Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический_________ (А). Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной__________ (Б) через систему определённых ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию_________ (В) производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению_____________(Г) и снижению конкурентоспособности отечественных товаров.

Протекционизм защищает молодые отрасли_____________(Д) страны. На стадии становления отрасли её продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, ввиду того, что её цена выше, чем у товаров-конкурентов, а______________ (Е) ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) качество 2) цикл 3) монополизм
4) пошлина 5) национальный 6) кризис
7) экспорт 8) хозяйство 9) конкуренция
Читайте также:  Рейтинги стран по чаю

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A Б В Г Д Е

Исходя из контекста, последовательность 695381 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Источник

Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.

3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений. В нынешней ситуации представляется нецелесообразным усиление протекционистской политики в Беларуси.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров в подтверждение данного факта. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута – Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию. Аналогичная ситуация происходила в конце 90-х годов в период Азиатского кризиса, когда пострадавшие страны подняли ставки таможенных пошлин, а в свою очередь развитые страны ответили введением антидемпинговых пошлин, что крайне негативно сказалось на экономическом положении Азиатских стран.

Силицкая И.К.. Белорусский национальный технический университет

Источник

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой – может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Преимущества политики протекционизма:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

4) Протекционизм обеспечивает национальную и экономическую безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной и эк-ой безопасности. В соответствии с этим относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Недостатки политики протекционизма:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост.Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны.Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Источник

Протекционизм в международной торговле

Что такое протекционизм в международной торговле? Как проявляется либерализм и протекционизм в международной торговле? Какие есть яркие примеры протекционизма в России и других странах? В чем заключается современный протекционизм в международной торговле и России сегодня? Какие есть «за» и «против» протекционизма в мировой торговле?

В целях поддержания внутреннего производства все государства, участвующие в международной торговле, используют контроль импорта в различных его формах. Обобщённо такие меры называют протекционизмом в рамках международной торговли. Это явление приобретает вид изобретаемых правительствами стран препятствий самого широкого спектра, нацеленных на корректировку товарных и финансовых потоков, вовлечённых в международную торговлю. Среди разнообразных инструментов ограждения внутреннего рынка, экономических и политических сфер следует отметить квоты, тарифы, субсидии. Все они использовались для стимулирования экспорта отечественных товаров и защиты отраслей экономики страны от импортной конкуренции. Протекционизм в международной торговле, а именно его крайняя мера является полным запретом на ввоз отдельных категорий товаров, что сегодня наблюдается в России.

Как проявляется либерализм и протекционизм в международной торговле

Протекционизм представляет собой покровительство в сфере экономики со стороны руководства страны по отношению к участникам внутреннего рынка, защите этого рынка от иностранной продукции и, напротив, продвижению конкурентоспособных экспортных товаров на внешние рынки в рамках международной торговли.

Политика протекционизма в качестве задачи видит защиту национальной экономики от конкуренции зарубежных производителей, стимулирование её развития, что достигается посредством нетарифного и тарифного регулирования международной торговли.

Актуальность задачи выработки адекватной экономической политики протекционизма в России возрастает в связи с усилением глобализационных процессов в международной торговле. Особенно важным становится стимулирование роста конкурентоспособности отечественной продукции как на местном, так и на мировом рынках. За счёт более активной реализации протекционизма в России в соответствующих областях возможно облегчение, ускорение и рост эффективности адаптации российских производителей к новым посткризисным реалиям мировой экономики и международной торговли.

На всём протяжении истории России предпочтения государственных деятелей в области экономической политики менялись от предпочтения протекционизма в экономике России к свободной торговле и обратно, хотя крайних форм никогда не принимали. Заметим, что полностью открытой экономики, характеризуемой свободным движением всех факторов производства через государственные границы в международной торговле, никогда не наблюдалось даже за рубежом. Международный оборот производственных ресурсов неизменно регулируется в той или иной степени правительствами стран. В условиях открытой экономики, тем не менее, учитываются экономические интересы самого государства.

