- Зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования
- Процесс становления социального прогнозирования. Выбор главных приоритетов развития национальной экономики. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии. Социальное прогнозирование и планирование в США, Японии и Франции.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Содержание
- 1. Социальное прогнозирование и планирование в США
- 2. Социальное прогнозирование и планирование в Японии
- 3. Социально-экономическое прогнозирование во Франции
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Цель исследования — рассмотреть зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования.
- В качестве базы исследования были выбраны такие страны как США, Япония и Франция. Данный выбор обусловлен тем, что в этих странах произошел процесс становления социального прогнозирования.
- социальный прогнозирование планирование япония
- 1. Социальное прогнозирование и планирование в США
- Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О. Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть перспективу и принимать обоснованные решения. В связи с этим в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.
- В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и др. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до 2 тыс. участников. Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники. Зарубежный опыт долгосрочного планирования и прогнозирования / А.А. Белостоцкий // Вопросы экономики и права, 2012. — № 1
- Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики. Ведущую роль в их реализации играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы: на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н.. Макроэкономика: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М. 2003. — С. 71
- 2. Социальное прогнозирование и планирование в Японии
- Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.
- субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями. Прогнозирование и планирование в Японии // Финансы, инвестиции и потребительский рынок. — Режим доступа: http://consumermarket.ru/?p=11
- 3. Социально-экономическое прогнозирование во Франции
- — Первый (1945—1960) характеризуется как директивное планирование, полностью перенятое в бывшем СССР.
- — Второй этап (конец 60-х — начато 90-х гг.) представляет собой переход к индикативному планированию.
- — Третий этап (начался в 90-е гг) знаменует упор на стратегическое планирование. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебно-методическое пособие. — Пенза: ПГПУ, 2010. — С. 36
- Среди других прогностических центров и организаций можно выделить: Информационно-исследовательский центр по проблемам потребления (1953), Исследовательский центр по проблемам общих последствий научно-технической революции (1956), Информационное бюро экономических прогнозов (1958), Исследовательский центр международной ассоциации «Футурибль» (1960), Институт научно-технического, экономического и социального прогнозирования (1962), Фонд исследований будущего имени Клода Леду (1972), Международный исследовательский центр по проблемам окружающей среды и социального развития (1963), Международный фонд исследования социальных нововведений (1975), Исследовательский центр внешнеполитического прогнозирования (1975) и пр., и пр. Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 85
- Заключение
- Список литературы
- Подобные документы
Зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования
Процесс становления социального прогнозирования. Выбор главных приоритетов развития национальной экономики. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии. Социальное прогнозирование и планирование в США, Японии и Франции.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.06.2017 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
1. Социальное прогнозирование и планирование в США
2. Социальное прогнозирование и планирование в Японии
3. Социально-экономическое прогнозирование во Франции
Заключение
Список литературы
Введение
Тема исследования — «Зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования».
Объект исследования — социальное прогнозирование и планирование.
Предмет исследования — зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования.
Цель исследования — рассмотреть зарубежный опыт социального прогнозирования и планирования.
В качестве базы исследования были выбраны такие страны как США, Япония и Франция. Данный выбор обусловлен тем, что в этих странах произошел процесс становления социального прогнозирования.
социальный прогнозирование планирование япония
1. Социальное прогнозирование и планирование в США
Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О. Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть перспективу и принимать обоснованные решения. В связи с этим в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.
В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и др. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до 2 тыс. участников. Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники. Зарубежный опыт долгосрочного планирования и прогнозирования / А.А. Белостоцкий // Вопросы экономики и права, 2012. — № 1
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты—выпуск».
В США выделяют три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.
Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).
Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики. Ведущую роль в их реализации играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы: на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н.. Макроэкономика: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М. 2003. — С. 71
2. Социальное прогнозирование и планирование в Японии
Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.
Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели.
Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.
Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.
Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.
Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное Размещено на http://www.allbest.ru/
субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями. Прогнозирование и планирование в Японии // Финансы, инвестиции и потребительский рынок. — Режим доступа: http://consumermarket.ru/?p=11
3. Социально-экономическое прогнозирование во Франции
Франция часто называется в качестве классического примера внедрения в сферу государственного управления модели «индикативного планирования». Основой его информационного обеспечения является относительно сильно централизованная система прогнозирования социально-экономического развития.
— Первый (1945—1960) характеризуется как директивное планирование, полностью перенятое в бывшем СССР.
— Второй этап (конец 60-х — начато 90-х гг.) представляет собой переход к индикативному планированию.
