Дипломатический протокол и церемониал
Выполнила: Орехова Наталья (модуль бизнес, группа №2)
Дипломатический протокол представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения.
Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» — совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства. Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того, чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли развиваться в дружеской, мирной атмосфере и в обстановке взаимного уважения.
Основные принципы взаимоотношений между государствами по дипломатическому протоколу: уважение государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательство во внутренние дела другого государства, соблюдение равенства между государствами, территориальная целостность, соблюдение условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение взятых на себя обязательств.
Основой дипломатического протокола является выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.
Венский (1815) и Аахенский (1818) конгрессы впервые в международной практике приняли специальные постановления, касающиеся дипломатических отношений и, в частности, вопрос определения старшинства дипломатических представителей. Эти политические документы были первой попыткой наделить юридической силой и превратить в нормы международного права некоторые правила международной вежливости.
Ныне «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (18 апреля 1961) является базовым международно-правовым документом, который регулирует дипломатическую деятельность субъектов международного права. В Конвенции зафиксированы рангах дипломатических представителей, порядок определения их старшинства, привилегии и иммунитеты дипломатов, их статус, права и обязанности и другие стороны дипломатической миссии государства и ее агентов. Ряд государств присоединилась к Конвенции путем ее подписания и ратификации, а некоторые даже инкорпорировали ее в своих национальных законодательств. Участниками Конвенции являются более 160 государств. Но и те страны, которые формально не присоединились к Конвенции, вынуждены считаться с нормами, зафиксированными в этом документе.
Кроме этого основного документа, можно назвать и другие, которые в той или иной мере определяют действия протокола. Это — «Венская конвенция о консульских сношениях» (1963), «Конвенция об иммунитетах и привилегиях ООН» (1946), «Конвенция Организации американских государств о дипломатическом убежище » (Каракас, 1954).
Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал.
• Этикет — совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д
• Церемониал — установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т. п.).
Церемониал (от лат. – торжественность) – это строгое соблюдение определенных формальностей. Церемониал имеет исключительно большое значение. Он основывается на традиции и учитывает национальные особенности, создавая нормальную обстановку и соответствующие условия для взаимоотношений должностных лиц разных рангов.
Известно, как тщательно правительства и официальные лица готовятся к важным международным встречам и в какой степени предварительная подготовка может положительно повлиять на успех. Внимание, которое официальные лица уделяют визигу главы государства или правительства, церемонии подписания соглашения или международного договора, празднования важного события, обставляя их с пышностью, свидетельствует о желании двух или более правительств продемонстрировать характер существующих между ними отношений и желаемое направление их развития.
Правилами церемониала и протокола руководствуются при проведении переговоров, заключении и вступлении в силу международных соглашений. Они определяют место каждого в политической и административной иерархии и обеспечивают возможность пользоваться надлежащими прерогативами, привилегиями и иммунитетами.
Дипломатические приемы играют важную роль в дипломатической службе; на них решаются как представительские задачи, так и информационные, специальные. В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтрак, обед, ужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.
Любой приём должен быть подготовлен самым тщательным образом. В подготовку приёма входят: выбор вида приёма, составление списка приглашённых лиц, заблаговременная рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом (на завтраке, обеде, ужине), составление меню, подготовка помещений, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка тостов или речей, составление схемы (порядка проведения) приёма.
Каждое государство, руководствуясь внутренним законодательством и национальными традициями, имеет свою классификацию визитов. Но, несмотря на эти различия и обобщая практику составления визитов, можно выделить следующие их виды:
1. Государственный визит.
2. Официальный визит.
3. Рабочий (деловой) визит.
4. Встреча «без галстуков».
5. Неофициальный визит.
6. Визит проездом.
7.Прибытие делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события
Каждый из перечисленных визитов имеет свои протокольные особенности. Так, например, официальный визит, по протоколу, делится на визит главы государства и главы правительства с предоставлением им соответствующих почестей.
Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. На сегодняшний день их можно подразделить на две системы:
1) Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).
2) Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.
Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости. Она имеет собственные богатые традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.
Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола. Через него осуществляется протокольная деятельность ряда высших государственных органов. По вопросам, связанным с деятельностью Президента РФ, Департамент работает совместно со службой протокола Президента.
