СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОГНОЗОВ
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.
Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, ди-
намики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП.
Социально-экономические прогнозы направлены на исследование вопросов динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости
Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.
Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.
В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в России еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.
Основные принципы прогнозирования.Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них.
: f Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны,’ как единый объект, а с другой — как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.
Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интере-
сов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо в первую очередь учитывать общегосударственные интересы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).
Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.
Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.
Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсивным, при создании новых условий хозяйствования.
Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.
Основные функции прогнозирования. Вих числе можно выделить следующие функции.
Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
Диагноз — это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью
выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода
Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит непрерывно на всех стадиях формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.
Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности.
Выявление объективных вариантов экономического и социального развития.На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на
Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.
Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поискового и нормативного.
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.
В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из которых сохраняют свою актуальность и применяются в настоящее время.
Принцип выделения ведущего звена в плане. Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наибо-
лее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разрабатываться программы или специальные разделы плана.
Принцип научности в планировании. План разрабатывается на научной основе, если он базируется на качественной, достоверной, полной, своевременной информации, обоснованных прогнозах, а для его разработки применяются современные методы планирования, обусловливающие систему плановых показателей, нормативов, норм.
Разработку планов должны осуществлять квалифицированные специалисты, умело использующие в своей деятельности основные положения теории планирования.
Принцип директивности. Это принцип означает распространение воздействия по принципу «сверху вниз». План становился законом после согласования и утверждения на вышестоящих уровнях.
В настоящее время директивность можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самостоятельной фирмой.
Принцип единства политики и хозяйственного руководства. В условиях централизованной экономики планы формировались исходя из политико-экономических целей, выдвигаемых КПСС на съездах. Плану предшествовал документ, утвержденный съездом.
В настоящее время при существовании многопартийной системы партии, стоящие у власти, реализуют политические цели, проводя определенную экономическую политику.
Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов. В условиях рынка решение проблемы отраслевого и территориального планирования основывается на развитии законодательной базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штрафных санкций и других рычагах управления.
К числу относительно новых относят следующие принципы планирования.
Принцип целевой направленности формулирует цели экономического развития, их разделения на подцели все более дробного характера и выявляет ресурсы, необходимые для их согласованной реализации.
Принцип комплексной направленности (принцип единства). Комплексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предполагаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов.
Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации ста-
новится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен вовлекать всех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Принцип многовариантности. В настоящее время устоялось представление, что любая проблема может быть решена различными способами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому возникает необходимость в других мерах достижения цели. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каждый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков проекта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличивает вероятность лучшего использования ресурсов, при множестве альтернатив можно надеяться, что среди них имеется оптимальная.
Принцип оптимальности состоит в правильном и четком формулировании и детализировании целей социально-экономической системы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решения каждой задачи в отдельности. Нахождение единственно правильного решения с учетом избранных критериев оптимальности основано на применении математического программирования, экономико-математического моделирования.
Принцип непрерывности планирования. Объективная основа действия этого принципа — непрерывный процесс расширенного производства. Планирование является частью этого процесса. Практическая реализация этого принципа обеспечивается соответствующей технологической разработкой проекта плана.
Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима со связанной с судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и технологией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, оперативного планов.
• Принцип иерархичности. Предпосылкой действия этого принципа является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принцип иерархичности связан с подчиненностью планирования пла-i нам вышестоящих уровней, с вероятностным характером экономической системы, позволяет «гасить» мелкие отклонения от планов в пределах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела. Формирование методик планирования определяется теми принципами, которые использует разработчик плана или раздела.
Балансовый метод планирования — метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Заключается в построении систем материальных и стоимостных балансов разного уровня: народнохозяйственного, межотраслевого и др. Планы производства отдельных видов продукции на предварительном этапе рассчитываются исходя, с одной стороны, из оценки потребностей в них, а с другой — из возможностей производства и наличия запасов.
