Историческая память
Историческая память, что это такое? Кто ей обладает, можно ли её утратить и как вернуть историческую память тем, кто её потерял? Попробуем ответить на эти вопросы. Во-первых, что есть историческая память? Очевидно, это не просто память об исторических событиях, фактах из прошлой жизни человечества, страны, народа и пр. (ибо одно лишь знание исторических дат и фактов мало, что меняет в нашем мироощущении); историческая память есть скорее способность видения современных нам реалий глазами ушедших поколений, живая связь с теми, кто давно ушёл в вечность, умение души пропустить через себя опыт минувших веков и соединить его с сегодняшним днём, сопереживание нашим предкам, оставившим эту земную жизнь, и неизвестно, где находящимся ныне. Предвижу, что кто-то возразит: а зачем нам вообще нужно чувствовать свою связь с прошлым, зачем всматриваться глазами прошлого в сегодняшний день, сопереживать тем, кого давно уже нет в живых? Зачем всё это? Но дело в том, что у Бога все живы (конечно, это не аргумент для атеиста, и всё же, кто знает, сегодняшний безбожник, возможно, придёт завтра к вере), а раз так, то прошлое и настоящее – понятия относительные, и в Господе, во Христе, хотим мы этого или нет, и минувшее, и настоящее всегда соединены неразрывной связью, о которой мы чаще всего не подозреваем и не чувствуем её. Когда мы сетуем сегодня на утрату русским народом исторической памяти, понимаем ли, что нельзя вернуть себе историческую память, не обретя веры во Христа, не имея желания и решимости идти за Спасителем, жить с Ним и умереть за Него? Вне Христа, вне Господа нет и не может быть никакой исторической памяти, что нынче и имеет место в России, ибо только во Христе возможно почувствовать связь с героическим прошлым, с духом русского народа, только во Христе нет временных преград, но есть вера, есть подвиг, жертва и всепобеждающая любовь. Во Христе мы преодолеваем время и пространство, способны превозмогать свои немощи и страхи, слабости и грехи и становиться воинами Христовыми, героями и мучениками, верными защитниками Веры Православной и Отечества. Всё великое и святое возможно для нас во Христе, а без Него мы никто и ничто, иваны, родства непомнящие, ополоумевший электорат, обезумевшая толпа, гонимая бесами в бездну разложения и гибели, рассеяне, не желающие знать своего славного прошлого и его беспримерных героев.
Хотим ли мы вернуть себе историческую память, жить в унисон со своей великой и славной историей, со Христом Спасителем в душе и сердце? Осознаём ли в полной мере, что для Бога нет ничего невозможного, нет таких врагов, которые могли бы противостоять нам? Вряд ли есть у нас такое осознание, судя по тому, что творится вокруг. Не готовы мы и не хотим жить со Христом по Его законам и заповедям, зато все хотим и стремимся жить лучше, богаче и комфортнее. Какая уж тут историческая память, до неё ли?! Но как не может человек прожить без памяти, памяти о том, как его зовут, что с ним происходило, откуда он родом, кто его родители, так же не способен жить и народ, лишённый исторической памяти, ибо он не в состоянии осознать себя, свою индивидуальность в этом мiре, такому народу не на что опереться, у него нет не духовной, ни материальной почвы под ногами, нет, естественно, и будущего. И если человеку, лишённому памяти, уготовано место в доме для умалишённых, то где обрящется народ, утративший историческую память?
Источник
Итоговое сочинение: Почему важно помнить прошлое?
Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагаются несколько вариантов итогового сочинения по русскому языку на тему «Почему важно помнить прошлое?», в которых рассматривается прошлое как опыт и ответственность человека.
Вариант 1
Отвечая на вопрос «Почему важно помнить прошлое?», невольно задумываешься о значении этого выражения. Тема памяти в моем понимании тесно связана с понятием «опыт». Знание прошлого своей семьи, страны формирует в человеческом сознании отражение объективного мира. Люди, помнящие о прошлом, способны на поступки, направленные на изменение окружающей действительности. Уроки прошлого позволяют предположить, какие то или иное событие повлечет за собой последствия. Опыт помогает человеку духовно развиваться.
Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого Андрей Болконский в начале произведения полон тщеславных стремлений. Он мечтает о славе, о том, как он один спасет целую армию, и его имя будет жить в веках. С такими мыслями он отправляется на войну в 1805 году. Военные будни помогают ему по-новому увидеть реальность. Он понимает, что война – это не только возможность для геройства. Это боль и страдание. Здесь очень трудно что-то планировать. Зачастую обстановка меняется стремительно и стихийно, и все, что было задумано вчера, сегодня становится невозможным. Организованность и война – это разные вещи. Все же судьба предоставляет Болконскому возможность для совершения подвига. Он ведет батальон в атаку. Когда он бежал со знаменем, его ранили. Он падает, теряет сознание. Очнувшись, князь видит над собой высокое безупречное небо. Он понимает, насколько ничтожными были его мечты, насколько мелок и незначителен Наполеон, по сравнению с этим недосягаемым небом.
Следующая война, на которой сражается Болконский, это Отечественная война 1812 года. Мы видим совсем другого человека, умудренного опытом. Он не забыл прошлого, он извлек из него уроки. Князь Андрей уже не столь занят собой. Он думает о солдатах, о боевом духе войска, способном творить чудеса на поле боя. Он находится в мире с душой и в единстве с народом. Для него важна не личная победа, а общая. Его беспокоит судьба России. Я думаю: если бы все наши правители были так мудры и думали бы о своей стране, они бы меньше совершали ошибок.
Сам Л. Н. Толстой в молодости участвовал в Крымской войне. Он был на хорошем счету у командования, имел награды и, наверное, смог бы сделать блестящую военную карьеру. Но он не признавал войну, осуждал бессмысленное кровопролитие. Действительность без прикрас, которую Толстой увидел на Кавказе, заставила его повзрослеть. Он отразил свои впечатления в «Севастопольских рассказах». Писатель разрушает романтические представления о войне. Штабс-капитан Михайлов и ротмистр Праскухин оказываются под обстрелом врага. В тот момент, когда рядом с ними упала бомба, ужас обуял их обоих. Толстой, описывая их внутреннее состояние, останавливается на том, какие мысли крутились в их голове перед лицом смертельной опасности. Михайлов молился богу, Праскухин размышлял о том, кого из них убьет и еще, как ни странно, о вещах, которые сейчас не имели значения. Сколько он должен Михайлову, в его воображении промелькнула любимая женщина, в голове завертелся какой-то цыганский мотив. Толстой рассказывает о том, что после боя остались сотни окровавленных тел. Совсем недавно они были людьми со своими надеждами, желаниями. А еще сотни раненых солдат ползали среди трупов, пытаясь подняться на ноги. Пребывание на передовой очень сильно повлияло на мировоззрение героя и самого Толстого, который до конца своих дней оставался пацифистом.
Память об ужасах войны отразилась в его творчестве, в своих произведениях великий писатель выступал против военных действий. Толстой пытался объяснить людям, что «война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей». Цари затевают войны, с их легкой руки люди убивают друг друга, а они потом служат благодарственные молебны за это. Жизнь автора и его героев позволяет утверждать, что благодаря памяти о прошлом сформировались их жизненный опыт и убеждения.
Я считаю, что нужно обязательно помнить о прошлом. Это касается не только войны как самого жестокого опыта. Жизнь идет по кругу, ситуации часто повторяются. Помня о своих ошибках, мы становимся мудрее и уже не совершаем их. О «беспамятных» Д. Сантаян сказал: «Кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь». Таким образом, помня о прошлом, мы получаем развитие, становимся более человечными.
Вариант 2
Что такое прошлое? Это все, что было до настоящего. Как и все в мире оно относительно. Для бабочки-однодневки прошлым является утро, настоящим – день, а будущим – вечер, когда она умирает. Человек должен отличаться от бабочки и не жить одним днем. Это связано с тем, что он живет в обществе. Его жизнь неразрывно соединена с жизнями других людей, его поступки неминуемо отражаются на их судьбах. Память о прошлом – ответственность перед настоящим и будущим.
