- Целевой инструктаж по охране труда
- Когда проводится целевой инструктаж по охране труда?
- В каких случаях проводится целевой инструктаж по охране труда?
- Порядок проведения целевого инструктажа по охране труда
- Проверка знаний по результатам целевого инструктирования
- Примерные вопросы, которые необходимо затронуть в ходе целевого инструктирования
- Целевой инструктаж: ответы на вопросы
- Инструкция по охране труда при проведении экскурсий
Целевой инструктаж по охране труда
Когда проводится целевой инструктаж по охране труда?
В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:
• когда нужно проводить целевой инструктаж по охране труда;
• порядок проведения целевого инструктажа по охране труда;
• как проводится проверка знаний по результатам такого инструктирования;
• практические вопросы организации целевых инструктажей по охране труда (образец).
С целевым инструктажем по охране труда каждый из нас столкнулся еще в школе или детском саду. Этот вид инструктирования связан с особенностями деятельности (не обязательно работы), которая не является повседневной, поэтому его содержание – всегда разное. Давайте разберемся, когда он проводится, каковы его особенности и как правильно его организовать.
В каких случаях проводится целевой инструктаж по охране труда?
Целевой инструктаж по охране труда проводится, когда трудящимся или ученикам приходится выполнять не характерные для их повседневной деятельности задания. Исключение – опасные виды работ, требующие оформления наряда-допуска. Они могут проводиться регулярно. Как и другие разновидности инструктирования, целевой инструктаж по охране труда проводится, чтобы проинформировать трудящихся о правилах безопасности, научить их использовать полученные знания по безопасности на практике.
Случаи, когда проводится целевой инструктаж по охране труда:
— ликвидация последствий нештатных ситуаций: травмирования, аварий, катастроф и пр.;
— массовые мероприятия: экскурсионные поездки, митинги, праздники, соревнования;
— работы , для организации которых необходимы наряды-допуски, распоряжения, аналогичная документация;
— разовые работы: погрузка, выгрузка материалов или предметов, мероприятия по очистке территории, вывозу мусора, выполнение задания за пределами предприятия, другие мероприятия, которые не выполняются регулярно.
При необходимости целевой инструктаж по охране труда проходят даже те трудящиеся или ученики, которые освобождены от регулярного (первичного, повторного) инструктирования. Например, если продавцов промтоварной группы небольшого магазина с наступлением зимы отправляют счищать со ступенек лед, то понадобится целевое инструктирование. Если же эта обязанность закреплена за ними постоянно, вместо целевого инструктирования нужно проводить первичное, а затем и периодическое.
Порядок проведения целевого инструктажа по охране труда
Порядок проведения целевого инструктажа по охране труда прописывается в «Положении об обучении ОТ» учреждения, компании, инструкциях по ОТ, затрагивающих эту тематику, в других локальных нормативных актах. В них очерчивается круг профессий, должностей трудящихся, которые должны проводить целевое инструктирование. Ответственные за проведение целевого инструктажа по охране труда лица назначаются руководством в каждом конкретном случае отдельно. Если виды деятельности, требующие целевого инструктирования, известны заранее (например, классные руководители будут водить детей на экскурсии, в походы, на представления), приказ о назначении ответственных лиц можно издать заблаговременно (например, в начале учебного года). На момент проведения инструктажа каждый инструктор должен пройти обучение по темам, которые будет читать, иметь действующие удостоверения.
Программы целевого инструктирования разрабатываются заранее. В них включаются:
∼ положения инструкций по ОТ;
∼ требования промсанитарии, безопасного выполнения разных работ, обслуживания инвентаря, ПДД и др.
Образцы целевых инструктажей по охране труда, которые отнесены к разряду типовых для организации или уже были прочитаны, хранятся:
∼ в службе ОТ;
∼ у лиц, которые будут проводить инструктирование.
Порядок хранения образцов целевых инструктажей по охране труда, их выдачи, дополнения новыми темами и пересмотра определяет работодатель.
