Проект в средней группе «Народы России»
Марина Матвеева
Проект в средней группе «Народы России»
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Продолжительность: ноябрь — декабрь 2018 г.
Цель проекта:
Формировать у детей понятия «Мы -Россияне» — единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
Воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
Знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
песнями и танцами.
Углублять и уточнять представления о Родине — России;
Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
Закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
О государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
развивать интерес к страноведческим знаниям.
развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта:
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Пополнение знаний о народах России.
Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Чтение методической и художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
Проведение цикла тематических занятий.
Развлечение «Народы России».
Спортивное развлечение «Игры народов России».
Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
Создание дидактических игр-пазлы «Народы России».
Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.
Работа с родителями «Национальные блюда»
Подборка «Игры народов России».
Подборка «Сказки народов России».
Подборка «Иллюстративный материал».
Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
Итог проекта:
Открытие мини-музея «Народы России».
Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
Презентация проекта.
Видео и фотоотчёт «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии» Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека».Сказки России –детям России и Германии. «С июля 2017 года по настоящее время я участвую в Международном.
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Какие народы живут в России» Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться.
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Народы России» Конспект НОД в старшей группе «Народы россии» (Окружающий мир) Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать.
Консультация для детей 6–7 лет и родителей на тему «Народы России и их традиции» Народ России и их традиции. Изо дня в день мы живем бок о бок с другими людьми и мало задумываемся об их житейском складе и восприятии мира.
Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья» в подготовительной группе «Лукоморье» Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья» в подготовительной группе «Лукоморье» Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность.
Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии» На протяжении последних полутора лет, а именно с июля 2017 года и по настоящее время участвую в Международном образовательном проекте «Сказкотека».
Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии» C июля 2017 года и по настоящее время участвую в Международном образовательном проекте «Сказкотека» (Сказки России – детям России и Германии).
Проект «Народы мира». Сценарий праздника «Франция-волшебная страна» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Народы мира»Сценарий праздника «Франция –волшебная страна»Герои: Мим, Партос (мушкетер, Красная шапочка Выходят Минни и Микки Маусы.
Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «От России до малой Родины» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» Проект «От России до малой Родины» «Ты –слава России,.
Источник
Проект наша родина народы нашей страны
Автор: Авдеева Анастасия Ивановна
Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)
Населенный пункт: г. Москва
Наша родина Россия — самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…)
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.
Цель проекта:
- формировать у детей понятия «МЫ — РОССИЯНЕ» — единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
песнями и танцами. - Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- развивать интерес к страноведческим знаниям.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта:
- В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
- Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
- В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
- Пополнение знаний о народах России.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
План мероприятий:
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Развлечение «Народы России».
- Спортивное развлечение «Игры народов России».
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
- Создание дидактических игр-пазлы «Народы России».
- Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.
- Работа с родителями «Национальные блюда»
- Подборка « Игры народов России».
- Подборка «Сказки народов России».
- Подборка «Иллюстративный материал».
- Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
- Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
- Презентация проекта.
Итог проекта:
- Открытие мини-музея «Народы России».
- Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
- Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
- Презентация проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
- Обращение к специалистам.
- Чтение методической и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Посещение мини-музея средней группы №8 «Русская матрешка»
- Проведение цикла тематических занятий;
- Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народов России;
- Чтение сказок народов России.
Презентационно – завершающий:
- Выставка продуктов детской деятельности;
- подборка « Игры народов России»;
- подборка пословицы, поговорки, загадки народов России;
- подборка «Сказки народов России»;
- подборка «Иллюстративный материал»;
- подборка «Методические разработки»;
- презентация проекта «Народы России»;
- занятие «Наша страна Россия».
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
• Тема 1. «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и флаг России.
• Тема 2. «Какие народы живут в России»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Игровая деятельность детей:
— «Пазлы народы России»;
-«Узнай наш флаг (герб)».
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование на темы:
— В гостях у сказки.
— Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)
— Орнаменты для кокошников.
— Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):
— Жилище народов севера чукчей «Чум».
3.Образовательная область «Физическое развитие»
• Подвижные игры:
— «Гуси лебеди»;
— «Горелки»;
— «Заря-заряница»;
— «Краски»;
— «Пятнашки».
4.Образовательная область «Речевое развитие»
1.Составление рассказов по картинам:
— «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: — упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
— формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
— развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам:
— «Родина краше солнца, дороже золота».
— «Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».
— «На чужбине и собака тоскует».
— «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
— «Смело иди в бой, Родина за тобой».
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
4.Творческое рассказывание: «Мой дом — Россия».
Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
— «Матти – весельчак» — карельская сказка
— «Как я пчел караулил» — марийская сказка;
— «Тюляк, сын Сари — Маркаса» — башкирская сказка;
— «Шейдула — лейтяй»- дагестанская сказка;
— «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» — чукчи;
— «Девушка — хвощина» — якутская сказка;
— «Росомаха и лисица» — эвенкийская сказка;
— «Айога» — нанайская сказка.
5. Взаимодействие детского сада с семьей.
— Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.
— участие в организации мини-музея «Народы России».
— Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.
— Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)
Тема: открытие мини-музея «Народы России»
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.
Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.
Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
— Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.
— Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
— Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
— Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
— Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
— А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
— Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
— Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Дидактическая игра — пазлы «Костюмы народов России»
В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.
— Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.
Список использованной литературы:
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
- Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
- Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
- Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
Источник