— Третий этап (начался в 90-е гг) знаменует упор на стратегическое планирование. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебно-методическое пособие. — Пенза: ПГПУ, 2010. — С. 36
С начала 1990-х гг. во Франции развивается система стратегического планирования, постепенно заменяющая в практике государственного управления ту систему индикативного планирования в стране, сложившуюся ранее. Прогнозные и планово-программные разработки ведутся в рамках составления пятилетних (как правило) планов-программ экономического развития. В процессе их составления происходит согласование позиций государства и частного бизнеса по поводу перспектив социально-экономического развития страны.
За сводку общегосударственных прогнозов, разрабатываемых на контрактной основе специализированными научными учреждениями, отвечает отдел долгосрочного прогнозирования в Генеральном комиссариате по планированию при канцелярии премьер-министра (1946), за сводку отраслевых прогнозов — аналогичные отделы в министерствах экономики и финансов, промышленности, жизненных условий и окружающей среды, иностранных дел, обороны, за разработку региональных прогнозов — Исследовательский отдел перспективных проблем благоустройства страны в управлении территориального благоустройства и регионального развития при канцелярии премьер-министра (1968). Существенными полномочиями в сфере государственного прогнозирования и планирования располагает Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета, в том числе отвечающий и за прогнозные разработки при составлении индикативных планов развития.
Среди других прогностических центров и организаций можно выделить: Информационно-исследовательский центр по проблемам потребления (1953), Исследовательский центр по проблемам общих последствий научно-технической революции (1956), Информационное бюро экономических прогнозов (1958), Исследовательский центр международной ассоциации «Футурибль» (1960), Институт научно-технического, экономического и социального прогнозирования (1962), Фонд исследований будущего имени Клода Леду (1972), Международный исследовательский центр по проблемам окружающей среды и социального развития (1963), Международный фонд исследования социальных нововведений (1975), Исследовательский центр внешнеполитического прогнозирования (1975) и пр., и пр. Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 85
Для координации деятельности всех этих учреждений, как правительственных, так и неправительственных, в свое время был создан Координационный комитет исследований будущего.
Заключение
Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть перспективу и принимать обоснованные решения. В связи с этим в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.
Планирование и прогнозирование в Японии характеризуется использованием системы социально-экономических планов и прогнозов, научно-технологических программ развития. Пятилетние планы формулируют стратегические цели развития и носят индикативный характер. Планирование позволяем охарактеризовать наиболее вероятные пути развития экономики, очерчивает круг проблем, которые могут возникнуть перед субъектами хозяйствования, дает рекомендации по разрешению этих проблем.
Франция часто называется в качестве классического примера внедрения в сферу государственного управления модели «индикативного планирования». Основой его информационного обеспечения является относительно сильно централизованная система прогнозирования социально-экономического развития.
Список литературы
1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н.. Макроэкономика: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М. 2003. — 190 с.
2. Зарубежный опыт долгосрочного планирования и прогнозирования / А.А. Белостоцкий // Вопросы экономики и права, 2012. — № 1
3. Прогнозирование и планирование в Японии // Финансы, инвестиции и потребительский рынок. — Режим доступа: http://consumermarket.ru/?p=11
4. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебно-методическое пособие. — Пенза: ПГПУ, 2010. — 65 с.
5. Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — 115 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Зарубежный опыт прогнозирования и планирования в сельском хозяйстве. Опыт США в этой области. Особенности прогнозирования развития сельского хозяйства в Западной Европе, в том числе во Франции. Планирование развития сельского хозяйства в Японии.
реферат [29,5 K], добавлен 18.02.2008
История становления прогнозирования и планирования. Методы разработки макроэкономических прогнозов. Программа трансформации структуры экономики Японии. Планы социально-экономического развития Южной Кореи. Поощрение развития конкуренции во Франции.
презентация [98,8 K], добавлен 10.11.2016
Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике, их методы, подходы и особенности. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах мира, опыт стран Европейского Союза, США, Японии и Южной Кореи.
курсовая работа [46,0 K], добавлен 04.02.2015
Теоретические аспекты прогнозирования и планирования на предприятии. Классификация прогнозов и планов на предприятии, основных методов осуществления прогнозирования и планирования. Практическая реализация выбранного метода планирования и прогнозирования.
курсовая работа [234,6 K], добавлен 07.10.2014
Индикативное планирование развития национальной экономики, его роль. История мировой практики построения индикативных планов. Характерная особенность японского общегосударственного прогнозирования. Французская система индикативного планирования.
реферат [26,4 K], добавлен 06.08.2014
Источник