Прогнозная схема территориально пространственного развития страны это

Прогнозная схема территориально пространственного развития страны это

Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.

Стратегия содержит основные тенденции, проблемы и вызовы, цель, задачи, приоритеты и направления пространственного развития Российской Федерации, меры выполнения задач Стратегии, механизмы ее реализации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, перечень перспективных центров экономического роста, перечень макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий и целевые показатели стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В качестве цели пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны.

Для достижения указанной цели в Стратегии предлагается решение следующих основных задач

  • Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
  • Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.
  • Усиление межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов.
  • Повышение конкурентоспособности экономик субъектов Российской Федерации путем обеспечения условий для развития производств в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов Российской Федерации.
  • Повышение устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.
  • Повышение территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы.
  • Обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупнейших и крупных городских агломераций.
  • Формирование и развитие минерально-сырьевых центров.
  • Обеспечение улучшения состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата.
  • Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий.
Читайте также:  Советские карты стран мира

Источник

Тема 7. Прогнозная схема территориально-пространственного развития РК

Цель: Ознакомить студентов с основными положениями прогнозной схемы, ее структурой, целями и задачами.

Вопросы: 1. Обоснование необходимости разработки схемы. 2. Ее цели и задачи. 3. Структура прогнозной схемы. 4. Особенности ее реализации.

В современных условиях пространства и месторасположение рассматривается как важный фактор социально-экономического развития.

Рост городов и агломераций, повышение мобильности населения, развитие торговли и услуг, служившие в последние два десятилетия катализаторами прогресса в развитых странах, в настоящее время выступают в качестве движущих сил и для развивающихся стран.

Это актуально и для Казахстана, где экономическая плотность регионов отличается высокой степенью дифференциации, что характеризует неравномерность экономического развития страны в территориальном разрезе.

Мировой опыт успешного развития ряда стран показывает, что это происходит в условиях территориальной концентрации производства, капитала и человеческих ресурсов в высокоурбанизированных зонах.

В этой связи для Казахстана крайне актуальна задача стимулирования концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создания условий для роста экономической активности субъектов рынка и формирования единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой экономикой.

Поэтому возникла необходимость разработки документа по долгосрочному территориально-пространственному развитию страны, предпосылками для которой стали следующие факторы:

1. Почти половина экономического потенциала (47,2%) страны сосредоточена в четырех регионах (городах Алматы и Астана, Атырауской и Карагандинской областях). На долю четырех аграрных регионов (Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской) приходится 11,3% ВВП.

2. Сохраняется разрыв в социально-экономическом развитии регионов. Самый низкий среднедушевой ВРП в размере до 70% от среднереспубликанского уровня за рассматриваемый период сохраняется Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, то есть на 27% территории республики, где проживает 40% населения страны. Это в основном регионы с сельскохозяйственной специализацией.

3. Потенциал регионов в настоящее время определяется главным образом развитием промышленности и сельского хозяйства, сектор услуг за исключением городов Алматы и Астана не играет еще заметной роли. Вместе с тем, с учетом трудоизбыточности аграрного сектора в ближайшие годы в нем будет происходить дальнейшее сокращение рабочих мест. В этой связи потенциалом создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения обладает индустриальный сектор и сектор услуг.

4. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в энергообеспеченной Северной зоне – 45%. В менее энергообеспеченной Западной энергетической зоне сконцентрировано 30% предприятий. В наиболее энергодефицитной Южной энергетической зоне сконцентрировано 25% промышленности.

5. В целом наблюдается низкая инновационная активность в большинстве регионов страны. Среди регионов наибольшие объемы инновационной продукции и услуг производят Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области и город Алматы. Данные четыре региона производят почти 80% инновационной продукции страны. Таким образом, инновации наиболее распространены в индустриально-развитых странах. При этом инновационная деятельность характерна в основном крупным предприятиям страны.

Как показывает мировая практика, территориальные различия естественны и объективны. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.

Решение вышеназванных проблем предполагалось решать в рамках Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, принятой Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №118.

Основными направлениями Прогнозной схемы являлось увязка текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, координация действий бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций.

Долгосрочная направленность и комплексный характер Прогнозной схемы позволяют использовать ее для выявления имеющихся резервов и возможностей, формирования на этой базе перспективных направлений развития экономики, дополняющих или развивающих уже реализуемые направления развития.

Целью Схемы было решение социально-экономических проблем регионов на перспективу. Задачами Схемы определены:

1. Выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения.

2. Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.

При этом реализация Схемы должна осуществляться в два этапа.

Первый этап (2011-2012 годы) являлся пилотным, в течение которого предусматривалось провести перспективный анализ социально-экономического развития регионов с выявлением имеющихся резервов и неиспользованных возможностей. На данном этапе также был выработан механизм конкретных действий акимов областей, городов Астаны и Алматы по перспективному развитию регионов.

На втором этапе (2013-2020 годы) будет осуществляться полномасштабная реализация Схемы, в рамках которой будут отбираться в установленном порядке и реализовываться бюджетные инвестиционные проекты, направленные на развитие регионов. На втором этапе также предусматривается координация реализуемых в интересах территорий государственных, отраслевых программ, стратегических планов национальных компаний.

Структура Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны содержит следующие разделы:

1) анализ и оценка экономического потенциала территорий;

2) направления территориально-пространственного развития;

3) прогнозные параметры развития страны;

4) схемы перспективного развития регионов.

Раздел «Анализ и оценка экономического потенциала территорий» должен содержать анализ ресурсного потенциала регионов страны, вопросы обеспеченности производственной и социальной инфраструктурой, классификацию и анализ регионов по экономической специализации, системе расселения и характеру рыночных связей, особенности территориального развития страны, анализ экологического развития регионов.

Раздел «Направления территориально-пространственного развития» состоит из целей, задач и основных подходов территориально-пространственного развития страны, стратегических направлений развития макрорегионов.

Раздел «Прогнозные параметры развития страны» включает основные прогнозные показатели развития страны и регионов на предстоящий десятилетний период.

Раздел «Схемы перспективного развития регионов» содержит схемы перспективной экономической специализации регионов, перспективного расселения, перспективного развития производственной и социальной инфраструктуры.

Источник

Эффективное использование ресурсного потенциала регионов – основная задача Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года

Эффективное использование ресурсного потенциала регионов – основная задача Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года

В современных условиях пространство и месторасположение рассматривается как важный фактор социально-экономического развития.

Рост городов и агломераций, повышение мобильности населения, развитие торговли и услуг, служившие в последние два десятилетия катализаторами прогресса в развитых странах, в настоящее время выступают в качестве движущих сил и для развивающихся стран.

Это актуально и для Казахстана, где экономическая плотность регионов отличается высокой степенью дифференциации, что характеризует неравномерность экономического развития страны в территориальном разрезе.

Мировой опыт успешного развития ряда стран показывает, что это происходит в условиях территориальной концентрации производства, капитала и человеческих ресурсов в высокоурбанизированных зонах.

В этой связи для Казахстана крайне актуальна задача стимулирования концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создания условий для роста экономической активности субъектов рынка и формирования единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой экономикой.

Поэтому возникла необходимость разработки документа по долгосрочному территориально-пространственному развитию страны, предпосылками для которой стали следующие факторы:

1. Почти половина экономического потенциала (47,2%) страны сосредоточена в четырех регионах (городах Алматы и Астаны, Атырауской и Карагандинской областях). На долю четырех аграрных регионов (Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской областей) приходится всего 11,3% ВВП.

2. Разрыв в социально-экономическом развитии регионов. Самый низкий среднедушевой ВРП в размере до 70% от среднереспубликанского уровня сохраняется в Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, то есть на 27% территории республики, где проживает 40% населения страны. Это в основном регионы с сельскохозяйственной специализацией.

3. Потенциал регионов в настоящее время определяется главным образом развитием промышленности и сельского хозяйства, сектор услуг за исключением городов Алматы и Астана не играет еще заметной роли.

4. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в энергообеспеченной Северной зоне – 45%. В менее энергообеспеченной Западной энергетической зоне сконцентрировано 30% предприятий. В наиболее энергодефицитной Южной энергетической зоне сконцентрировано 25% промышленности.

5. В целом наблюдается низкая инновационная активность в большинстве регионов страны. Среди регионов наибольшие объемы инновационной продукции и услуг производят Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области и город Алматы. Данные четыре регионы производят почти 80% инновационной продукции страны. Таким образом, инновации наиболее распространены в индустриально-развитых регионах страны. При этом инновационная деятельность характерна в основном крупным предприятиям страны.

Как показывает мировая практика, территориальные различия естественны и объективны. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.

