Процесс вестернизации странах востока

4.1. Процесс вестернизации и духовные ресурсы Востока

Одна из важнейших функций социальной философии состоит в создании теории общих ценностей и интересов, которая могла бы стать основой стратегии устойчивого развития человечества (осознающего себя как Единое Целое).

зрения перспектив формирования планетарного ценностного сознания наибольший интерес представляет диалог культур Востока и Запада. Мы рассматриваем Восток и Запад как два противоположных социокультурных мира. Понятие «Запад» ассоциируется у нас с парадигмой антропоцентризма, или с либертарианско-конвенциональной культурой, а понятие «Восток» — с парадигмой космоцентризма, или с трансцендентальной культурой. Запад — это «воля к власти» (Ф. Ницше), покорение мира, а Восток — гармония с миром и ответственная солидарность. Запад ориентирован на совершенствование внешних форм и материальных условий социальной жизни, а Восток — на совершенствование внутреннего мира человека, его духовного сознания и нравственного поведения.

Процесс вестернизации. Западная цивилизация добилась огромных успехов в материальной сфере жизни, но она создала также и серьезные экзистенциальные проблемы. Главная из них заключается в том, что западный мир для своего поддержания все больше нуждается в таких гарантиях, как «право силы», «покорение природы», «насильственное завоевание» и т.д. Западная техногенная культура освободила человека от чувства благоговения перед природой. Это привело к возникновению ситуации, когда человек больше не воспринимает мир как нечто исполненное внутреннего смысла; море, горы, леса и пустыни теперь для него всего лишь бездушная материя. Разрыв этих эмоциональных связей с природой привел к ослаблению подобных же отношений между людьми. Большую тревогу вызывает тотальное обесценивание всех человеческих мотиваций, кроме денежной выгоды и связанное с этим торжество гедонизма; потребительский инстинкт, порожденный Западом, превращается в «архетип» массового сознания.

Читайте также:  Пять стран южной европы

образованию и к интеллектуальной деятельности, связанное с развитием массовой культуры (156. С.501).

В 1993 году С. Хантингтон писал: «Важнейший вопрос для Запада, состоит в том, способен ли он, оставляя в стороне все прочие внешние вызовы, остановить и обратить вспять внутренние процессы разложения» (156. С.499). Прошло 10 лет, и никаких серьезных изменений в ценностном сознании Запада не произошло. Более того, заметно снизился уровень критического самосознания, которое всегда было имманентной характеристикой Запада, и укрепилось ощущение вседозволенности и гордыни. Как и во времена О. Шпенглера, все сводится к «притязанию на власть» (169. С.525). Широко разрекламированная концепция «человеческого капитала» обосновала выгодность вложения инвестиций в развитие науки и образования и благодаря этому Западу удалось создать инфраструктуру массовой культуры. Но этот «постиндустриальный сдвиг» осуществился на основе привычных потребительских приоритетов и мотиваций. И совсем не случайно то, что вышеназванная концепция, сводящая ценность человека к его «капитализации», родилась на Западе. Насколько силен потребительский инстинкт Запада, можно судить также на примере эволюции идеи устойчивого развития. Глубоко антиконсьюмерная по своей исходной установке, концепция устойчивого развития, по сути дела, сведена на Западе к требованию обеспечения высокого качества жизни, экологического комфорта для человека. Похоже, что потребительский подход к окружающей среде как «бытию- для — другого» (Гегель) получил теперь концептуальное обоснование. Решение проблемы окружающей среды возлагается здесь на технический прогресс.

Драма цивилизационного развития состоит в том, что сегодня поддерживается одномерный процесс вестернизации

ценностного сознания человечества. Этот процесс — в силу вышеуказанных обстоятельств — неизбежно ведет к кризису мировой цивилизации. Словом, необходим переворот в ценностном сознании людей. «Главной сущностью этого переворота, — писал еще Н.С. Трубецкой, — является сознание относительности того, что прежде казалось безусловным: «благ» европейской цивилизации» (147. С.81). Если в современном обществе будут затребованы новые ценностные ориентиры, отличные от потребительских приоритетов и технократической утопии, то обращение к Востоку — с его богатым духовным наследием — неизбежно. На Востоке мы находим стратегию ненасилия, экологическую традицию, аскетическую мораль, развитое чувство общности, нерастраченный духовный капитал, философию гармонии, то есть те ценности, без которых немыслимо формирование нового (эколого-гуманистического) типа цивилизационного развития. На Востоке, в отличие от Запада, изначально поддерживается высокий ценностный статус окружающей среды: здесь природа предстает как высшая ценность, как эталон космической гармонии. «С глубокой древности сложилось специфическое разделение труда, — писал, А.С. Панарин, — при котором Запад выступал поставщиком инновационных технологий (в том числе и социальных), а Восток — духовных инициатив надэмпирического, неутилитарного характера. Разве может быть случайностью тот факт, что все великие мировые религии зародились не на Западе, а на Востоке? Различие Запада и Востока, возможно, имеет для человечества то же значение, что и различие левого и правого полушарий человеческого мозга.

