- Прогноз развития страны до 2020 года
- Документ
- Распоряжение от 17 ноября 2008 года №1662-р
- Стратегия-2020: забытые обещания и суровая реальность
- Что обещали Путин и Медведев народу к 2020 году? Разбираем «Стратегию-2020»
- Рост ВВП на 60% и вхождение России в топ-5 экономик мира по этому показателю
- Рост доходов граждан на 70%, средняя заработная плата в 2700 долларов США, а средний класс будет составлять более 50% населения.
- Увеличение расходов на образование и медицину
- Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой
- Стратегия-2020
- Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП
- Устойчивый рост ВВП на 6,5%
- Бедных станет вдвое меньше
- Больше квартир и меньше насилия
- Почему стратегия осталась нереализованной
Прогноз развития страны до 2020 года
Распоряжение от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Документ
Распоряжение от 17 ноября 2008 года №1662-р
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р.
Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учётом вызовов предстоящего периода;
стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
формы и механизмы стратегического партнёрства государства, бизнеса и общества;
цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Источник
Стратегия-2020: забытые обещания и суровая реальность
Чиновничьи прожекты заставляют вспомнить о хрущевских планах построения коммунизма в СССР
Россия встречает 2020 год в состоянии социальной депрессии, экономической стагнации и «застоем» во внутренней политике. Следующий год, судя по заявлениям политиков, обещает быть напряженным. От начальника Генштаба мы узнали, что вероятность конфликта с НАТО высока и война может разразиться даже в космосе. Владимир Путин заявил, что Россия должна выиграть военную гонку с США, несмотря на 16 — кратное превосходство оборонного бюджета американцев. Это должно быть сделано «за счет мозгов, за счет интеллекта, за счет лучшей организации работы, за счет минимизации воровства и разгильдяйства, за счет концентрации усилий на основных, главных направлениях, который обеспечат нам высокий уровень обороноспособности государства. Я вас прошу именно таким образом строить работу и в наступающем 2020 году», — сказал президент на расширенной коллегии Министерства обороны РФ.
А поздравляя правительство с Новым годом, Путин отметил, что сохраняются вопросы к повышению доходов населения, но они начали расти в третьем квартале 2019-го и эту тенденцию следует сохранить в наступающем году.
Что же мы имеем? Гонка вооружений с Соединенными Штатами объявлена. Перчатка брошена. В экономике успехов пока нет. Тенденция роста доходов – всего лишь данные статистики. «Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика» — гласит известная поговорка. Однако реального улучшения граждане пока не ощущают.
Между тем, следует напомнить, что в 2011 году была опубликована незаслуженно подзабытая «Стратегия — 2020», которая обещала впечатляющий рост экономических показателей страны, рост доходов населения, увеличение рождаемости и другие земные блага в изобилии. В СМИ эту стратегию стали тогда рекламировать как «План Путина», который приведет Россию к счастью и процветанию.
2020 год уже скоро вступит в права. А где же обещанное благополучие? Ведь обещанного ждали даже не три года, как в поговорке, а заметно дольше. Однако «Стратегия-2020» оказалась такой же несбыточной мечтой, как хрущевская программа построения коммунизма к 1980 году. После того, как в канун 1980 года прозвучали кремлевские куранты, коммунизм не наступил как по мановению волшебной палочки. Не произойдет вселенского чуда и с наступлением 2020 года – основные пункты «стратегии» провалены и о них чиновники предпочитают не вспоминать.
А мы напомним — вкратце. «Стратегия-2020», разработанная экспертами ВШЭ и РАНХиГС, была опубликована в марте 2012 года. Она не была утверждена правительством как ее предшественница – концепция социально-экономического развития России 2008 года. Эта осторожность понятна – после кризиса, разразившегося в том же 2008-м, пришлось вносить коррективы в планы и на всякий случай (вдруг новая волна кризиса накатит!) не отягощать себя формальными обязательствами. Однако в политическом пиаре «Единой России» тезисы «стратегии» использовались активно. Как пропагандистский прием, это напоминало упомянутую программу строительства коммунизма к 1980 году. Каковы же были параметры «коммунизма» в новом документе о «светлом будущем»?
