ПРОЕКТ по географии на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»
ПРОЕКТ по географии на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ по географии на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа Смоленского района Смоленской области
ПРОЕКТ по географии
на тему:
«ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»
ученики 6а класса
Майоров Антон Владимирович
Актуальность. Во все времена люди хотели знать, откуда и каким образом произошел мир, в котором мы живем. Существует множество легенд и мифов, пришедших из древних времен. Но с появлением науки в ее современном понимании, на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении мира. Версий насчет строения Земли — сколько угодно, а вот фактов, их подтверждающих, — увы, нет.
О том, что форма у нашей планеты шарообразная (эллипсоид), люди узнали не сразу. Давайте плавно перенесёмся в древние-древние времена, когда люди считали, что Земля плоская, и попробуем вместе с древними мыслителями, философами и путешественниками прийти к идее шарообразности Земли.
Настоящее, научное изучение Земли началось только в ХХ веке с возникновением и развитием науки сейсмологии и изобретением сейсмографа.
Постановка проблемы: как изучают строение Земли? Из чего состоит наша планета?
Цель: изучение представления о разных гипотезах происхождения планеты и внутреннего строения Земли.
изучить литературу по данному вопросу;
узнать, какие существуют теории возникновения и строения Земли;
рассказать о внутреннем строении Земли, а именно земной коре, мантии Земли и о ядре нашей планеты;
создать презентацию к проекту и плакат «Внутреннее строение Земли».
Методы проекта: исследование, обобщение, моделирование.
Гипотезы происхождения Земли
Очень давно, много миллионов лет назад, по всей вероятности, наша Земля представляла собой огненно-жидкое и сильно раскалённое небесное тело. Она была тогда как бы карликовым «солнцем», т. е. маленькой красноватой звёздочкой. Земля тогда обильно испускала в мировое пространство тепло и свет.
Согласно современным космологическим представлениям 3емля образовалась вместе с другими планетами около 4,5 млрд. лет назад из кусков и обломков, вращавшихся вокруг молодого Солнца. Она разрасталась, захватывая вещество, находившееся вокруг, пока не достигла своего нынешнего размера. Вначале процесс разрастания происходил очень бурно, и непрерывный дождь падающих тел должен был привести к ее значительному нагреванию, так как кинетическая энергия частиц превращалась в тепло. При ударах возникали кратеры, причем выбрасываемое из них вещество уже не могло преодолеть силу земного притяжения и падало обратно, и чем крупнее были падающие тела, тем сильнее разогревали они Землю.
Энергия падающих тел освобождалась уже не на поверхности, а в глубине планеты, не успевая излучиться в пространство. Хотя первоначальная смесь веществ могла быть однородной в большом масштабе, разогрев земной массы вследствие гравитационного сжатия и бомбардировки ее обломками привел к расплавлению смеси и возникшие жидкости под действием тяготения отделялись от оставшихся твердых частей. Постепенное перераспределение вещества по глубине в соответствии с плотностью должно было привести к его расслоению на отдельные оболочки. Более легкие вещества, богатые кремнием, отделялись от более плотных, содержащих железо и никель, и образовывали первую земную кору. Спустя примерно миллиард лет, когда 3емля существенно охладилась, земная кора затвердела, превратившись в прочную внешнюю оболочку планеты. Остывая, 3емля выбрасывала из своего ядра множество различных газов (обычно это происходило при извержении вулканов) — легкие, такие как водород и гелий, большей частью улетучивались в космическое пространство, но так как сила притяжения 3емли была уже достаточно велика, то удерживала у своей поверхности более тяжелые. Они как раз и составили основу земной атмосферы. Часть водяных паров из атмосферы сконденсировалась, и на 3емле возникли океаны.
1.2 Как же представляли Землю древние люди?
Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.
Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э .Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу.
Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.
Великие ученые, доказывающие шарообразность Земли
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.
Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.
Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики.
Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.
Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:
1. Тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.
2.Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией горизонта.
