Современные экономические проблемы стран с развитой рыночной экономикой.
Читайте также:
D. Қолқа доғасынан 1 страница
D. Қолқа доғасынан 2 страница
D. Қолқа доғасынан 3 страница
D. Қолқа доғасынан 4 страница
D. Қолқа доғасынан 5 страница
D. Қолқа доғасынан 6 страница
D. Қолқа доғасынан 7 страница
D. Қолқа доғасынан 8 страница
D. Қолқа доғасынан 9 страница
Hand-outs 1 страница
Наиболее острыми экономическими проблемами на современном этапе развития капиталистической экономики являются вопросы, связанные с недопущением господства монополий в различных сферах производства. Рыночная экономика является экономическим фундаментом развитого общества, поскольку в условиях свободы конкуренции возможно проявление и развитие творческого потенциала нации. Антиподом свободной конкуренции является монополии, которые склонны к установлению диктата в производстве, в распределении и обмене материальных благ, снижении творческого развития мелкого и среднего бизнеса. Жизнь подтвердила, что монополии вызывают нерациональное распределение ресурсов, замедляют темпы научно-технического прогресса, вызывают расслоение в доходах населения, представляют собой угрозу демократии вообще и политической демократии в частности.
Однако в обществе есть немало экономистов, которые защищают предпринимательскую монополию, выдвигая в ее оправдание следующие аргументы.
Фирмы, которые приобретают большую долю рынка в свое распоряжение, прелагают покупателю продукцию более высокого качества.
Монополия предпринимателей обладает большим весом своего производства на рынке, по мнению защитников такой монополии, делают эти монополии более конкурентоспособными на межотраслевом и международном уровне, поскольку в таких структурах имеется больше возможностей для использования прогрессивных технологий.
Однако государство оказывает самое непосредственное влияние на деятельность крупных производственных структур с помощью антитрестовых законов. Наиболее известны в этом отношении следующие законы антимонопольной направленности. Закон Шермана в США (1980 г. ) и закон Клейтона (1914 г. ) устанавливают следующее: “Любое соглашение, объединение или тайный сговор, имеющие целью ограничение торговли между несколькими штатами являются незаконными” и что любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать масштабную торговлю, виновно в совершении преступления.
Отраслевое регулирование в области сельскохозяйственного производства является важной и острой проблемой производств с развитой рыночной экономикой. Фермерская проблема на протяжении длительного исторического периода развития находилась в поле зрения интересов общества. В силу особых специфических условий развития сельского хозяйства, когда природные условия определяют в значительной мере эффективность производства сельскохозяйственной продукции, особенности людских ресурсов аграрного сектора, рыночная система оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем упования на закон стоимости и свободную конкуренцию. В этих условиях поддержка со стороны правительства является объективным требованием благополучного развития других отраслей производства, которые используют результаты труда сельскохозяйственного работника.
Первоначально правительство ориентировало развитие сельского хозяйства на такое формирование цен, которое обеспечивало бы так называемый паритет в ценообразовании. Эта концепция паритета цен предполагает, что отношение цен, по которым фермер продает свою продукцию, к ценам, по которым они покупают товары для своего производства, должны быть не только постоянными, но и обеспечивать соответствующую долю прибыли. Для сохранения этого паритета органы власти установили соответствующие уровни цен и скупали излишки продукции по минимальным ценам.
Использование минимальных, или поддерживаемых цен имеет ряд экономических последствий. К числу главных следует указать на такие, как:
появление избыточной продукции;
увеличение доходов фермеров;
увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию;
4. общество в целом получило увеличение поступления налогов (налог с продаж); 5. общество несет большие издержки связанные с хранением избыточных продуктов. Но это все в конечном счете оправдывает себя вследствие стабильного развития данной отрасли производства.
