«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»
проект (старшая группа) на тему
Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.
Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_398_bitonova_ov_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Битонова Олеся Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»
Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.
Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий.
Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, а также весьма ощутимыми затратами на организацию доставки детей до места проведения экскурсии.
И здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
В образовательной деятельности нашего детского сада используем следующие формы проведения виртуальных экскурсий: мультимедийные презентации, посещение виртуальных музеев, видеоэкскурсии.
Мультимедийные презентации создаем с помощью программы PowerPoint. Данная форма проведения экскурсии наиболее доступна для педагогов. В детском саду есть оборудование для просмотра презентаций (проекторы, интерактивные доски). А подобрать материалы для презентации не составляет труда. Т.к. ведущей деятельностью детей является игра, поэтому при разработке презентаций обязательно включаем различные виды игр для ознакомления с городом: «Угадай по силуэту»; «Узнай и расскажи»; «Третий лишний»; «Подставь фрагмент» и другие.
Некоторые музеи создают сайты с возможностью онлайн посещения выставок, экспозиций. Например, онлайн музей города Новосибирска, Новосибирский краеведческий музей, музей Новосибирска. Данная форма виртуальной экскурсии вызывает больший интерес у воспитанников, потому что создает эффект посещения, а также есть возможность рассмотреть экспонат со всех сторон. Например: прогулка по выставке музея Новосибирска. Создается эффект присутствия на выставке, можно пройти по ней, задавая курсивом направление, приближая объекты.
Конечно, и здесь есть свои минусы. Не на всех сайтах Новосибирских музеев хорошее качество при приближении. И значительный минус – это скорость подключения к сети интернет. В моей практике проведения онлайн-экскурсии дважды обрывалась связь с сетью, а также несколько раз была небольшая скорость подключения. На такие случаи я специально дополнительно подготавливаю презентацию, чтобы образовательное мероприятие не было сорвано.
И еще одна форма проведения виртуальной экскурсии – это видеоэкскурсия. Данная форма находится у нас в стадии разработки. Я вхожу в состав творческой группы педагогов нашего детского сада по разработке и реализации инновационного проекта «Виртуальные экскурсии как форма приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города». В январе этого года данный проект мы представили на районном этапе городского конкурса инновационных проектов, где он стал лауреатом.
Цель проекта: разработка методического комплекта видеоэкскурсий по г. Новосибирску для детей старшего дошкольного возраста, внедрение его использования в практику работы ДОУ для приобщения детей к истории и культуре родного города.
Нами был разработан предварительный перечень видеоэкскурсий, которые необходимо создать. Уже отсняли и монтируем материал по «Ледовому городку», парку «Городское начало».
Мы считаем, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, поэтому привлекаем родителей к созданию видеоэкскурсий. Трое родителей группы «Теремок» готовят видеоматериал по темам «Ипподром», «Аэропорт Толмачево» и «Цирк», а двое родителей из группы «Цветочный город» собирают материал на темы «Вокзал Новосибирск Главный» и «Новосибирский планетарий». Кроме того, у нас в планах создать видеоэкскурсии о профессиях города Новосибирска. Планируем, что родители, расскажут о своих профессиях через небольшие ролики с рабочего места.
Содержание виртуальных экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. В соответствии с календарно-тематическим планированием выбираем темы, формулируем цель и задачи экскурсии.
2. Изучаем информацию, проводим предварительную работу с родителями.
3. Далее на основе подобранного материала составляем маршрут экскурсии, создаем видеоряд или подбираем фотоиллюстрации.
4. Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода».
5. Проводим виртуальную экскурсию с обсуждением. Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе рассказа воспитателя, также эти вопросы побуждают детей к логическому мышленью (Как вы думаете, почему именно на этом месте решили построить город?, Почему наш город так назван? и т.д.)
6. При необходимости осуществляем повторный просмотр видеофрагментов, слайдов презентации.
7. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому и духовно-нравственному наследию района.
Цель экскурсии: формирование представлений о мезенском промысле.Задачи: •Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления мезенских изделий.•Учить выделять харак.
Цель экскурсии: формирование представлений о городецком промысле.Задачи: •Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления городецких изделий.•Учить выделять хар.
laquo;Вот и лето подоспело, Зеленью луга одело».
Люблю я пышное природное увяданье.
Уточнение и обобщение знаний об изменениях в жизни диких животных (заяц, лиса, волк) зимой.
Источник
Проект виртуальная экскурсия для дошкольников
Автор: Людмила Александровна Коннова
Организация: МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида
Населенный пункт: Нижегородская область , г.о.г.Шахунья
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Информатизация — это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, родители, педагоги, и администрация ДОУ. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в дошкольном образовании.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого — либо места или объекта с целью его изучения.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность (Не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны) , возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий .
Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью , или быть самостоятельным проектом.
В литературе выделяют формы проведения экскурсии:
- Фотопутешествия- мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
- Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
- Интерактивное общение с помощью программы Skype (скайп)
Система работы по организации виртуальных экскурсий построена
на основе содержания основной образовательной программы. Темы и цели определяются для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно ‐ тематическим планом.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить ис-
пользование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественных образов.
Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
На подготовительном этапе:
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьмии с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода»;
На основном этапе:
- Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
- Проведение экскурсии.
- Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
- Завершение экскурсии, рефлексия.
Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
В своей работе использовали фотопутешествие в зоопарк с детьми старшей группы. Вируальная экскурсия проводилась как итоговое мероприятие при изучении темы «животные разных климатических зон».
Дети выступали в качестве экскурсоводов, рассказывали небольшие рассказы о животных. Рассказы детей сменялись играми на закрепление особенностей поведения животных, их признаков, видеофизминуткой.
В завершении работали подгруппами и собирали разрезные картинки животных, проверяя себя по экрану. Провели рефлексию экскурсии, используя смайлы.
Использовали в работе видеоэкскурсию – по теме подводный мир. Обитатели морского дна. Экскурсия проводилась на этапе ознакомления с новым материалом. В завершении использовалась игра «Обитатели морского дна»- на интерактивной доске.
Старшие дошкольники проявляли большую активность во время экскурсий, поставленные задачи были достигнуты.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило
не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково ‐ исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогла объединить огромное количество демонстрационного материала, освободила от большого объема бумажных наглядных пособий, позволила расширить натурный и предметный фонд. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогли разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
- Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
- «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352с.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Источник