Проект экскурсии для начальной школы

Программа экскурсионной деятельности в 1-4 классе

Экскурсии в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира, при этом углубляет и расширяет знания школьников.

Тематика экскурсий спланирована таким образом, чтобы выполнить условия, выделенные в концепции развития и совершенствования преподавания не только материал, изучаемый на уроках, но и внеурочную и внеклассную работу». В той же мере это касается и предметов литературного чтения и окружающего мира.

Предназначение экскурсий не только в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать москвичом, знающим и любящим свой город, его традиции; заинтересовать историей, проблемами сегодняшнего дня и особенностями своего города.

Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с героической историей Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники москвичей.

На экскурсиях пополняются и совершенствуются знания по предмету «окружающий мир»: формируется целостная картина окружающего мира; происходит ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; происходит освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и общественных дисциплин.

Экскурсии – благоприятное условие для воспитания у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Читайте также:  Экскурсии по загородным поселкам

Что касается образовательных задач, то важнейшей следует

считать развитие мышления в таких его аспектах, как умение логически мыслить, анализировать; развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.

Источник

Экскурсия для младших школьников

Тема: «Осенняя экскурсия в лес» (совместно с родителями).

познакомить учащихся с приметами ранней осени, с разнообразием растений в природе; с осенними изменениями в жизни растений и животных;

закреплять знания о разных видах деревьев, кустарников и животных;

способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи;

воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе;

способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: тетради для записей, дневники наблюдений, бумага, карандаши, корзинки для сбора объектов, предметные картинки (животные), таблички (кто как зимует) для игры, компас, бинокль, мячи для игр.

I . Организационный момент.

1. Подготовительная работа к экскурсии.

Учитель изучает место экскурсии, намечает путь, остановки, объекты для изучения, проводит в классе беседу о правилах поведения в лесу, технике безопасности, об одежде и обуви учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Какое время года наступило? Назовите все осенние месяцы. Какая сегодня погода? Сравните погоду ранней осени с летней погодой.

II. Основная часть экскурсии.

-Цель нашей экскурсии — познакомиться с разнообразием растений и животных в природе; понаблюдать за изменениями в их жизни с приходом осени.

-Во время экскурсии понаблюдайте, как осенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, животных.

Дорога в лес. Определение направления по компасу.

1. Организация учащихся класса. Психологическая поддержка.

Учащиеся садятся в кружок на покрывало, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

-Посмотрите вокруг. Вам нравится?

-А сейчас я прочитаю стихотворение «Осенний карнавал»:

Рыжая осень устроила бал.

Пышный нарядный цветной карнавал.

В желтом березы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,

Ивы серебряны, в золоте клены.

Осень ковер расстелила из мхов.

В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет.

Осень на бал всех ребят приглашает.

-Соответствует ли это описание в стихотворении тому, что вы видите вокруг?

2. Сообщение темы экскурсии.

Трещала с самого утра:

Такая с ней морока,

Когда трещит (сорока).

Учитель показывает изображение птицы.

— Что вы знаете об этой птице?

Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что осень заканчивается, наступает зима и пора проверить свои кладовые. Лесные жители услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нем и мы побываем и узнаем, как жители леса готовятся к зиме.

На дереве таблички:

новости к зиме готовится?

-Итак, мы пришли в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.

Подготовленный ученик читает:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они вам не враги!

-Угадайте, кто придет на лесное собрание?

(Дети загадывают по очереди загадки)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это ….(Белка)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Недотрога, весь в иголках.

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (Еж)

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки. (Заяц)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (Воробей).

Строят дом без топора. (Бобры)

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Дети показывают картинки с изображением угаданных животных.

-Кажется, почти все собрались и мы можем идти. Встали и пошли…

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной.

Прыгал зайка озорной, озорной, так…

Мишка зайку догонял, догонял, догонял.

Он вразвалочку шагал, он шагал так…

И нарядна, хороша, хороша, хороша,

Шла лисичка не спеша, не спеша, так…

Учащиеся изображают действия, движения животных.

— А теперь мы должны вести себя тихо и осторожно, потому что сейчас увидим, как лесные жители готовятся к зиме.

Покажите, как зимует…(заяц, еж, волк, лиса, медведь).

3.Ролевая игра «Лесное собрание».

-Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.

Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают приготовленные дома стихи.

-Итак, лесное собрание объявляется открытым!

Ученики рассказывают стихотворение.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

-Отвечайте, звери, мне

Вы готовы ли к зиме?

— Да, — ответили лисицы,-

Мы связали рукавицы.

— Ну а я, ответил крот,

Под землей устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

Крикнул бобр медведю с речки:

Я дрова колю для печки.

Дай мне, Миша, только срок —

Из трубы пойдет дымок.

-А у нас есть валенки,

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь,

Смотрит белка из дупла:

Я орешков припасла.