В своей деятельности Департамент руководствуется: Конституцией Российской Федерации, законами России, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства России, приказами, инструкциями и указаниями министра иностранных дел России.
В сентябре 2004 г. Указом Президента утверждены новые положения Государственной протокольной практики Российской Федерации.
22 сентября 2004 г. Министерство иностранных дел циркулярной нотой Департамента государственного протокола официально довело до сведения аккредитованных в Москве Посольств и Представительств Международных организаций новый текст “Основных протокольных положений”.
Таким образом, российский дипломатический протокол официально заформализован и получил новую правовую основу, учитывающую как назревшие в стране изменения, так и современные тенденции международного сотрудничества. В действующую протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов на высшем и высоком уровне и степень участия в них официальных должностных лиц.
Более четко обозначены критерии, определяющие характер и церемониальную сторону мероприятий, связанных с приемом в нашей стране высоких иностранных гостей. Вид визита в каждом отдельном случае определяется по взаимной договоренности сторон, исходя из критерия политической целесообразности.
Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.
Список использованной литературы:
1) Вуд Дж., СерреЖ. Дипломатический церемониал и протокол: Принципы, процедура, практика: Пер. с англ. — М., 1974.
2) Афанасьев И. Деловой этикет. — К., 1998
3) Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонал. — М., 1995.
4) Зорин В. А. Основы дипломатической службы. — М., 1977.
5) Никольсон Г. Дипломатическое искусство: Четыре лекции по истории дипломаты: Пер. с англ. — М., 1962.
6) Авилов В. И. Официальные контакты дипломатов. — М., 1977.
7) Руденко Г. М. Основы дипломатического протокола. — К., 1996.
8) Семенов В. Л. Практика дипломатического протокола и этикета. — М.: Международное агентство «А.Б & Т2», 2002.
9) Фелътхэм Г. Дж. Настольная книга дипломата: Пер. с англ. — Минск: Новое знание, 2001.
10) Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. — М., 1998.
Источник
Протокольная практика в учреждении (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
«ПРОТОКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА В УЧРЕЖДЕНИИ»
Определение и понятие протокола,
Протокол как кодекс правил, предписывающий строгое следование этикету и старшинству как преимущественному праву на почести, церемониальное или формальное предпочтение.
Понятие «протокол» в международных отношениях. Дипломатический протокол – важный политический инструмент дипломатии и отражение его применения в отношениях между государствами.
Взаимосвязь государственного протокола и дипломатического протокола с официальным этикетом.
Правила протокола как совокупность общепринятых правил поведения общественно и политически значимых мероприятий с учетом исторически сложившихся норм и ритуалов применительно к мероприятиям, проводимым внутри страны.
Протокол Российской Федерации
и протокольная практика ее субъектов
Основные положения российской протокольной практики приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровнях, определяемые указами Президента Российской Федерации.
Государственный протокол Российской Федерации, регламентирующий порядок взаимодействия органов государственной власти и организаций Российской Федерации с органами государственной власти государств мира, а также с организациями зарубежных стран.
Строгое соблюдение требований протокола как важнейшая обязанность всех органов государственной власти, организаций, а также должностных лиц, участвующих в переговорах, встречах, иных контактах с органами государственной власти, иностранными государственными и общественными организациями и должностными лицами.
Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Российской Федерации как официальные государственные символы Российской Федерации.
Протокольная практика Российской Федерации в развитии международного и внешнеэкономического сотрудничества субъектов Российской Федерации с зарубежными странами.
Российские регионы в осваивании пространства международных экономических, культурных, гуманитарных связей с иностранными партнерами.
Протокольное старшинство в Республике Башкортостан.
Этика как теоретическое осмысление морали и обязательная составляющая культуры любого работника. Соответствие практической деятельности этическим требованиям определенной профессиональной группы. Моральная ответственность человека, представляющего интересы своей Родины.
Этикет в совокупности правил поведения, регламентирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Деловой этикет как специфическая культура деловых отношений, включающая в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, а также требования, предъявляемые к деловому общению, телефонным разговорам, манере ведения деловых переговоров и торгов, организации презентаций, стилю письма и оформлению деловых бумаг.
Главная культурная функция правил этикета, состоящая в выступлении правил этикета в качестве главного знака групповой идентичности.
Степень строгости рекомендаций этикета зависит от наличия у участников коммуникации отличительных характеристик, к которым относят социальный статус, пол, возраст, состояние здоровья, степень родства.