Читайте также:  Страны северного потока газопровода

Сегодня мы вынуждены констатировать факт вестернизации мира и ослабления идущих от Востока импульсов. Запад активно внедряет свои либертарианские ценности, в результате чего расползается вширь «одномерное потребительское общество» (Г. Маркузе). Формируется «расколотая цивилизация» (B.J1. Иноземцев) с единым центром господства, в роли которого выступает Запад (прежде всего

США). Такое одностороннее укрепление позиций Запада (как мирового авангарда) грозит вселенской катастрофой, ибо нарушает космический закон гармонии противоположностей. В целях обеспечения глобального устойчивого развития следует восстановить статус и роль Востока в современной цивилизационной трансформации: дополнить технократизм Запада духовностью Востока, а права и свободу человека — всеобщей ответственностью и «восточным духом» святости бытия. «Следующий век, — пишет М. Хатами, — должен быть веком обращения к такой духовности, которая была характерна для народов Востока на протяжении нескольких тысячелетий. Восток мог бы в ходе исторического диалога с Западом, целью которого является достижение взаимопонимания, проявить инициативу и призвать Европу и Америку проявлять большую уравновешенность, спокойствие и вдумчивость в своем поведении, способствуя, таким образом, установлению мира, безопасности и справедливости в мире» (157. С.64,23,22).

Духовные ресурсы Востока. Великие древние культуры содержат в себе универсальные общечеловеческие ценности, которые в силу объективных обстоятельств не всегда находили реализацию в рамках породившей их эпохи. В данном контексте большой интерес представляют буддизм, ислам, конфуцианство. Дцром как исламской, так и конфуцианской системы ценностей является теория «совершенного человека». Мусульманин в своей жизни опирается на два важнейших фактора: первый — мудрость, второй — справедливость.

Конфуций говорил: «Надо совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие других» (59.

неприкосновенность Земли, священность жизни, обеспечение развития и справедливого распределения» (47. С.28).

Все восточные культуры требуют безусловного соблюдения нравственных обязательств перед другим человеком, пред обществом и природой. Они учат людей ограничивать свои властные устремления и желания пределами возможного — мусульманину эти пределы указаны Аллахом («Аллах не любит преступающих!»), для китайца они заключены в природе человека («тот, кто знает свою природу, знает и небо») и заданы ритуалом или законом. В конфуцианской «Книге ритуалов» приводятся девять «основоположений»: три внутренних действия (познание вещей, исправление сердца, совершенствование личности), три внешних действия (благоустроение семьи, порядок в государстве, умиротворение Поднебесной), три устоя (воспитание правителей, обновление народа, достижение Блага).

Опираясь на конфуцианскую традицию, современные китайские философы разрабатывают концепцию устойчивого развития Китая в качестве стратегии перехода к духовной цивилизации (164. С.27-30; 159. С.70-75). Одной из принципиальных особенностей китайской модели устойчивого развития является осуществление социально-экологической политики модернизации на основе конфуцианской теории гармонии, посредством одновременного развития материальной и духовной цивилизации. Духовная цивилизация, по мнению китайских философов, это результат развития духовной жизни человека и степени его самоосвобождения. Здесь на первый план выходит требование системной трансформации общества на высоких идеалах гуманизма.