Значение памяти очень велико. Человек, который забывает о прошлом, безответственно относится к жизни. Он считает, что никто не запомнит его слова и поступки, поэтому можно поступать бесчестно. Но это мнение ошибочно. «Береги честь смолоду», — учил героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петрушу Гринева отец. Он был прав, потому что один неблаговидный поступок потянет за собой другие, если вовремя не остановиться. Алексея Ивановича Швабрина отец, видимо, не учил поступать сообразно законам чести. Он начал с убийства на дуэли, а закончил как изменник. Дав присягу верности императрице, он с легкостью забыл об этом, когда появилась угроза его жизни. Он думал, что его измена будет забыта, и ему не придется отвечать за свой поступок.
Петр Гринев лучше усваивал жизненные уроки, потому что помнил о наставлениях отца. Он до конца жизни запомнил, как ему было стыдно утром после попойки с Зуриным. Он пишет об этих событиях, уже будучи пожилым человеком, но в памяти сохранились события и впечатления от них. Больше он в такие ситуации не попадал. Это одна из причин, почему важно помнить о прошлом. Память об ошибках помогает не совершать их в будущем.
Эту тему продолжают произведения современной литературы. Героиня повести В. К. Железникова «Чучело-2, или Игра мотыльков» Лиза Зотикова живет вдвоем с сыном. Она добрая, веселая, жизнерадостная, но легкомысленная особа. Она с легкостью обманывала людей, не задумываясь, как ее поступки отразятся на окружающих. Одна ложь влекла за собой другую. Она нанесла душевные раны людям, которые ее любили. Лиза думала, что со временем все как-то само собой образуется. Сын Костик невольно брал с нее пример. Когда он на угнанной машине сбил прохожих, то пытался уйти от ответственности. Он каждый день старался забыть о своем преступлении. Он обманывал всех, и мать, и милицию, чуть сам не поверил в правдивость своих слов. Память человеческая так устроена, что постоянно напоминает о происшедшем, когда бы оно ни случилось. Лизе бы уже хотела забыть все, что она сделала. Ее мучила совесть, ей было жаль своих родных, которых она расстроила. К сожалению, ничего изменить уже было нельзя. В таких случаях нужно учиться жить дальше. Я думаю, что участники истории навсегда запомнят все, что с ними было, и сделают выводы.
Прошлое всегда неотступно идет по пятам, напоминая о себе. Д.С. Лихачев считает, что без памяти нет совести. История, рассказанная Железниковым, подтверждает его слова. Именно память о прошлых проступках не дает совести уснуть, она постоянно напоминает ей о проступке. Если бы все забыли о случившемся, то и Лиза, и Костик могли бы и дальше совершать преступления и неблаговидные поступки.
Эти примеры подтверждают мысль о том, что, совершая поступки, человек должен понимать свою ответственность перед родными, друзьями и своей страной. Прошлое надолго остается в памяти, предостерегая от необдуманных безответственных поступков.
Таким образом, можно сделать вывод: прошлое нужно помнить, потому что оно влияет на настоящее и будущее. Оно заставляет нас ответственно подходить к своим словам и делам, думать о тех, кто живет рядом с нами.
Источник
Прошлое страны это наша память
Я живу в прекрасной стране мира. Я люблю свою страну. Я радуюсь ее успехам и переживаю сложные моменты в ее развитии. В будущем я планирую поступить в военное училище и, поэтому мне особенно близка тема, связанная с войной, защитой моего Отечества.
Одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война – великое событие XX столетия не только для народов нашей страны. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной – важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
Актуальность темы: сохранение исторической памяти о великом и в то же время трагическом событии для нашей страны.
Цель исследования: выявление состояния исторической памяти о войне у различных возрастных групп населения. Изучались интерес к событиям Великой Отечественной войны, источники знаний о ней и оценка их значимости, персоналии войны, подводились уроки войны.
Объект исследования: учащиеся 4, 10 классов и родители учащихся данных классов.
Методы исследования: изучение соответствующей литературы по теме, проведение социологического опроса учеников школы и старшего поколения.
Предмет исследования: отражение памяти о Великой Отечественной войне в представлениях, знаниях, образах, эмоциях, чувствах
Гипотезы исследования: «живая» память» ослабевает, но интерес к прошлому остается.
Научная новизна предполагаемого исследования заключается в возможности изучить данный вопрос через опрос учащихся и родителей МБОУ «СОШ № 140».
