- § 23. Япония, закрытая от мира
- Читайте также
- ЯПОНИЯ
- Япония, о!
- III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
- Япония
- Строители храма и Закрытая сеть
- Япония
- Япония
- Япония
- ГЛАВА 6. Закрытая страна, 1639-1853 годы
- Глава 1. Закрытая Утопия?
- Закрытая утопия?
- 182. «Коллективный Ельцин» и персонифицированно-закрытая властная система
- III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
- Япония в VII в.
- Закрытая тема
- Сложные проблемы «закрытой» страны
§ 23. Япония, закрытая от мира
§ 23. Япония, закрытая от мира
На развитие японской цивилизации, японского феодализма решающее влияние оказывало островное положение страны. Япония на протяжении длительного времени была закрыта от остального мира, но ее развитие демонстрировало неразрывность исторического процесса, несмотря на существовавшую неравномерность и региональные особенности.
Важнейшей экономической основой феодального строя Японии было крестьянское хозяйство. Характерной чертой отношений в аграрной сфере было отсутствие открытых форм крепостничества. Земли были государственными и частными (князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство и по преимуществу выступали в роли арендаторов земли на правах наследственного держания. Определенная личная зависимость от собственника участка земли существовала. Преобладала натуральная рента – оброк продуктами, который иногда заменялся денежным оброком. Крестьяне участвовали в выполнении ремонтных, строительных и других работ в пользу феодала или государства. Но феодал не мог продать или купить крестьянина).
Более того, на протяжении десятилетий у крестьян существовала заинтересованность в ведении хозяйства. Хозяин земли получал 4 части урожая, а земледелец – 6. Крестьяне, формально не являясь частными собственниками земли, постоянно улучшали качественные показатели в аграрном секторе экономики. Уже в XVII в. в Японии выращивалось до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячмень, просо. Внедрение удобрений, расширение поливного земледелия позволяли получать 2–3 урожая в год. В начале XVII в. в сельском хозяйстве было занято почти 80 % из 18 млн населения.
Японские города – Эдо, Осака, Киото, Нагоя, Нагасаки, Хаката и другие – были центрами ремесла и торговли. В городах создавались влиятельные купеческие гильдии (кабунакама) и ремесленные цеха (дза). Внутри страны постепенно развивалась специализация на производстве определенного товара, что создавало условия для торгового обмена между различными районами и способствовало формированию общенационального рынка. В городах возрастала роль купцов-скупщиков, которые снабжали ремесленников сырьем и затем скупали у них готовые изделия. В конце XVI – начале XVII в. в отдельных отраслях возникли мануфактуры.
Положение в стране, все стороны жизни японского общества с начала XVII до середины XIX в. контролировал слой феодалов во главе с сегуном. Дело в том, что в результате ожесточенной политической борьбы, одержав победу в решающей битве, во главе страны встал богатейший княжеский дом Токугава. Основатель династии Токугава Иэясу в 1603 г. сосредоточил в своих руках всю реальную власть. Император царствовал, но не управлял. Он считался «живым богом», и его почитание было связано с японским религиозным культом – синтоизмом.
• Инновации. Икебана
Искусство аранжировки цветов, распространенное в Японии; сама композиция, составленная по законам икебаны.
Сложилась к середине XV в. В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др.); ваза; металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. Икебану считают чисто японским явлением, в котором выражено почтительное отношение японцев к окружающей природе. Это почтительное отношение связывают с частыми землетрясениями, которые происходят в стране. Свои эстетические способности японцы умело использовали во второй половине XX в., став признанными мастерами в области дизайна, художественного оформления промышленных изделий: телевизоров, автомобилей, кораблей и т. д.
В начале XVII в. в Японии было около 260 крупных и мелких княжеств, которые делились на категории в зависимости от количества собранного в них риса. С приходом к власти основатель системы сегуната Иэясу конфисковал землю у своих бывших противников. Вместе с опальными князьями (дайме) их вассалы (буси) превращались в ронинов (человек-волна, самурай без хозяина), лишались земельных владений или жалованья рисом. В Японии, как и в некоторых других странах, существовала система заложничества (синкинкотай). Князья были обязаны периодически приезжать в столицу с семьей и свитой, но по возвращении князя в свое княжество его жена и дети оставались при дворе сегуна в качестве заложников. Сегунат не облагал княжества налогами, но периодически князья преподносили сегуну дары золотыми и серебряными монетами.
