- Рассказ об экскурсиях старшеклассников в университеты
- Государственный Университет Управления (ГУУ)
- Московский Гуманитарный Университет (МосГУ)
- Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)
- Высшая Школа Экономики (ВШЭ)
- В «Надежде» провели экскурсию для старшеклассников
- Как выбрать экскурсию для учеников старших классов
- Выбираем необычный формат программы
- Выбираем экскурсии с профориентационным элементом
- Комплексный подход — залог успеха
- Как провести экскурсию, которая понравится всем
- Как заинтересовать всезнайку и утихомирить школьников
- Как рассказывать о современном искусстве
- Как работать с экскурсантами самого младшего возраста
- Как сделать экскурсию одинаково интересной для детей и родителей
- Как правильно организовать уличную экскурсию
Рассказ об экскурсиях старшеклассников в университеты
С нашими детьми мы ездили много и разнообразно. Колесили по России и не только. Были в музеях, на верфях, в заповедниках и планов еще ого-го сколько. Но как-то незаметно детство наших школьников начало подходить к концу. 10 класс и вопрос стоит ребром, почти как у Маяковского: «Кем работать мне тогда, чем заниматься?». Родители приняли волевое решение провести пробные экскурсии в Вузы для первичной профессиональной ориентации детей. Тем более о них мы были уже наслышаны.
Для поездок были выбраны ГУУ, РУДН, ВШЭ, Московский гуманитарный университет. В период осенних каникул мест для посещений было много, поэтому разделили Вузы на 2 дня. В первый ГУУ, МосГУ и РУДН, во второй ВШЭ.
Государственный Университет Управления (ГУУ)
У входа нас встретил сопровождающий турфирмы и огорошил тем, что Вузы нас не пустят без паспортов. То есть вот сейчас еще пустят, а вот в РУДН – категорически нет. Наш педагог умчался за паспортами (которые потом нигде не понадобились), а мы устремились внутрь. В пропуске указали ФИО сопровождающего и количество детей. Список школьников мы высылали накануне во все 4 Вуза.
Экскурсовод Станислав Костриков, к.и.н., преподаватель и заведующий Музеем истории и развития управления, повел нас, конечно же в свою вотчину. Все наши робкие попытки взять быка за рога и свернуть разговор на день грядущий, успехом не увенчались. Станислав Сергеевич был непреклонен. И мы погрузились в музейные недра.
Рассказчик нам достался упорный, глубоко знающий предмет. Он легко переходил с экспонатов на наши дни, даже упоминание о Рюрике было уместно. Если бы мы планировали посещение музея и были бы немного младше – остались бы довольны.
О реалиях сегодняшней жизни мы узнали немного: что на территории ГУУ находится более 30 кафе, что спортивная база вполне приличная и о том, что есть своя типография. Еще обиднее было слышать «… за этой дверью располагается 3 D проектор, за той самая большая аудитория…», но ничего из этого не увидеть.
Ситуацию спасла Виктория Викторовна, работающая в приемной комиссии. После окончания экскурсии она за 15 минут сумела рассказать и об условиях поступления, и направлениях обучения, и наличии кампуса.
Наши старшеклассники не смогли ни погрузиться в атмосферу Вуза, ни безумно захотеть учиться только в его стенах. Именно зная о маститости и перспективности, это было обидно вдвойне. Посещение в данном формате могу рекомендовать только как музейную экскурсию для школьников 7-9 классов. Для учеников 10-11 класса я бы планировала встречу с представителем приемной комиссии – очень полезно и познавательно.
Московский Гуманитарный Университет (МосГУ)
В МосГУ радушный прием нам оказали сотрудницы приемной комиссии. Они рассказали нам об особенностях приема, действующих нововведениях и возможностях для школьников, а затем передали нас в надежные руки Бородай Александра Дмитриевича. Он является деканом факультета рекламы, и именно он проводил с нами экскурсию.
Как вы понимаете, мы пропали. Он показал нам аудитории, творческие мастерские, актовый зал, библиотеку. Даже коридоры этого Вуза заслуживают внимания. В них огромное количество фотографий, художественных работ и записок (именно так хочется назвать их объявления).
МосГУ очаровал нас своей атмосферой. Даже учащиеся не имели загнанного взгляда и перемещались шумными стайками.
