Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ
Людмила Макарова
Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ
Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием познавательной деятельности детей с ОВЗ. Представления и понятия у таких дошкольников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными. Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения детей в естественной обстановке. Такой формой обучения является экскурсия.
При подготовке к экскурсии педагогам группы следует предусмотреть следующее:
1. Дорога не должна быть утомительной, поскольку уставшие дети не могут воспринимать материал должным образом;
2. Заранее договориться с родителями детей об их одежде;
3. Повторить правила поведения на экскурсии (не разбегаться, слушать экскурсовода, выполнять полученные заранее задания);
Кроме учебных ценностей, экскурсии имеют и оздоровительное значение, поэтому экскурсии всегда спланированы в календарно-тематическом плане, с учетом особенностей группы, сил и возможностей ребят и с учетом естественных факторов здоровья.
Обучение с помощью экскурсий, направленное на развитие детей с ОВЗ, предусматривает развитие наблюдательности, тренировку памяти и коррекцию мышления. Это важное направление коррекционной работы обосновано тем, что именно дефектность мышления затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.
Каждая экскурсия органически входит в систему занятий, занимая определенное место в ней. Занятия подготавливают детей к экскурсии, а экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Правильно организованные и строго продуманные экскурсии помогают успешно решать учебно-воспитательные задачи: активизируют познавательную деятельность дошкольников с ОВЗ, укрепляют связь обучения с жизнью, обладают большими воспитательными возможностями.
Экскурсия не носит характер занятия. Она всегда проходить живо, увлекательно. Дети не только сидят и слушают – им предоставляется возможность двигаться, играть. При первоначальном восприятии объектов даём детям небольшую паузу для созерцания, обменом первыми впечатлениями. Затем педагоги активно руководят детским восприятием, при необходимости дают комментарии в связи с соответствующим явлением действительности. Экскурсия обставлена так, чтобы ничего не отвлекало детей от главного. Темы экскурсий всегда были продуманы в соответствии с возрастом детей. Заканчиваются экскурсии эмоционально: стихотворениями, загадками, песнями, дидактическими играми, мультфильмами. Сразу непосредственно после экскурсии не закрепляем полученные знания. Это делаем позднее, на завтра, через несколько дней. Так как необходимо время для переработки впечатлений.
Экскурсия в парк. «Середина осени. «
Экскурсия в лес.
Экскурсия «Лесные находки»
Экскурсия по главной улице города. ЦБК.
Экскурсия. Наблюдение за поездами.
Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.
Квест игра «Моё безопасное детство»
Экскурсия в зоомагазин.
Экскурсия на выставку бабочек.
Экскурсия в музей » Помним и гордимся»
Экскурсия «Рождественские колядки»
Акция «Накормим птиц»
Экскурсия в пожарное депо.
Экскурсия в библиотеку.
Наблюдение за транспортом.
Экскурсия на выставку. «Наше творчество»
Экскурсия в детский городок.
«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая.
Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе Тема:_ Семинар-практикум «Использование деятельностного метода обучения как залог успешного обучения ребенка в школе» Цель: знакомство.
Клуб как форма организации работы с родителями детей с ОВЗ Закон «Об образовании» (ст. 44) определяет основные принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, выстроив четкие приоритеты:.
Презентация «Лэпбук — новая форма обучения» Слайд №1 Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении.
Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Пояснительная записка Актульность. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Городское методическое объединение воспитателей дошкольных.
Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.
Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость.
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». Самообразование Свою тему для самообразования выбрала не случайно. Новый набор детей в 1 младшую группу заставил меня задуматься, какую форму обучения подобрать.
Источник
Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Доклад подготовлен и заслушан на региональной научно-практической конференции
статья (3 класс) на тему
Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_kak_sredstvo_formirovan_iya_osnovnykh_zhiznennykh_kompetentsiy_mladshikh_shkolnikov_s_ovz.zip | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115
Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ
Доклад подготовлен и заслушан
на региональной научно-практической
Буянкиной Валентиной Юрьевной
Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ
Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ
Расскажи мне — и я забуду! Покажи мне – я запомню! Дай мне сделать самому – и я всё пойму!
Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.
Цель — формирование первичных мировоззренческих представления у младших школьников с ОВЗ
Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению учащихся с окружающим миром. Во время экскурсии ребёнок с нарушением интеллекта может в естественной обстановке наблюдать и понимать явления природы, сезонные изменения, увидеть и проанализировать, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.
В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром? По мнению И.П. Павлова, чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление.
Учащимся важно иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности. Это вызывает у учеников глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется материалистическое понимание мира.
Виды экскурсий по содержанию
1. Природоведческие экскурсии — в парк, зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны).