Порядок проведения целевого инструктажа по охране труда допускает документировать его итоги двумя способами:
∼ в журнале инструктажей;
∼ в документе, который разрешает приступать к работам и проводить их. В этом случае дублировать запись в журнале не нужно.
Если целевое инструктирование происходит в образовательном учреждении, вносить записи о нем можно в журналы учета классной/внеклассной работы. Если в компании ведутся личные карточки обучения по ОТ, прохождение трудящимся целевого инструктирования нужно регистрировать и в них тоже.
Проверка знаний по результатам целевого инструктирования
После целевого инструктажа по охране труда проводится проверка знаний. Законодательство не предусматривает единого порядка проведения этой процедуры, приемлемого для всех категорий трудящихся и учеников, поэтому инструктирующему следует руководствоваться требованиями локальных нормативных актов либо организовать ее по собственному усмотрению. Проверку знаний можно провести в виде устного опроса, потребовать продемонстрировать практические навыки, провести тест.
Люди, которые не смогли пройти проверку знаний, должны пройти инструктирование заново. Когда целевой инструктаж по охране труда проводится перед работами повышенной опасности, трудящихся, которые показали неудовлетворительные результаты знаний, к этим работам допускать нельзя.
Примерные вопросы, которые необходимо затронуть в ходе целевого инструктирования
Когда проводится целевой инструктаж по охране труда, необходимо осветить следующие моменты:
— инвентарь: перечень необходимых инструментов, требования к ним, порядок их подготовки к выполнению работ, приемы их безопасного использования, приведение их в порядок после окончания работ;
— перечень необходимой одежды, обуви, СИЗ;
— подготовка рабочего места к началу работы, ее приостановке (на обед, если нужно отлучиться) и завершению;
— порядок выполнения коллективных работ, зона ответственности каждого члена группы, безопасная последовательность действий;
— приемы безопасного выполнения работ (порядок поднятия и переноски тяжестей, правильные схемы строповки и др.), обращения с оборудованием, материалами, инвентарем;
— что делать в нештатных ситуациях, как понять, что ситуация является нештатной.
Длительность целевого инструктирования не регламентируется.
Целевой инструктаж: ответы на вопросы
Кто должен проводить инструктаж по ОТ машинистам комбайнов и водителям автотранспорта подрядных организаций, которые принимают участие в уборке урожая? Нужно ли инструктировать физических лиц, которые также участвуют в этом процессе на основании заключенных гражданско-правовых договоров?
Целевое инструктирование организуется перед выполнением работ, на которые нужно оформлять специальное распоряжение, наряд-допуск или приказ. Для водителей автотранспортных средств таким распоряжением либо приказом является путевой лист, который им выписывают перед выездом. Поэтому перед тем как машинисты комбайнов и водители автотранспорта начнут работать у заказчика, нужно организовать для них полноценное целевое инструктирование. Его должны проводить руководители работ, на которые оформлялись путевые листы. Работники, которые трудятся по гражданско-правовым договорам, выполняют задания разового характера, поэтому с ними тоже нужно проводить целевое инструктирование. Прежде, чем приступать к целевому, со всеми вышеупомянутыми лицами нужно провести вводный инструктаж. Проводить его должны ответственные лица организации, на территории которой будут проводиться работы.
Заключая договоры подряда, субподряда, гражданско-правовые договоры, в них целесообразно прописывать вопросы ОТ, в частности, порядок организации всех видов инструктирования.
Нужно ли дополнительно проводить целевое инструктирование, если бригада будет выполнять те же работы, что и всегда, но в других метеорологических условиях (погрузка-разгрузка в условиях тумана, снегопада)?
Поскольку условия работ изменяются, причем не в безопасную сторону, необходимо провести дополнительное целевое инструктирование по мерам безопасности в сложных метеорологических условиях. Если в дальнейшем работа в таких условиях будет повторяться, озвученные в ходе инструктирования меры безопасности следует внести в программы первичного и повторного инструктажей.