Принципы делового общения, намечающие определенную стратегию выбора линии поведения и выдвигающие конкретные моральные требования перед каждым участником коммуникации.
Этикет официальной корреспонденции
Официальная переписка – один из действенных механизмов развития взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными и российскими партнерами и значимый элемент протокольной практики, сложившейся в Республике Башкортостан.
Официальная переписка в рамках международного, внешнеэкономического и регионального характера, предполагающая кроме сотрудничества делегационный обмен и организацию протокольных мероприятий, переписку с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти по вопросам согласования международной и внешнеэкономической деятельности.
Официальная переписка в Республике Башкортостан, базирующаяся на общепринятых стандартах документооборота и стандартах, принятых в Российской Федерации.
Виды официальной переписки и требования к оформлению документов международного характера в протокольной практике Республики Башкортостан.
Официальные поездки официальных делегаций
по стране и за рубеж
Подразделение визитов на визиты на высшем уровне, визиты на высоком уровне, визиты должностных лиц, визиты отдельных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с указами Президента Республики Башкортостан.
Организация протокольных мероприятий – церемония встречи (проводов), проведение бесед и переговоров, возложение цветов, официальные приемы при организации визитов делегаций Республики Башкортостан за рубеж и в субъекты Российской Федерации. Ведущая роль протокольной практики принимающей стороны в ходе подготовки визита.
Подготовка информационно-справочных материалов о состоянии отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан с зарубежной страной или регионом, куда планируется визит.
Благодарственные письма, направляемые по итогам визита представителям принимающей стороны.
Приемы официальных гостей и делегаций
в Республике Башкортостан
Подразделение приемов официальных лиц и зарубежных делегаций в Республике Башкортостан на приемы на высшем уровне, на высоком уровне, приемы отдельных иностранных лиц, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 01.01.01 г. № УП-474 «Об организации визитов официальных лиц и официальных делегаций Республики Башкортостан в зарубежные страны и приемов официальных иностранных лиц и официальных иностранных делегаций в Республике Башкортостан».
Согласование состава делегации гостей и учет пожеланий по программе пребывания.
Подготовка информационных папок, включающих информацию о стране, партнерах по переговорам и тематику переговоров, для руководства и должностных лиц Республики Башкортостан, участвующих в приеме гостей.
Мероприятия, включенные в программу приема официальных лиц и официальных делегаций: церемония встречи в аэропорту, на железнодорожном вокзале; размещение гостей в гостинице; церемония встречи и подъезда к зданию Дома Республики; встречи и переговоры руководства Республики Башкортостан с делегацией; церемония подписания двусторонних документов по итогам приема; обед или ужин от имени Президента Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан; другие мероприятия по программе; церемония проводов.
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Определение протокола и понятие
1. Понятие термина «протокол».
2. Определение дипломатического протокола.
3. Две основные модели государственного протокола.
Необходимость продуманного проведения дипломатических встреч возникла практически с начала установления и развития международных и межгосударственных контактов. Встречи и проводы, проведение переговоров, прием послов и иностранных гостей, вручение верительных грамот постепенно приобретали черты торжественного действия, которое в дальнейшем стало именоваться протоколом. Этимология слова «протокол» указывает на его древнегреческое происхождение («protokollon» – склеивать вместе). Так обозначался первый лист папируса, на котором проставлялась дата его изготовления. Этим термином пользовались и в средневековье при ведении архивов и оформлении документов.
Понимание термина «протокол» в современном мире относят к практике первых английских парламентов середины XVI в. Протокол понимался как кодекс правил, предписывающий строгое следование этикету (правилам или процедурам, требуемым правильным воспитанием или предписываемым властью, для соблюдения в общественной или официальной жизни) и старшинству (понимаемому как преимущественное право на почести, церемониальное или формальное предпочтение). Первое систематизированное изложение понятия правил процедуры «Lex Parlamentaria» опубликовано сэром Томасом Смитом в 1583 г.
Под понятием «протокол» в международных отношениях сегодня в первую очередь подразумевается дипломатический (международный) протокол.
Дипломатический протокол – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами и официальными лицами в международном общении при наличии своих особенностей, обусловленных национальными традициями и особенностями каждого государства. Дипломатический протокол – важный политический инструмент дипломатии, и результаты его применения всегда в той или иной мере сказываются на отношениях между государствами.