Предполагалось создание устойчивой модели экономического роста в размере 6,5% в год. За последние пять лет экономика прибавила лишь 3,5% — суммарно. Прогнозов «рывка», к которому призывает президент, в наступающем году пока не слышно.
К 2020 году ВВП должен был вырасти на 66%, а реально прибавил около 6%. «Норматив» не выполнен с отставанием более чем в 10 раз!
Реальные располагаемые доходы должны были вырасти на 72%, а вместо этого упали на 5%.
Уровень бедности обещали снизить в 2 раза. Но по данным статистики снижение составляет менее одного процента.
К 2020 году половина населения России должна была принадлежать к «среднему классу». Сейчас «средний класс» скорее напоминает «прослойку», которая становится тоньше год от году.
Обещали финансирование здравоохранения и образования (в процентах от ВВП) на уровне развитых стран. В реальности социальные расходы в бюджете урезаются.
«Стратегия-2020» с треском провалилась, как и программа Никиты Хрущева. Но кто-нибудь из высокопоставленных лиц разве понес наказание за то, что все эти обещания оказались пустым звуком? Нет. Изменился состав правительства, экономический курс? Тоже по большому счету нет. А все потому, что во всем виноваты «враги». Российские чиновники работают отлично, но страна окружена кольцом врагов, которые пытаются нанести нам ущерб. Поэтому «враги» сегодня очень востребованы. И военная риторика Владимира Путина означает не столько объявление войны Западу, сколько служит индульгенцией для правящего сословия.
«Враги» полезны тем, что им можно приписать любые «козни». Во «враги» легко записать страну, руководство которой даже не помышляет о конфронтации с Россией. «Враги» являются оправданием и спасением российской бюрократии, провалившей свои собственные «концепции» и «стратегии».
Поскольку экономических предпосылок для заметного роста ВВП не создано, а терпение населения вот-вот грозит лопнуть, то «враги» — как внешние, так и внутренние — будут множиться. Внешнеполитическая риторика будет все более угрожающей. По сути, мы вернулись к временам «кузькиной матери», которую Хрущев пообещал американцам.
Во внутренней политики звучат призывы к «прорывам», реализации «национальных проектов», которые должны «разогнать» экономику. Никита Хрущев тоже пытался «догнать и перегнать Америку» проектом возделывания целинных земель. Но «догонялки» закончились тем, что мы стали закупать зерно у американцев, которых собирались перегнать.
Так какие же преграды мешают нам достичь заветных целей? Об этом высказался Владимир Путин в своей инаугурационной речи от 2018 года: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убежден: такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и все передовое. И отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину. Все то, что сковывает людей, мешает им в полной мере раскрыться, реализовать себя, свои таланты. А, значит, и ограничивает устремленность в будущее всей нашей страны».
Очень правильно сказано. Осталось только реализовать. Предыдущие попытки не удавались. А, вдруг, в этот раз получится?
Источник
Что обещали Путин и Медведев народу к 2020 году? Разбираем «Стратегию-2020»
Федеральные СМИ и сторонники власти зачастую выстраивают образ президента Путина и его приближенных, как людей слова. Если президент, что-то обещал народу, то это, непременно, будет исполнено. Еще почти 15 лет назад, в 2006 году, по инициативе Путина была начета разработка «Стратегии-2020» – плана по улучшению всех социально-экономических показателей страны к 2020 году. В народе и СМИ этот документ получил названия «план Путина» или «президентский план». 2020 год подходит к концу, а значит можно сравнить, что обещали власть имущие и что мы получили на самом деле.