своем своеобразном языке» (174. С. 10). Эти и другие идеи китайской философии полностью согласуются с концепцией устойчивого развития, понимаемой как стратегия деятельности с саморазвивающимися системами. Словом, мир открывает для себя в восточной культуре источники идей и ценностей, необходимых для решения проблем нового тысячелетия, в частности, проблемы устойчивого цивилизационного развития. Например, буддизм представляет собой систему ценностей, альтернативную по отношению к господствующей ныне идеологии потребительского общества. Вместо идеи владычества человека над природой и парадигмы человеческой исключительности буддизм выдвигает идею внутренней самоценности каждого живого существа; вместо требования покорения природы — принцип «ахимсы», то есть непричинения вреда всему живому; вместо идеологии политического насилия — концепцию естественного ненасильственного пути развития; вместо отчужденных ценностей — подлинное (нирваническое) счастье. Социальный идеал буддизма — это гармоничное общество, где будут обеспечены духовные и экологические приоритеты. Гуманистический идеал буддизма — это человек, удовлетворенный жизнью в обществе и живущий в гармонии с природой. Буддизм поощряет личное самоограничение и общественную солидарность, справедливость и равенство, любовь и сострадание, чистоту помыслов и деяний. Это мощный духовный инструмент, вырывающий нас из пут человеческого эгоизма, из круга потребительской идеологии и технократической утопии. Экономический идеал буддизма — малые затраты энергии (и материалов) и удовлетворяющие человека результаты. Экономическое развитие, по буддизму, должно не столько умножать материальные блага, сколько способствовать становлению человеческих качеств.

Мы не собираемся убеждать кого бы то ни было в духовном превосходстве Востока; но мы уверены в одном: диалог с Востоком необходим хотя бы для того, чтобы сдержать технократическую агрессию Запада, чтобы восстановить равновесие «холодного» ума и «теплого» сердца, материального и духовного начал в жизни. Сегодня задача философов состоит в том, чтобы на основе синтеза культур Востока и Запада

разработать такую универсальную философскую систему, которая могла бы стать обоснованием подлинного единения Человечества как глобальной общности (75;76).

Источник

Процесс вестернизации современного общества. Вестернизация Востока

Вестернизация (происходит от английского слово «western», что обозначает «Запад») – это процесс внедрения западных ценностей, принципов, методов, подходов в политику, экономику, национальную культуру разных стран. Иначе говоря, процесс вестеризации – это переход отдельных людей или общества в целом от собственной традиционной системы ценностей к образу жизни, стереотипам мышления, поведения, системе ценностей Западной цивилизации (основанной на верховенстве закона, доминировании индивидуального над коллективным, частной собственности над общинной собственностью, прав человека над обязанностями).

Это понятие используют по отношению к культуре, экономике, политике, образованию и др. Оно означает ни что иное, как заимствование и распространение каких-либо западных ценностей на другой мир.

Основные принципы и сущность вестернизации

Вестернизация предполагает в первую очередь продвижение и признание основных принципов западного мира:

  • переход к демократии;
  • конституционное устройство государства;
  • разделение властей;
  • наличие парламента;
  • справедливая избирательная система;
  • рыночная организация национальной экономики;
  • соблюдение международных прав человека;
  • толерантность;
  • веротерпимость;
  • свобода СМИ и свободное получение информации;
  • свободное развитие творчества и искусства;
  • экономический либерализм.

Существует 3 основные области вестернизации:

  • традиции в юрисдикции, международном праве, принятые в западных странах;
  • западные идеалы и идеологии;
  • западные потребительские товары, мода и отношение к жизни.

С точки зрения современного экономического и политического потенциала западная цивилизация имеет значительное преимущество. Многие страны за пределами западного мира находятся на перепутье. У них есть 3 варианта своего развития:

  • ничего не менять;
  • вступить на путь вестернизации, то есть согласиться ассимилировать свою культуру с западной;
  • адаптация процесса модернизации в соответствии с собственной культурной идентичностью, а также рациональное использование национальных особенностей.

Основными каналами реализации вестернизации являются:

  • западные СМИ (периодические издания, радио, Интернет, телевидение);
  • межличностные и межправительственные коммуникации с западными странами;
  • распространение западных культурных артефактов (одежда, компьютерные программы, книги, фильмы) и др.

Американизация общества

По словам Сэмюэля Хантингтона, вестернизация – это один из трёх способов реакции незападных обществ на западное влияние (наряду с отторжением и реформизмом). Это принятие образцов культуры стран западной цивилизации (Запада) и их всеобщее признание.

Вестернизация суммирует процессы, в которых общества или их части перенимают идеи, модели поведения и экономические структуры западного мира. Если они исходят из Соединенных Штатов Америки, то этот процесс называют американизацией. Американизация – это наиболее распространённый вариант вестернизации.

Глобализация или вестернизация?

Согласно словарю Брокгауза, термин «глобализация» включает в себя либеральную экономическую теорию и неолиберальную рыночную экономику. Свободная торговля и открытая экономика рассматриваются как движущие силы прогресса и основа для уменьшения трений между обществами (посредством взаимного обмена информацией и товарами всех видов).