Межгосударственные отношения строятся на основе общепризнанных норм и принципов международного права, получивших закрепление в ряде международных актов, прежде всего в Уставе Организации Объединенных Наций – это принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения прав человека, международного сотрудничества, толерантности и взаимности. Нормы дипломатического протокола лежат в основе протокольной практики всех государств, и, несмотря на то, что они не имеют обязательной силы, все страны мира стремятся их соблюдать.
Дипломатический протокол служит гибким инструментом, с помощью которого руководители государств на практике реализуют общепризнанные международные принципы, является компонентом дипломатии, способствующим осуществлению равноправных и партнерских отношений между государствами.
Каждой стране присущи свои национальные особенности дипломатического протокола. Вот почему необходимы знания в области политики и географии, экономики и культуры, национальных и религиозных традиций различных государств.
В большинстве стран протокольные мероприятия в основном схожи. По мнению многих дипломатов, во взаимоотношениях между государствами в зависимости от их уровня и состояния протокольным мероприятиям может придаваться различное значение (больший или меньший характер торжественности, повышение или снижение уровня организации отдельных мероприятий, уровень и число вовлекаемых людей, а также направленность бесед во время встреч).
Дипломатический протокол охватывает совокупность организационных правил, способов и средств в различных областях дипломатической деятельности, включая дипломатию международных конференций и встреч на высшем уровне, где принимают участие руководители нескольких стран.
На международных конференциях и многосторонних встречах наиболее ярко проявляются тенденции современного дипломатического протокола, а также совершенствуются и унифицируются его общепринятые нормы.
Одно из необходимых условий проведения международной конференции – наличие письменных правил, которые направляют и определяют деятельность участников, являясь, по сути, своего рода протоколом конференции. Это могут быть либо постоянные правила, либо правила, которые необходимо поставить на согласование и принять на самой конференции. Правила устанавливают дату и место проведения конференции, повестку дня, состав делегаций, официальные и рабочие языки, права участников, способы ведения прений, способы голосования, формы и процедуру ведения конференций. Правила на международных конгрессах и конференциях охватывают также вопросы соблюдения старшинства, проблемы, связанные со званиями, рангами и обращениями и т. д.
На протяжении многих веков дипломатия осуществляет свои цели с помощью временных миссий, которые существуют в форме дипломатии ad hoc, или специальных миссий. Этот вид дипломатии иногда еще называется миссией международной вежливости благодаря тому, что в большинстве случаев речь идет об участии в особых церемониях (коронация, бракосочетание, погребение монархов или их наследников).
Благодаря тому, что общепризнанные протокольные нормы и процедуры более или менее известны и приняты большинством государств, в последние годы вопросы протокола и церемониала упростились. Это проявляется и в церемониях встреч и проводов высоких гостей, и в требованиях к одежде, в приглашении дипломатического корпуса на официальные мероприятия и т. д.
Понятие «государственный протокол» используется применительно к протокольной практике конкретного государства. Многие нормы государственного протокола тесно связаны с нормами дипломатического протокола и официального этикета – общепринятыми правилами поведения официальных лиц на публичных мероприятиях.
Среди органов внешних сношений, осуществляющих повседневное представительство государства, центральное место принадлежит ведомству иностранных дел. В большинстве стран мира оно называется министерством иностранных дел. Встречаются и другие названия: в США – Государственный департамент (Department of State), в Англии – Министерство иностранных дел и по делам Содружества (Foreign and Commonwealth Office), в Аргентине – Министерство иностранных дел, международной торговли и культа (Ministerio de Relaciones Exteriores, Comercio Internacional у Culto).
В организационном строении национальных служб зарубежных государств, в ведении которых находятся функции государственного протокола, можно выделить две основные модели. В большинстве государств отсутствует единая государственная служба дипломатического протокола. Самостоятельные и независимые друг от друга протокольные подразделения создаются в разных государственных институтах на различных уровнях власти и управления (в министерствах иностранных дел, канцеляриях монархов, администрациях президентов, аппаратах премьер-министров, а при федеративном строении государства – в субъектах федерации). Подобная организация позволяет добиваться оптимизации применяемых моделей протокольного обеспечения на основе четкого разграничения функций и компетенции в соответствии с задачами отдельных министерств и ведомств. Подобным образом организованы службы протокола в таких странах, как США, ФРГ, Великобритания, Япония.
