиболее общая цель максимизации темпов экономического роста в исторически кратчайшие сроки. Для стратегий роста НИС характерны следующие основные факторы:

· внешнеэкономическая составляющая ускорения роста в форме инвестиций иностранного капитала по линии ТНК и ТНБ;

· максимальная открытость национального хозяйства (включая технологическую и информационную);

· авторитарная политическая власть, реализующая принцип, гласящий, что до политической демократии сначала следует дорасти, а сделать это можно только экономически — путем экономического развития по законам рынка, которое и порождает силы, способные противостоять государственному произволу и авторитарному политическому режиму.

Важнейшими слагаемыми стратегии экономического рывка НИС специалисты называют:

· приоритет стратегии экспортной ориентации и открытая внешняя торговля;

· благоприятный инвестиционный климат при эффективной финансовой системе и низких налогах;

· стимулирование экономической свободы граждан, всемерное поощрение предпринимательства;

· малый аппарат управления, затраты на содержание которого ниже мировых стандартов;

· поддержание низкого уровня безработицы, близкого к показателям «полной занятости» (2% от экономически активного населения), при гибкой политике государства по регулированию зарплаты, рабочего времени и трудового законодательства в целом.

Все вместе эти слагаемые стратегии роста привели к быстрому увеличению числа рабочих мест, бурному развитию экономики и в результате — к так называемому «экономическому чуду».

Среди всех других видов реализации этой стратегии на национальном уровне следует выделить опыт Республики Кореи, история успехов которой весьма показательна и содержит многие общие закономерности продвижения в исторически кратчайшие сроки к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Эта история успехов напрямую связана с достижением высоких темпов экономического роста (ВНП рос в среднем в год на 8,6% в период 1962-90 гг.). За это время страна из традиционно сельскохозяйственной стала индустриальной, а с 1997 г. международные эксперты зачислили ее в группу стран с быстрой экономикой. Основными факторами стремительного экономического роста выступали:

· ориентированная на внешний мир стратегия максимальной хозяйственной открытости;

· благоприятный международный экономический климат 1960-х — первой половины 1970-х гг. с точки зрения доступности внешних ресурсов, включая финансовые;

· сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств;

· этническая и культурная однородность и конфуцианская традиция, придающая особую ценность таким национальным качествам характера, как трудолюбие, образованность, самосовершенствование, жизненный успех на основе преданности своей нации.

В результате действительно произошло ускорение экономического роста, стремительное увеличение экспорта и развитие рыночной системы в целом.

Воплощение на практике стратегии экономического скачка в южно-корейском варианте имело свою специфику, отразить которую можно через следующие восемь основных особенностей.

1) Особая роль правительства, которое с 1960-х гг. начало концентрировать свои усилия на формировании условий процветания частного предпринимательства, включая финансовую поддержку, а также создание экономической и социальной инфраструктуры. На всех этапах роста правительство придерживалось гибкой хозяйственной политики, направленной на стабилизацию цен и социальную защиту от свободных рыночных сил при либерализации подхода к частному предпринимательству. На сегодняшнем этапе у правительства направляющая функция, а частный бизнес живет по законам ужесточающейся конкуренции.

2) Экономическое планирование и программирование хозяйственного развития осуществлялось на основе пятилетних планов-прогнозов.

3) Финансовое регулирование хозяйства выступало как решающий фактор при распределении ресурсов между конкурентами для решения основной задачи — максимально аккумулировать поступления в бюджет, чтобы ускорить экономический рост и избежать финансовых дефицитов. Поступления от налогов росли и в первой половине 1990-х гг., составляли не менее 20% ВНП, что, однако, по мнению южнокорейских специалистов, недостаточно для финансирования растущих социальных расходов.

Важно отметить, что принцип сбалансированности государственного бюджета закреплен в Республике Корее законом.