К числу проблем, которые занимают внимание государственных структур, следует отнести такую социальную задачу, как справедливое распределение доходов в обществе и борьба с неравенством жизненного уровня населения и бедность. Эти проблемы при неправильном ее разрешении из экономической может перерасти в социальную, а из социальной в политическую. Поэтому вопросы распределения и перераспределения доходов, проблема занятости и социального партнерства лежит в основе стабильного и эффективного развития экономики любой страны. 3. Проблемы рынка рабочей силы
Развитие рынка рабочей силы является наиболее актуальной социально-экономической задачей стран с высоким уровнем производительных сил общества. Этот вопрос по существу является ключевым в системе функционирования производственных отношений. Хотя на первый взгляд речь идет о занятости рабочей силы в различных отраслях народного хозяйства, по существу этот вопрос затрагивает все общество как с точки зрения наличия или отсутствия безработицы, так и с точки зрения уровня оплаты труда в самом производственном процессе, от чего зависит активность рабочих в повышении производительности труда, если вопрос оплаты решается в интересах двух взаимосвязанных между собой сторон— работодателя и рабочих. В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой среди наиболее острых проблем, связанных с рынком рабочей силы, выделяется три главные проблемы: профсоюзное движение и его влияние на уровень оплаты труда рабочих, и его влияние на производительность труда, преодоление дискриминации в оплате рабочей силы, проблемы иммиграции рабочей силы.
Существуют различные точки зрения по поводу того, позитивным или негативным является воздействие профсоюзов на эффективность производства. Одни утверждают, что влияние профсоюзов на производство может быть только отрицательное. Это подтверждается по их мнению тем, что:
причина сохранения численности рабочих независимо от потребности в ней ведет к росту издержек производства;
создает плохие предпосылки к потере национального продукта из-за забастовок; вследствие получения членами профсоюза преимуществ в оплате, формируется нерациональное размещение трудовых ресурсов по стране.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Источник
Проблемы рыночной экономики
Что такое рыночная экономика
Экономика каждой страны представляет собой совокупность сложных процессов, институтов и управленческих решений, которые характеризуются конкретными свойствами и спецификой.
Рыночная экономическая модель — это модель, в основе которой свобода предпринимательства, право частной собственности, рыночное формирование цен за счет соотношения спроса и предложения.
В рамках рыночной экономики функционируют определенные субъекты. Их цель в условиях рыночной экономической системы — получение выгоды. В данном случае деятельность субъектов характеризуется некоторыми рисками, которые субъект покрывает за счет собственных ресурсов.
На рынке присутствует огромный ассортимент продуктов, работ и сервиса для потребителя. При этом конечный пользователь обладает свободой выбора. В рыночной экономической модели производители конкурируют между собой. На производство товаров и услуг производитель затрачивает собственные ресурсы, то есть покрывает издержки самостоятельно.
Стоимость продукции и сервиса компании формируют, основываясь на собственном решении. При этом полученный доход распределяется по усмотрению производителя. Роль государства на рынке весьма ограничена.
По причине широкого ассортимента товаров и услуг на рынке возникает конкуренция. Это одно из ключевых условий для формирования рыночной модели экономики. Другой базовый фактор — право собственности, согласно которому гарантируется свобода от постороннего вмешательства.
Основные признаки рыночной экономики
Характеристики рыночной экономики:
Право частной собственности представляет собой гарантию отсутствия вмешательства со стороны государства или каких-либо лиц.
Каждый субъект имеет право заниматься предпринимательством, выбирать вид деятельности, учитывая, что издержки в виде расходов субъект несет самостоятельно, по своему усмотрению распределяет полученный доход.
Производство товаров и оказание услуг основано на показателях спроса, который определен выбором потребителя.
Цена определяется на основании расчета точки пересечения кривых спроса и предложения, которые наблюдаются на рынке. Цена не регулируется государством и формируется рынком самостоятельно.
Свободный выбор потребителя способствует формированию конкуренции среди производителей на рынке.
Не предусмотрено формирование цен на товары и услуги со стороны государства, в рыночной экономике государство не является главным регулятором.
Рыночную экономику оценивают по ряду параметров. Показатели развития:
увеличение ВВП в интервале от 2% до 3%;
инфляция и инфляционные ожидания соответствуют низкому уровню;
допустимый дефицит государственного бюджета до 9%;
безработица до 6%;
платежный баланс характеризуется положительным сальдо.
Независимо от специфики экономической системы, можно выделить общие признаки, характерные для рыночной экономики:
свобода предпринимательской деятельности;
минимальное вмешательство со стороны государства;
субъекты хозяйственной деятельности свободны во взаимоотношениях.
Какие проблемы решает
Развитие экономики любого государства связно с поиском ответов на наиболее актуальные вопросы:
Степень использования имеющихся ресурсов.
Выбор в пользу товаров и услуг, которые следует производить.
Каким образом производить определенные товары и услуги.