Вторая модель предусматривает наличие основного координирующего органа, который обеспечивает проведение единой государственной политики в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Такой порядок в общих чертах соблюдается в ряде президентских и парламентских республик, например, во Франции и Италии, где протокольные департаменты национальных внешнеполитических ведомств координируют протокольную деятельность различных государственных институтов.
В ряде стран (например, в Испании) существует смешанная модель.
В США функции протокольного обеспечения визитов на высшем уровне осуществляются протокольным отделом госдепартамента и аппаратом Белого дома. В Белом доме они возложены на руководителя аппарата, его заместителя, главу канцелярии супруги президента. Постоянно действующим подразделением является передовая группа Белого дома, которая также готовит и обеспечивает поездки президента по стране. Протокольный отдел госдепартамента возглавляет шеф протокола, непосредственно участвующий в проведении протокольных мероприятий во время государственных, официальных и рабочих визитов высших иностранных должностных лиц в США.
В ФРГ при ведомствах федерального руководства, в бундестаге, в МИД и других федеральных министерствах, а также в госканцеляриях земель ФРГ действуют самостоятельные подразделения. Общая координация деятельности протокольных служб при визитах на высшем уровне возлагается на одного из представителей ведомства федерального канцлера, шефа протокола МИД ФРГ и подчиненные ему функциональные подразделения министерства.
В Республике Казахстан координацию протокольных мероприятий с участием Президента Республики Казахстан осуществляет Протокол Президента Республики Казахстан. При Министерстве иностранных дел Республики Казахстан функционирует Служба государственного протокола.
Существует определенная классификация визитов глав государств и правительств зарубежных стран, имеющая свои отличия в различных государствах. Рассмотрим их некоторые особенности.
В протокольной практике Италии существует разделение визитов на государственные, официальные и рабочие.
В США они подразделяются на государственные, официальные, официальные рабочие и частные. Государственный визит является высшей формой приема иностранных государственных деятелей с соблюдением всех церемониальных почестей и проводится для глав государств только по приглашению Президента США. Официальный визит в США, как правило, осуществляют иностранные государственные деятели, не являющиеся главами зарубежных стран (например, главы правительств). При официальном рабочем визите многие протокольные мероприятия, обязательные для государственного и официального визита, не предусматриваются, а акцент делается на содержательной части: переговоры и согласование документов. Частный визит иностранного государственного деятеля – это посещение им США, при котором элементы протокола отсутствуют и гость в основном занимается своими личными делами.
В китайской протокольной практике также имеется классификация визитов: государственный визит, официальный визит, рабочий визит, ознакомительная поездка, неофициальный (частный) визит, выезд на отдых, визит проездом.
Протокольные мероприятия, как правило, начинаются со встречи высокого гостя в аэропорту. Данной процедуре придается различное значение в разных странах. В США она рассматривается лишь как технический элемент протокола. Президент в аэропорт не прибывает, гостя встречает и сопровождает до резиденции государственный секретарь США. В Японии, как правило, главу государства в аэропорту встречает министр иностранных дел или его заместитель. В Испании в аэропорту высокого гостя встречает также министр иностранных дел. Особенностью является то, что из аэропорта гость на вертолете доставляется к главной улице королевского дворца.
В ряде стран встрече в аэропорту придается наибольшая торжественность. В Италии главу государства встречают министр правительства, который затем сопровождает гостя в машине в резиденцию вместе с шефом протокола республики, послом страны гостя в Италии и послом Италии в стране гостя. Высокий гость принимает рапорт начальника почетного караула, исполняются государственные гимны, почетный караул проходит торжественным маршем. Протоколы Египта, Сирии и Ливана предусматривают сопровождение истребителями ВВС самолета главы иностранного государства с момента его вхождения в воздушное пространство принимающей страны. В Ливане и Сирии для встречи гостя в аэропорт прибывают президенты, а, например, в Кувейте и Саудовской Аравии у трапа самолета главу иностранного государства обычно приветствуют наследные принцы. Президент Египта встречает гостя в аэропорту, только если он является его близким другом. Помимо обычных элементов церемонии встречи (исполнение государственных гимнов, прохождение почетного караула) в Ливане организуется артиллерийский салют в 21 залп.