4) Денежно-кредитное регулирование проводится через банковскую систему, в основе своей подобную банковским системам других стран с развитой экономикой. Центральный банк выступает в ней как банк банков, предоставляя кредиты правительству, храня золотовалютные запасы государства, выдавая ссуды другим банкам и финансовым учреждениям и регулируя таким образом общие объемы кредитов и денежного обращения. Центральный банк регулирует также инвалютные резервы через операции с другими банками и определяет государственную политику в области валютного курса. Таким образом, банковская система выступает как гарант рационального распределения ресурсов в условиях конкуренции на них. Масштабы государственного контроля за банковской системой расширяются при осуществлении крупномасштабного инвестирования (например, отраслей тяжелой промышленности во второй половине 1970-х гг.), но в целом здесь придерживаются принципа минимального уровня государственного вмешательства.

5) Что касается инфляции, то в периоды кризисов (например, нефтяного шока) правительство вводило ограничения цен, чтобы снизить темпы их роста, хотя и с кратковременным эффектом. Опыт Республики Кореи подтвердил, что для обуздания инфляции правительству нужно восстановить макробаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, ограничивая денежную эмиссию, и только после этого в случае успеха в упорядочении денежного обращения можно проводить либерализацию цен. По южнокорейским стандартам, инфляция не должна выходить за рамки 10% годовых.

6) Торговая политика, в основе которой лежал феноменальный рост экспорта (30% ежегодного прироста в период 1960-1990 гг.), была еще одним важнейшим элементом стратегии скачка. До 1986 г. импорт опережал экспорт, а после поддерживалось активное сальдо внешнеторгового баланса, что дало возможность снизить внешний долг в 1,6 раза. Таким образом, основой торговой политики была максимизация экспортных возможностей при минимизации импорта посредством применения протекционистских мер в целях сокращения внешнего долга. С 1986 г. на основе либерализации внутреннего рынка произошла переориентация политики: были сняты внешнеторговые барьеры, снижены тарифные ставки, либерализованы условия для прямых иностранных инвестиций при открытии для иностранных предпринимателей множества новых отраслей.

7) Иностранный капитал всегда рассматривался как неотъемлемое условие обеспечения экспортных рынков, получения новых технологий, развития управленческих навыков корейских предпринимателей и персонала их компаний. Для реализации этого подхода постоянно проводилась рационализация законодательства по всему спектру: от налоговых льгот до предоставления иностранным компаниям помещений для работы; кроме того, всемерно поощрялось создание свободных экономических зон.

8) Авторитаризм государственной власти был также среди главных приоритетов до 1988 г., когда впервые были проведены прямые выборы президента и членов Национальной Ассамблеи. По мнению южнокорейских специалистов, степень авторитаризма определяется, в первую очередь, историческими традициями страны и ее политической культурой. В Республике Корее авторитаризм пронизал собой всю политическую сферу при значительной степени свободы в других областях и особенно — в экономике. Важнейшим условием развития демократии и ее неотъемлемой предпосылкой здесь признают достижение определенного уровня благосостояния большинством населения. Другой экономической предпосылкой демократизации выступает функционирование развитой рыночной системы.

Чтобы заложить экономические основы плюрализма, демократии и гражданского общества, Республике Корее понадобилось около тридцати лет.

Опыт развития южнокорейской экономики подтверждает необходимость хорошо известных в экономической истории предпосылок хозяйственного роста и прогресса:

· он может быть обеспечен, если народу предоставляется возможность усердно трудиться и адекватно зарабатывать, делать сбережения и инвестиции;

· он будет также обеспечен, если правительство устойчиво и способно на деле обеспечить развитие социальной инфраструктуры, поощряет внешнюю и внутреннюю торговлю, эффективно регулирует экономику;

· и наконец, если должным образом привлекается и используется иностранный капитал, технология и мировой рынок в целом.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1) Объясните сущность процесса оптимизации общественного устройства. Приведите примеры.

2) Приведите ваши рассуждения на тему о том, какое именно общественное устройство было бы оптимальным для сегодняшней России, исходя из основных характеристик известных вам моделей роста.

3) Как современное государство участвует в процессе оптимизации социальных отношений? Приведите примеры.

4) В чем, на ваш взгляд, заключается сущность американской модели общественного устройства?

5) Охарактеризуйте главные особенности современной американской модели роста.

