Производственные экскурсии их значение

Методика организации и проведения производственных экскурсий

Основная цель производственных экскурсий состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Подготовка к экскурсии

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать. И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому. Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

1. Название предприятия.
2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.
3. Современное оборудование, используемое в цехах.
4. Работники основных профессий предприятия.
5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?
6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?
7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Читайте также:  Особенности проведения занятия экскурсии наблюдения

Методика проведения производственных экскурсий

Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:

1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения учащихся, объяснения специалистов предприятия.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
5. Встречи и беседы с производственниками.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.

В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет ученикам, что экскурсия — это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к учащимся на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться все вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.

Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции учащиеся должно будут производить по разрешению учителя и экскурсовода.

Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.

Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы учащиеся знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.

Учащиеся не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова.

Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы).

Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.

Методика показа экскурсионных объектов

Показ – основной элемент экскурсии, с помощью которого целенаправленно наблюдается экскурсионный объект.

Необходимо уделить внимание выбору месторасположения группы по ходку движения с остановкой у объектов.

Особенностями экскурсионного показа являются активность, целенаправленность, последовательность, опережающая роль показа. Виды осмотра – техническое оборудование, схемы, таблицы, изобразительные картины, рисунки, фотокопии.

Средствами показа являются жест экскурсовода, рассказ, словесное описание.

Особенности рассказа в экскурсии:

1. Зависимость от движения группы.
2. Подчиненность показу.
3. Использование зрительных доказательств.
4. Ограниченность во времени.

Принципы построения рассказа:

1. Индуктивный – от частного к общему.
2. Дедуктивный – от общего к частному.
3. От известного к неизвестному.

1. Экскурсионная справка сжатое изложение фактического материала.
2. Описание – последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта.
3. Объяснение – подробный рассказ об объекте.
4. Комментирование – применяется в том случае, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (работающее оборудование).
5. Цитирование – использование отрывков их художественной литературы, речей, отчетов и т. д.
6. Беседа – вопросы и ответы.

Цель рассказа – вовлечь в экскурсию. Рассказ должен быть доступным, точным, научным, образцовым. Должны быть использованы логические переходы, которые способствуют цельности рассказа, последовательности изложения.

Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед учащимися. Если учащиеся должны познакомиться только с оборудованием, то все внимание сосредотачивается на нем. Если же с технологическими процессами, то изучают их.

В конце экскурсии подводятся итоги. Учитель напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли учащиеся усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для учащихся непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии учащиеся готовят устные или письменные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки, пишут сочинения.

Экскурсия: «Кто построил дом?» (пример)

— знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;
— знакомить учащихся со строительными материалами;
— нацеливать учащихся на выбор различных профессий;
— воспитывать уважение к труду взрослых.

— рисунки с фрагментами строительных работ;
— загадки и рисунки со строительной техникой;
— фотографии с видами города.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, целей задач экскурсии.

3. Беседа в классе.

Словарные слова: стройка, строитель, экскаватор, башенный кран, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор, копёр.

Сегодня мы с вами проведем экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе, и какие материалы используют при постройке дома.

Прежде чем построить дом, необходимо подобрать место для строительства дома. Потом с помощью землеройных машин (бульдозеров, грейдеров, скреперов, экскаваторов) производят планировку поверхности строительной площадки, прорывают траншеи для укладки в них наружных сетей канализации, водопровода, газа, электричества и телефона. Архитекторы разрабатывают чертежи будущего дома, И вот на строительную площадку приходит: «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, землю рою и тащу»,

Да, это экскаватор, который роет котлован и траншеи – под подвальные помещения и фундаменты. Если грунт слабый, здание устанавливают на железобетонные сваи, которые забивают и с помощью сваебойной машины – копра. В траншеи укладывают сборные фундаментные блоки и делают стены подвалов. На стены подвалов укладывают железобетонные плиты перекрытий – это приступили к работе каменщики. В этой работе каменщикам помогает – угадайте что? «Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?» Да это подъемный кран. Управляет этой машиной крановщик, а груз подготавливают для подъема стропальщики. Сварщики скрепляют между собой блоки и панели, сваривают арматуру для бетонных работ.

По окончании подземных строительных работ переходят к возведению наземной части здания. В зависимости от типа здания устанавливают крупные блоки или панели наружных или внутренних стен, перегородки, оконные и дверные блоки, укладывают плиты или панели перекрытий, сборные лестничные марши, крышу. Здания также могут возводить из кирпича или другого строительного материала.

Наряду с общими строительными работами ведутся специальные работы по устройству и монтажу сети водопровода и канализации, системы отопления, монтируются газопроводы, прокладываются линии электроосвещения, радио, телефона.

Завершающий этап строительства – это отделочные работы: штукатурные, малярные, плиточные, стекольные, обойные, устройство пола и его отделка.

Все трудоемкие виды работ при строительстве теперь механизированы. Операции по подъему сборных строительных конструкций производят с помощью башенных и автомобильных кранов и других подъемных машин и механизмов. Большинство других строительных работ также механизировано. Таким образом, технология строительного производства складывается из ряда производственных процессов. К ним относятся: земляные, буровые, взрывные работы, свайные, каменные, деревянные, бетонные и железобетонные работы, монтаж строительных конструкций, кровельные, гидроизоляционные, теплоизоляционные, отделочные работы.

Перед выходом на экскурсию педагог проводит с детьми беседу по технике безопасности, правилам поведения на объекте.

4. Посещение объекта.

В процессе посещения объекта дети должны ответить на вопросы:

— Какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?
— Рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?
— Какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?

5. Итог экскурсии. Педагог проводит обобщающую беседу по контрольным вопросам.

Источник

Производственные экскурсии

Производственные экскурсии делятся на производст­венно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-историче­ские экскурсии раскрывают историю предприятия от его возникновения до наших дней; производственно-экономи­ческие посвящены таким вопросам, как производитель­ность и научная организация труда, себестоимость про­дукции и борьба за ее высокое качество; в производствен­но-технических показываются ход технологического процесса, работа отдельных цехов и участков, пропаган­дируется передовой опыт, что способствует повышению квалификации участников экскурсии (как правило, это работники родственных предприятий, инженерно-технические и руководящие кадры).

В особую группу выделяются специализированные (учебные) производственные экскурсии, которые прово­дятся с целью профессиональной ориентации подростков, а также при изучении конкретных разделов физики, химии, биологии, экономической географии. Производственные экскурсии являются неотъемлемой частью политехни­ческой и специальной подготовки учащихся ПУ, техни­кумов, слушателей научно-технических кружков.

Производственные экскурсии не следует ограничивать только показом технологических процессов, дающих об­щее ознакомление с производством. В них необходимо раскрывать жизнь, общественно-политическую деятельность, быт, отдых и досуг рабочих, инженерно-техниче­ских работников и служащих предприятия. Иными слова- ми, наряду со знакомством с техникой, определенными процессами производства, принципами организации тру­да анализируется деятельность культурно-просветитель­ных учреждений, организация работы по повышению об­щеобразовательного и специального уровня рабочих, внешкольной работы с детьми и подростками, по улучше­нию жилищно-бытовых условий, а также организация об­щественного питания, оздоровительной и физкультурно-массовой работы.

Организация производственных экскурсий осущест­вляется через бюро путешествий и экскурсий, которые составляют перечень предприятий, представляющих инте­рес для экскурсантов. Экскурсионное бюро совместно с администрацией предприятия решает вопросы о днях недели и часах про­ведения экскурсии, количестве групп, их численном со­ставе, маршруте и продолжительности экскурсии. Числен­ный состав группы регламентируется возможностями предприятия (ширина проходов, расстояния между стан­ками и т. д.). Экскурсантов в группе не должно быть бо­лее 25, а иногда и не более 10 человек (исходя из требо­ваний техники безопасности).

Для разработки экскурсии создается творческая груп­па, в состав которой кроме работников бюро входят спе­циалисты предприятия. Представители предприятия при­нимают участие в приеме экскурсии.

Структура производственной экскурсии обычна: вступ­ление, основная часть, заключение. Вступительная бе­седа, как правило, проводится в помещении пред­приятия, изолированном от производственного шума. Вступление в производственной экскурсии продолжитель­нее, чем в других,— до часа. Во вступлении используют­ся наглядные пособия: схемы, макеты, модели, образцы сырья и готовой продукции и др.

Основная часть экскурсии проводится по маршруту, который в большинстве случаев строится по схеме «от сырья — к готовой продукции». Поскольку в цехах до­вольно шумно, рассказ о технологических операциях ве­дется во время переходов группы из цеха в цех, а в са­мом помещении дается только короткое комментиро­вание.

После окончания экскурсии делаются обобщения или выводы, но тоже в изолированном от шума помещении, причем желательно не в том, где давалось вступление.

Желательно также организовать встречу экскур­сантов с работниками предприятия. Особенно большое значе­ние такие встречи имеют на экскурсиях для учащихся школ и профтехучилищ.

При посещении сельскохозяйственных предприятий вступление чаще всего проводится в конторе хозяйства. Экскурсовод рассказывает об истории его возникновения, основных этапах его роста и отраслях хозяйст­ва.

Объектами показа также могут служить дворцы культуры, клу­бы, школы, магазины, детские сады, дома жителей села, фермы, дворы механизации, пасеки, огородные хозяйст­ва и др.

Производственная экскурсия, как и любая другая, строится на сочетании показа с рассказом. Из приемов показа наиболее применимы предварительный осмотр, ло­кализация событий («Здесь, в этом цехе, в годы войны был выпущен первый танк. »), реконструкция (например, воссоздание прежнего, дореволюционного вида предприятия, цеха), сравнение.

Из методических приемов рассказа наиболее применимы описание или характеристика, реже объяснение; при показе движущихся машин и механизмов, конвейеров — комментирование.

Источник

Оцените статью