3.Некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.
Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) — древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли. Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве. по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве.
Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.
И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.
1.4 Современные методы изучения Земли
Мы думаем, у каждого из вас возникал вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
В древности существовало несколько гипотез. Одни думали, что внутри земля полая, т.е. пустая. Другие предполагали, что она наполнена водой, а третьи, что там горит огонь.
Существуют 2 современных метода изучения. Это космический и сейсмический.
Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере.
А вам все-таки интересно узнать, что там, внутри Земли?
Ученым тоже интересно узнать, что происходит в глубинных недрах нашей планеты, и если бы удалось просверлить Землю насквозь, многое было бы разгадано, многие тайны были бы раскрыты.
А знаете, какой бур понадобился бы, чтобы просверлить Землю? Такой автомобиль, как «Жигули» мчался бы по нему 4 дня и 4 ночи без остановок. А реактивный самолет летел бы 14 часов.
Существуют еще и сейсмические волны.
Так вот, эти волны пробежали насквозь Землю, вернулись и рассказали людям о том, что им встретилось на пути. Морские волны мы видим, звуковые – слышим, а сейсмические волны для нас невидимки, но специальные приборы могут эти волны улавливать. Они проникают в толщу Земли, проносятся внутри нее и возвращаются, передавая приборам рисунок, который ученые потом расшифровывают. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы. Волна, когда пересекает границы, каждый раз изменяет скорость. Твердые слои она пролетает, как ракета, а в рыхлых бежит медленнее.
Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.
Самый верхний покров Земли — земная кора.
Если сравнить Землю с яйцом, то земная кора будет только его скорлупой. Но именно эта «скорлупа» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, который он научился использовать в хозяйстве. Толщина земной коры не везде одинакова: от 5 км под океанами до 75 км под материками. Под океанами, как правило, отсутствует «гранитный» слой.
За земной корой, если двигаться к центру Земли следует, самый толстый слой Земли – мантия (учёные говорят «самый мощный»). Никто никогда не видел ее. Это мощный, толстый раскаленный слой огненной массы. Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Температура здесь около +2000° С! — Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты.
Ученые установили, что температура горных пород с глубиной возрастает: в среднем на каждые 30 м глубины Земли становится теплее на 1 С. Мантия получает огромное количество тепла от ядра Земли, которое ещё горячее.
Люди давно заметили, что на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности. Некоторые шахты даже приходилось забрасывать, потому что там становилось невозможно работать, так как температура достигала +50° С.
В центре Земли, так же как и у яйца, находится ядро.
Ядро Земли — пока загадка для науки. Земное ядро открыто в 1936 году. Получить его изображение было чрезвычайно трудно из-за малого числа сейсмических волн, достигавших его и возвращавшихся к поверхности.
С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе — примерно 3500 км и температуре — около 4000 °С. Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие из серы, третьи допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Твердое находится внутри жидкого.
Волна, когда пересекает границы, каждый раз изменяет скорость. Твердые слои она пролетает, как ракета, а в рыхлых бежит медленнее.
Источник
Проект «Кругосветное путешествие» 5 класс.
методическая разработка по географии (5 класс) по теме
Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению курса географии, применение опережающего обучения, практическому применению знаний, творческому подходу в работе. Изменения в преподавании географии требуют переосмысления не только содержания предмета, но и появилась необходимость привлечения большого объема современной информации и методик преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razrabotka.docx | 846.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Нерчинска.
Учебный предмет : география
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : история, обществознание, биология.
Возраст учащихся на который рассчитан проект : учащиеся 5 класса.
Состав проектной группы : 5-6 человек
Тип проекта : практико-ориентированный
Руководитель проекта: Саблина Лилия Валентиновна
МБОУ СОШ № 9 г. Нерчинска.