Определение конечного потребителя товаров и услуг.
Способность рыночной экономики адаптироваться к изменениям в ресурсах и технологиях.
Такие проблемы способна решить только рыночная система, обеспечивающая баланс и пропозициональное развитие национальной экономики.
Рыночная система не в состоянии предоставить решение для всех социально-экономических проблем таких, как:
безработица;
стагнация экономики;
неравенство в экономической и социальной сферах.
Подобные задачи возложены на государство. Для рынков характерна классификация на несколько категорий. Анализ рынков производят с точки зрения их составных компонентов. Критерии группировки могут быть разными.
Реальным рынком называют такой рынок, в котором присутствует объект сделки купли-продажи. В том случае, когда такой объект отсутствует, рынок считают фиктивным.
Реальный рынок обладает рядом особенностей. К примеру, он определяет спрос и предложение товаров и услуг, которые способны незамедлительно удовлетворить какую-либо социальную потребность.
Фундаментальные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить
На рынке встречаются покупатели и продавцы. В данной системе рыночная экономика призвана решать несколько ключевых проблем.
Что производить
Какой товар производить, или какие услуги оказывать, решают потребители. Покупатель «голосует деньгами» не организованно в определенное время, а в процессе повседневного принятия решения. Денежные средства, которые перечисляются в кассу предприятия, в конечном итоге обеспечивают фонд заработной платы, ренту, дивиденды. В результате потребители получают денежные средства в виде дохода, как наемные работники.
Предприятия заинтересованы в получении максимальной прибыли, которая представляет собой чистую выручку или разницу между общим объемом продаж и общими издержками. Компании принимают решение уйти из тех областей, где несут финансовые потери, и заинтересованы в производстве товаров высокого спроса, что характеризуется большой прибылью.
Как производить
Следующим важным вопросом является проблема, связанная с тем, как производить товары. На данный механизм оказывает сильное влияние конкуренция. Наиболее желаемая для производителя ситуация представляет собой предоставление конкурентоспособных цен на товары и получение при их реализации максимальной прибыли. Таким образом, затраты сводятся к минимальному значению с помощью повышения эффективности производства.
Изменения в производстве товаров могут быть незначительными. К примеру, замена оборудования или пересмотр сочетания ресурсов с целью получить преимущества в затратах, что является одним из конкурентных преимуществ производителя на рынке.
Масштабные перемены могут быть связаны с изменениями в технологиях, с помощью которых удается добиться значительного повышения производительности и эффективности.
Для кого производить
Решение этой проблемы заключается в определении потребителей и объема потребления. Данные показатели во многом зависят от предложения и спроса на рынках факторов производства. На рынке факторов формируются ставки заработной платы, рента земли, процентные ставки и прибыли. Данные цены носят название факторные цены. Один и тот же гражданин может получать сразу несколько доходов, включая заработную плату, дивиденды от владения акциями, проценты по депозитам в банках, ренту с частной собственности, что в совокупности представляет собой сумму выручки факторов или рыночный доход. Таким образом, доходы среди населения распределяются, исходя из количества задействованных факторов и цен факторов.
Суть современных социально-экономических проблем и их решение
Глобализация и усиление конкуренции на мировом рынке способствуют ухудшению экологической обстановки, дестабилизируют курсы мировых валют, приводят к старению населения. В такой обстановке повышается значение конкурентоспособности экономики конкретного государства. Важность инновационных технологий повышается. Человеческий фактор становится основной производительной силой общества. Ключевыми факторами развития и преуспевания любой страны являются:
население;
условия жизнедеятельности граждан;
уровень благосостояния и образования;
развитие здравоохранения;
демографические характеристики.
Экономические проблемы — это дестабилизация процессов развития и ведения хозяйственной деятельности в отдельных странах и в мировом масштабе.
В современном мире всем странам выгодно находить пути решения проблем, касающихся не только внутренней экономики, но и вопросов глобального характера. Причины мировых нарушений:
разница в полюсах развития, на которые подразделяется мировое сообщество;
продовольственный кризис;
бедность населения;
серьезное истощение ресурсов;
медленный научно-технический прогресс.
Глобальными экономическими проблемами называют совокупность факторов, оказывающих отрицательное воздействие на мировое развитие и каждую страну в отдельности с точки зрения экономики, а также негативное влияние на существование человечества в целом.