На тему сравнения концепций протекционизма и свободного рынка в международной торговле было сказано и написано немало как политиками, так и экономистами. Первая хороша тем, что способствует развитию национальной промышленности, последняя – информационной прозрачностью и возможностью прямого сравнения мировых и внутристрановых издержек. Предпочтение свободной торговле и либерализации отдавалось в 50-60-е годы прошлого века, однако уже с начала 70-х усилился протекционизм в международной торговле, возросло число нетарифных и тарифных барьеров между странами.

Среди основных целей проведения политики протекционизма в России и мире можно выделить:

  • Защиту на постоянной основе стратегических отраслей, таких как сельское хозяйство, проблемы в которых могут привести к критической уязвимости государства в случае войны;
  • Временную поддержку молодых отраслей, образованных на внутреннем рынке, от момента их развития до уровня конкурентоспособности на мировом рынке;
  • Ответную реакцию на протекционистскую активность со стороны торговых партнёров.

Многообразие протекционизма в международной торговле в плане его узких задач позволяет выделить ряд форм этой деятельности:

  • Селективный протекционизм — защита от конкретного товара или защита от конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.
  • Таможенная очистка в международной торговле

Примеры протекционизма в России и других странах

Англия с конца XVII в. по середину XIX в. Уже с 1690 г. в Англии была введена защита промышленности через таможенное регулирование. Главной мерой английского протекционизма в международной торговле стало введение на самые различные товары (в совокупности порядка 66% ввозимой продукции) импортной пошлины в размере 20%. Позже последовало планомерное повышение этой ставки. Максимум пришёлся на середину XVIII в. — 1820-е гг., в этот период генеральная пошлина была 25-50%, а протекционная от 40-50%. Также на ряд импортных продуктов, составлявших конкуренцию молодым отраслям внутренней промышленности, распространялся полный запрет на ввоз. Заметим, что период английского протекционизма в международной торговле, середина XVIII в. — середина XIX в., стал временем первой промышленной революции, произошедшей именно в Англии. За это время были внедрены качественные инновации в технологии производства, в частности в металлургической, текстильной промышленностях.

Вслед за внедрением новых технологий в английской промышленности на протяжении XVIII в. росло также и благосостояние страны. Об этом говорит рост заработной платы, начавшийся уже в первой половине XVIII в. (составил 20-25%) и продолжившийся в дальнейшем, снижение безработицы до минимума. Напротив, в более ранний период, предшествовавший введению мер английского протекционизма в международной торговле, наблюдалось снижение средней заработной платы в стране (падение в два раза с начала XVI в. по середину XVII в.). В качестве ведущего потребителя трудовых ресурсов выступила отстроенная за прошедшие полтора века промышленность. Так, баланс между сельским и городским населением изменился от абсолютного преобладания в XVII в. к преобладанию занятости в промышленности в 1841 г. (на этот период 40% занято в промпроизводстве, 22% — в с/х, лесном и рыбном хозяйствах).

Россия в XIX в. По итогам финансового и экономического кризиса начала XVIII в., причиной которого стал быстрый рост импорта продукции из Англии, руководством России в 1822 г. была избрана политика протекционизма и введён соответствующий режим. По словам Фридриха Листа, ставшего очевидцем кризисных событий в России того периода, к 1821 г. в стране наблюдался полный упадок сельского хозяйства и промышленности, банкротство фабрик. Такая ситуация привела в России к разочарованию в политике либерализма в международной торговле, вводу в 1822 г. запретительного тарифа на импорт порядка 1200 различных наименований продукции, а также полному запрету импорта металлических изделий, сахара, льняных и х/б тканей и ряда других товаров.

На протяжении 1822-1856 гг. в России сохранялась политика протекционизма, за этот период удалось создать с нуля современную для тех лет сахарную, текстильную, машиностроительную отрасли. За 1819-1859 гг. производство текстиля выросло в 30 раз, продукции отрасли машиностроения за 1830-1860 гг. стало выпускаться больше в 33 раза, а число заводов отрасли выросло с 7 до 99. На 1830-1860 гг. в России, проводящей политику протекционизма, приходится поистине промышленный переворот, похожий на английскую техническую революцию второй половины XVIII в. От нескольких штук паровых машин и механических ткацких станков в начале рассматриваемого периода страна пришла к 16 000 механических ткацких станков в одной только х/б промышленности в 1860-е. На такие станки приходилось порядка 60% отраслевой продукции. Паровых же машин (стационарные установки, пароходы и паровозы) в обороте было на 200 тыс. л.с. (общая мощность). Такая интенсивная машинизация производства на фоне реализации политики протекционизма в России привела к росту производительности труда ранее только уменьшавшейся, в лучшем случае неизменной. Например, в период 1804-1825 гг. годовая выработка продукции в расчёте на одного рабочего в секторе промышленного производства снизилась с 264 до 223 рублей серебром, в 1863 году наблюдается рост этого показателя в три раза (уже 663 рублей).