Высоко мое дупло.

В нем и сухо, и тепло.

Вылез ежик из листвы:

— Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах, моя избушка,

А в избе — грибов кадушка.

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Учитель делит учащихся на три группы. Каждой группе дает задание.

Учащиеся по ходу наблюдений ведут записи в тетрадях или в дневниках наблюдений.

4. Самостоятельная работа.

Задание первой группе.

— Найдите деревья: ель, березу, липу, дуб. Сравните листья этих деревьев по окраске, форме.

Вспомните, какими они были летом. Какие из этих деревьев больше изменились по сравнению с летом, какие — меньше?

Рассмотрите опавшие листья.

Каких листьев среди них больше: зеленых, частично изменивших окраску или полностью изменивших окраску?

Когда больше опадает листьев с деревьев: в затишье или в ветреную погоду? Почему?

Как изменились кустарники и травянистые растения по сравнению с летом?

Учащиеся получают задание собрать листья различной окраски.

Ученик рассказывает стихотворение.

Точно костер — огневая

Вьется, ее огибая,

Скачет бедовая осень

Деревцу холодно очень

Где ты, неверное лето?

Нечем совсем уж раздето —

Елкам в бессменной одежке

Их укрывают надежно

Видит она их, зеленых,

Плачет и огненных слезок

(Пер. с лит. Л. Миля)

Задание второй группе.

— Осмотрите растения. Каких насекомых вы видите? Когда насекомых было больше? Почему?

Снимите кусочек коры с пня. Осмотрите кору с внутренней стороны. Что вы видите?

Учитель заранее подбирает пень или сухое дерево и убеждается, что на его коре можно найти ходы насекомых и их личинок.

— Каких насекомых вы встретили?

Как изменилось их поведение?

Каких птиц вы увидели в парке?

Зарисуйте насекомых и птиц, которых вы встретили.

Задание третьей группе.

— Каких животных МОЖНО встретить в осеннем лесу? Чем питаются осенью животные? Какие изменения происходят в жизни животных с наступлением осени?

Зарисуйте встретившихся вам животных и запишите их названия.

Учащиеся, получив задания, приступают к наблюдениям. Если при выполнении заданий возникли затруднения, учитель помогает им наводящими вопросами.

5. Беседа по материалам наблюдений.

Учитель руководит отчетами учащихся. Так как каждой группе были даны индивидуальные задания, каждая группа ведет рассказ об итогах наблюдений самостоятельно.

-Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас в конвертах лежат маленькие картинки. По моему сигналу каждый из вас достанет свою картинку, найдет на дереве табличку, которая соответствует тому, как это животное готовится к зиме, и встанет около нее.

Впадают в спячку

Делают запасы на зиму

Не делают запасы на зиму, не впадают в спячку

— С наступлением осени листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, трава увядает, плоды и семена созревают. Исчезают насекомые. Птицы все чаще и чаще собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые страны.

Насекомые исчезают, прячутся в коре деревьев, животные готовятся к зимней спячке.

Учащиеся рассказывают о том, как можно помочь птицам и животным в трудное для них время. Как следует относиться к природе, чтобы сохранить ее.

Собранные на экскурсии листья закладываются в гербарий. Часть учащиеся собирают в букет для следующего урока.

IV . Домашнее задание.

Написать сочинение: «Мои наблюдения в осеннем лесу» и подобрать стихотворение об осени и осенних изменениях в природе.

Учитель заканчивает экскурсию чтением строк А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье. ».

Вторая часть экскурсии.

1. Игры ребят с родителями.

2. В это время другие родители варят на костре детям кулеш (пшенная каша с мясом).

Ребята вспоминают изученный материал на уроке окружающего мира и русского языка.

-Вспомните, ребята, для чего в старину русские князья варили кашу? (чтобы подружиться, заключить мир между собой).

-Вот и мы сейчас с вами и родителями будем варить кашу, чтобы быть дружными и никогда не ругаться.

3.Обед на природе.

4.Заключительная часть экскурсии: уборка территории после себя.

5.Дорога домой, ориентируясь по компасу.

1.Г.А.Почекутова. Организация и проведение экскурсии. Журнал «Начальная школа»№10,2007.

2.Н.Л.Бугаева. Урок по окружающему миру. Журнал«Начальная школа»№11,2006.

Сценарий экскурсии позволит познакомить учащихся с приметами ранней осени, с разнообразием растений в природе; с осенними изменениями в жизни растений и животных;

закреплять знания о разных видах деревьев, кустарников и животных;

способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи;

воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе;

способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: тетради для записей, дневники наблюдений, бумага, карандаши, корзинки для сбора объектов, предметные картинки (животные), таблички (кто как зимует) для игры, компас, бинокль, мячи для игр.

Номер материала: 430433

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью