Профориентационная экскурсия для школьников это

Статья «Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися»

ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»

В статье рассматриваются понятие, особенности и влияние экскурсии на профессиональный выбор учащихся. Проведен анализ видов и форм экскурсий, а также их функций и этапов. Представлен анализ и диагностика профориентационной работы на основе экскурсий в биологохимическом классе.

Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфический организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий. Обзорные организуются с целью общего знакомства с предприятием. Она сопровождается короткой беседой и рассказом об условиях для подготовки кадров.

В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. На предприятии ребят знакомят с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, потребностью в кадрах и как оплачивается труд. Так же узнают о требованиях, которые предъявляются профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во первых проведение экскурсий не требует со сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во вторых, экскурсии являются наиболее традиционной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения.

Читайте также:  Музей экскурсии для выпускников

Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения и экологического мышления в целом и инфраструктурную, обеспечивающую формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда.

Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20-25 человек, но опыт показывает, что это достаточно большая группа. Эффективность снижается, ребятам очень часто не слышно экскурсовода, нет возможности ближе рассмотреть объект. Мы когда идем на экскурсию на предприятие стараемся договориться заранее с экскурсоводом о делении ребят на подгруппы по 10- 12 человек. Обычно ребят сопровождают на экскурсию 2 человека (классный руководитель и преподаватель или представитель родительского комитета)

Экскурсии строятся по определенному плану, где отражаются следующие ее этапы ее проведения: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный включает в себя: первое это письмо в организацию с просьбой разрешения проведения экскурсии, составления списков обучающихся с паспортными данными (если этого требует организация) и беседы с учениками о предстоящей экскурсии, проведении инструктажа о правилах поведения на дорогах, в транспорте, на предприятии. Далее вместе с организатором экскурсии и непосредственно с человеком, который будет проводить экскурсию, разрабатывается план и содержание экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа.

В основном этапе в ходе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения и перспективы развития, условия работы. Особое значение отводится наблюдению непосредственно за работой.

На заключительном этапе обсуждаются, систематизируются полученные знания.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.

Профориентационная работа в лицее начинается с восьмого предпрофильного класса, где ребята определяются с выбором профиля обучения. Это биолгохимический, социально экономический и физикоматематический класс.

Я работаю в профильном естественнонаучном классе. Во вновь набранном 9 классе только часть обучающихся из 8 предпрофильного класса. Это ребята, которые осознанно сделали выбор профиля. Остальные ребята приезжают из сельских школ или из общеобразовательных школ города. Эти дети знают о профиле очень мало, поверхностно. По результатам анкетирования в 9 классе, только 20% ребят определились с выбором профессии, знают, кем они хотят стать и где будут учиться,а в дальнейшем работать. Это в основном те, кто идет по стопам родителей (врачи, фармацевты). Остальные 80% детей еще не определились. Анкетирование показывает, что они заинтересованы в том, чтобы узнать больше и конкретнее о профессиях, о ВУЗах в которых готовят специалистов, о востребованности на рынке труда, чтобы сделать правильный выбор.

Из опыта работы могу сказать, что в первые годы, когда я только начинала работать, профориентационная работа велась только на классных часах (это беседы, деловые игры, встречи с представителями профессий). Но, как показал опыт, этого не достаточно. Из бесед с выпускниками лицея, которые учатся на данный момент в ВУЗах, выяснилось, что не все, кто поступил в определенный ВУЗ заканчивают его, или, окончив его, работают по специальности. Особенно, это происходит, когда они начинают углубляться в профессию. ( Одна из выпускниц ушла из медицинского ВУЗа в нефтегазовый институт, другая, учась уже на 5 курсе сожалеет, что пошла в медицину (стоматологию) и не уверенна, что будет работать по специальности. Все это говорит о том, что надо как можно шире и глубже знакомить детей с профессиями. И именно экскурсии являются одной из эффективных форм профориентационной работы.

Для биологохимического класса мы организовали и провели экскурсии в ООО «Геникс», где ребята увидели процесс производства моющих средств, увидели работу химиков, лаборантов, в чем она заключается. Ребята задавали интересующие их вопросы по химическим составам моющих средств, сравнивали их с известными брендами (амвей).