После обзорной экскурсии для нас была организована встреча с деканами (четверыми из шести). Мы общались в живом непринужденном диалоге о возможностях факультетов Международных отношений и туризма, Экономики и управления, Культуры и искусства и, разумеется, Рекламы. Глаза загорелись у всех! Даже наши мальчики-технари задавали вопросы о поступлении и проживании. Учиться в МосГУ хотели буквально все! Включая меня и классного руководителя!
Мы полностью погрузились в огороженный от внешних влияний мир творчества и знаний. С блаженной улыбкой на лице мы обедали в университетской столовой и обсуждали увиденное. Еда была вкусная и доступная по цене (о питании договаривались заранее).
Хотя МосГУ является негосударственным и бюджетных мест не предоставляет, там действительно хочется учиться. Достойные преподаватели, удобное расположение (студенты проживают на территории и не тратят время на переезды) и, какая-то чудесная атмосфера для развития способностей и обучения, так и манят заглянуть в уютный мирок МосГУ.
Эта бесплатная экскурсия понравилась буквально всем! Рекомендую посетить ВУЗ, где вас ждут. Даже если дети поступят куда-то еще, у них будет приятное впечатление о высшей школе. Очень рекомендую для посещения захватить с собой орешки для кормления белок на территории. Булочки они не едят – балованы очень.
Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)
С большим интересом мы предвкушали визит в РУДН. Опытный сотрудник познакомил нас с историей создания, многочисленными традициями и возможностями, которые предоставляет университет.
Особенное внимание было уделено обучению по обмену и зарубежным связям. Полезной была и информация о возможности изучать 3 иностранных языка и получить диплом международного образца.
После этого наша группа посетила учебный корпус, где нам рассказали о способах подготовки к поступлению и олимпиадам (в том числе и дистанционных). Было интересно и познавательно. Это было именно то, что нужно учащимся выпускных классов.
Как мы узнали, в РУДН такие экскурсии проводятся регулярно. В их программу можно включить посещение лабораторий (химических, строительных и т. д.), увидеть работы кафедр и телестудии изнутри. Об этом необходимо договориться заранее.
Для посещений РУДН принимает группы школьников с 8 по 11 классы. Мы были по-хорошему удовлетворены посещением Вуза. Некоторые ребята из нашего класса уже начали обучаться на подготовительных курсах РУДН. Отзывы хорошие.
Высшая Школа Экономики (ВШЭ)
В Высшей школе экономики предполагалось наше участие в дне открытых дверей и, изначально, я думала, что это самый лучший формат для выпускников. Частично это так и было.
После общего сбора в актовом зале, где после вступительной речи, небольшого рассказа о ВШЭ и ответов на вопросы, присутствующим было предложено разойтись по аудиториям, где разговор шел об обучении на конкретном факультете. Ребята узнали много интересного, в том числе и из уст студентов, присутствующих в аудитории.
Т. к. мы договаривались о визите отдельно, нам подготовили информационные листы, содержащие перечень экзаменов, минимальный балл ЕГЭ, количество бюджетных мест, проходной балл, для каждой образовательной программы отдельно. Также нашей группе рассказали о возможностях подготовки в Интернет-школе и особенностях олимпиады Высшая проба. Мы покидали стены ВШЭ с планами на будущее поступление.
Теперь я понимаю, почему такие экскурсии набирают популярность среди выпускных классов школ. Они не только интересны, но и очень полезны для определения будущего места учебы, погружения в атмосферу и характер профессии. По пятибалльной шкале мы оценили экскурсии так:
После экскурсий, мы играем с ребятами в ассоциации. Так поступили и в этот раз : ГУУ был назван «Цитаделью», МосГУ «Гнездом-инкубатором», РУДН «Лабораторией», а ВШЭ «Канцелярией».
Мы рады, что у наших детей есть возможность увидеть свое будущее изнутри и заранее. Для многих из них эти экскурсии дали толчок к подготовке и профориентации. Чего и вам желаю!
Источник
В «Надежде» провели экскурсию для старшеклассников
Десятиклассники школы № 64 побывали на заводе железо-бетонных изделий ООО «Бетон-комплект», входящем в группу компаний «Надежда» в рамках программы профориентации.