6) Охарактеризуйте исторические тенденции формирования американской модели.

7) Проанализируйте плюсы и минусы американской модели.

8) Объясните, почему, на ваш взгляд, именно американские стандарты и американская модель в целом определяют в массовом сознании общественные идеалы?

9) Охарактеризуйте роль антимонопольного законодательства в США с точки зрения его основных функций в процессе развития «экономики участия».

10) Каковы отличительные особенности и сущность модели «шведского социализма»?

11) Охарактеризуйте доктрину функционального социализма.

12) Что такое фонды трудящихся и какова их роль в развитии шведской модели?

13) Каковы основные причины, приведшие к кризису модели «шведского социализма»? Что вы думаете о путях его преодоления?

14) Охарактеризуйте основы государственной политики партии крупного бизнеса в Швеции. Каковы ее перспективы?

15) Сопоставьте две модели — американскую и шведскую, выделив черты сходства и различия.

16) Каким вам представляется будущее шведской модели? Обоснуйте свой ответ.

17) Сопоставьте шведскую и японскую модели — какая из них и почему, на ваш взгляд, может считаться оптимальной?

18) Определите сущность японского подхода к ускорению социально-экономического развития страны.

19) В чем вы видите уникальность японской стратегии роста?

20) Сопоставьте достоинства и недостатки (по вашему представлению) японской и американской моделей. Какая из них и почему представляется вам более эффективной?

21) Охарактеризуйте особенности положения стран «третьего мира» в системе МРТ.

22) Объясните особенности вывоза капитала в страны «третьего мира».

23) Проанализируйте фундаментальное противоречие, связанное с положением PС в современном всемирном хозяйстве.

24) Охарактеризуйте основные изменения в положении PС в качестве источников сырья и рынков сбыта в мировом хозяйстве.

25) Охарактеризуйте модели индустриализации в PС и их эволюцию.

26) Объясните общие направления в стратегиях НИС и их особенности.

27) Дайте общую характеристику стратегии Республики Кореи как одной из НИС «первой волны». О чем говорит ее опыт?

28) Сопоставьте модели НИС и японскую стратегию. О чем это вам говорит?

29) В чем вы видите сильные и слабые стороны моделей роста НИС? Чему учит их опыт?

Источник

Новые индустриальные страны: проблемы хозяйственного роста, перспективы

Характеристика новых индустриальных стран. Различные причины стремительного взлета этих стран и общие закономерности. Внешние и внутренние факторы, феномен появления индустриальных стран, их влияние на направление мировой капиталистической торговли.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2015
Размер файла 33,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Тема: «Новые индустриальные страны: проблемы хозяйственного роста, перспективы«

«Связь с общественностью»

1. Характеристика НИС

2. Внешние и внутренние факторы появления НИС

3. Модели развития экономик НИС

4. Феномен новых индустриальных стран

Список использованной литературы

В послевоенный период на фоне бурного развития мирового хозяйства отдельные страны продемонстрировали феноменальные достижения в экономической и социальной сферах. В определенное время в мировой экономике появилось западногерманское «чудо», итальянское, японское, и, наконец, «чудо» новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гонконг), Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.).

Новые индустриальные страны (далее — НИС), это чаще всего бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Основной упор перестройки экономик НИС был сделан:

на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;

на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;

на максимальное использование иностранного капитала.

При различии причин стремительного взлета этих стран прослеживаются общие закономерности. В основе их поразительных успехов лежит совокупность внутренних и внешних факторов, рациональное использование которых, в конечном счете, и определило динамизм и устойчивость их социально-экономического развития.

Сейчас темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило их необычайно ускоренный рост.

1. Характеристика НИС

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный действием закона гетерохронности (неравномерности) экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий — «новых индустриальных стран» (НИС), или «новых индустриальных экономик» (НИЭ).

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

К Новым индустриальным странам (НИС) относят ряд стран Азии и Америки. К этим странам принято относить Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзию, Таиланд, Бразилию, Мексику, Аргентину. (В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется термин «территория».

