Методические рекомендации организации и проведение экскурсии, целевых прогулок в ДОУ для педагогов.
консультация на тему
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekom_ekskur.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов
Подготовила и провела консультацию: Жигмитова Л.Н.
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Во время экскурсий у детей формируются представления о родной природе. У детей осуществляется сенсорное развитие через знакомство со всем богатством природных красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше ребенок познает природу, тем лучше идут его мыслительные процессы, формируется воображение, эстетические чувства.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Экскурсии за пределами ДОУ. Такие экскурсии позволяют детям познакомиться с объектами и явлениями природы в естественной обстановке.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
1. природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,
2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).
Природоведческие экскурсии – проводятся в разные времена года с целью изучения сезонных изменений в природе, происходящие в природе. К таким экскурсиям воспитателю надо тщательно подготовиться, ведь провести экскурсию намного сложнее, чем простое занятие в группе.
Подготовка воспитателя: сначала надо определить цели и задачи экскурсии. Экскурсия проводится в соответствии с изучаемой программой, возрастной группой и особенностей окружающей местности, в которой проживаете. Место для экскурсии выбирается интересное, там не должно быть предметов, которые бы отвлекали детей от намеченной цели. Естественно экскурсия должна отвечать теме недели, которая изучается детьми, и быть в пешей доступности от детского сада. Воспитателю необходимо учитывать физические особенности детей при расчете расстояния до места экскурсии. Для средней группы расстояние до места наблюдения должно составлять не более 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. Предварительно воспитатель за день или два осматривает место проведения экскурсии. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Чтобы разнообразить маршрут экскурсии и сделать его более интересным для детей, воспитатель готовит стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны иметь представление о том, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Вместе с воспитателем дети повторяют правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах.
Особое внимание надо уделить одежде детей. Одежда должна быть удобной, дети должны быть одеты по погоде.
Воспитатель вместе с детьми заранее готовит экскурсионного снаряжение и оборудование для собранного материала на экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Все это можно менять местами в зависимости от цели экскурсии.
Как только дети оказались на месте наблюдения, воспитатель кратко напоминает о целях и задачах экскурсии. Предлагает детям осмотреть территорию наблюдения. Коллективное наблюдение помогает детям решить все основные задачи экскурсии. Дети вместе с воспитателем выделяют главные признаки предметов и явлений, которые они наблюдают при помощи ответов на вопросы воспитателя, отгадывания загадок, сравнения признаков, игр, рассказов и пояснений воспитателя.
Беседы и логические задачи активизируют познавательную активность детей. Воспитатель может во время экскурсии задавать разные вопросы, например: «Чем береза в лесу похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Вопросы следует задавать такие, которые вызывают эмоции у детей. Важно обращать внимание детей не только на объекты живой и неживой природы, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, учиться находить взаимосвязь между ними, научиться правильно строить логические цепочки.
С детьми важно проводить дидактические игры во время экскурсий. Можно поиграть в такие игры как: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.
Проведение экологических акций расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий можно развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Таким образом, дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
По окончании основной части рекомендуется дать детям возможность провести самостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала. Но необходимо воспитателю еще раз напомнить о необходимости беречь природу.
Во время игр, дети закрепляют знания о природе, об изучаемом предмете, запоминают названия растений.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
После возвращения детей в детский сад можно предложить им выполнить творческие задания, например: составление книг сказок, рассказов о парке, описать разные экологические ситуации, составление коллажей и т. д. Так же можно сконструировать различные макеты из собранного природного материала детьми на экскурсии. В дальнейшем будет возможность дополнять новыми объектами и материалами макеты.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Целевые прогулки отличаются от экскурсий тем, что они являются только кратковременными. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:
— прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
— тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
— взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
— продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
— о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
— желательно уточнить прогноз погоды;
— накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
— взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
— взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
— план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
— взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Перед проведением прогулки-похода составляется перспективный план:
Дата проведения прогулки-похода Тема и объекты наблюдения Цель прогулки-похода Отметка о выполнении прогулки-похода
В перспективном плане дается краткое описание маршрута проведения прогулки-похода, отмечаются места привалов для отдыха детей, и делается отметка о деятельности на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.