Балансовый метод в рамках индикативного планирования.Современное реформирование государственной российской экономики имеет целью создание новой системы государственного регулирования, учитывающей все наиболее прогрессивные достижения как отечественного, так и хозяйственного зарубежного опыта. Это применимо к одному из основных инструментов управления экономикой — системе материальных балансов.
В рыночной экономике «сигнал» производителю о том, что нужно и что не нужно, идет непосредственно от покупателей. За ту или иную продукцию они «голосуют рублем». И если бы при составлении экономических планов полнее, своевременно и лучше учитывались быстро меняющиеся потребности людей, тогда многие проблемы были бы сняты. Для создания такой обратной связи и была предпринята в свое время радикальная экономическая реформа, которая повлекла изменение форм собственности, государственности и другие глобальные процессы.
Возникновение регулирования товарообмена государством есть результат естественного процесса совершенствования рыночных отношений, характерный для современного уровня развития производительных сил. К инструментам государственного регулирования от-
носятся структурно-инвестиционная политика, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.
Одной из особенностей рыночного саморегулирования является то, что покупатель дает свою окончательную оценку только в процессе товарообмена. Рыночные отношения предопределяют успех предпринимательской деятельности тем, насколько точно соответствует друг другу объем и структура спроса потребителей и предложения производителей. Однако платежеспособный спрос является достаточно сложной для изучения экономической категорией.
Одним из ключевых является понятие кругового потока. Деньги движутся от потребителя к производителю, а натуральные продукты — от производителя к потребителю. Признаками здоровой экономики являются высокий темп движения этих потоков и их взаимная сбалансированность. Это зависит от того, насколько цены фактических продаж, потребности и производство близки к равновесным ценам и размерам равновесных продаж. Значит, меры государственного воздействия на экономику оправданны настолько, насколько они сближают эти параметры с равновесными, которые определяются точкой пересечения кривых (спроса и предложения, натурально-стоимостным балансом). Но практически любая возможная мера государственного воздействия на экономику соответствующим образом меняет характер этих кривых, что дает новую точку равновесия. Это позволяет, \ используя соответствующий экономический аппарат, просчитывать экономические последствия бюджетных ассигнований, налогов, капитальных вложений и т.п.
Система государственного регулирования должна выполнять следующие основные функции:
■ обеспечение мониторинга движения товарных потоков по всему экономическому пространству России;
■ выработку на этой основе мероприятий по экономическому росту;
■ осуществление анализа и прогнозирования устойчивости взаимного оборота натуральных и денежных потоков в экономике;
■ проведение расчетно-аналитического обоснования комплексных мер государственного регулирования экономики России.
Система материальных балансов формируется по восходящей от первичных ресурсов до продукции конечного потребления и представляет собой.четыре иерархических ряда:
1) балансы продуктов конечного потребления;
2) балансы орудий труда;
3) балансы эндогенных ресурсов (внутренние);
4) балансы экзогенных ресурсов (внешние).
В номенклатуру продуктов конечного потребления входят основные продукты питания и основные товары народного потребления (ТНП). Кроме того, в эту номенклатуру могут Входить виды продукции, условно признанные государством как конечные:
■ важнейшие экспортные ресурсы.
Номенклатура остальных групп балансов формируется по принципу «графа целей»: для производства конечной продукции ключевыми являются определенные виды материалов и техники. Для производства этих ключевых материалов и техники в свою очередь необходимы ключевые материалы и техника и т.д.
Таким образом, межбалансовые связи доходят до экзогенных ресурсов, т.е. ресурсов, поступающих в экономику непосредственно из природной сферы. От каждого конечного продукта исходит как бы «дерево целей». Но поскольку конечных продуктов (целей) несколько, то соответствующие «деревья» образуют «рощу целей».
Указанные типы балансов разрабатываются также в территориальном разрезе по основным потребителям или производителям материально-технических ресурсов.
Обобщающим итогом балансовых расчетов является баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях. Через этот баланс осуществляется связь с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, предприятий и финансовым балансом государства, а через него — с бюджетом.