Сотрудники железной дороги выполняют работы на большом расстоянии от назначенного в установленном порядке руководителя. Возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, по ведению которых они не были проинструктированы. Можно ли провести целевое инструктирование по телефону? Если это допускается, то как его оформить?
Целевое инструктирование 1–2 работников железной дороги, которые выполняют работы на значительном удалении от руководителя, можно проводить в телефонном режиме. Оно проводится одновременно с передачей разрешения на старт этих работ. Запись о проведенном инструктировании вносится в журнал с пометкой «по телефону». По окончании инструктирования работник должен внести запись о его прохождении в свою документацию (журнал, распоряжение и др.), подписаться, тоже сделать пометку «по телефону». Перечень должностей сотрудников, которых допускается инструктировать по телефону, их рабочих мест, подразделений и обстоятельств, в которых это можно делать, утверждается заранее. Это делается по согласованию со службой ОТ и профкомом.
Наших студентов будут привлекать к уборке парка. Кто должен проводить инструктирование – куратор группы, который отведет студентов в парк, будет их там сопровождать во время работ, или трудящийся парка, который будет назначать каждой группе работу?
В этом случае для студентов нужно организовать 2 целевых инструктирования по мерам безопасности:
1. При следовании в парк и обратно – правилам поведения в общественных местах и другим темам, предусмотренным локальными инструкциями по ОТ для подобных мероприятий. Его проводит куратор группы прежде, чем она покинет пределы учебного заведения.
2. При выполнении порученных сотрудниками парка работ. Это инструктирование должно организовать и провести перед началом работ лицо, которое будет курировать работы в парке по прибытии туда студентов.
Соответственно, в журнале будет 2 отметки о целевом инструктировании. Необходимость и особенности проведения инструктирования лучше согласовать с парковыми работниками заранее, чтобы они успели подготовить и утвердить программы инструктирования для всех запланированных работ.
Из этой статьи вы узнали о том, когда и с кем проводится целевой инструктаж по охране труда; практическую информацию о проведении целевого инструктирования и последующей проверки знаний; ответы на практические вопросы по целевым инструктажам по охране труда (образец).
Источник
Инструкция по охране труда при проведении экскурсий
протокол № ____ от «__»___ 201__г.
Руководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ)
Приказ № ___ от «__».__.201__г.
Инструкция
по охране труда при проведении экскурсий
1. Общие положения инструкции по охране труда.
1.1. К участию в экскурсиях допускаются дети образовательного учреждения, прошедшие инструктаж по охране труда, ознакомившиеся с настоящей инструкцией и не имеющие каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Объект для экскурсии должен быть выбран такой, на котором обеспечивается полная безопасность ее проведения.
1.3. Педагог (воспитатель) несет персональную ответственность за охрану жизни детей, за соблюдение данной инструкции, а также правил техники безопасности.
1.4. Руководитель экскурсии должен вести постоянное наблюдение за детьми, участвующими в экскурсии.
1.5. Не разрешается проводить экскурсию в случае наступления грозы, во время дождя, тумана и в темное время суток.
1.6. Во время проведения экскурсии в обязательном порядке должна иметься медицинская аптечка, полностью укомплектованная набором всех необходимых медикаментов и перевязочных средств, предназначенная для экстренного оказания первой неотложной медицинской помощи пострадавшим при травмах.
1.7. Все дети обязаны во время проведения экскурсии строго соблюдать правила противопожарной безопасности, положения инструкции по ОТ при проведении экскурсий школьников (воспитанников).
1.8. Во время экскурсии группу детей должны сопровождать двое взрослых.
1.9. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан срочно доложить руководителю экскурсии, который в свою очередь должен экстренно оказать первую неотложную медицинскую помощь пострадавшему. При необходимости пострадавшего следует транспортировать в ближайшее лечебное учреждение и оповестить о случившемся администрацию образовательного учреждения.