Очень интересная экскурсия на Марбиофарм, где ребята увидели сам процесс производства лекарственных средств. Экскурсия на водоканал, где ребята смогли своими глазами увидеть, как работают городские водопроводные станции и канализационные очистные сооружения; как вода превращается в питьевую, а сточные воды избавляются от грязи.

Узнали, для чего и как питьевую воду обеззараживают, почувствовали разницу между тем, как выглядят сточные воды, приходящие на канализационные очистные сооружения – и какой становится вода после очистки.

К сожалению, мы не можем на данный момент организовать экскурсии непосредственно в медицинские клиники, стационары. Что очень важно для нашего профиля. Но на данный момент проводится работа по налаживанию связей с клиниками и стационарами для организации экскурсий. Очень надеемся, что в дальнейшем мы сможем познакомить ребят с работой медицинских работников глубже.

И в заключение хотелось бы сказать, что наша задача, задача педагогов школы, чтобы ребенок, общаясь в социуме, смог сделать свой выбор, чтобы личность не потерялась в обществе, а нашла свое место.

Ефимова Е. Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 858-863.

Источник

Организация и проведение профориентационных экскурсий.

Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том числе психологических, социальных и экономических. На выбор профессии влияют особенности личности, интересы, склонности, способности подростка, состояние здоровья, а еще уровень информированности молодежи о современном рынке труда. Поэтому, на мой взгляд следует рассматривать эффективные формы профориентационной работы с молодежью такие, как профориентационные экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, профориентационные занятия и деловые игры.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_i_provedenie_profekskursiy_1.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение профэкскурсий.

Выбор профессии – это одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам.

Для того чтобы выбранная специальность оказалась делом по душе и по плечу, нужно как можно больше знать о ней, о своих способностях и о том, насколько будущая специальность окажется необходимой на рынке труда.

Главная цель производственной экскурсии помощь в профессиональном самоопределении.

Основные задачи производственной экскурсии:

  1. Расширение технического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей. Экскурсия дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, которое сопровождается необходимым объяснением.
  2. Ознакомить учащихся с основными условиями и структурными элементами конкретной профессиональной деятельности.
  3. Помочь приобрести умения самостоятельно анализировать профессии и соотносить свои личные качества с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к личности.

II. Виды производственных экскурсий.

По форме экскурсии разделяются на ознакомительные, тематические, комплексные и профессиографические.

Несмотря на разнообразие видов экскурсий, наиболее приемлемая по содержанию является комплексная экскурсия. Такого рода экскурсии позволяют охватить более широкий круг вопросов (объекты техники, производственные процессы, организация рабочих мест, техника безопасности, содержание труда по различным профессиям и т.п.). Поэтому специалисты центра «Вектор» отдают предпочтение именно комплексным экскурсиям. В данном методическом пособии различные варианты предлагаемых подобных экскурсий.

Производственные экскурсии проводятся:

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цеха,
  • к отдельным техническим объектам,
  • в музеи трудовой славы, которые созданы на многих предприятиях,
  • в мастерские образовательных учреждений.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам техники безопасности.

Сама экскурсия начинается вступительным словом организатора (цель, задачи, план) и экскурсовода, который дает участникам экскурсии общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее типичных профессий. После окончания экскурсии здесь же на объекте проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся.

Подведение итогов посвященных обсуждению профессий, с которыми познакомились на экскурсии, может происходить в разных формах:

  • урок-диспут,
  • беседа
  • викторина,
  • ролевая игра,
  • анкета,
  • защита рефератов,
  • сочинение.

Источник

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ»

Дата публикации: 21.06.2016 2016-06-21

Статья просмотрена: 6465 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Е. Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» / Е. Н. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 858-863. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31781/ (дата обращения: 29.04.2021).

Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье.

Морис Баррес (1862–1923) — французский писатель

В современных социально-экономических условиях формирование личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способного выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет немаловажное значение.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Найти свой путь — это значит занять в обществе такое положение, которое позволяет максимально раскрыть способности и возможности личности, гармонически сочетая индивидуальные потребности и интересы с общественными [1].

Актуальность темы профессионального определения студентов и приводятся результаты двух мониторингов студентов первых и третьих курсов, проведенных с интервалом в два года в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум», результаты которых показывают, что профессиональное становление студентов во многом зависит от эффективной работы образовательного учреждения по профориентации.

По данным опроса студентов первых курсов Техникума на вопрос «Что вы знаете о выбранной профессии?» не имели четкого представления о выбранной профессии 83 % анкетируемых, кроме этого, мониторинг показал, что профессиональные планы достаточно конкретно были определены только у 5 % обучающихся первых курсов.

Поэтому актуальным является проведение системной, комплексной работы по профессиональной ориентации обучающихся на протяжении всего учебного процесса.

Одним из важных направлений работы образовательного учреждения по профессиональной ориентации является профессиональное просвещение.

Под профессиональным просвещением понимается сообщение обучающимся определенной информации о выбранных профессиях и современных производствах, о формах и способах получения профессии или специальности, об условиях труда и перспективах профессионального роста. Профессиональное просвещение ставит своей целью способствовать повышению уровня осознанности и обоснованности профессионального самоопределения обучающихся [2].

В целях обеспечения качественного выполнения комплекса профориентационных мероприятий активно развивается партнерство с предприятиями города. В широком смысле «партнерство» означает разнообразные формы сотрудничества ГБПОУ «СПЭТ» с субъектами рынка труда, а именно:

 социальное партнерство в рамках организации производственного обучения;

 организация ярмарок вакансий;

 участие работодателей в разработке рабочей программы производственной практики;

 проведение практических занятий на базе организации;

 проведение совместных обучающих семинаров представителями организации;

 проведение профориентационных экскурсий.

Цель профориентационных мероприятий: организация работы по профессиональному становлению выпускников техникума.

Задачи:

 повышение уровня профессиональной ориентации выпускников, их конкурентоспособности, мобильности и информированности о состоянии рынка труда;

 осуществление обучения студентов по дополнительной рабочей профессии (должности служащего), которые позволят им расширить профессиональные возможности, и повысить их конкурентоспособность на рынке труда;

 содействие трудоустройству выпускников;

 обеспечение и предоставление информации и аналитических отчетов по проблемам профессиональной ориентации, трудоустройства и профессионального становления выпускников, а также их адаптации к рынку труда.

 сотрудничество с организациями и предприятиями Сахалинской области в рамках профессионального становления выпускников техникума.

Сотрудничество должно приносить взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу. В этом ракурсе целью образовательного учреждения является формирование у обучающихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях. Цели предприятий сводятся к информированию обучающихся о преимуществах работы, о выбранной профессии, то есть формированию позитивного образа своего предприятия.

Самая эффективная из видов профессионального просвещения — это профориентационная экскурсия. Она дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, ознакомиться обучающимся с выбранной профессией.

Рис. 1. Профориентационная экскурсия студентов второго курса по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» в Министерство здравоохранения Сахалинской области по теме: «Организация рабочего места секретаря. Планирование рабочего времени», 2015 г.

Профориентационная экскурсия это возможность познакомить обучающихся образовательных учреждений с выбранной профессией, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей [3].

Во время экскурсии на предприятия, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в рабочей обстановке, в процессе деятельности.

Организация профориентационных экскурсий — это возможность обучающимся профессиональных образовательных учреждений получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей. Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у студентов представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных областях.

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных в жизни каждого человека, в его профессиональном становлении, является вопрос о выборе и овладении профессией.

Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующая у обучающихся положительное отношение к выбранной профессии.

Рис. 2. Профориентационная экскурсия в Южно-Сахалинский городской суд студентов третьего курса специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», 2015 г.

При подготовке мероприятия, необходимо заранее спланировать деятельность его участников. Составление краткого плана позволит рационально распределить эту деятельность, выстроить все элементы мероприятия в соответствии с внутренней логикой, сориентироваться по времени.