Нормативный метод планирования основывается на применении норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и соответственно в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитываются себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения, определяются затраты по некоторым видам ресурсов (электрическая энергия). Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов.
Факторный метод планирования отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил и предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые (латентные). Факторный метод планирования
позволяет выявить скрытые обобщенные факторы, которые в достаточной степени объясняют изменения изучаемого показателя.
Метод экономико-математического моделирования описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии — возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, модели. Часто таким более доступным объектом является экономико-математическая модель.
Программно-целевой метод планирования — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программно-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к планированию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.
Процесс разработки перспективного плана в условиях программно-целевого метода показан на рис. 2.6.
Программы |
Цели плана |
Прогнозы и перспективы развития ресурсной базы
. Основные направления развития перспективного плана
Перспективный план
социального и экономического
Рис. 2.6. Процесс разработки перспективного плана при использовании программно-целевого метода планирования
1. Планирование и прогнозирование являются центральными функциями менеджмента.
2. Фирма самостоятельно определяет состав планов.
3. Прогнозирование — одна из основных функций управления, в ходе реализации которой проводятся научные исследования по предвидению состояния объекта (социально-экономической системы).
4. Прогнозирование возможно ввиду того, что объекты (социально-экономической системы) развиваются в соответствии с законами, в частности экономическими, и имеют определенную инерционность.
5. В практике прогнозирования используют более 300 методов осуществления прогнозных исследований.
6. Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.
7. В настоящее время в планировании используют различные принципы планирования.
8. Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела.
9. Наиболее распространенные методы планирования: балансовый, нормативный, факторный, экономико-математическое моделирование, программно-целевой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Расскажите о месте планирования и прогнозирования на основе анализа стратегической схемы управления.
2. Существуют ли в настоящее время положения, регламентирующие планирование?
3. Дайте определение прогнозирования.
4. В чем сходство и отличия экстраполяционного и нормативного прогнозирования?
5. Приведите классификацию методов прогнозирования.
6. Расскажите о методе экспертных оценок в прогнозировании.
7. Что такое принцип планирования?
8. Укажите принципы централизованного планирования, которые применяются и в настоящее время.
9. Какие принципы планирования добавились в современных условиях?
10. Что такое метод планирования? Дайте определение.
11. Раскройте сущность балансового метода в рамках индикативного планирования.
12. Какие методы получили наибольшее распространение в планировании? Кратко их охарактеризуйте.
ТЕСТЫ
1.Укажите правильное утверждение:
а) прогнозирование осуществляется так:
■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах,
■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов,
■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер;
б) прогнозирование осуществляется так:
■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов,
■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер,
■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах;
в) прогнозирование осуществляется так:
■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер,
■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах,
■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов.
2. Укажите правильное утверждение:
а) планирование осуществляется таким образом:
■ цели описываются количественно,
■ цели увязываются со сроками;
б) планирование осуществляется таким образом:
■ цели увязываются со сроками,
■ цели описываются количественно;
в) планирование осуществляется таким образом:
■ цели увязываются со сроками;
■ количественно описываются цели.
Координация осуществляется с помощью:
а) согласования во времени и пространстве действий для вы
полнения плана;
б) создания соответствующих подразделений предприятия;
в) решения задач эффективного сочетания всех элементов
производства для достижения наивысшей эффективно
сти, безопасности и привлекательности условий работ.
а) через фиксацию полученных результатов;
б) разработку и осуществление мер по устранению нежела
тельных отклонений;
в) сравнением полученных результатов с плановыми, выяв
лением отклонений, причин, их обусловливающих.
Выберите правильное утверждение:
а) методы прогнозирования — это способы разработки пла
на или его раздела;
б) прогнозирование — одна из основных функций управле
ния, в ходе реализации которой проводятся научные ис
следования по предвидению состояния объекта (социаль
но-экономической системы).
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается:
а) определенное единство методологии, организации и раз
работки прогнозов, обеспечивающих их согласованность,
преемственность и непрерывность;
б) те или иные частные национальные прогнозы, описыва
ющие различные стороны экономического роста, харак
теризуются относительной обособленностью и имеют соб
ственное специфическое содержание;
в) способы разработки плана или его раздела.