Ознакомительную экскурсию по предприятию, позволяющую оценить масштабы производства ООО «Бетон-Комплект», провёл начальник отдела маркетинга завода Виктор Кучерявенко. Ребята увидели, что труд на заводе практически полностью автоматизирован, узнали секреты изготовления прочных железобетонных изделий, из которых строят дома. Старшеклассникам рассказали что такое плиты пустотного настила, сваи, колонны, ригели, плиты перекрытия безопалубочного формования, блоки фундаментные, перемычки, сваи, чем отличается товарный бетон от товарного раствора.
Затем десятиклассники ознакомились с работой лаборатории, в которой осуществляются все этапы контроля качества сырья и готовой продукции. На предприятии качеству продукции уделяется особое внимание: все виды продукции проходят трехступенчатый контроль качества. Об этом подробно и с энтузиазмом рассказала школьникам инженер-лаборант Ольга Костюченко. На ребят наибольшее впечатление произвели испытания бетона на прочность, которые им продемонстрировала Ольга Владимировна, и её увлечённость своим делом.
ООО «Бетон-Комплект» – один из ведущих производителей бетона и ЖБИ в Брянске. Завод оснащён новейшим высокопроизводительным испанским оборудованием с автоматической системой компьютерного управления. Производство бетона осуществляется из высококачественного сырья методом безопалубочного виброформования с соблюдением стандартов ГОСТа. Здесь работает команда опытных высококвалифицированных профессионалов.
Экскурсия по заводу железо-бетонных изделий произвела впечатление на школьников. Знакомство с работой в реальных условиях производства, возможно, поможет им определиться в предстоящем выборе профессии.
Источник
Как выбрать экскурсию для учеников старших классов
Учеников выпускных классов не так-то просто заинтересовать. У подростков появляются свои интересы и круг общения, свободное время они с большим удовольствием тратят на более увлекательное времяпровождение, чем «скучная» экскурсия в музей. Нет ничего невозможного! Рассказываем, как помочь старшеклассникам полюбить экскурсии.
Выбираем необычный формат программы
Чтобы старшеклассники провели культурный досуг с пользой, лучше всего выбирать нестандартный формат экскурсионной программы. Это может быть квест и интерактивная экскурсия, в которой ребята примут активное участие. А традиционную программу отлично дополнит мастер-класс, где можно создать что-то своими руками.
Рассмотрим примеры увлекательных экскурсий, которые наверняка заинтересуют ребят и станут прекрасным подспорьем для закрепления учебного материала.
Вспоминаем литературу и исследуем архитектуру города на квесте, посвященном самому знаменитому роману Достоевского «Преступление и наказание». На несколько часов участникам предстоит перевоплотиться в сыщиков и провести самостоятельное расследования преступления Родиона Раскольникова. Ребята пройдут по маршрутам героев романа, узнают памятные литературные адреса и познакомятся с историей Коломны 19 века.
Квест «Колыбель революции и машина времени»
Проведем урок истории прямо на улицах Петербурга в формате увлекательного квеста с машиной времени. Уверены, будет интересно не только школьникам, но и их родителям. Тема квеста не простая, но очень важная — революционные события 1917 года. Участники восстановят исторический ход событий, увидят памятные места, связанные с революцией, сделают свои выводы и заключения об этом этапе российской истории.
Выбираем экскурсии с профориентационным элементом
В старших классах школьники уже серьезно задумываются о выборе будущей специальности. Чтобы помочь ребятам определиться, включайте в программу культурного досуга программы, связанные с изучением тех или иных профессий. Экскурсия на киностудию поможет разобраться, кто и чем занимается во время производства фильмов и сериалов. Участники программы не просто окунутся в удивительный мир кинематографа, но и детально изучат весь рабочий процесс — от съемок до финального монтажа и постпродакшна. Ребята интересуются спортом и мечтают о карьере профессиональных спортсменов? Смело выбирайте экскурсию «Спортивный Петербург» или поездку на стадион «Санкт-Петербург».
Будущих филологов наверняка заинтересует литературный квест «Книжное наследие» , в ходе которого участники разгадают множество загадок и узнают интересные факты о любимых писателях и поэтах.
Комплексный подход — залог успеха
Учеников старшей школы наверняка заинтересуют программы, входящие в абонемент на год или полгода. Экскурсии в нём дополняют друг друга, связаны общей темой, закрепляют школьную программу. Рассмотрите возможность приобрести абонемент «Город и его стиль», посвященный архитектуре Петербурга, или абонемент «Судьба великих», повествующий об истории России с 18 века до наших дней.