В США резиденцией для иностранных гостей может быть резиденция посла гостя, гостиница или Блэр-хаус – официальная гостевая резиденция Белого дома. В качестве резиденции высокого гостя итальянская сторона предлагает Квиринальский дворец — официальную резиденцию Президента республики либо одну из гостиниц. В Японии такой резиденцией является дворец Акасака.
Как правило, наиболее торжественным мероприятием государственного или официального визита является официальная церемония встречи в резиденции главы государства.
В США она проходит в Белом доме, при отсутствии глав дипломатических представительств других стран. Для церемонии встречи формируется «комитет приветствия», куда обычно входят Президент США, государственный секретарь США, начальник штаба одного из видов вооруженных сил, посол США в стране гостя, посол страны гостя в США, заместитель госсекретаря США, отвечающий за отношения со страной гостя, мэр г. Вашингтона, дуайен дипломатического корпуса. Исполняются национальные гимны, во время исполнения гимна страны гостя производится артиллерийский салют (21 залп в честь главы государства и 19 залпов в честь главы правительства). Гость и Президент США обходят строй почетного караула. После приветственной речи Президента США и ответной речи гостя происходит церемония представления «комитета приветствия» и делегации гостя в Белом доме. Затем в Овальном кабинете проходит беседа один на один, после которой в зале совещаний продолжаются переговоры в расширенном составе.
Государственный завтрак в честь гостя устраивает госсекретарь, а государственный обед проводится от имени Президента США. После государственного обеда Президент прощается со своим гостем. В программу пребывания главы иностранного государства может быть включена торжественная церемония возложения венков у Могилы Неизвестного Солдата на Арлингтонском кладбище.
В некоторых случаях в программе визита предусматривается выступление прибывшего в США главы государства или правительства на совместном заседании обеих палат конгресса.
Церемония проводов устраивается в Вашингтоне на вертолетной площадке, расположенной в нескольких сотнях метров от Белого дома вблизи монумента Дж. Вашингтону. Главным лицом, участвующим в проводах с американской стороны, является государственный секретарь США. В честь гостя производится орудийный салют, звучат фанфары, государственные гимны не исполняются, речи не произносятся.
В Республике Казахстан, к примеру, протокольными мероприятиями предусмотрены церемонии встреч и проводов, встречи и беседы с руководством республики, посещение в столице Казахстана ряда социально значимых объектов, таких как башня Байтерек, Президентский центр культуры. В программах визитов предусматриваются возложение венков к монументу Защитников Отечества и цветов к памятнику национального поэта казахского народа Абая Кунанбаева. Характерной чертой протокольной практики Республики Казахстан является особый национальный колорит казахского народа как дань уважения его глубоким историческим корням.
Одним из основных элементов протокольной практики различных государств мира является старшинство. Считается, что современные подходы к решению проблем, связанных со старшинством, в международных отношениях были заложены в марте 1815 г. на Венском конгрессе участников антинаполеоновской коалиции. В настоящее время большинство стран имеет списки протокольного старшинства, утвержденные как нормативный документ.
В основе большей части такого рода списков находится положение того или иного должностного лица, приступившего к исполнению своих обязанностей, в структуре государственной власти (Республика Казахстан, Республика Польша, Французская Республика и т. д.).
Во Франции порядок официального старшинства, установленный в общих чертах декретом 1907 г., не может быть принципиально изменен ни при каких обстоятельствах, но разрешено устанавливать старшинство, не предусмотренное протоколом, для лиц, не входящих в официальную французскую административную иерархию (это могут быть представители церкви, бывшие члены правительства, отставные высокопоставленные должностные лица). В подобных случаях списки старшинства составляются отдельно. Протокольное старшинство во Франции включает три перечня: официальных лиц, если они приглашены на государственные мероприятия, проводимые правительством Франции; индивидуально; членов правительства Франции (начиная с министерств юстиции, иностранных дел, внутренних дел и завершая министерством труда и социального страхования, директорами Французского государственного банка и Банка земельного кредита), а также порядок расположения должностных лиц на официальном мероприятии в административном центре департамента.
Возможны и другие подходы. Так, в США разработан достаточно подробный список старшинства, охватывающий должностных лиц государства, руководителей религиозных конфессий, общественных деятелей, представителей науки и культуры.