В систему социально-экономического прогнозирования не входят:
а) внешнеэкономические прогнозы;
б) технико-экономические прогнозы;
в) социально-экономические прогнозы;
г) научно-технические прогнозы;
д) естественно-природные прогнозы;
е) прогнозы развития отдельного предприятия.
8. Подберите для приведенной классификации прогнозов со
ответствующее ей утверждение:
а) внешнеэкономические прогнозы;
б) технико-экономические прогнозы;
в) социально-экономические прогнозы;
г) научно-технические прогнозы;
д) естественно-природные прогнозы:
■ исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.,
■ рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП,
■ рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.,
■ характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды,
■ исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.
9. Назовите принципы прогнозирования:
б) единство политики и экономики;
г) научная обоснованность;
д) адекватность прогноза объективным закономерностям;
10. Подберите для приведенной классификации прогнозов со
ответствующее ей утверждение:
■ это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования,
■ этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез),
■ понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
11. На основе каких подходов реализуется функция прогнози
рования:
12. Принцип планирования — это:
а) основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования;
б) одна из основных функций управления, в ходе реализа
ции которой проводятся научные исследования по пред
видению состояния объекта (социально-экономической
системы);
в) это способы разработки плана или его раздела.
13. Назовите принципы планирования:
б) единство политики и экономики;
г) научная обоснованность;
д) адекватность прогноза объективным закономерностям-
л) выделение ведущего звена;
14. Принцип участия означает:
а) каждый член экономической организации становится
участником плановой деятельности независимо от долж
ности и выполняемой им функции. То есть процесс пла
нирования должен привлекать к себе всех тех, кого он не
посредственно затрагивает;
б) правильное и четкое формулирование и детализирование
целей социально-экономической системы в целом и каж
дого ее звена, отбор критериев оптимальности для всего
комплекса задач планирования и решений каждой задачи
в отдельности, поиск единственно правильного решения
с учетом избранных критериев оптимальности, основан
ных на решении задач математического программирова
ния, экономико-математическом моделировании;
в) формулирование целей экономического развития, их раз
деление на подцели все более дробного характера и вы
явление ресурсов, необходимых для их согласованной ре
ализации.
15. Принцип гибкости заключается:
а) в придании планам и процессу планирования способно
сти менять свою направленность в связи с возникнове
нием непредвиденных обстоятельств;
б) обеспечении взаимосвязи и технологии разработки дол
госрочного, среднесрочного, текущего, оперативного» пла
нов;
в) подчиненном характере планам вышестоящих уровней.
Связан с вероятностным характером экономической си
стемы, позволяет «гасить» мелкие отклонения от планов
в пределах отдельных звеньев социально-экономической
системы.
16. Прогнозирование — это:
а) основополагающее правило, на базе которого осуществ
ляется процесс планирования;
б) одна из основных функций управления, в ходе реализа
ции которой проводятся научные исследования по пред
видению состояния объекта (социально-экономической
системы).
17. При экстраполяционном прогнозировании предполагается,
что:
а) рассматриваемый объект вследствие инерции сохраняет
тенденцию своего развития в будущем. Тенденции выяв
ляются на основе информации о развитии объекта в пред
шествующие годы и данных о состоянии объекта в насто
ящее время. Прогнозирование осуществляется по
принципу: «из прошлого через настоящее в будущее»;
б) первоначально устанавливаются тенденция развития
объекта управления и возможная форма развития на базе
экстраполяции. Определяется желаемое состояние объекта
управления за период упреждения. Затем процесс разво
рачивается из будущего в настоящее. На основе выявле
ния расхождений между желаемым и имеющимся состоя
нием выявляются те проблемы, которые необходимо
решить для желаемого состояния объекта в будущем.