Надеемся, статья помогла вам определиться с критериями выбора программы для старшеклассников. Со всеми экскурсиями для школьников вы можете ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта.
Источник
Как провести экскурсию, которая понравится всем
21 февраля отмечают День экскурсовода. Mos.ru и МОСГОРТУР поговорили с сотрудниками пяти московских музеев о том, как превратить в праздник любую экскурсию, найти подход к каждому участнику и получать удовольствие от работы.
Они знают, чем заинтересовать в музее дошкольников и как удержать их внимание, умеют разрешить научный спор шуткой и знают, что отвечать человеку, который сомневается в ценности произведения современного искусства и говорит, что «тоже так может». Личным опытом в свой профессиональный праздник делятся экскурсоводы Московского музея современного искусства , Музея Москвы , Государственного Дарвиновского музея , Московского мемориального музея космонавтики и Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева .
Как заинтересовать всезнайку и утихомирить школьников
Денис Романенко, экскурсовод, сотрудник Московского мемориального музея космонавтики
Опыт работы: два года
К сожалению, очень часто всезнайки, которые приходят к нам в музей, — это не физики и не космонавты, а поклонники разных телепередач. С ними я не спорю и ни в коем случае никого не переубеждаю. Но люблю пошутить.
Например, есть мнение, что американские космонавты на самом деле не были на Луне, это часто можно услышать по телевизору. На экскурсиях я рассказываю о покорении Луны так: «Американцы побывали на Луне в 1969 году — так гласят официальные источники. Но лично мы, сотрудники музея, как и многие ученые…» — тут я делаю небольшую паузу, и те, кто считает, что американцев на Луне не было, начинают кивать головой. А я продолжаю: «…Считаем вместе с учеными, которые не работают на псевдонаучных телеканалах, что они там действительно побывали!»
Все начинают смеяться, атмосфера разряжается. Хотя недавно один молодой человек на меня все же обиделся. Ему не понравилось, что я шучу про его любимый канал.
Со школьниками работать проще. Часто до начала экскурсии узнаю имена нескольких человек, а потом называю их по имени, шучу, выстраиваю диалог. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание всей аудитории — дети очень хотят, чтобы с ними тоже пообщались персонально.
Еще я иногда притворяюсь космонавтом. Моя фамилия Романенко, это фамилия космической династии. Если я вижу, что школьники не слушают и болтают, показываю фотографию Юрия Романенко, потом его сына Романа, а затем говорю: «А теперь посмотрите на мой бейджик». И вот тут все сразу удивляются: «Вы космонавт? Вы их папа?» И все — отношение ко мне и к экскурсии сразу меняется.
Как рассказывать о современном искусстве
Ксения Маас, экскурсовод Московского музея современного искусства
Опыт работы: 2,5 года
В нашем музее нет постоянной экспозиции. Исключение — Музей-мастерская Зураба Церетели, но и там экспозиция все время дополняется новыми работами. Каждые три-четыре месяца мы открываем новую выставку и готовим к ней экскурсионную программу.
В начале экскурсии мы часто спрашиваем: «Сколько лет современному искусству?» Многие думают, что раз современное, то очень молодое — лет 10–20. Потом удивляются, услышав настоящий возраст, ведь оно берет начало на рубеже 1960-х и 1970-х годов.
Для меня важно создать комфортную среду: чтобы экскурсия не стала мучением для ног и спины, я предлагаю садиться в залах прямо на пол (у нас теплый паркет!). А чтобы не нависать над экскурсантами, сажусь рядом с ними — так мы остаемся на одном уровне. Далеко не все готовы к полуторачасовой лекции, потому чаще всего даю в залах небольшие задания: найти какую-то картину или деталь, прочитать этикетку.
Все рассказанные истории, если это просто часть биографии художника или какие-то искусствоведческие замечания, просто повиснут в воздухе и никогда не запомнятся без связи с каким-то личным, житейским опытом. Если мы рассматриваем натюрморт, то я расскажу и про еду, про какой-то рецепт того времени, в которое была написана картина, или спрошу про любимые блюда.
Конечно, часто спрашивают про стоимость работ. Ответить бывает сложно: стоимость картины или арт-объекта из частного собрания — тайна коллекционера. Но если работа продавалась на открытом аукционе или ее стоимость имеет какое-то значение в контексте времени, то почему бы и не попугать большими числами?