Как считают некоторые экономические историки и экономисты, ключевым фактором, оказавшим влияние на столь стремительную индустриализацию, стал именно протекционизм в экономике России того периода. Активное проведение протекционистской политики в период правления Николая I, защищавшего молодую промышленность, привело к изменению пути развития России. Таким образом, страна стала подобно многим другим государствам периферии (Латинской Америки, Африке, Азии) колонией в какой-либо форме, но начала процесс независимого индустриального развития, поддерживаемый тактикой протекционизма в международной торговле.

В связи со столь бурным промышленным ростом существенно возросло число жителей городов, которое ранее в истории никогда не превышало нескольких процентов. В период правления Николая I доля городского населения в стране увеличилась более чем в два раза (с 4,5% до 9,2% за 1825-1858 гг.). Среди других признаков улучшения экономического положения жителей страны на фоне проведения политики протекционизма в России в этот период можно выделить отсутствие инфляции (терзавшей экономику ранее), твёрдость национальной валюты (в 1830-1858 гг. его курс по отношению к золоту и серебру был фиксирован), отсутствие крупных внешних государственных займов, снижение недоимок по налоговым сборам.

При Александре II. В 1857 г. после поражения в Крымской войне происходит разворот от политики протекционизма в России в сторону либерализации внешней торговли. Произошло снижение импортных пошлин приблизительно на 30% относительно прошлого периода. В 1860-1880 гг. в связи с этим темпы развития русской промышленности замедляются, по сути она входит в кризисное состояние. За 1860-1862 гг. выплавка чугуна падает с 20,5 до 15,3 млн пудов, переработка хлопка — с 2,8 до 0,8 млн пудов. За 1858-1863 гг. число рабочих, занятых в обрабатывающих отраслях, снизилось в 1,5 раза.

Либеральные подходы к торговле сохранялись в России до начала и середины 1880-х гг. За обозначенный период наблюдался рост в машиностроении, текстильной промышленности, прочих отраслях, но его темпы были существенно ниже наблюдавшихся в предшествующие 30 лет. Также за счёт быстрого роста численности населения России экономические показатели в расчёте на душу населения остались практически неизменными. В частности, показатели по производству чугуна на душу населения за 1860-1882 гг. несколько сократилось при росте в абсолютном измерении на 16% (с 20,5 млн пудов до 23,9 млн пудов).

Одновременно со стагнацией в промышленности в стране существенно ухудшилась ситуация с финансами, проявился значительный дефицит бюджета и внешней торговли. В качестве средства покрытия такого дефицита власти применяли активные внешние заимствования и выпуск бумажных денег. Результатом таких действий стал внешний долг в 6 млрд руб., снижение курса российских бумажных денег к золоту на 40%. Проблему внешнего долга пришлось решать последующим поколениям руководителей, однако даже в 1917 г. он не был полностью выплачен.

При Александре III. Возврат к политике протекционизма в России аналогичной николаевской произошёл при Александре III, начиная с середины 1880-х гг. До конца десятилетия импортные пошлины повышались несколько раз, в 1891 г. была введена новая система таможенных тарифов, максимальных за 35-40 предшествующих лет. С точки зрения некоторых экономических историков и экономистов, протекционизм в экономике России в очередной раз поспособствовал волне быстрого промышленного роста в конце XIX в. в России. За одно десятилетие (1887-1897 гг.) произошло удвоение промышленного производства, в металлургической отрасли случилась поистине техническая революция. За период 1887-1900 гг. (всего 13 лет) рост производства чугуна в России составил 600%, стали – чуть меньше 500%, нефти – 400%, угля – 350%, сахара – 200%.

США и Западная Европа в середине XX в. Волна либерализации внешней торговли в Западной Европе и США (в меньшей степени) пришлась на 1910-1920-е гг., она сопровождалась снижением импортных пошлин. Далее в 1929-1930 гг. разразилась Великая депрессия, опереженная резким падением промышленного производства. Для защиты своих экономик страны названных регионов перешли на протекционизм в международной торговле и резко повысили пошлины. Так, в Западной Европе их средний уровень вырос с 25% (1929 г.) до 40% (1931 г.), в США – с 37% (в 1927 г.) до 55%. Тем не менее, это не смогло остановить падения производства, так что Великая депрессия продолжилась вплоть до 1930-х гг.

Очередной быстрый подъём промышленного производства произошёл на новом витке протекционизма в международной торговле (1940 г. в США, вторая половина 1940-х гг. в Западной Европе). При этом для сильной экономики США, которая после Второй мировой была вне конкуренции, было достаточно среднего показателя по тарифам в 30%. Однако Западной Европе требовалось восстановление промышленности, затронутой войной, и, соответственно, более жёсткие меры протекционизма: субсидии для отечественной промышленности, запрет и ограничение импорта некоторых товаров. В ФРГ в 1949-1950 гг. для 50% импорта государства существовали количественные ограничения. Политика протекционизма в международной торговле с применением высоких пошлин на импорт, субсидированием внутренних производителей и количественным ограничением на ввоз продукции сохранялась в Западной Европе до конца 1960-х гг.

Одновременно с периодом протекционизма в экономической политике в обозначенных регионах наблюдается ранее невиданный рост промышленности, благосостояния жителей, ВВП. В 1940-1969 гг. в США произошёл рекордный рост ВВП в 3,7 раза. Ежегодный прирост национального дохода ФРГ в 1950-1955 гг. составил 12%, рост промышленного производства за 1948-1965 гг. – 600%. Для Италии и Франции показатели скорости роста промпроизводства на фоне протекционизма в международной торговле в 1950-е гг. составляли 8-9% ежегодно. В целом по региону Западной Европы среднегодовые темпы прироста ВВП были равны 4,8% (для 1950-1977 гг.). К 1960-м годам произошло снижение безработицы в Западной Европе в среднем до 1,5%, а в ФРГ 0,8% трудоспособных граждан. Исключительность промышленного подъёма и роста благосостояния в западных странах в названные десятилетия общепризнана среди экономистов.

Развивающиеся страны во время и после Второй мировой войны. В экономической истории развивающихся стран можно найти несколько примеров «спонтанной» индустриализации, которая случалась в связи с вынужденной приостановкой внешней торговли с развитыми странами. Например, в период Второй мировой Латинская Америка, испытывавшая нехватку промтоваров из Европы и США, пережила индустриализацию. Другой пример представляет индустриализация Зимбабве (Родезии) в связи с международным бойкотом властного расистского режима. Она сопровождалась быстрым ростом реальной оплаты труда населения этого государства. И в Латинской Америке, и в Зимбабве временное приостановление внешней торговли или эмбарго по своему действию было аналогично мерам протекционизма в международной торговле и имело рост благосостояния населения и развитие промышленности внутри страны.

Характеризуя поведение развивающихся стран в первые десятилетия после войны в целом, следует отметить отсутствие каких-либо универсальных правил по государственному регулированию ВЭД (они появятся позже). По этой причине зачастую развивающиеся страны просто копировали подходы государств-лидеров и также применяли меры протекционизма в международной торговле, в том числе высокие пошлины на ввоз товаров. Жёсткие требования МВФ и ВТО стали применяться к развивающимся странам с 1970-1980-х гг. Среди них были условия по отмене пошлин на импорт и прочих мер протекционизма. Интересно, что до введения требований по либерализации торговли, темпы роста развивающихся экономик и благосостояния их жителей были очень высоки. Так, в 1950-1960-е гг. они даже превышали аналогичные показатели для развитых западных государств.