18. Сущность метода экспертных оценок заключается:
а) в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений
и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы; б) получении новых идей, решений какой-либо проблемы в результате коллективного творчества группы людей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам. Принципиальной особенностью метода является абсолютное исключение в ходе самого сеанса критики и какой-либо оценки высказываемых идей.
19. «Мозговая атака» представляет собой метод:
а) получения новых идей, решений какой-либо проблемы
в результате коллективного творчества группы людей
в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным
правилам. Принципиальной особенностью метода явля
ется абсолютное исключение в ходе самого сеанса крити
ки и какой-либо оценки высказываемых идей;
б) полный отказ от личных контактов экспертов и коллек
тивных обсуждений; многотуровая процедура опроса эк
спертов; обеспечение экспертов информацией, включая
и обмен информацией между ними после каждого тура
опросов при сохранении анонимности; обоснование от
ветов экспертов по запросу организаторов.
20. Метод планирования — это:
а) способ разработки плана или его раздела;
б) одна из основных функций управления, в ходе реализа
ции которой проводятся научные исследования по пред
видению состояния объекта (социально-экономической
системы);
в) метод получения новых идей, решений какой-либо про
блемы в результате коллективного творчества группы лю
дей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определен
ным правилам.
21. К методам планирования относятся:
а) балансовый метод;
б) метод экспертной оценки;
в) нормативный метод;
г) метод экстраполяции;
д) факторный метод;
е) метод экономико-математического моделирования;
ж) программно-целевой метод.
22. Метод экономико-математического моделирования:
а) описывает экономические процессы и явления в виде эко
номико-математических моделей, основывается на прин
ципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта не не
посредственно, а через рассмотрение другого, подобного
ему и более доступного объекта, модели;
б) отличается тем, что не опирается на заранее заданный пе
речень факторов, влияющих на изучаемые переменные,
а, наоборот, при соблюдении определенных правил и пре
досторожностей помогает обнаружить наиболее важные
из этих факторов, причем скрытые (латентные);
в) является методом, при котором цели плана увязываются
с ресурсами с помощью программ.
И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3.1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Зарубежные специалисты считают, что системы планирования и управления теснейшим образом связаны с характером особенностей производства, потребления продукции, с условиями, в которых осуществляются эти процессы. Они выделяют следующие эпохи производства:
1. Эпоха массового производства: начало 20-х гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.
2. Эпоха массового сбыта: начало 30-х — 50-е гг. XX в.
3. Постиндустриальная эпоха (с середины 50-х гг. XX в.).
4. Эпоха знаний (XXI в.).
В эпоху массового производства стратегических сложностей в области долгосрочного развития не существовало. Фирма, предлагавшая товар по самой низкой цене, непременно выигрывала. Предпринимательский сектор был надежно огражден от вмешательства извне. Политический и социальный контроль были минимальны.
В эпоху массового сбыта произошло насыщение спроса. Первыми перешли к рынку отрасли, выпускающие потребительские товары, отличающиеся сложными технологиями.
Постиндустриальная эпоха характеризуется ускоренным развитием событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру, динамику предпринимательства.
Эпоха знаний характеризуется информационным бумом, сменой технологических укладов, ускорением интеграционных процессов в мировой экономике.
Глубинной причиной всех перемен является достижение обществом нового уровня благосостояния. Эпоха массового производства
обеспечила удовлетворение экономических потребностей населения в основных условиях удобства и безопасности сети физического существования. Эпоха массового сбыта дала надежду на то, что от комфорта и безопасности существования недалеко до благосостояния.
Постиндустриальная эпоха — это наступившее благосостояние.
До постиндустриальной эпохи фирмы не подвергались вмешательству со стороны общества. Начиная с 50-х гг. XX в. общественные силы начали проявлять широкую заинтересованность в определении принципов управления и роли фирмы в постиндустриальном обществе.
В соответствии с классификацией эпох в качестве важнейшего фактора совершенствования системы управления и планирования выделяется нестабильность и отмечается усиление нестабильности в последние годы.