1.10. Во время экскурсии дети должны строго соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, а также соблюдать правила личной гигиены.
1.11. При проведении экскурсии на природе возможно воздействие на детей следующих опасных и вредных факторов:
— получение травм ног при передвижении без обуви, а также без соответствующей одежды (брюк, чулок или колготок);
— укусы ядовитых животных и пресмыкающихся (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
— заражение инфекционными болезнями в случае укуса их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);
— пищевые отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
— заражение различными кишечными инфекциями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.
2. Требования безопасности перед началом экскурсии.
2.1. Перед каждой экскурсией дети должны быть ознакомлены с общей характеристикой объекта экскурсии, с инструкцией по охране труда при проведении экскурсии, ее маршрутом и правилам безопасности, которые следует соблюдать во время проведения экскурсии.
2.2. Количество детей, которые единовременно участвуют в экскурсии, не должно превышать 25 человек.
2.3. Отправляясь на экскурсию с детьми, педагог должен иметь при себе дорожную медицинскую аптечку первой неотложной помощи и проверить ее укомплектованность всеми необходимыми лекарственными средствами и перевязочным материалом.
2.4. Допущенные к экскурсии дети должны быть одеты в соответствующую одежду, не иметь при себе предметов, создающих опасность при проведении экскурсии.
2.5. Перед началом проведения экскурсии необходимо сделать перекличку и отметить всех присутствующих детей по списку.
2.6. Перед проведением экскурсии на природу ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены дети, выбирая места, где отсутствуют опасности для жизни и здоровья детей, а также безопасные маршруты передвижения.
2.7. Необходимо одеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног следует надеть брюки, чулки или колготки. Чтобы избежать натирания ног, обувь должна быть подобрана по размеру.
3. Требования безопасности во время экскурсии.
3.1. Вторую перекличку и отметку присутствующих на экскурсии детей следует провести по прибытии на место экскурсии.
3.2. В случае доставки детей к месту экскурсии общественным транспортом, посадку следует осуществлять группами под руководством сопровождающего сотрудника образовательного учреждения. При этом в транспортные средства входят сначала дети, а затем руководитель экскурсии. В таком же порядке необходимо осуществлять и высадку из транспортного средства. Допускается доставлять детей к месту экскурсии также на специально выделенных транспортных средствах. Для этой цели разрешено использовать школьные автобусы.
3.3. Перевозить детей на открытых грузовых машинах категорически запрещено.
3.4. Во время экскурсий строго запрещено разводить костры, во избежание возникновения пожара и получения детьми ожогов.
3.5. Категорически запрещено во время экскурсии пить воду из открытых водоемов. Следует заранее подготовить и взять с собой питьевую воду.
3.6. Во время школьной экскурсии детям строго запрещено снимать обувь и ходить босиком.
4. Требования безопасности после окончания экскурсии.
4.1. После завершения экскурсии, перед отправлением в обратный путь, руководитель экскурсии должен вывести всех детей с объекта экскурсии и проверить наличие их по списку.
4.2. После возвращения с экскурсии ответственный педагог (воспитатель) должен еще раз проверить всех детей по списку.
4.3. После экскурсии всем детям необходимо вымыть руки с мылом.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
5.1. В случае аварийной ситуации на месте экскурсии назначенный приказом по образовательному учреждению ответственный сопровождающий должен вывести всех детей в безопасное место.
5.2. При несчастном случае всех детей выводят в безопасное место, а пострадавшему немедленно оказывают первую неотложную доврачебную помощь, при необходимости организуют его транспортировку в ближайшее медицинское учреждение и оповещают о случившемся родителей и администрацию образовательного учреждения.
5.3. В случае укуса ядовитыми пресмыкающимися или насекомыми, следует незамедлительно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и доложить об этом администрации образовательного учреждения, поставить в известность родителей.
Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/
Источник