По словам Чемпьеля, либеральная утопия видит результатом обмена мировой порядок. При этом порядке процветание, мир и демократия приводят к замене национальных государств.

Главное отличие глобализации и вестернизации в том, что вестернизация – это всегда односторонний процесс.

Критика и минусы вестернизации

В XVIII-XX вв. вестернизация выступала синонимом модернизации и глобализации. Этот процесс продолжается более трёх веков в разных регионах мира в разных условиях, с различной скоростью и разными результатами.

Многие исследователи и критики этого процесса неоднократно утверждали, что он очень противоречивый и сложный. Единственный удачный пример в истории – вестернизация при Петре 1 (реформы Петра Великого в начале XVIII в.).

Западное общество, Ближний и Средний Восток значительно сблизились в XIX в. (в эпоху империализма). Иногда возникали острые противоречия. Так, например, Британская империя владела четвёртой частью Земли. Она была бесспорным мировым лидером. Королевский флот господствовал над океанами. Это привело к социально-экономической и культурной ассимиляции тех стран, которые были британскими колониями.

Остальные государства с их традиционными и законсервированными социальными и экономическими структурами испытали относительно небольшое влияние Запада. Технологические и интеллектуальные достижения современного им Запада не были усвоены в значительной мере. Эти государства (прежде всего, арабские) отказались от вестернизации и изолировали себя. Тем не менее, высшие слои общества, особенно среди городского населения, стали интересоваться и перенимать традиции западной цивилизации в повседневной жизни.

Вестернизация является основной идеей прагматических интересов развитых стран. Эти страны стремятся к обогащению за счёт продажи товаров на рынки развивающихся стран, свободному доступу к природным и трудовым ресурсам, вывозу избыточного капитала. Однако западный универсализм и глобализация часто понимаются остальным миром как гегемонизм и империализм.

Оценивая достижения Запада, другие страны готовы к модернизации без вестернизации. Всё больше людей признают, что восточная культура, переживающая период упадка, намного глубже и мудрее западной.

Вестернизация часто вызывает сопротивление официальных лиц (особенно в мусульманском мире), религиозных общин, этносов и социальных слоёв.

В странах «третьего мира» чаще принимаются положительные аспекты вестернизации, такие как борьба за права человека. В других странах этот процесс вызывает экономический кризис и экологические проблемы.

Противники вестернизации акцентируют внимание на том, что национальная культура может утратить свой шарм и колорит. Однако чаще всего такие понятия более поверхностные и не проникают настолько глубоко в культуру. Также они почёркивают, что процессы вестернизации являются необратимыми.

Как правило, вестернизация – это не что-то принуждённое. Наоборот – она проходит в добровольной, в какой-то мере даже неосознанной форме. Собственно, именно поэтому, в данный момент нельзя сказать, что вестернизация захватила весь мир целиком и полностью. Она не внедряется в другие страны насильно.

Вестернизация России и стран СНГ

Если рассматривать пример стран СНГ, то страны бывшего СССР нельзя назвать полностью охваченными вестернизацией. Конечно, всё большее количество молодежи сейчас подвержено западной моде: западной музыке, сленговым западным словам, огромному количеству заимствованных английских слов, западным ценностям.

Всё это в основном культурные аспекты вестернизации. Но чаще всего тут нет такого индивидуализма и прагматизма, которые присущи представителям западной цивилизации.

Вестернизация Японии и Азии

Япония часто упоминается как главный пример вестернизации. В ходе реформ периода Мэйдзи, после долгой фазы самостоятельной изоляции, Япония переняла методы промышленного производства, принятые на Западе. Тем не менее, Япония пыталась продолжить или поддерживать свои собственные традиции в культурном секторе.

Что касается других азиатских стран, то чаще всего речь идёт о вестернизации прежде всего в экономической и социальной сфере. Политическая и культурная сферы жизни общества остаются вне этого процесса.

Вестернизация Востока в исламских обществах

Реформаторы, такие как турецкий Мустафа Кемаль Ататюрк, иранский Реза-шах Пехлеви и тунисец Хабиб Бургиба, видели вестернизацию как возможность улучшить отсталый статус своих стран. Западные ценности олицетворяли цивилизацию и прогресс. Для реформаторов восточные ценности связывались с отсталостью и социальной стагнацией.