Иэясу построил новую столицу – Эдо. Расходы по строительству нового города покрывались князьями. Император оставался в Киото. Здесь же находился высший (формально) слой японских самураев – кугэ (аристократия). Большая часть самураев составляла категорию букэ (военные дома). Наряду с дайме основную массу служилого сословия в Японии составляли рядовые дворяне – буси. Непосредственные вассалы сегуна и удельных князей – хатамото – не имели земельных участков, получали жалованье в рисовом исчислении, составляли сегунское войско и выполняли административные функции. Особую роль играли чиновники мэцукэ (смотрящие). Они осуществляли сыск, защищали интересы правителя. Число самураев с утверждением сегуната резко сократилось, т. к. дайме не разрешалось создавать большие отряды воинов.
Вчерашние самураи становились учителями, врачами, художниками, мелкими служащими.
В «Хагакурэ бусидо», наставлении для самурая говорилось:
«Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!
Самурай обязан отдать своему князю душу и тело; кроме того, он должен быть мудрым, милосердным и мужественным. Без этого он ничего не достигнет. Если хочешь стать мудрым, советуйся с другими; если хочешь стать милосердным, помогай другим; если хочешь стать храбрым, бросайся на врага и вырывай у него победу. Все это необходимо в жизни. Достойные поймут это…
Совет старого воина
· Все возможно для вас, когда вы работаете с усердием.
· Дома – в собачьей шкуре, из дома – в тигровой шкуре.
· Будьте почтительными: от излишней учтивости ваша кисть не испортится. Будьте учтивыми и вежливыми: от низких поклонов спина не сломается.
· Не жалейте шпор, даже если ваша лошадь скачет галопом.
· Мужество превыше всего. Если человек обругает вас прямо, значит, у него хорошая душа.
· Жизнь человеческая быстролетна, имя вечно.
· Можно добыть золото и серебро, но хороших людей и правду – не всегда.
· Мужчина, который смеется с лестью, – трус. Льстиво смеющаяся женщина – распутница.
· Добивайтесь сведений, когда даже вы осведомлены, чтобы быть вежливым; а когда вы не осведомлены – чтобы быть мудрым.
· Проходя один квартал, думай о семи идеалах.
· Умейте по одной вещи судить о тысяче вещей.
· Никогда не зевайте в чужом присутствии. Закрывайте свой широко зевающий рот веером или рукавом.
· Не заламывайте головной убор на затылок, лучше надвигайте его скромно на глаза» [130].
Города делились на принадлежащие сегуну, княжеские и «вольные», но четкого правового статуса не имели и, за редким исключением, мало походили на европейские самоуправляющиеся города. Сегуны жестко контролировали религиозные учреждения. Храмы получили земли, но специальные чиновники контролировали деятельность священников. Буддийским храмам был поручен контроль над населением. Все японцы имели удостоверения личности и были зачислены в храмовые списки. Любые ритуальные действия были поставлены под контроль священников, которые получали рисовый паек и фактически находились на службе у государства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЯПОНИЯ
ЯПОНИЯ Первые сведения о всеяпонском божестве относятся к VI веку до н. э. Согласно японской традиции, 11 февраля 660 года до н. э. считается датой основания государства. Тогда уроженец острова Кюсю Дзимму завоевал страну Ямато и занял ее престол, называя себя Сыном Неба, а
Япония, о!
Япония, о! Вопрос 9.62На скольких островах располагается государство Япония?Вопрос 9.63Как называются четыре самых крупных острова Японии?Вопрос 9.64Японская пословица гласит: «Так же, как меч, – душа самурая, душа женщины – …»Душа женщины – что?Вопрос 9.65Современным
III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном
Япония
Япония Нагумо Тюити (1887—06.07.1944) – японский военно-морской деятель, вице-адмиралТюити Нагумо родился в 1887 году в городе Ямагата, расположенном на севере острова Хонсю. В 1908 году он окончил военно-морское училище и стал офицером Императорского флота. Нагумо отличился во
Строители храма и Закрытая сеть
Строители храма и Закрытая сеть Вряд ли кому-нибудь нужно доказывать очевидную вещь — история делается в США. Особенно после падения Советского Союза. Но кто правит Соединенными Штатами? Кто рулит будущим? Интересный вопрос…Одни говорят, сионисты. Другие — масоны,
Япония
Япония Еще одна довольно экзотическая версия связывает нынешнее местонахождение Ковчега Завета с Японией. Эта версия основывается на сходстве целого ряда ритуалов местной синтоистской религии с ритуалами иудаизма и текстами Ветхого Завета. Например, в Первой книге
Япония
Япония О феномене Японии уже достаточно подробно шла речь в предыдущей части работы. Обратим внимание на то, что особенно выпукло характеризует Японию сегодня и составляет суть той японской модели развития, которая является ныне ориентиром для многих стран Востока.