И. Ансофф выделяет три характеристики нестабильности:
1) степень привычности;
2) темп изменений будущего;
3) предсказуемость будущего.
В соответствии с этими характеристиками разработана шкала нестабильности (рис. 3.1).
Характеристика | 1900-е гг. -стабильность | 1930-е гг.- реакция на проблемы | 1950-е гг.— предвидение | 1970-е гг. -исследование | 1990-е гг.-творчество |
Привычность событий | Привычные | В пределах экстраполяции опыта | Неожиданные, не имеющие аналогии в прошлом | Неожиданные и совершенно новые | |
Темп изменений | Медленнее, чем реакция | Сравнимый с реакцией фирмы | Быстрее, чем реакция фирмы | ||
Предсказуемость будущего | По аналогии с прошлым | Путем экстраполяции 2 3 | Предсказуемые серьезные проблемы и новые возможности 4 | Частичная предсказуемость по слабым сигналам 5 |
Шкала нестабильности Непредсказуемые изменения
Рис. 3.1. Шкала нестабильности
До начала 50-х гг. XX в. прошлый опыт представлял ценное руководство для будущего. Экстраполируя привычные тенденции, фирма могла ясно видеть- будущее.
Но начиная с 1950-х гг. перемены нельзя было уже связывать с прежними тенденциями, они происходили быстрее и являлись менее предсказуемыми.
В 80—90-е гг. XX в. некоторые тенденции еще можно предсказать, но многое непредсказанное обнаруживало себя внезапным ударом по интересам фирмы как стратегическая неожиданность.
Каждая фирма нуждается в оценке того, что ждет ее в будущем. Пользуясь «шкалой нестабильности» со значением от 1 до 5, эту оценку можно произвести следующим образом:
1) определить, какие из условий деятельности фирмы будут наименее стабильными в ближайшие 5—7 лет;
2) определить для выбранных условий уровень привычности событий, темп изменений и предсказуемость будущего.
Связав эти три характеристики, можно вычертить схему нестабильности будущего (табл. 3.1).
Предсказуемость будущего | 1900-е гг. -привычно | 1930-е гг. | 1950-е гг. -поддаются экстраполяции | 1970-е гг. -неожиданно, но узнаваемо | 1990-е гг. -неожиданно и неузнаваемо |
Будущее есть повторение прошлого | Справочники и инструментарии Финансовый контроль | Управление на основе контроля | |||
Будущее предсказуемо путем экстраполяции | Составление текущих бюджетов Управление на основе экстраполяции Составление бюджетных капиталовложений Целевое управление Долгосрочное планирование | ||||
Предсказуемы только проблемы и новые возможности | Управление на основе предвидения | Стратегическое планирование по периодам Выбор стратегической позиции | |||
Частично предсказуемы слабые сигналы из внешней среды фирмы | Управление на основе гибких производственных решений | Управление на основе ранжирования стратегических задач Управление по слабым сигналам | |||
Неожиданные события | Управление в условиях неожиданных событий | ||||
Уровень нестабильности | 1- стабиль-ность | 2- реактив-ность | 3- предвидение | 4- исследо- вание | 5-твор-чество |
3. Разделив схему пополам вертикальной чертой, можно определить средний уровень нестабильности.
По мере изменения уровней нестабильности управленческая прак
тика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в ус
ловиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окруже
ния, i
Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы рассчитывали на растущий уровень нестабильности, и в особенности на все большую непривычность событий и все меньшую предсказуемость будущего.
Можно выделить четыре этапа в развитии этих систем:
1) управление на основе контроля за исполнением;
2) управление на основе экстраполяции;
3) управление на основе предвидения изменений;
4) управление на основе гибких экстренных решений.
3.2. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование — одна из важнейших функций управления. Стратегическое планирование — составной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование порой отождествляется с хорошо известным нашей управленческой практике перспективным планированием. Однако в отличие от него стратегическое планирование характеризует прежде всего особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, концепций, приоритетов, приоритетных решений), способных сделать их реальными и выполнимыми.