В тоже время стихийное, нерегулируемое саморазвитие регионов приводит к нежелательным территориальным различиям, следствием которых является социальная и экономическая неравномерность, неконтролируемая миграция населения, слабое использование имеющего потенциала развития и высокие экологические издержки.

Решение всех вышеназванных проблем будут решаться в рамках Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, принятой Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 000.

Основными направлениями Прогнозной схемы является увязка текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, координация действий бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций.

Долгосрочная направленность и комплексный характер Прогнозной схемы позволяют использовать ее для выявления имеющихся резервов и возможностей, формирования на этой базе перспективных направлений развития экономики, дополняющих или развивающих уже реализуемые направления развития.

Перспективы развития в рамках Прогнозной схемы на долгосрочный период определены и для Акмолинской области, как одного из динамично развивающегося региона.

На долгосрочную перспективу предполагается развитие тех направлений, где область имеет достаточные конкурентные преимущества.

1. Наличие сельскохозяйственных угодий с высоким естественным плодородием почв и пастбищных угодий для выпаса скота.

Из общей площади территории области (14,6 млн. га) 90% составляют сельскохозяйственные угодья (13,2 млн. га), из которых пашня – 5,4 млн. га (41%), пастбища – 6,7 млн. га (51%).

Земли запаса составляют более 2 млн. га, в т. ч. пашня – 20,4 тыс. га, пастбища – 1,5 млн. га.

Вклад области в общереспубликанский объем валовой продукции сельского хозяйства — 13% (4 место). В отраслевой структуре сельского хозяйства области преобладает растениеводство
— 76%, в том числе производство зерна — 57,8%.

Наличие сельскохозяйственных угодий с высоким естественным плодородием почв определило зерновую специализацию области, которая производит более 1/5 республиканского объема зерна, в том числе почти 1/4 высококачественной пшеницы. Наличие пастбищных угодий для выпаса скота дает возможность успешно развивать животноводческую
отрасль.

2. Наличие уникальных запасов природных ископаемых для развития горно-металлургической отрасли, уранового производства, стройиндустрии.

На территории области сосредоточены разведанные уникальные по своему составу и масштабности запасы золота, урана, молибдена, технических алмазов, каолина и мусковита, железной руды, каменного угля, доломита, а также общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и лечебных грязей. Измеряемая ценность балансовых запасов составляет не менее 20 млрд. долларов США, а прогнозных ресурсов – более чем на 100 млрд. долларов США.

Достаточными являются балансовые запасы Васильковского месторождения золотосодержащих руд, перспективные месторождения — Аксу, Бестобе, Жолымбет, Кварцитовые горки.

Балансовые запасы разведанных железных руд составляют порядка 570 млн. тонн, в т. ч. месторождения Оркен — 46 млн. тонн, Масальское — 524 млн. тонн, содержание железа 15-20%.

Регион является одним из самых обеспеченных в республике по запасам сырья для производства цемента (Целиноградский, Енбекшильдерский, Зерендинский районы – запасы сырья около 1700 млн. тонн), что создает реальную основу для развития цементного производства и выпуска изделий из него.

Достаточные запасы общераспространенных полезных ископаемых, создающие предпосылки для расширения производства строительных материалов.

3. Наличие инновационного потенциала научно-исследовательских комплексов «Шортанды» в п. Научный Шортандинского района и филиала АО «Национальный центр биотехнологий РК» в г. Степногорске.

4. Географическое расположение территорий Акмолинской области рядом со столицей г. Астана.

5. Богатый рекреационный потенциал. Наличие Щучинско-Боровской курортной зоны создает условия для формирования туристского комплекса мирового уровня.

В регионе имеется три государственных национальных природных парка (на территории Зерендинской и Щучинско-Боровской курортных зон и Ерейментауского района) и Национальный природный заповедник (Коргалжынский район), располагающие уникальными природно-климатическими условиями.

6. Транзитный потенциал региона, создающий возможности вхождения в международные транспортные коридоры и создания транспортно-логистических центров.

С учетом имеющегося потенциала и конкурентных преимуществ, определены приоритетные направления развития Акмолинской области на перспективу до 2020 года.

Первое. Развитие агропромышленного комплекса с повышением его эффективности и продуктивности, инновационной модернизацией, углублением переработки сельскохозяйственной продукции и созданием высокопродуктивного продовольственного пояса вокруг города Астаны.

Стратегические направления АПК – растениеводство (производство и глубокая переработка зерна) и животноводство (мясомолочное скотоводство, производство и переработка мяса, производство и переработка молока).