Основной составляющей деятельности реформаторов было секулярно мотивированное вытеснение религиозных авторитетов из сферы влияния общественной жизни. Эта европеизация охватила все области человеческой жизни:

  • образование;
  • плодотворное изучение музыки Запада;
  • насильственное введение западной моды и стиля одежды.

Так, например, в 1924 г. в Турции был принят «закон о шляпах». Кемалистское правительство запретило традиционный головной убор Османской империи – фески. Оно сделало обязательным ношение фетровой шляпы. Египет последовал их примеру в 1953 г.

В некоторых случаях попытки реформ, особенно в области искусства, приводили к грандиозным успехам:

  • строительству Каирской оперы;
  • созданию ранее неизвестных симфонических оркестров в исламских странах и др.

Музыкальная традиция на Востоке раньше была неизвестна необходимым инструментам, хотя в ходе турецких войн европейская музыка была дополнена военной музыкой Османской империи.

Программы модернизации чаще всего сталкивались с совершенно неподготовленным населением без предшествующего межклассового дискурса. Вот почему они часто «выдыхались» из-за рефлексивной оборонительной позиции людей. Реформы в области образования и меры по внедрению экономики, основанной на разделении труда, также способствовали продвижению вестернизации с течением времени.

Многие реформы провалились из-за растущего национализма. Он приравнял вестернизацию к колониализму. По словам Сабаха Алнассери, строгая модернизация и переход к рыночной экономике и неолиберализму, поддержанные МВФ и Всемирным банком, не привели к обещанному процветанию и сокращению долга стран «третьего мира». Наоборот – они усугубили бедность, внешний долг и политические репрессии.

Эта неудача, в свою очередь, усилила недоверие к вестернизации. Единственными победителями этого неолиберального открытия были крупные землевладельцы. Насильственно перемещённые мелкие землевладельцы и наёмные работники были маргинализованы.

Исламский фундаментализм и процесс вестеризации

Религиозный фундаментализм связывает неудавшиеся реформы с бывшим колониализмом. Но мало кто отвергает западные научно-технические достижения. Всё больше людей принимает необратимую связь исламских государств с «мировой цивилизацией».

Всё более популярными становятся:

  • западные средства массовой информации;
  • западные стандарты и формы общения;
  • проявляется живой интерес к западной философии, теологии и социальным наукам.

Однако представители исламского мира категорически дистанцируются от западных влияний, которые могут изменить мусульманскую идентичность или суть ислама.

Трудно занять достойную позицию в дискурсе с Западом и в борьбе против вестернизации. С одной стороны, средства массовой информации, например, принимаются и используются. Но отвергаются различные телесериалы из США или модные веяния из Европы. В то же время теологи и интеллектуалы исламского мира чувствуют себя вынужденными дистанцироваться от радикальных подходов, которые отвергают любое сближение с Западом и выступают за восстановление условий, существовавших во времена их пророка в Медине. По словам Гейне, среди этих радикальных групп относительно высока доля хорошо подготовленных учёных.

Однако вестернизация не только таит в себе опасность для исламской идентичности. Она также предлагает возможность создания и защиты этой самой идентичности. Западная культура энергично завоевала ослабленный Восток, начиная с XVIII в. Он был не в состоянии адекватно ответить и противостоять новым вызовам.

В отличие от прежних времён, ислам не видел себя в состоянии трансформироваться (и, таким образом, обновляться). В результате он потерял влияние. Это чувство бессилия стало травмой мусульманского мира. Мусульманам было особенно неловко больше не руководить модернизацией, а зависеть от действий и мышления европейцев. Это вызвало резкое разделение между Западом и Востоком (особенно для мусульман).

Усиливающаяся вестернизация и европеизация исламского мира вызвала недовольство новым видом глобализации. В результате они яростно сопротивлялись любому внешнему влиянию. Неизвестные до сих пор террористы-смертники представляют собой высшую точку радикализма и сопротивления вестернизации. Эти отчаянные действия сигнализировали о безнадёжности и убеждённости в борьбе против сильного противника.

Чувство бессилия, иностранного правления и утраты идентичности, вызванное европейским колониализмом, усиливалось осознанием экономического и политического превосходства Запада. Большинство мусульман бежали, возвращались к истокам ислама.

Западные наблюдатели называют политические направления, возникшие в результате такого отношения, исламистскими или фундаменталистскими. Религиозный фундаментализм – лишь один из многих ответов всех основных религий на вызовы современности. Он возникает из необходимости избежать проблем современности и уйти к религиозным истокам.

Источник

Оцените статью