Глобальные проблемы современной экономики нуждаются в оперативном решении. В связи с этим мировое сообщество разрабатывает эффективные стратегии и комплексные меры, направленные на стимулирование экономики. Хозяйственную деятельность государств исследуют, опираясь на аналитические данные наиболее важных закономерностей, которые проявляются в процессе решения экономических проблем. Таким образом, наблюдают взаимосвязь между потребностями, ресурсами и производством, отражающихся в ключевых проблемах экономики. Эти характеристики можно использовать не только при исследовании экономики отдельного государства, но и при аналитике мировой хозяйственной деятельности.
Эффект представляет собой конечный результат производства. Данный параметр классифицируют на несколько типов. К примеру, экономическим эффектом является итог производства, отображаемый, как сумма изготовленной продукции и оказанных услуг. Социальным эффектом называют характеристику, демонстрирующую уровень благосостояния населения.
Экономической эффективностью называют отношение экономического эффекта, то есть результата, к объему ресурсов, которые были затрачены в процессе его достижения.
Система показателей экономической эффективности включает:
производительность труда;
фондоотдачу;
материалоотдачу.
По итогам расчета параметров представляют выводы, насколько эффективно был использован труд, основные и оборотные фонды. Экономические проблемы негативно влияют на ресурсы хозяйственной деятельности. Это связано со снижением показателей экономической эффективности. В связи с этим, глобальные вопросы определяют уровень жизни населения и экономическое развитие каждой страны, а также всего мирового сообщества.
Признаки экономических проблем современного мира:
влияние на экономику большинства государств;
снижение эффективности развития экономической и социальной сфер;
необходимость в оперативном решении;
наличие устойчивых взаимосвязей;
выйти из кризиса можно лишь совместными усилиями всех стран.
В настоящее время можно наблюдать наиболее сильное проявление экономических проблем. В связи со спецификой современной мировой экономики усиливается глобализация данных вопросов. Проблемы, с которыми сталкивается отдельно взятое государство, как правило, масштабируются на мировое сообщество. По этой причине данные вопросы нуждаются в оперативном контроле и решении.
Разные глобальные экономические проблемы взаимосвязаны:
На защиту окружающей среды требуется много затрат, поэтому развивающиеся страны не могут полноценно подойти к решению этого вопроса.
Увеличение числа жителей планеты способствует истощению природных ресурсов, что, в свою очередь, негативно влияет на экологическую обстановку.
Из-за повышения военных расходов другие отрасли хозяйственной деятельности сталкиваются с дефицитом финансирования, поэтому потребности населения обеспечиваются некачественно.
Бедные страны характеризуются низким уровнем образования, что формирует дефицит в квалифицированных кадрах, замедляет эффективное развитие производства с применением инноваций.
Рыночная экономическая модель характеризуется рядом недостатков, которые являются неустранимыми. К примеру, в такой системе затруднено удовлетворение общих потребностей в образовании, науке, научно-техническом прогрессе, поддержке нетрудоспособных граждан, охране окружающей среды, наблюдаются несправедливое распределение доходов и монополизм. Данные факторы позволяют уточнить предмет современной экономической теории, который является механизмом оптимального контроля и изменений рыночной экономики, то есть увеличения числа преимуществ и снижения недостатков такой модели.
Оптимальное регулирование в реальных условиях на практике возможно при социальном или государственном вмешательстве в рыночную модель экономики. В связи с этим одной из ключевых проблем современной экономической теории является поиск эффективных способов такого вмешательства, так как недостаточное воздействие влечет за собой «стихийность», а чрезмерное — приводит к «директивности».
Вмешательство государства
Во все времена истории государства актуальность проблемы его вмешательства в экономику сохраняется. Особенно большим значением этот вопрос характеризуется в условиях рыночной экономической модели. При этом производство стало масштабироваться, а рыночный механизм приобрел функцию регулятора хозяйственных связей. Производство в крупных масштабах и рынок не существуют при отсутствии развитых экономических отношений, которые в современном мире способны преодолевать государственные границы и приобретать международный характер.
Современное общество характеризуется:
крупным и сложным хозяйством;
наличием социального сектора.
Эти и другие обстоятельства являются причиной кардинального изменения взглядов на то, какую роль выполняет и какое место занимает государство, когда формируется и развивается рыночная экономика.