Современный протекционизм в международной торговле

При проведении политики протекционизма во внешней торговле страны применяют как таможенно-тарифные, так и нетарифные ограничения. Ключевой задачей руководства государств в сфере ВЭД является, во-первых, помощь национальным производителям в экспорте их продукции в максимальном объёме за счёт повышения её конкурентоспособности на внешнем рынке, а во-вторых, ограничение импорта путём снижения конкурентоспособности зарубежных товаров на национальном рынке. Некоторые методы осуществления государством протекционизма в международной торговле относятся только к импорту. Они направлены на защиту рынка страны от конкуренции зарубежных производителей. Другие методы, напротив, применяются только для стимулирования экспорта. Ниже приведена классификация тарифных и нетарифных методов, применяемых в рамках политики протекционизма в международной торговле:

Согласно решению Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс, в РФ, РБ и РК с 01.01.2010 г. используется единая товарная номенклатура ТН ВЭД, а также Единый Таможенный тариф.

Можно отметить существенное ослабление роли таможенных тарифов в последние десятилетия, тем не менее, степень воздействия государства на ВЭД и реализации протекционизма в международной торговле возросла, однако большей популярностью стали пользоваться нетарифные ограничения. Самыми эффективными системами нетарифного регулирования признаются существующие в развитых странах. С точки зрения специалистов, можно выделить более 50 видов нетарифного регулирования, среди которых санитарные стандарты, технические нормы, гос. закупки, запутанная система валютного контроля и многие другие методы реализации протекционизма в международной торговле.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. содержит следующее утверждение: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Для уточнения и дополнения списка ключевых вопросов развития, а также задач, стоящих в связи с этим перед правительством России (например, по повышению национальной конкурентоспособности), полезно применение анализа положения государства в мировых рейтингах. За счёт подробного рассмотрения мнений экспертов мирового уровня возможно выявление как ограничений, так и возможностей для экономического роста, которые присутствуют на сегодня, а также по-новому посмотреть на вопросы развития России и применения в стране политики протекционизма.

На ежегодной основе Всемирный экономический форум подготовил глобальный индекс конкурентоспособности, базой для которого служат 110 различных показателей. В 2015-2016 гг. Российская Федерация опустилась на 8 пунктов относительно позиции годом ранее (45-е место на сегодня), таким образом позади остались Мексика, Марокко и Грузия. На первых же местах рейтинга значатся Швейцария (1-е место), Сингапур (2-е место) и США (3-е место). Как видим, в связи с мировым финансовым кризисом произошло снижение позиции России в данном рейтинге.

Как проявляется протекционизм в современной России

Официальное членство РФ во Всемирной Торговой Организации (ВТО) отсчитывается с 22.08.2012 года. Переговоры, предварявшие вступление в данную организацию, длились десятилетиями, тем временем уровень монополизма на отечественном рынке оставался очень высоким. Незадолго до вступления в ВТО Россия была «лидером» в области протекционизма в международной торговле с целью защиты от мирового кризиса. В стране насчитывалось 37 акций с целью защиты внутреннего рынка (для сравнения в Аргентине их было 20, в Германии – 16, в Китае, Индии и Великобритании по 11, в Бразилии – 10, в Италии и Испании по 9). Логично, что вместе с потерей объективной конкурентоспособности национальной экономики и производителей в России появляются предпосылки для проведения в России политики протекционизма, искусственного формирования и дальнейшей поддержки отраслей, способных выпускать конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке товары. Разумный и умеренный протекционизм в международной торговле является совершенно необходимым для защиты национальных компаний посредством субсидирования вложений средств, поступающих от взимания пошлин, в развивающиеся, ещё слабые отрасли.

Можно надеяться на постепенное преодоление текущего дефицита конкуренции на внутреннем российском рынке по мере развития в России рыночной экономики и вовлечение страны в глобализационные процессы.

Сейчас же Россия стоит перед угрозой затяжного (до 10-20 лет) и глубокого кризиса в экономике.

Еще в прошлом году Правительство России из трех сценариев развития экономики нашей страны в качестве основного выбрало самый «наихудший» консервативный сценарий. Согласно этому сценарию, следующие 16 лет (до 2030 года) темпы роста экономики России будут замедляться, доля ВВП нашей страны в мире будет сокращаться, а основной статьей нашего дохода так и останется продажа нефти и газа. Перспектива всё большего замедления экономического развития в России на протяжении времени роста одного поколения (16 лет) поистине пугает, ведь фактически это означает ухудшение качества жизни для большинства граждан год от года.