Рост ВВП на 60% и вхождение России в топ-5 экономик мира по этому показателю
Согласно «плану Путина», к 2020 году Россия должна была увеличить ВВП на 64-66% от уровня 2012 года. Сама же наша страна, должна была войти в 5-ку стран по размеру ВВП, опередив Германию. В действительности же, к 2020 году, рост ВВП составил почти 6 %, то есть в 10 раз меньше плана. Что касается 5-ки стран по ВВП, то согласно данным Всемирного Банка, 5-ку стран замыкает Индия. Россия же занимает 12 место.
Рост доходов граждан на 70%, средняя заработная плата в 2700 долларов США, а средний класс будет составлять более 50% населения.
В своей конечной редакции, «Стратегия-2020» обещала рост доходов граждан в среднем на 70% от уровня 2012 года. Если в 2012 году в России официальная заработная плата была на уровне 27-30 тысяч рублей в месяц, то к 2020 она должна была вырасти до 50 тысяч рублей.Примечательно, что за 4 года до этого, Путин уверял граждан, что исходя из «Концепции социально-экономического развития России до 2020 года» средняя зарплата в России будет на уровне 2700 долларов в месяц.
В действительности же, мы получили не рост, а снижение доходов граждан в среднем на 5% от уровня 2012 года. Средний класс же в России, по мнению, президента составляет теперь 70%. Ведь, это все те, чей доход не менее, чем полтора МРОТа, то есть 17 тысяч рублей. Вот такой «средний класс» в России.
Увеличение расходов на образование и медицину
«План Путина» предполагал, существенное увеличение расходов на образование и медицину. В действительности же, как показало время, власть как шла по пути «оптимизации» медицины и образования, так идет. Школы и больницы, особенно, в маленьких населенных пунктах закрывают. В университетах становится все меньше бюджетных мест, образование и медицина всё больше из общественного блага становятся платной услугой. Ошибочность такого подхода показала пандемия, когда вдруг выяснилось, что и коек в больницах не хватает и самих врачей.
В «Стратегии», а также и других подобного рода документах есть еще много всего занятного: это и обещание снизить бедность в стране, и обеспечить семьи с детьми жильем от 100 квадратных метров, и создать 25 млн рабочих мест высокопроизводительных отраслях экономики. К сожалению, эти обещания, также не были выполнены.
К слову, обещания Дмитрия Медведева про модернизацию страны, развитие высокотехнологичных производств и создания в этих сферах рабочих мест, также канули в Лету.
На фоне современной власти, особенно, поражают обещания большевиков, которые были выполнены, несмотря на свою грандиозность. Это и достижение всеобщей грамотности населения, и электрификация страны, уверенная победна над тифом и другими болезнями. И это, на минуточку, после Гражданской войны.
Далее следуют сталинские пятилетки и индустриализация всей страны в кратчайшие сроки. Были построены сотни новых производств, созданы целые отрасли, в том числе и космическая, которая активно развивалась уже в 60-е годы. Также были построены миллионы квадратных километров жилья.
Разумеется, что и повышался уровень жизни. К 70-80 годам, уровень жизни советских граждан составлял уже около 70% от западноевропейского. И это в условиях экономической блокады.
Очевидно, что современная капиталистическая власть неспособна выполнять свои обещания из-за периферийного типа нашей экономики. Если советская социалистическая экономика была диверсифицирована, то есть многоотраслевой, то современная российская экономика, является исключительно ресурсо–ориентированной. Такой тип экономики выгоден только российскому правящему классу: олигархам и чиновникам, но никак не рабочему большинству.
Источник
Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой
В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.
Стратегия-2020
Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.
На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.
В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.
В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.
Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП
«В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции.
- Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
- По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
- Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.
Устойчивый рост ВВП на 6,5%
За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.
Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.
- Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
- Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
- К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).
Реальным доходам обещали рост на 70%
Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.
- По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
- В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
- В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.
Бедных станет вдвое меньше
Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.
- Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
- После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.
Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.
Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.
Больше квартир и меньше насилия
Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.
- Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
- В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
- Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.
Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.
Рост инвестиций в человеческий капитал
Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.
О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.
По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.
Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:
- в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
- в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
- во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.
Почему стратегия осталась нереализованной
В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.
По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» [до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.
Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.
Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.
По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.
«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».
Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.
Источник