Япония
Япония Высадка неприятеля на Иводзиму и нависшая угроза вторжения на Окинаву и самые крупные острова Японии полностью подтвердили целесообразность тактики, предложенной адмиралом Ониси. Теперь не оставалось сомнений, что обычные атаки против войск США, обладающих
ГЛАВА 6. Закрытая страна, 1639-1853 годы
ГЛАВА 6. Закрытая страна, 1639-1853 годы Длительный период правления сегуната Токугава принес стабильность, которая позволила стране справиться с последствиями разрушительной борьбы. Процветание способствовало значительному росту городов и рождению новой, блестящей
Глава 1. Закрытая Утопия?
Глава 1. Закрытая Утопия? Хотя эта книга написана по-английски и предназначена для иностранцев, а не для израильтян, она — своего рода продолжение моей политической деятельности израильского еврея. Эта деятельность началась в 1965-6 году с протеста, который вызвал серьезный
Закрытая утопия?
Закрытая утопия? До тех пор, пока все это не будет осознано, израильская политика, основанная на «еврейской идеологии», останется куда более опасной, нежели, политика, основанная на какой-либо рациональной стратегии. Разница между этими двумя видами политики хорошо
182. «Коллективный Ельцин» и персонифицированно-закрытая властная система
182. «Коллективный Ельцин» и персонифицированно-закрытая властная система — Твоя статья[48] отменно написана. Но в ней есть недотянутый пункт — образ коллективного Ельцина. Мне это ясно. Неясно, каким образом человек, будто бы не имеющий для этого данных, нас всех повязал
III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном
Япония в VII в.
Япония в VII в. Япония в VII в.
Закрытая тема
Закрытая тема Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме.К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н.
Источник
Сложные проблемы «закрытой» страны
Как вы помните, японские власти, стремясь сохранить самобытность страны, еще в XVII–XVIII вв. надежно «закрыли» ее от внешнего влияния, особенно европейского. В Японии в условиях господства натурального хозяйства были хорошо развиты земледелие и ремесла, сложилась сеть внутренних торговых путей. К концу XVIII в. в стране стали появляться различные мануфактуры – винокуренные, солеваренные, текстильные, бумажные и пр. Излишки производимой на них продукции вывозились в Китай, в том числе и контрабандным путем.
Но внешний рынок у Японии фактически отсутствовал. И тем не менее в стране развивались отдельные элементы буржуазного уклада. Купечество скупало земли у собственников для перепродажи. Появились банки, разные конторы, которые распределяли инвентарь и сырье для крестьян и ремесленников.
Росло и расслоение крестьянства. В Японии становилось все больше преуспевавших крестьян-собственников, но вместе с этим увеличивалось и число бедняков. Это нередко приводило к антифеодальным восстаниям, в которых порой принимали участие даже самураи (мелкие и средние феодалы-воины). Как же такое могло случиться? Дело в том, что во время междоусобных войн сила и богатство самураев обычно возрастали. Но в мирные годы они беднели, а иногда и совсем разорялись.
Японки в национальной одежде
В первой половине XIX в. кризис токугавской империи становился все очевиднее. В упадок приходили хозяйства не только многих самураев, но и даймё (крупных феодалов). Особенно страдали крестьяне, составлявшие большую часть населения страны. Их жизненный уровень постепенно падал, а налоги росли. Это все чаще и чаще приводило к крестьянским волнениям.
Самурай в традиционной одежде
В 1837 г. в крупном городе Осака из-за сильного голода вспыхнуло очередное восстание. Во главе его встал инспектор городской полиции Осио. Он хотел при поддержке крестьян, разорившихся самураев, ремесленников отобрать хлеб у феодалов и раздать его голодающим. Но это восстание, как и предыдущие, было довольно быстро подавлено властями.
Было ясно, что внутренний кризис Японии во многом связан с ее «закрытостью» от внешнего мира. Ряд проблем страны вполне можно было решить с помощью торговых и прочих контактов. Но японские власти не без оснований опасались, что эти контакты могут оказаться выгодными не столько для самой Японии, сколько для более сильных держав. А последние и не скрывали именно таких намерений. После завершения первой «опиумной» войны (1840–1842) Англия, Голландия и США пригрозили Японии, что если она не откроет свои границы для внешней торговли, то и ее ожидает участь Китая.
Развитие какой из стран, по-вашему, больше тормозила «закрытость» – Японии или Китая? Почему?
Источник