Запущенная в начале 2014 года война в Украине послужила ускорению процесса падения, так что к маю того же года Минэкономразвития России пришлось пересмотреть прогнозы развития на ещё более негативные. Согласно новому сценарию, экономика России не просто перестанет расти, но начнётся процесс её сокращения в связке с падением деловой активности, ростом инфляции и ослаблением отечественной валюты.

Рассмотрим текущие изменения в экономике России и соответствие прогнозов реальности. Во-первых, наблюдается рост темпов инфляции относительно прошлого года, валюта ослабела на 13% с начала года, на 25% с марта 2012 года. Тем временем в отношении России вводятся новые санкции, негативно влияющие на отечественную экономику.

В рамках последнего пакета санкций предполагается ограничение доступа заёмщиков из России к кредитным ресурсам Запада, что может очень плохо сказаться на достаточно хрупкой банковской системе страны. Причём весьма вероятно за данным пакетом санкций в отношении России последуют и другие.

В таких условиях для России весьма полезно было бы перейти к политике протекционизма в международной торговле. Это может привести к развитию внутреннего производства и рынка, стимулированию роста отечественной экономики, а также дать защиту ещё молодых и слабых высокотехнологичных отраслей экономики России. Несомненно, у такой политики имеется ряд минусов и связанных рисков. Среди них снижение качества производства, потеря доступа к международному рынку труда, а значит и эффективному разделению труда. В ходе реализации политики протекционизма в России могут быть потеряны стимулы для производителей к изобретению нового и должной прилежности в работе в силу отсутствия серьёзной конкуренции.

Тем не менее, на данный момент международная политика, отношение к России в мире естественным образом подталкивают страну к курсу на протекционизм в экономике России и введению эмбарго. Нельзя сказать, что это однозначно плохо, вероятно, это даже полезно для нынешней экономики страны. Ведь России давно следует заняться развитием национального рынка, экономики и поддержкой локальных производителей, так как в России имеется достаточно ресурсов (как природных, так и человеческих) для экономического лидерства, но при этом она остаётся в числе неразвитых стран, что обидно.

Протекционизм в международной торговле: за и против

Спор между сторонниками свободной торговли и политики протекционизма в России и мире идёт уже давно. Впервые вопрос организации внешней торговли был поднят экономической школой меркантилистов, чьё отношение к ВЭД было более чем положительным (торговля – главный источник процветания страны), однако при этом они были ярыми сторонниками протекционизма в международной торговле.

На стороне свободной торговли первыми в истории выступали физиократы (французская школа), которые, что удивительно, недооценивали (и даже отрицали) роль торговли в построении национального благосостояния. Позднее на защиту свободной торговли и либерализма в экономике в целом встали также классики (английская школа). Последовательный подход к данному вопросу позволил им как разработать достаточно стройную теорию внешней торговли, так и выдвинуть ряд практических рекомендаций в данной сфере.

По результатам многочисленных экономических кризисов и войн XX века идеология (а также практика) протекционизма в международной торговле заняла преобладающую позицию и представляет на сегодня неотъемлемую часть международных экономических отношений.

Рассмотрим аргументы «за» и «против» реализации принципов протекционизма и свободной торговли в России и мире.

1. Принцип свободы торговли

Данный подход был выдвинут впервые и в дальнейшем развивался как реакция на реализацию странами политики протекционизма в международной торговле на разных этапах становления их экономик – от стадии первоначального накопления капитала до периода организации национальной промышленности в отсталых государствах. В рамках данного принципа выдвигается не только критика политики протекционизма в международной торговле, но и обосновываются преимущества свободной торговли.

Суть критики протекционизма сводится в первую очередь к выделению негативных моментов в политике охраны внутреннего рынка от конкуренции зарубежных производителей. Ряд очевидных последствий подобной политики указывает на наличие у протекционизма в международной торговле существенных издержек.

  • Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, что связано со снижением давления внешней конкуренции, которая нужна для поддержания и развития инициативы предпринимателей. Рутина и охрана имеющихся привилегий, доходов за положение в условиях протекционизма в международной торговле в конечном счёте побеждает начальное стремление к инновациям и прогрессу. Решение о введении большого числа мер протекционизма зачастую в большей степени связано не с потребностями национальной экономики, но личными интересами отдельных бизнесменов, имеющих лобби в парламенте.
  • Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которому приходится платить за необходимые услуги и товары больше. Причём распространяется эта ситуация в условиях протекционизма в международной торговле и на импорт (в силу повышенной пошлины), и на отечественные товары (из-за неконкурентного ценообразования).
  • В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, когда за потребностью в защите в одних отраслях возникает такая же необходимость протекции и в других.
  • В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, так как при использовании «костылей» для укрепления отечественного производителя в дальнейшем от них сложно отказаться без риска. Это приводит к превращению временных мер протекционизма в экономике России или другой стране в часть долгосрочной политики государства в сфере экономики.
  • В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество, а также создаёт угрозу для международной безопасности и стабильности. В результате мер протекционизма в международной торговле ослабляются торговые связи между экономиками, замедляется процесс развития МРТ, процессы кооперации и специализации производителей в разных странах, и, следовательно, недоверие и вражду между партнёрами.

Преимущества свободы торговли многочисленны и разнообразны, кроме того они подтверждены практикой, а не только теорией.

  • Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, ведь с ней связаны новые возможности в сфере специализации производства, преобладание принципа сравнительных преимуществ при организации обмена. За счёт выигрыша, который приносит мировая торговля, растёт и благосостояние участвующих в ней стран. Мера, которую предлагали английские классики для оценки такого выигрыша, состоит в разнице между нормами прибыли при наличии международного обмена и в его отсутствие.
  • Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства, причём не только между внутренними производителями, но и между различными государствами. Такая ситуация позитивно сказывается на качестве продукции конкурирующих компаний.
  • В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков, а значит и для концентрации производства на мировом уровне, массового выпуска выгодной для потребителей продукции.
  • В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между государствами, а также созданию оптимальной комбинации таких ресурсов, ведущей к их наиболее эффективному использованию.

2. Принцип протекционизма в международной торговле

Кроме недостатков, о которых говорилось ранее, данному принципу присущи и некоторые достоинства, вызывающие такой интерес к политике контроля за ВЭД со стороны правительств многих государств. Главной причиной ограничения ВЭД выступает неполноценность мышления отдельных правительств, которые думают в первую очередь о национальных интересах и не беспокоятся об интересах всего человечества. Аргументы за проведение протекционистских мероприятий, как правило, экономические и социально-политические.

Социально-политические преимущества протекционизма в международной торговле заключаются в следующем:

  • Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в отсутствие протекционизма в международной торговле вероятно будет вынуждена узко специализироваться в рамках международной экономики. Подобное сужение отраслевого разнообразия внутренней экономики повышает риски для государства при обострении отношений в мире, а тем более в случае начала войны. В связи с этим необходимо развивать внутри страны все виды стратегических производств: пищевую промышленность и с/х, критические для оборонного производства отрасли (химпром, металлургия). Данный аргумент в пользу протекционизма в международной торговле звучит убедительно, особенно касательно с/х.
  • Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в развитых странах с высоким доходом в расчёте на душу населения от конкуренции со стороны развивающихся с более низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой.
  • В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности, такие как традиционные промыслы и крестьянский труд, остановить спад и депрессию в устаревающих отраслях (угольная промышленность).
  • В-четвертых, в возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими странами посредством применения отдельных мер протекционизма в международной торговле. Примером могут служить санкции со стороны мирового сообщества против СССР после ввода в Афганистан советских войск, чьей целью было прекращение боевых действий, предотвращение иностранного вмешательства в дела этого государства. Посредством санкций в отношении Сербии сообщество пыталось добиться изменения её политики по Боснии.

Аргументы экономического плана в поддержку протекционизма в международной торговле, имеющие рациональные основания, связаны с возможностью максимизации реального дохода, получаемого государством при их проведении.