Старшинство может касаться представителей дипломатического корпуса, то есть дипломатов, аккредитованных в данной стране.
Дипломатический протокол – чувствительный инструмент дипломатии, умелое применение которого помогает регулировать нередко сложные отношения между государствами. Из богатейшего опыта международной протокольной практики каждое государство отбирает то, что соответствует пониманию государства об укреплении его престижа на международной арене.
Правила протокола основываются на должном уважении к традициям и местным обычаям больших и малых народов, учитывают идущие из глубин истории формы совершения тех или иных общественно значимых актов. Поэтому понятие «протокол» в настоящее время применяется также к общению друг с другом субъектов федеративных государств, регионов и территориальных образований различных стран по международным вопросам и вопросам внешнеэкономической деятельности.
Применительно к мероприятиям, проводимым внутри страны, протокол понимается как совокупность общепринятых правил проведения общественно и политически значимых мероприятий с учетом исторически сложившихся норм и ритуалов. Они включают в себя различные церемонии: встречи и проводы, переговоры, презентации, приемы, посещения выставок, театральных представлений, поздравления, траурные мероприятия, вручение государственных наград и т. д.
В условиях рыночной экономики в сферу деловых контактов с зарубежными партнерами и друг с другом все более активно вовлекаются представители многих хозяйствующих и предпринимательских структур, граждане из самых широких слоев населения. В этой связи широкое распространение получило такое понятие, как «деловой протокол». Традиции делового общения менее регламентированы, более гибки и свободны, однако в целом они также базируются на правилах государственного и дипломатического протокола.
Вопросы для обсуждения
1. Хорошие манеры как нравственная основа протокольных мероприятий.
2. Технологические принципы самопрезентации.
3. Визуализация облика.
4. Коммуникативная механика.
1. Представьте одного человека – нескольким, мужчину – женщине, младших по служебному положению – старшим.
2. Обозначьте порядок представлений при равном ранге.
Литература по теме:
1. Исаева деловых отношений / . – Уфа, 2004. – С. 6–9.
2. Исаева -этикет / . – Уфа, 2005. – С. 6–17.
3. Зарайченко государственного служащего / . – М. – Ростов н/Д, 2006. – С. 61–85.
4. Михалькевич международного общения / . – Минск, 2004. – С. 146–154; 177–190.
5. , Маслова менеджмента / , . – М., 2006. – С. 60–68.
Протокол Российской Федерации и протокольная
практика субъектов Российской Федерации
1. Основные положения государственной протокольной практики.
2. Подразделение визитов иностранных представителей в Российскую Федерацию.
3. Официальные государственные символы Российской Федерации и Республики Башкортостан
С выходом России на международную арену в эпоху Петра 1, наряду с реформированием всей системы государственного аппарата и созданием дипломатической службы, по существу, были заложены основные нормы протокола и этикета, приближенные к общепринятым западным стандартам.
Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили весьма активное развитие. Только в течение одного года в Москве принимают более ста иностранных делегаций на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Весьма интенсивно осуществляются международные контакты и руководства страны. В настоящее время Россия имеет дипломатические отношения со 186 зарубежными странами.
В Москве аккредитованы главы дипломатических представительств 155 иностранных государств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Российская Федерация имеет диппредставительства в 142 странах.
Основные положения российской протокольной практики приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровнях определяются на сегодня указами Президента Российской Федерации. Ими регулируется проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных гостей высокого уровня, и определяется протокольное старшинство официальных должностных лиц и других участников с российской стороны в сфере международного сотрудничества.
Государственный протокол Российской Федерации, действующий на всей ее территории, регламентирует порядок взаимодействия органов государственной власти и организаций Российской Федерации с органами государственной власти государств мира, а также с организациями зарубежных стран.
Строгое соблюдение требований протокола – важнейшая обязанность всех органов государственной власти, организаций, а также должностных лиц, участвующих в переговорах, встречах, иных контактах с органами государственной власти, иностранными государственными и общественными организациями и должностными лицами. Государственный протокол Российской Федерации не допускает каких-либо отступлений от установленных требований международной протокольной практики.
Все протокольные мероприятия регулируются основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации. В первую очередь это:
– проведение мероприятий, связанных с приемом в Российской Федерации иностранных делегаций (на высшем уровне – глав государств, глав правительств; на высоком уровне – министров иностранных дел, специальных представителей глав правительств, руководителей международных организаций);
– проведение иных мероприятий с участием Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.