С давних времен жажда приключений заставляла людей рисковать жизнью в поисках других стран, познавать новое и таинственное, идти за солнцем в новые и неизведанные земли. Приблизиться к солнцу — означало стать ближе к богам и познать великие истины. Все в детстве мечтали о кругосветном путешествии. И только изучая географию, мы можем осуществить нашу мечту, а проектируя – исследовать, узнавать новое, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению курса географии, применение опережающего обучения, практическому применению знаний, творческому подходу в работе. Изменения в преподавании географии требуют переосмысления не только содержания предмета, но и появилась необходимость привлечения большого объема современной информации и методик преподавания. Наши исследователи (учащиеся 5 класса) — современные путешественники, которых притягивает все та же жажда приключений и исследований, идущие дорогой Солнца — вокруг Земного шара.
Предметная область проекта : география, биология, обществознание, история.
Проект рассчитан на учащихся 5 класса (5 -6человек).
Цель проекта: Создание маршрута кругосветного путешествия.
Задачи : 1. Изучение путешествия Магеллана. 2. Составление предполагаемого маршрута путешествия, определение основных пунктов остановки. 3. Изучение стран- остановок. 4. Оформление маршрута на географической карте. 5. Подготовка презентации.
Оборудование : Физическая карта мира, цветная бумага, скотч, цветные карандаши, фломастеры, ватман, клей, компьютер, мультимедиа проектор, листы А4, форма моряков.
Перед началом работы над проектом учащимся предлагается поиск информации о кругосветном путешествии Магеллана (предполагается работа в школьной и районной библиотеке, Интернет). Работа оформляется в виде сообщений, где раскрываются следующие пункты путешествия:
- В каком году Фернан Магеллан отправился в кругосветное путешествие и когда вернулся домой?
- Какова цель его кругосветного путешествия?
- Какие страны он посетил во время этого путешествия?
Учащиеся надевают морскую форму. На промежуточном этапе учащимся предлагается создать собственный маршрут кругосветного путешествия. Каждый из проектной группы выдвигает на обсуждение свой вариант маршрута с предполагаемыми остановками и учащиеся определяют конечный маршрут, который в ходе работы и будет проектироваться. приложение 1
Учащиеся дают характеристику стран-остановок. Для этого группу нужно разделить по 3 человека. Предварительно, одна группа подбирает информацию о странах из различных источников (например, природа, жизнь людей, культура, деятельность – на выбор учащихся, что больше вызывает интерес), вторая группа работает по составления визитных карточек стран (герб, флаг), подбирают стихи о странах. Группы, в течение работы, посещают компьютерный класс и школьную библиотеку. Следующий совместный этап работы групп позволит объединить собранную информацию. Это способствует развитию основных навыков нахождения, использования и презентации географической информации, формированию представлений о целостности Земли как планеты людей, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей (ФГОС основного общего образования).
Учащиеся приступают к практической части своего проекта:
- Учащиеся из красной бумаги вырезаются стрелочки.
- Рисуют флаг на листах А4 флаги стран остановок.
- Записывают интересные факты о странах- остановках на листах А4.
- Наносят маршрут на физическую карту мира (красные стрелочки), отмечают страны – остановки (флаги).
- На ватмане представляют гербы государств с их описанием в том порядке, в каком предполагается их посетить.
- Составление компьютерной презентации.
- Подготовка к защите.
В заключительном этапе над проектом набранный материал систематизируется. Группа разрабатывает сценарий защиты проекта, выбирает фон, разметку слайдов, включает нужную информацию. В процессе просмотра предварительных итогов работы вся группа может участвовать в обсуждении проекта, вносить свои предложения, замечания, которые можно сразу устранить. Учащиеся учатся творческому поиску решения стоящих перед ними задач. Учитель корректирует действие учащихся, дает советы по дизайну, помогает высказывать свои мысли, стимулирует их деятельность.
Презентация проекта, во время которой учащиеся рассказывают о своей работе, где и как они получили информацию, о трудностях которые преодолели. Описывают маршрут кругосветного путешествия, рассказывая о странах, которые они «посетили».
Источник