Первый аргумент: с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Однако это утверждение справедливо только при большей эластичности спроса на товар по сравнению с его предложением. В таком случае рост цены перераспределяется на производителя, доход же от пошлины идёт на пополнение госбюджета. Также для эффективной реализации этого подхода к протекционизму в международной торговле необходимо:

Отсутствие альтернативных рынков сбыта для товара у экспортирующей страны;

Невозможности применения имеющихся в этой стране факторов производства для выпуска другой продукции;

Отсутствие взаимосвязи между сокращением экспортных поступлений в стране-производителе и спросом на товар со стороны государства-импортёра, повышающего пошлину.

Второй аргумент: протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. Впервые этот аргумент был выдвинут А. Гамильтоном (США) в конце XVIII в. и развит Ф. Листом в XIX в.

Концепция эволюции общества от дикого состояния до формирования агропромышленно-торгового общества с «нормальной», «комплексной» нацией была изложена Ф. Листом в книге «Национальная система политэкономии» (1841 г.). В ней указывается на важность роли протекционизма в международной торговле в качестве инструмента перехода на последний этап, защищающего молодые отрасли национальной промышленности. Тем не менее, с точки зрения Ф. Листа, подобный протекционизм должен быть ограничен промышленностью, временным периодом роста предприятий до достижения ими конкурентоспособности на мировом рынке, пошлины должны быть компенсационными (умеренными по ставке).

Но из опыта известно, что защита подобных производителей в рамках реализации протекционизма в международной торговле весьма сложна на практике. Трудности возникают из-за неоднозначности выбора отраслей, которым нужна защита, так как здесь смешиваются в равной степени политические и экономические мотивы, в дело вступают лоббисты, преследующие частный интерес.

Кроме того, неопределённым является необходимый срок действия мер протекционизма в экономике России или другой страны, как следствие такая политика имеет тенденцию затягиваться на десятилетия, а то и века. Примером могут служить США, где на некоторые импортные продукты промышленного производства в XVIII в. были введены пошлины, сохраняющиеся и на сегодняшний день.

Также заметим, что в условиях протекционизма в международной торговле зачастую выживают производства, которые не смогли бы сохраниться в иных условиях в силу своей неэффективности, что говорит о консервации неоптимальной системы распределения ресурсов в государстве.

Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Данная идея была впервые высказана Дж. Кейнсом в «Трактате о деньгах» (1930 г.), а далее получила развитие в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936 г.). По мнению Кейнса, автоматическое достижение полной занятости экономической системой государства невозможно. По этой причине он считал благом ограничение импорта и поддержку экспорта, т.е. протекционизм в международной торговле, так как это ведёт к росту спроса на товары внутреннего производства и тем самым позитивно сказывается на занятости.

Но в случае применения такого подхода более чем одним государством, вероятность успеха её проведения падает практически до нуля. Невозможно вести международную торговлю, когда страны заинтересованы только в экспорте и неохотно импортируют товары других участников ВЭД. Единственным приемлемым вариантом для реализации такой политики протекционизма в международной торговле является ситуация повышенного внешнего спроса на экспорт применяющей протекционизм страны. Однако в долгосрочном периоде от такой политики получает выгоды только одно государство, участвующее в ВЭД, а его торговые партнёры постепенно слабеют, их возможности импортировать продукцию сокращаются.

Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. При значительных колебаниях спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке некоторые отрасли могут серьёзно пострадать. Примером может служить производство хлопчатобумажных тканей в 1970-х гг. в Англии.

За счёт введения ограничений на импорт и проведение протекционизма в международной торговле в это время удалось смягчить кризис и выиграть время для плавного сокращения производства и перестройки отрасли. В похожей ситуации оказался автопром России в 1990-е гг., впрочем, в этом случае рост пошлин на импорт автомобилей почти не оказал влияния на рост качества внутренней продукции и перестройку отрасли.

Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: серьёзные проблемы с платёжным балансом, повышение пошлин как ответный шаг на протекционизм торгового партнёра, защита национальных предприятий от нечестной конкуренции, экономики страны от распространения кризиса из-за рубежа.

Несмотря на убедительность названных в защиту протекционизма в международной торговле аргументов, некоторые из них не имеют экономического обоснования. В частности, при повышении пошлин в ответ на действия другой стороны вероятны дальнейший рост напряженности в отношениях, торговые войны и другие деструктивные явления.

Источник

Оцените статью