Визиты в Российскую Федерацию иностранных представителей на высшем и высоком уровнях отражают характер сложившихся дипломатических отношений Российской Федерации с соответствующим государством и представляют собой одну из важных форм внешнеполитической деятельности России. Вышеуказанные визиты подразделяются на следующие виды:
– государственный визит – высший вид визита в Российскую Федерацию. Проводится с целью подчеркнуть высокий политический уровень достигнутых двусторонних отношений с зарубежным государством; может осуществляться только главой зарубежного государства один раз за период непрерывного исполнения им властных полномочий. По объему церемониальных почестей государственный визит является наиболее полным;
– официальный визит – основной вид визита, определяющий официальные дипломатические отношения с зарубежным государством, второй по статусу вид визита в Российскую Федерацию для глав зарубежных государств и высший вид визита в Российскую Федерацию для глав правительств и министров иностранных дел зарубежных государств;
– рабочий визит – визит, имеющий определенное целевое назначение: прибытие в Российскую Федерацию глав зарубежных государств, глав правительств зарубежных государств, министров иностранных дел зарубежных государств на переговоры, для консультаций, подписания договоров и соглашений, открытий национальных выставок, дней культуры и т. д., а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, министром иностранных дел Российской Федерации;
– неофициальный (частный) визит – визит в Российскую Федерацию глав зарубежных государств, глав правительств зарубежных государств для участия в конференциях и совещаниях по общественной линии, присутствия на спортивных соревнованиях, конкурсах и т. д., а также приезд по частным делам в качестве гостя или в целях туризма;
– визит проездом – краткое пребывание в Российской Федерации иностранных представителей, следующих транзитом через ее территорию.
Вид визита определяется исходя из политической целесообразности и характеризуется совокупностью мероприятий делового и протокольного характера, включенных в программу визита, их церемониалом и уровнем персонального участия в них представителей сторон.
Иностранные представители могут также прибыть в Российскую Федерацию для участия в международных встречах, совещаниях, конференциях на высшем и высоком уровнях, официальных и иных торжественных мероприятиях либо в качестве личных гостей Президента Российской Федерации.
Вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, транспортного обслуживания, размещения, питания и обслуживания иностранных представителей, а также членов официальных делегаций и сопровождающих лиц, решаются сторонами заблаговременно, на основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики.
Признавая и соблюдая основные нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку. Ему чужда излишняя помпезность, но характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой стороны.
В России, а теперь и во многих других странах, при вручении послами верительных грамот отменено произнесение речей послами. Более демократичным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Упрощается церемония встречи высоких гостей (отменены орудийный салют, эскортирование самолета гостя).
Международная интеграция привела к увеличению количества контактов глав государств. К государственному, официальному и рабочему визитам прибавилась новая форма общения Президента Российской Федерации с лидерами иностранных государств, которая приняла условное название «встреча без галстуков». Особенностью таких (по сути дела рабочих) визитов является неформальный характер их проведения, когда в непринужденной, раскованной атмосфере, свободной от многих протокольных формальностей (как правило, подобные встречи проходят в загородных резиденциях), руководители двух государств могут обсудить с «глазу на глаз» или с привлечением узкого круга помощников и экспертов наиболее острые вопросы двусторонних отношений и широкий спектр международных проблем. Кажущаяся неофициальность переговоров, однако, ни в коей мере не означает поверхностного подхода к обсуждаемым проблемам. Напротив, именно в силу того обстоятельства, что диалог лидеров носит откровенный и доверительный характер, подготовка руководителей к беседам ведется с предельной основательностью и тщательностью. Первые встречи «без галстуков» прошли у первого российского Президента со своими коллегами из стран Содружества Независимых Государств в 1993 г. Постепенно встречи в подобном формате вошли и в практику контактов на высшем уровне Президента России с некоторыми лидерами стран «большой восьмерки».
Практически все нормативные документы по протокольным вопросам вплоть до 90-х годов носили закрытый характер.
Дальнейшие существенные изменения в действующую протокольную практику в плане ее определенной демократизации, а также более единообразного применения правил и норм, определяющих характер и уровень протокольных мероприятий, были внесены в годы перестройки.
Источник