В плане мероприятия целесообразно отразить следующие элементы: тема; краткая характеристика обучающихся (количество, возраст); цель и задачи; структура с указанием последовательности этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание материала; формы, методы и приемы работы; раздаточный материал или оборудование; вид рефлексии (оценка мероприятия).

В кратком плане должны быть отражены и все организационные моменты, и все виды деятельности участников. Это делается для того, чтобы сценарий был «воспроизводимым», ведь он может понадобиться и для следующего потока обучающихся.

Краткий план занятия является основой для описания хода мероприятия. На этом этапе подробным образом описывается, кто что будет делать и говорить, чтобы в течении мероприятия не тратить время на формулирование своих мыслей и подбор логических переходов между тематическими блоками.

Рис. 3. Профориентационная экскурсия студентов второго курса по специальности «Право и организация социального обеспечения» в Сахалинский областной суд, 2016 г.

Цель и задачи профориентационной экскурсии определяются целью и задачами работы по профессиональной ориентации. Условно можно выделить две стратегии целеполагания: 1. сокращенная — для всего мероприятия ставится одна общая цель и несколько задач; 2. полная — для всего мероприятия ставится три цели (одна учебная, одна развивающая и одна воспитательная) и несколько задач под каждую цель. В любом случае цель должна быть сформулирована в соответствии с основными правилами постановки цели: 1. Позитивность — должны использоваться только положительные формулировки. Для сравнения: Научить не путать понятия «профессия», «специальность», «должность» 2. Конкретность — чем подробнее сформулирована цель, тем вероятнее, что будет достигнута именно та цель, которая была изначально поставлена [3].

Успешность профориентационного мероприятия во многом зависит от того, какие раздаточные материалы или оборудование будут использованы. Грамотное применение средств визуальной поддержки способствует увеличению степени сохранения полученной информации обучающимися вплоть до 95 %.

Проведенное профориентационное мероприятие необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т. е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия — приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Основными результатами профориентационной экскурсии являются: повышение мотивации и информированности о выбранной профессии.

Доля слабоинформированных о профессии студентов за два года несколько увеличилась, о чем свидетельствует данные опроса за 2014 и 2016 г.г.

Рис. 4. Степень представления студентами 1 курса выбранной профессии

Рис. 5. Степень представления студентами 3 курса о выбранной профессии

Приведенные факты доказывают эффективность проведения профориентационных экскурсий во время обучения, в том числе и на старших курсах.

Таким образом, профориентационные экскурсии являются важнейшей составляющей профориентационной работы и учебного процесса, они способствуют развитию связи теории и практики, просвещению обучающихся на профессиональном уровне.

  1. Статья // «Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения подростков» // Методист. -2009 — № 3 — с. 53–55;
  2. Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Учебное пособие // «Профориентация» // Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Издательский центр «Академия», М. — 2013 — с 11;
  3. И. А. Балашова // Справочник руководителя образовательного учреждения // «Профориентационная деятельность образовательных учреждений» // И. А. Балашова — 2008 — № 2 — с. 48–65.
  4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Высшая школа, 1982.
  5. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: «Владос-Пресс», 2004.

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть

Консультация учащихся в отношении предлагаемых рынком труда профессий, информация

1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами.

Организация профессиональной ориентации учащихся.

— развивающие занятия по профессиональной ориентации; — профориентационное просвещениепредоставление информации по проблеме выбора профессии (стенд), участие в городских и общешкольных профориентационных мероприятиях.

Использование зарубежного опыта в профориентационной.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная деятельность.

Профориентация не только способствует знакомству учащихся с миром профессий и выбору им своего профессионального пути, его трудовой социализации, но и влияет на.

Теория и практика профориентации в России: проблемы.

Это можно также назвать и профессиональной ориентацией (профориентацией), т. к. человек практически с рождения знал, чем будет

В итоге рынок насыщался такими профессиями долгое время, а выпускники не могут найти работу, а если и находят, то в других областях [6].

К вопросу о современной профориентации.

рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес

Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию.

Конкурсы профессионального мастерства: профориентационная работа среди молодежи.

Источник

Оцените статью