Наряду с отождествлением стратегического и перспективного планирования есть тенденция их противопоставления. Перспективное (долгосрочное) планирование в его обычном понимании у большинства людей ассоциируется с экстраполятивным планированием, в котором в значительной мере преобладает база, исходный уровень, сложившаяся тенденция развития. Стратегическое же планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей стратегии развития, формирование специального механизма ее реализации.
В теории стратегического управления стратегическое планирование трактуется довольно широко. Это и интегральный процесс подготовки и принятия решений, и формулирование целей, определение путей их достижения, и исследование последствий уже принятых или принимаемых решений, и процесс разработки целей и направлений их
достижения и т.п. В конечном итоге под стратегическим планированием следует понимать процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления.
Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятий. Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности на предприятии. Оно включает и является обобщением долгосрочного, среднесрочного, годового, оперативного и функционального планирования. Основная смысловая нагрузка в стратегическом планировании, безусловно, возлагается на долгосрочное планирование. Вот почему стратегическое планирование часто трактуется как процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулированы концепции долговременного развития. Стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации.
Важная отличительная черта стратегического планирования — гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов. Известно, что применявшаяся в нашей практике система планирования характеризовалась строго очерченными, заданными плановыми горизонталями.
Стратегическое же планирование требует специального определения горизонта времени, на который вырабатывается перспективная политика.
Для этого определения применяются различные критерии:
■ жизненный цикл продукта;
■ цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию;
■ период времени, необходимый для реализации стратегических целей.
Есть и другие критерии. При опоре на категорию жизненного цикла горизонт планирования должен отличаться по видам деятельности и номенклатуре продукции. Он тесно связан также с характером и содержанием целей будущего развития, со стратегическими целями. В зависимости от содержания стратегических целей изменяется период их реализации, соответственно сдвигаются и горизонты планирования. В этой связи очевидна зависимость горизонта планирования от характера стратегической цели. Если это выпуск новой продукции, то горизонт планирования задается жизненным циклом ее существования;
если стратегическая цель — модернизация и техническое перевооружение, то горизонт планирования существенно расширяется.
Современный этап развития теории и практики планирования на предприятиях характеризуется новой концепцией. Планирование все в большей мере становится по своей природе стратегическим. Из формализованного процесса стратегическое планирование постепенно превращается в действенный инструмент управления, потребность в нем растет.
В странах с развитой рыночной экономикой большинство компаний уже не первое десятилетие планирует свою деятельность, многие плановики-теоретики и плановики-практики терминологически обозначают эту деятельность именно «стратегическим планированием».
Попытаемся более конкретно раскрыть природу стратегического планирования в том его виде, в каком оно применяется в практике управления.
Стратегическое планирование — это многоэтапный процесс, осуществляемый последовательно параллельно и охватывающий следующие четыре множества решений.:
1. Определение бизнеса — характеризуется следующими исходны
ми параметрами:
■ описание производимого продукта с учетом его технико-экономических, потребительских свойств и технологичности;
■ оценка масштаба рынка этого продукта, речь должна идти о составе потребителей данного продукта, специфике их потребностей;
■ рыночная сегментация, суть которой состоит в разграничении рынка данного продукта по составу, группам потребителей, специфике их потребностей, географическому положению.
2. Миссия (роль) бизнеса — множество преследуемых целей в их количественном измерении.
3. Функциональные стратегии. Формулирование их относится к третьему множеству решений стратегического планирования. Функциональные стратегии — это стратегии в области маркетинга, производства, НИОКР, инвестиций, финансов, трудовых ресурсов. Функциональные стратегии определяются после того, как определен бизнес и выявлена его миссия.
4. Бюджетирование. Четвертое множество решений в стратегическом планировании. На этом этапе плановый цикл завершается формированием системы распределения ресурсов и составлением бюджетов, обеспечивающих реализацию стратегий, планов, программ. Тут принимаются специальные финансовые решения, декларируется доход, составляются всякого рода балансы, проектируется денежный оборот.
Источник