2. Экскурсии, связанные с трудом человека (на стройплощадку, в магазин, пожарную часть и т.д.)
3. Экскурсии в музей, на выставку , с целью воспитания эстетических чувств.
4. Ознакомительные экскурсии по улицам города .
5. Участие в различных форумах и конкурсах вне школы
Особенности проведения экскурсий с детьми
Чтобы природоведческие экскурсии имели коррекционную направленность и действенный характер, важно проводить их по определённой системе. Организовываю на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Например, в весенний сезон провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить детей с весенними изменениями (набухли почки, лопнули, появились зелёные клейкие листочки, вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе, а также обогащаю словарь. Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями (озеленитель, цветовод), орудиями труда (инструментами). Экскурсии в музей, по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.
В ходе экскурсий формируются жизненные компетенции:
- реализуются приобретённые знания, умения и навыки;
- накапливается положительный опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширяются рамки общения с социумом.
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе. Успешной она будет только при условии тщательной подготовки. В моём случае это делается совместно с учителями начальных классов.
Планируя экскурсию, точно определяем тему и цель экскурсии, конкретизируя задачи, намечаем объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей с интеллектуальной недостаточностью от намеченной цели. Определяя место экскурсии, учитываем физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута, договаривались с людьми, которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. После этого намечали последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливали, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, заранее подбирались стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии проводили с учащимися небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщали её цель. Детям важно знать, куда пойдут, зачем, что нужно собрать. Например, экскурсия «Осень – живая природа». Для получения знаний провела экскурсии в наш парк, Ботанический сад, Струковский сад. Приведя ребят к месту экскурсии, в краткой беседе уточняла цель занятия и задачи. Затем давала им возможность осмотреться. После чего приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Например, задавала вопросы:
- Какие деревья растут в парке?
- Как можно узнать осенью березу, тополь, яблоню, сирень? И т.д.
Давала детям задания:
- Поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить правильные ответы.
- Положить две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы: как узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь?
- Предложить осторожно согнуть ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. И т.п.
В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. С помощью дидактических играх («Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя ветка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!») закрепляла знания о характерных особенностях предметов.
Провела ряд сельскохозяйственных экскурсий на станцию юннатов: в сад, на огород, в парники, птичник и другие. Эти экскурсии наглядно показали и дали понять ребятам с нарушением интеллекта, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, некоторые выполняли сами.
Педагогическая работа после проведения экскурсий
Знания, полученные на экскурсиях, расширяла и закрепляла на занятиях и в играх. Через 1-2 дня после экскурсии проводила занятия. Здесь мы с детьми делали поделки из природного материала, читали художественную литературу, слушали рассказы детей о том, где были и что видели, рисовали их впечатления. В заключении проводила обобщающую беседу. Планируя беседу, формировала вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить, активизировать полученные знания во время экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении моменты, помочь им самостоятельно установить причинно-следственные вязи между явлениями. Например:
- Почему летом нет почек на деревьях, а осенью есть?
- Какие краски использует осень?
- Чтобы было с деревьями зимой, если осенью они не сбросили листья?
Также проводила экскурсии по проекту «Профелизация». Ходили с детьми в пожарную часть. Здесь мы познакомились с орудиями труда профессии пожарника. Нам очень интересно рассказали о работе пожарных. На ребят экскурсия произвела большое впечатление. Они с удовольствием делились впечатлениями о своём путешествии, называли, какие орудия труда используют для тушения пожаров и оказания помощи. И твёрдо запомнили 01. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения ребят и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности учащихся, формирует коммуникативные и информационные компетентности учащихся с ОВЗ.
Динамика роста учащихся
по психологическим процессам и
по видам деятельности (диаграмма)
Результат мониторинга воспитательной работы показал, что у учащихся увеличился объём кругозора, словаря и умение устанавливать причинно-следственные связи. Положительную динамику показали 8 учащихся из 12, т.е. 66,4% воспитанников группы. Продолжительность занятий выросла, ребята стали менее истощаемы, у всех учеников внимание стало более устойчивым, улучшилась память. У тяжёлых детей Дима С. и Намик Ф. появилась положительная динамика. Если Дима раньше не понимал установку к занятию, то теперь занимается в течение 35-40 минут. У Намика появилась ярко-выраженная попытка к речевой активности. Он может самостоятельно формировать фразы, вести диалог. У него сформирована потребность к словесному общению.
Вследствие этого у ребят развиваются умственные процессы: умение наблюдать, обобщать, сравнивать.
В школе надо сделать главным предметом… обучение превращающее пустыню в живую землю.
Источник