Рынок обладает ограниченными возможностями, которые требуют определенных дополнений. Необходимость стороннего вмешательства в рыночную экономическую систему объясняется также и другими обстоятельствами, что способствует формированию специального органа, в зону ответственности которого входят дополнение и совершенствование рыночного механизма с целью повышения эффективности его функционирования. Исходя из истории, играть роль данного органа способно только государство. С его помощью создаются инструментарии, направленные на реализацию мер и средств по улучшению работы рынка.
Вмешательство государства может принимать разные формы. Наиболее значимыми являются формирование и контроль правовой и институциональной рыночной среды.
Правовая форма не возникает самостоятельно, а создается специальным авторитетным и властным органом, который обладает возможностью создания, повсеместного распространения и контроля над реализацией общенациональных правил игры в сфере хозяйственной деятельности. От уровня развития страны зависят качественные показатели правовой базы в целом, включая экономическую. При этом правовое поле масштабируется и приобретает всеобщий характер.
В задачи государства входят формирование и развитие компонентов рыночного механизма:
В период перехода от административно-командной к рыночной модели экономики государство проводит политику либерализации цен. В процессе монопольный рынок трансформируется в конкурентный. В результате конкуренция становится двигателем прогресса, но и усиливает дифференциацию общества.
Государство со своей стороны в процессе либерализации цен минимизирует отрицательный эффект этой процедуры и способствует максимизации позитивных последствий. При этом создаются благоприятные условия для формирования и активного развития малого и среднего бизнеса, рынки становятся более свободными для входа новых продавцов и производителей.
С учетом интересов общества государство регулирует цены путем воздействия:
манипулируя налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другим сборами, что в итоге снижает или повышает цены;
замораживая цены на конкретный вид товаров с ограниченным производством на определенный срок;
принимая волевые решения по установлению цен.
Оказывая влияние на спрос, государство регулирует рыночный механизм, а в итоге, и весь экономический процесс. В том случае, когда страна переживает период экономического спада, руководство применяет определенный инструменты и методики, чтобы повлиять на спрос.
Одним из ключевых вопросов, который решает государство, вмешиваясь в рыночную экономику, является оказание помощи в образовании экономического, предпринимательского и инвестиционногоклимата. Для решения этих задач государство принимает законы, предусматривающие следующие права субъектов экономики:
владение собственностью;
предпринимательская деятельность;
единое экономическое пространство;
преференции для инвесторов и другие.
В любом таком документе перечислены условия и ограничения для конкретной формы деятельности, включая антимонопольное направление, а также условия и преимущества для инвесторов. Путем смягчения экономического климата развитие экономики ориентировано на экономическую свободу и глобализацию.
В связи с тем, что в качестве главного материального фактора экономического роста выступают объем и направления инвестиций, от государства требуется создать в стране благоприятный инвестиционный климат. Эффективность предпринятых мер определяется следующими условиями:
действующее законодательство;
стабильность экономики;
гарантии для инвесторов со стороны государства;
система налогообложения;
таможенная и внешнеэкономическая политика.
Кроме того, государство участвует в формировании, контроле и регулировании рыночной инфраструктуры, применяя инструментарии финансовой системы, с помощью центрального банка и государственного бюджета выполняет следующие функции:
организация денежного обращения и регулирование денежных потоков;
создание условий или режима максимального благоприятствования для работы информационных систем, транспортных коммуникаций;
предоставляет территории для рынков и рыночных сооружений;
готовит кадры и повышает квалификацию персонала;
прогнозирует и разрабатывает программы по развитию рыночной экономики.
Плюсы и минусы вмешательства государства
Эффективность действий государства можно оценить по ряду критериев. Такая политика характеризуется определенными преимуществами и недостатками.
К плюсам государственного вмешательства можно отнести:
исключение недобросовестной и поддержка здоровой конкуренции;
регулирование денежных потоков;
формирование стабильного законодательства;
защита окружающей среды;
контроль качества продукции и услуг;
предоставление помощи социально-незащищенным слоям населения;
препятствование теневой экономике и монополизации рынка.
Минусы вмешательства государства в экономику:
некорректное распределение ресурсов за счет нарушения соотношения спроса и предложения;
увеличение числа самостоятельно действующих участников экономического процесса;
снижение потребительского выбора;
деятельность не только рентабельных предприятий, но и других компаний за счет дотаций и преференций;