Общие черты новых индустриальных стран:

§ демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС 1 волны);

§ ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

§ экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

§ активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

§ образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

§ большое внимание уделяется образованию;

§ использование высоких технологий;

§ привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

§ главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Привлекают внимание и такие характеристики новых индустриальных стран, как высокие темпы роста, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, рост профессионального уровня рабочей силы, интенсивное участие в международном разделении труда, широкое использование иностранного капитала с целью развития.

2. Внешние и внутренние факторы появления НИС

Факторы, которые обусловили появление НИС, условно можно разделить на внешние и внутренние.

1. Страна очутилась в сфере особенных политических или экономических интересов промышленно развитых стран, прежде всего США и Японии. Следовательно, для нее будет делаться все возможно, чтобы обеспечить высокую стабильность и высокую лояльность ее населения к экономической системе капитализма. Так США действовали после Второй мировой войны — оказывали разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма на Западную Европу и Юго-восточную Азию. США, объявляя зоной особенных национальных интересов Южную Корею и Тайвань, хотели превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Корее и Тайваню предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка.

2. Структурная перестройка экономики, которая началась в промышленно развитых странах благодаря научно-технической революции в 50-60-х годах. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран быстро освоили производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в странах, которые развиваются. 80-х годах прямые инвестиции в экономику НИС составляли свыше 40 % всех прямых капиталовложений, что их осуществляли промышленно развитые страны в экономику стран, которые развиваются.

1. Относительная политическая стабильность и лояльные к развитым капиталистическим странам политические режимы. Руководство стран было готово осуществлять политические и экономические реформы, направленные в интересах капиталистических стран, в частности полное гарантирование безопасности их инвестиций, дистанционирования от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Страны, которые развиваются, нормировали свои правовые акты таким образом, что они позволяли ТНК из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать выработанную продукцию.

2. Производительная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия, которая состояла из нескольких этапов: на первом этапе страны постепенно замещали отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и в то же время насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами; на втором этапе создавался экспортный потенциал и наращивалась мощность базовых отраслей экономики (при этом НИС Юго-восточной Азии создавали предприятия из выпуска преимущественно трудоемкой продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали преимущество развитию высокотехнологических капиталоемких отраслей, таких, как отделочная и добывающая промышленность); третий этап внедрения экономической стратегии характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукоемких отраслей, включением страны в процесс экспорта капитала.

3. Развитие производительных сил, то есть средств производства и человека как главной производительной силы общества. НИС Юго-восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономики и создали новые, раньше отсутствующие производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений, которая составляла свыше 30% валового внутреннего продукта. В то же время НИС Юго-западной Азии инвестировали средства в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров, потому местная рабочая сила оказывалась готовой к высокоэффективной работе со сложной наукоемкой техникой.

4. В экономике оптимально объединились рыночный механизм и государственная регуляция. Хотя экономическая роль государства в каждой из НИС разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно несостоятельные были обеспечить высокие темпы экономического развития. Именно благодаря государственной регуляции внешне экономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур в течение длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран контролировали мероприятия по поддержанию макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. В Южной Корее все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно ориентированный характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений.

5. Эффективная, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде бы нужно для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей мере, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережение и тем большие возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточноазиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах, что усилило мотивацию непосредственных производителей — главной производительной силы общества.

Появление НИС обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, а ее оптимальное приспособление к современным глобальным процессам. Это приспособление происходит по линии производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма. Причем оно происходит в значительной степени путем использования способов, методов,

3. Модели развития экономик НИС

Существует две основных модели развития экономик НИС:

Азиатская модель: характеризуется незначительной частью государственной собственности в экономике, однако высокой степенью влияния государства на экономические процессы (интервенционизмом), существованием культа лояльности к „своим» корпорациям, безусловным приоритетом национальных интересов над международными, национальная экономика развивается с ориентацией в основном на внешний рынок.

Латиноамериканская модель ориентирована на импортозамещение. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским «новым индустриальным странам».

Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС, все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств, как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Как правило, к «новым индустриальным странам» относят четыре «малых дракона» Азии, т. е. упомянутые выше Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки — Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны» или первого поколения. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, второго поколения — Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения — Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения — Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны «новоиндустриальности», полюса экономического роста, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы.

Высокие темпы роста «новых индустриальных стран сопровождаются значительным повышением благосостояния населения. Так, с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. Еще одним достижением «новых индустриальных. стран» Юго-Восточной Азии является низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире.

Отмечая несомненные успехи «новых индустриальных стран», впечатляющий экономический рост, не стоит сбрасывать со счетов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами.

4. Феномен новых индустриальных стран

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Если иметь в виду экономический, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика, способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное™.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов, важное значение имеет и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим, и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии. Отметим, что и Китай, и Корея в историческом плане находятся сейчас на пороге крупных перемен.

Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития.

К тому же политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса от участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли.

Достижения НИС представляют собой логическое продолжение западногерманского, итальянского и японского «экономического чуда». Но для «новых индустриальных стран» является характерным то, что их скачок был совершен в предельно сжатые сроки. Им потребовалось почти вчетверо меньше времени — (25 лет вместо 100), чтобы преодолеть путь, проделанный Японией, и в 8 раз меньше, чем США. Формирование в мировом хозяйстве с конца 80-х годов новых поколений стран с чертами НИС позволяют говорить о «новоиндустриальности» как об объективном и закономерном явлении в развитии международной экономики.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических государств. Таким образом, в предлагаемой читателю работе рассматривается наиболее динамичная в мировом капиталистическом хозяйстве группа стран. взлет закономерность капиталистический торговля

В 80-х годах ощутимо возросло влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой капиталистической торговли. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Изучение феномена НИС заставляет по-новому взглянуть на многие проблемы развивающихся государств и пути их решения, определить возможные подходы к разработке наиболее оптимальной модели дальнейшего социально-экономического развития освободившихся государств.

1. Аваков Р. Колонизация и деколонизация: эволюция развивающегося мира// Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 9.

2. Жуков Е. Ф. МЭО: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Полякова, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Кошечкин Е. Состояние мировой экономики и стран переходного типа// Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 1.

5. Федоровский А. Южнокорейский опыт внешне ориентированного развития: уроки для России// Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 7.

6. Чешков М. Осмысливая развивающийся мир// Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 4-5.

7. Эльянов А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия// Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 1-2.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика промышленно развитых стран. Основные признаки промышленно развитых стран. Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития индустриальных стран Запада. Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 10.03.2003

Анализ структуры и этапов развития мирового хозяйства. Знакомство с классификацией стран по комплексу социально-экономических показателей, рассмотрение особенностей. Общая характеристика новых индустриальных стран: Республика Корея, Индонезия, Аргентина.

презентация [41,5 K], добавлен 07.08.2013

Понятие и классификация развивающихся сран, оценка их места и значения в мировой экономике. Особенности экономического развития Новых индустриальных стран, исследование их главных проблем, анализ направлений и возможных перспектив дальнейшего развития.

курсовая работа [33,9 K], добавлен 08.06.2014

История мировых экономических кризисов. Характеристика основных групп национальных экономик: промышленно развитых стран, стран переходного периода и развивающихся стран. Исследование экономической безопасности, мирового рынка и международной торговли.

реферат [118,8 K], добавлен 05.05.2011

Появление нового интеграционного союза в мировой экономике. Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве, их интеграционные связи. Дифференциация стран по уровню развития. Положение зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана).

курсовая работа [64,9 K], добавлен 10.04.2011

Рассмотрение и анализ законодательства денежной системы РФ и зарубежных стран. Описание трех денежных систем: денежной системы США, Великобритании и России. Как развивались денежные единицы этих стран и к какому результату на данный момент пришли они.

курсовая работа [64,6 K], добавлен 11.02.2011

Типы экономического роста. Особенности экономического роста развитых стран. Тенденции и проблемы развития развивающихся стран. Особенности экономического развития России. Основные направления государственной политики повышения экономического роста.

реферат [264,6 K], добавлен 30.10.2014

Источник

Оцените статью