В процессе написания работы использовались различные источники. К 70-летию Великой Победы над фашизмом под эгидой Министерства обороны России вышел 12-томный научный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Я познакомился с этой книгой, где рассказываются события Великой Отечественной войны. Книга заставляет пережить страшные события той войны. Думаю, в будущем я ее изучу. Мною использованы источники в основном электронного ресурса. Много разных статей посвящены изучению данного вопроса. В своей работе я использовал исследования Черновой О.В. «Историческая память россиян о Великой Отечественной войне», взял из данной работы некоторые вопросы по анкете. Соколова М.В. «Что такое историческая память», где рассматриваются теоретические вопросы исторической памяти, виды памяти. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе дается теоретический анализ понятия историческая память. Во второй главе анализируется социологический опрос по теме.
Глава I . Теоретический анализ исторической памяти
Все дальше от нас уходит самая страшная война в истории человечества. В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает особое место. Исследования Фонда общественного мнения показывают, что праздник Победы является самым знаменательным днем для большинства населения России.(3) Умирают ветераны, в СМИ всё чаще внедряются искаженные факты военных лет, забываются герои войны , искажаются события войны. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется (1) Отметим, что представления об исторической памяти на первый взгляд выглядят однозначными – это исторические события и их персонажи, однако практика исследований показывает, что коллективные воспоминания в действительности кристаллизуются на событиях и личностях, обладающих большой ценностной нагрузкой. Содержательно наполненные воспоминания обычно касаются героических или, наоборот, нравственно травмирующих событий истории, ее позитивно или негативно окрашенных эпизодов. Таким образом, предметом исторической памяти можно считать не любые исторические события и персонажи, а те, которые в значительной степени актуальны для современной жизни общества.
Как известно, главным итогом Великой Победы явились полный разгром гитлеровской армии и формирование современного миропорядка. В то же некоторыми авторами книг искажается подлинная история войны. Наше поколение имеет представления о событиях того времени как через «живую память» – рассказы, письма, встреч с Ветеранами войны и тыла или через официальную историю, которую мы изучаем в школе, через чтение художественной и документальной литературы, посещение музеев, просмотр кинофильмов. Но с каждым годом Ветеранов становится все меньше. По мнению М.В. Соколовой, с естественным уходом людей — современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего (4). Чем дальше во времени мы уходим от мая 1945 года, тем полнее и всестороннее предстают свершения советского народа и его вооруженных сил в Великой Отечественной войне. Во многих городах и селах нашей стране воздвигнуты памятники героям войны, названы улицы в честь событий Великой Отечественной войны, открыты мемориальные комплексы. Не исключением является и мой город. В Казани находится Парк Победы, где высажено 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны. Над парком возвышается стела Победы, высотой 42 метра.
В последние годы массовый характер приобрела акция по раздаче георгиевских ленточек. Она проводится с 2006 года в конце апреля – начале мая, накануне Дня Победы. Ученики нашей школы принимают активное участие в данной акции. Георгиевская ленточка стала символом победы над фашизмом. Их прикрепляют на одежду, на автомобили. Поистине массовым становится шествие «Бессмертного полка».
Как известно, главным итогом Великой Победы явились полный разгром гитлеровской армии и формирование современного миропорядка. Историческая память о Великой Отечественной войне выступает как ценностная основа национального самосознания и сплоченности наших граждан. В сентябре 2012г. в Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи президент РФ В.В. Путин отметил, что «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» (2).
Глава II . Исследование особенностей исторической памяти и Великой Отечественной войны учащихся и родителей МБОУ «СОШ « 140»
В социологическом опросе приняли участие учащиеся 4, 10 классов и родители учащихся данных классов. Вопросы анкеты представлены в приложении № 1.
В опросе приняли участие 4 класс-28 человек, 10 класс– 21 человек, родители 24 человека. Всего-73 человека. Респондентам была предложена анкета, в которых содержалось 9 вопросов. Отношение к этому событию всемирно-исторического значения выражается, прежде всего, через интерес к нему. Среди наших респондентов нашлись 3 человека, кого бы события Великой войны не интересовали совсем, а все остальные респонденты выразили интерес к данному вопросу
Таблица 1(Приложение № 2 диаграмма 1) . «Интерес к Великой Отечественной войне»
Источник