Путешествие по русским народным сказкам
проект (1 класс)
Представляю проект по внеурочной деятельности «Путешествие по русским народным сказкам», для 2 варианта АООП обучающихся с интелектуальными нарушениями (1 «И» класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей. Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения) .
1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
2. Продолжать знакомить со сказками;
3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
2. Развивать артистические способности.
3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
4. Формировать навыки сотрудничества.
5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.
2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
3. Развивать пространственную организацию движений у детей.
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Вид проекта: творческий, групповой.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Отличительные особенности данного проекта:
1. Адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
2. Систематизирована структура организации занятий
3. Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Образовательная область проекта: художественно-эстетическое развитие
Коррекционная область проекта: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Стимулирование эмоциональных переживаний детей, развитие их художественной эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей.
Расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми.
Определение базовых достижений ребёнка на каждом этапе работы с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, как и типично развивающимися детьми, является театр и театрализованные игры. Игра-ведущий вид деятельности детей с ОВЗ, а организованная театрализованная деятельность, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающем миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирования качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие личные проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себя, застенчивость.
Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру» . Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).
Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Состав проектной группы : руководитель проекта: А.В. Ситникова — воспитатель
Участники проекта: обучающиеся 1″и» класса, 1-3 классов.
По продолжительности: краткосрочный;
По количеству участников: групповой.
— Умение слушать музыку;
-Знают упражнения, отвечающие за развитие общей произвольной моторики, речевого дыхания, слухового внимания и зрительной памяти;
— Расширен словарный запас детей;
— Умеют правильно понимать вопросы и четко отвечать на них;
-Умеют слушать себя и своих сверстников, знают игры, сказки;
— Знают сказочных героях;
— Развиты личностные качества – активность, самостоятельность, творчество;
— Развит интерес к восприятию сказочных образов.
Взаимодействие с родителями:
— создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
— развитие совместного творчества родителей и детей;
— развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах :
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» — основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
9. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
10. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
11. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы» , с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
12. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Методы : беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Возраст участников проекта: 8-10 лет дети 1 года обучения
Информационное : подбор наглядно — дидактического материала по теме проекта.
Материально-техническое : оборудование (детские музыкальные инструменты, игровое оборудование (наборы сюжетно – ролевых игр, оборудование для театрализованной деятельности).
— разработана педагогическая система по приобщению детей к художественной литературе;
— составлено перспективное планирование;
— высокая компетентность педагога в вопросах развития интереса к книге у ребенка;
— изучена литература по теме;
— подобраны наглядно – методические пособия (разные виды театра, дидактические игры и упражнения) ;
— родители понимают значение приобщения детей к чтению.
— Содержание предметно — развивающей среды в группе: музыкальный центр, дидактический материал, ширма для показа кукольных спектаклей, детские музыкальные инструменты, атрибуты; домашняя библиотека пополнена интересной детской литературой, разными видами детского театра.
I. Этап — Подготовительный (разработка проекта) .
— постановка цели, задач;
— сбор информации, литературы, дополнительного материала.
— составление перспективного плана работы.
— знакомство детей с народными сказками
II. Этап – Исследовательский
— работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
III. Этап – Заключительный
— изготовление педагогами атрибутов к сказке «Колобок», «Курочка Ряба»
— театрализация русской народной сказки «Колобок», «Курочка Ряба»
— игры и упражнения к сказке «Колобок», «Курочка Ряба»
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М., 2000.
2. Русские народные сказки
3. Волина В.В. «Учимся играя». М. Hoвaя шкoлa , 1994.
Источник
Внеклассное занятие с презентацией: Путешествие по сказкам, 1 класс
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию, по высказыванию героев.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, творческие способности, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы:
Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка, кроссворд, игровая и самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима Ц., Лизу К.
Материал:
Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы)
Оборудование:
Презентация по этапам занятия, выставка рисунков детей по русским народным сказкам, картинки героев сказок, ноутбук, столы, стульчики.
1.Организационная игра – «Назови знакомых героев сказок.»
Воспитатель: ребята , а вы сказки любите?
Да. Любим. Очень любим
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель.
Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. А хотели бы вы попасть в сказку? И быть маленькими волшебниками? А меня собой возьмете?
Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам. Но для этого нам нужно вспомнить волшебное заклинание
«Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников превратись!
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Посмотрите , ребята, здесь стрела с письмом. Кто же мог ее нам послать? (Иван Царевич)давайте посмотрим что же в письме он нам написал:
Воспитатель. «В некотором царстве, в тридесятом государстве жил я-Иван — Царевич, и была у меня жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал , погоревал , да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу».
Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
— Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
— А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?
Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
«Мозговой штурм»:
— Какими словами начинается сказка?
Жили были дед и баба.
Жили были старик со старухой.
В некотором царстве, в некотором государстве.
Много-много лет назад.
Жили-были. старик со старухой
В одной деревне.
Однажды случилось.
Жил-был принц.
Много лет назад.
Когда твой дедушка был еще маленький.
Когда тебя еще не было.
Давным-давно.
Источник