Содержание прогулки-похода составляют:
— чтение художественной литературы;
— экспериментальная и практическая работа.
Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Маршруты все должны быть пронумерованы. На каждом маршруте обязательно должны быть отмечены опасные участки дороги и привалы.
Перед походом воспитатели делают запись в тетради прихода и ухода группы в поход в таблице:
№, дата Возрастная группа Количество детей № маршрута Количество сопровождающих, Ф. И. О. Время ухода, подпись Время прихода, подпись Кто принял сведения
Разрабатывается памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. Воспитатель разрабатывает маршрут прогулки с безопасной дорогой, местами для привалов.
В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра.
Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.
В результате таких походов можно укрепить физическое состояние детей: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.
Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты
Список используемой литературы:
1. Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» — М. : «Просвещение», 1983г.
2. Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М. : «Просвещение», 1991г.
3. Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» — М. : «Просвещение», 1976г.
4. Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М.
Источник
Организация экскурсий и целевых прогулок
Москвитина Виктория Андреевна
Организация экскурсий и целевых прогулок
Экскурсии и целевые прогулки – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии и целевые прогулки представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.
Перед каждой экскурсией или целевой прогулкой я провожу предварительную работу. Мы беседуем, решаем проблемные ситуации, создаем маршрут следования. Для этого на листе ватмана обозначаются все объекты, встречающиеся на нашем пути, указываются дорожные знаки. С родителями готовятся видео и фото-презентации и устные рассказы о достопримечательностях города Закаменска, а также стихи и загадки. Во время самой экскурсии или прогулки мы следуем точно по намеченному маршруту. Возле обозначенных на карте объектов проводятся публичные выступления детей с рассказами о памятных местах нашего города. По пути обращаем внимание на дорожные знаки и соблюдение правил дорожного движения.
Таким образом, была организована экскурсия в районную библиотеку, где дети окунулись в прекрасный мир книг, красивых иллюстраций. А также посетили Закаменский историко-краеведческий музей «Трудовой славы Джидакомбината». Детям было интересно узнать об истории родного города. В музее состоялись выступления воспитанников, которые они готовили вместе с родителями.
Недавно мы разработали маршрут «Детский сад №12 «Ягодка» — «Пожарная часть №22». В ходе предварительной работы подготовили стихи и загадки для работников пожарной части, а также выступления детей о Великой Отечественной войне, изготовили цветы для возложения к памятнику погибшим героям в Сквере Победы, встречающийся на нашем пути.
Во время таких прогулок организовываются различные соревнования, такие как «Кто больше заметит вокруг интересного и необычного», «Назовите предметы на звук «Т» и т. п. Обязательно ведется фото и видео-съемка.
После возвращения с прогулок воспитанники обмениваются наблюдениями, рисуют свои впечатления, мастерят разные поделки из природного материала. Знания, полученные детьми на прогулке, отражаются в лепке, аппликации, конструировании. Составляются книги о прогулках, экскурсиях, которые воспитанники рассматривают, показывать родителям и сверстникам из других групп.
Организация и планирование прогулок в зимний период Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.
Доклад «Организация и проведение прогулок в условиях РЦ» Содержание 1. Пояснительная записка…. 3-4 2. Прогулка как способ организации воспитательной деятельности…. 4-5 3. Основные.
Фотоотчет «Организация прогулок в летний оздоровительный период» Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Именно летом благоприятные для укрепления здоровья детей условия,.
Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО» консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО».Экскурсии — один из основных видов занятий.
Консультация «Организация прогулок зимой» Консультация «Организация прогулок зимой» — Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке. — Создание условий для проведения зимних.
Организация прогулок в ДОУ Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только.
Организация в ДОУ туристических прогулок (часть I) Доброе время суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации туристических прогулок в ДОУ. Данная.
Организация в ДОУ туристических прогулок (часть II) Предлагаю Вам еще небольшую «порцию» материала, исходя из собственного опыта, об организации в ДОУ небольших туристических прогулок. Цели.
План целевых прогулок План целевых прогулок К школе Продолжать знакомить детей со школой, с их разнообразием. Довести до сознания детей, что в школе получают.
Тематика целевых прогулок в младшей группе ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК Младшая группа: • знакомство с улицей и дорогой; • наблюдение за автомобилем; • пешеходный переход.
Источник