Одним из приоритетов повышения эффективности развития АПК является создание научно-образовательного комплекса на базе ТОО «НПЦЗХ им. А. Бараева» в п. Научный с организацией подготовки научных кадров и эффективной системой коммерциализации научных разработок.

Для эффективного развития животновдства основной акцент будет сделан на целенаправленную селекционно-племенную работу по улучшению племенных и продуктивных качеств скота, в том числе с использованием зарубежного генофонда, а также создание высокотехнологичных откормочных площадок, на которых будет происходить выращивание и откорм скота.

Ресурсными источниками мясного кластера для перерабатывающих производств станут сельхозпредприятия, племенные хозяйства, фермерские хозяйства, а также в определенной мере и личные подсобные хозяйства.

Второе. Развитие индустриального комплекса, ориентированного на развитие традиционных отраслей промышленности и создание производств высокого передела:

— развитие горно-металлургического комплекса за счет разработки новых месторождений золотосодержащих руд, строительства новых мощностей по их переработке;

— развитие добывающей промышленности за счет освоения нового месторождения железной руды, увеличения ее добычи на разрабатываемых месторождениях;

— разработка новых урановых месторождений с увеличением объемов добычи и переработки ураносодержащих руд в 1,5 раза;

— развитие машиностроительной отрасли, в том числе транспортного машиностроения (выпуск подшипников, грузовых автомобилей, в перспективе – сборка комбайнов, услуги по ремонту железнодорожного подвижного состава);

— развитие стройиндустрии за счет создания новых мощностей по производству строительных материалов, в частности цементной промышленности.

Третье. Развитие туристско-рекреационного потенциала.

В области имеется значительный туристический потенциал на основе Щучинско-Боровской курортной зоны с уникальными природно-климатическими условиями, богатыми лечебно-рекреационными ресурсами и историко-культурным фондом, выгодным географическим расположением в центре республики, близостью к столице — Астана. Развитию данной зоны будет способствовать и расположение центра игорного бизнеса.

Другой перспективной зоной развития лечебно-рекреационного потенциала области являются Зерендинский природный оазис (50 км от города Кокшетау), для развития экологического туризма – Коргалжынский заповедник площадью 2600 кв. км, а также Сандыктауский и Ерейментауский районы.

Перспективным направлением отрасли является развитие в курортных зонах Акмолинского региона оздоровительных лагерей для отдыха и оздоровления детей из всего Казахстана (Аккольский, Буландынский, Зерендинский, Бурабайский районы).

Четвертое. Формирование агломерационных ресурсов г. Астаны на прилегающих территориях Акмолинской области, развитие населенных пунктов, входящих в агломерационный пояс.

Пятое. Развитие областного центра г. Кокшетау и г. Степногорска.

Развитая инфраструктура города Степногорска, высококвалифицированные кадры, традиции создают хороший инвестиционный климат для организации инновационных предприятий, в том числе по производству фармацевтической, медицинской продукции и химических средств защиты растений (биологические продукты для здравоохранения, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, биомедпрепараты).

Для обеспечения успешной реализации всех вышеназванных направлений будет обеспечена поэтапная реализация инфраструктурных проектов – это строительство новых, реконструкция и ремонт сетей электро — и водоснабжения, автомобильных дорог.

Большие перспективы открываются для Акмолинской области в связи с реализацией масштабного проекта по газификации центральных регионов Казахстана.

Строительство магистрального газопровода «Тобол-Кокшетау-Астана», прогнозируемая схема магистрали которого прокладывается практически через всю территорию области, позволит подвести природный газ в города Кокшетау, Щучинск и Щучинско-Боровскую курортную зону, решить многие экономические, экологические и социальные проблемы.

Будет продолжено формирование и развитие пассажирского транспортного узла в городе Кокшетау (авиа-автомобильный, железнодорожно-автомобильный), что обусловлено динамичным развитием Щучинско-Боровской курортной зоны.

Реконструкция аэропорта в областном центре и придание ему статуса международного позволит принимать все виды воздушных судов, что значительно расширит маршруты авиаперевозок.

За счет использования всех имеющихся резервов и развития экономических точек роста планируется обеспечить динамичное развитие области и выполнение задачи, поставленной главой Государства по ежегодному росту экономики в среднесрочном периоде не менее, чем на 7 процентов.

Это станет существенным вкладом в ускоренное развитие Казахстана в целом.

Источник

Оцените статью