Процессе интеграции стран участниц евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года
Читайте также:  Авиасообщение между странами когда откроют

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Читайте также:  Страны для навигатора навител

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Источник

Процессе интеграции стран участниц евразийского экономического союза

Департамент евразийской интеграции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирует позицию Российской Федерации по актуальным вопросам евразийской экономической интеграции в соответствии с учредительным Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с Договором основной задачей функционирования Союза является повышение благосостояния граждан государств – членов ЕАЭС. С этой целью пять государств проводят активную работу по формированию общего рынка Союза, который призван обеспечить «4 свободы»: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всём пространстве Союза. Полноправными членами Союза являются 5 государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Государствами – наблюдателями при ЕАЭС являются Молдавия, Узбекистан и Куба.

11 декабря 2020 г. главами государств Союза были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Стратегия нацелена на повышение самодостаточности Союза как субъекта мировой экономики и обеспечение экономического роста государств-членов.

Стратегия включает в себя 332 мер по развитию евразийской экономической интеграции. Для реализации Стратегии потребуется принятие более десяти международных договоров, внесения около 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, разработка и утверждение свыше 250 нормативных актов Союза.

Реализация Стратегии позволит сформировать условия и инструменты цифровой трансформации Союза, обеспечив комплексное внедрение цифровых технологий в экономические процессы, обеспечить единство таможенного администрирования на таможенной территории ЕАЭС, повысить эффективность деятельности наднациональных органов Союза, укрепить статус Евразийской экономической комиссии, расширив компетенцию Евразийской экономической комиссии, расширить полномочия Суда ЕАЭС как гаранта исполнения права Союза, расширить сферы экономического сотрудничества стран ЕАЭС, включив в спектр интеграционных процессов сотрудничества новых направлений – образования, науки, здравоохранения, туризма и спорт.

В рамках Союза принимаются совместные меры по предотвращению распространения пандемии, противодействию ее последствиям для экономик государств-членов и стабилизации макроэкономической ситуации в странах ЕАЭС.

  • Реализован механизм оперативного принятия решений в условиях пандемии (проводятся внеочередные консультации и заседания органов Союза, обеспечивается оперативное подписание актов ЕАЭС). Приняты своевременные решения по упрощению ввоза товаров критического импорта (обнулены ввозные пошлины, применяется «зеленый коридор»), введены ограничения на вывоз социально-значимых товаров.
  • Разработан и 10 апреля 2020 г. утвержден на заседании Евразийского межправительственного совета комплекс антикризисных и стабилизационных мер, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
  • Разработан и 17 июля 2020 г. утвержден на заседании Евразийского межправительственного совета Комплексный план мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств-членов Евразийского экономического союза.

План предусматривает реализацию 11 мероприятий, основными из которых являются:

  1. Разработка методических подходов к проведению лабораторных исследований на коронавирусную инфекцию COVID-19.
  2. Разработка системы оперативного мониторинга за инфекционными заболеваниями.
  3. Проведение совместных учений с целью отработки мер реагирования на вспышки актуальных и неизвестных (новых) инфекционных заболеваний и иные мероприятия.

Сформированы стартовые механизмы для проработки цифровых инициатив и реализации проектов в ЕАЭС. Принято в разработку более 50 инициатив, начата реализация 3 инициатив:

  • Цифровые транспортные коридоры в ЕАЭС – призваны интегрировать информацию о транспортных средствах, экипажах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки на всем пространстве ЕАЭС (распоряжением ЕМПС от 31 января 2020 г. № 4 утвержден верхнеуровневый план проекта).
  • Унифицированная система поиска «Работа без границ» позволит соискателям вакансий и работодателям осуществить поиск работы или подбор персонала на территории нескольких государств-членов.
  • Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий — евразийская сеть предназначена для вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, возможность продвижения продукции субъектов промышленности с использованием международных цифровых экосистем государств-членов и третьих стран.

Департамент евразийской интеграции Минэкономразвития России координирует работу по формированию на пространстве ЕАЭС безбарьерной среды для развития бизнеса стран Союза.

Российская Федерация лидирует среди стран Союза по количеству устраненных барьеров: за период с января 2020 года устранены 10 барьеров.

2 февраля 2020 г. Коллегией Комиссии принята новая редакция Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Союза на барьеры, изъятия и ограничения, направленная на оптимизацию процедур квалификации новых препятствий на внутреннем рынке.

Источник

Оцените статью