Часто экскурсанты удивляются кажущейся простоте работы, спрашивают, в чем тут искусство, говорят: «Я тоже так могу». С этим вопросом гораздо проще. Безусловно, каждый может быть художником. Но за простотой стоят идея, концепция, композиция, выбор, опыт и многое другое. Когда я поворачиваю беседу в это русло, вопросов становится еще больше, но они уже куда интереснее. В конце концов, это наша цель — разговор о современном искусстве.
Еще один мой любимый вопрос начинается со слов «а почему…». Продолжить можно как угодно: «…лицо зеленое», «…стул кривой», «…дерево не очень похоже на дерево». На такой вопрос лучше всего ответить встречным. Это, конечно, не по этикету, зато человек начинает думать сам. Сначала отшучивается, но чаще всего разговор заканчивается чем-то интересным.
Иногда человеку тяжело озвучить свое мнение в группе, тем более, например, в группе подростков. Всегда можно подойти к экскурсоводу индивидуально после экскурсии или во время переходов из зала в зал.
Мы все идем в музей за разными впечатлениями. Кто-то хочет обстоятельного разговора, кто-то — эмоций, а кто-то вообще оказался здесь случайно. Но всегда есть возможность сделать так, чтобы посещение музея стало интересным опытом. Пусть понравится не все, но человек запомнит, что его услышали, что тут есть что обсудить, и, возможно, через пару дней, недель, месяцев он придет еще раз.
Как работать с экскурсантами самого младшего возраста
Ярослав Попов, экскурсовод, научный сотрудник Дарвиновского музея
Опыт работы: пять лет
В Дарвиновском музее регулярно проводят экскурсии для детей от трех до 12 лет. Для каждого возраста у нас свой подход. Самым маленьким, например, интересна экскурсия в формате сказки. Важно встать на одну ступень с детьми, понять, как они видят мир. Но и слишком уж упрощать не стоит: многие вещи малыши понимают не хуже взрослых.
С большой группой детей любого возраста экскурсовод превращается в воспитателя и учителя. Нередки ситуации, когда необходимо нейтрализовать заводилу: он нарушает порядок или отвлекает других. Нужно постараться привлечь внимание такого ребенка к экскурсии, обратиться, начать диалог. Замечания — это крайняя мера.
В музее очень много больших ярких экспонатов. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, внимание у детей уже активизировано, а с другой — оно постоянно скачет. Здесь экскурсовод может применить некоторые хитрости, чтобы привлечь детей к нужному экспонату. Например, сменить тембр речи. Не обязательно повышать голос — намного эффективнее будет тихий и немного таинственный тон, будто вы сейчас расскажете большой секрет.
Наибольшей популярностью пользуются заметные экспонаты: слоны, жирафы, динозавры (особенно подвижные). Про них дети спрашивают сами: кто это? где обитает? что ест? с кем дружит? Искусство экскурсовода состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к экспонатам, которые не так бросаются в глаза. Очень важен вопрос подачи: почему этот небольшой странный экспонат должен заинтересовать ребенка больше, чем слон?
У взрослых пользуются популярностью истории из жизни музея, например, о его основателе Александре Федоровиче Котсе. Расскажу одну из них. Однажды в первые годы работы Дарвиновского музея приехала группа взрослых. Среди них прошел слух, что экскурсию проведет лично основатель музея. Александр Федорович вышел к группе, поздоровался. В ответ один из посетителей вежливо поинтересовался: «А когда же уже придет мсье Дарвин?»
Как сделать экскурсию одинаково интересной для детей и родителей
Лидия Васильева, заслуженный работник культуры России, заведующая методическим сектором Биологического музея
Опыт работы: 25 лет
Праздники в Биологическом музее — это всегда свобода выбора. Программа строится так, что никто никуда не опаздывает, все успевают посмотреть и поучаствовать во всех занятиях и мастер-классах.
Мы помогаем детям и родителям вспомнить, как это здорово — удивляться чудесам природы. Вот, например, для всех лужа просто лужа. А для биолога — целый зоопарк, ведь в капле воды обитают тысячи живых существ. Узнав такие, казалось бы, мелочи, люди начинают по-другому смотреть на мир вокруг.
Серьезные вещи, например, про фотосинтез или про клетки, можно рассказывать и смешно, особенно малышам. Вызывать у детей ассоциации, шутить. Или разочаровывать! Многие ребята ведь уверены, что кормим мы желудок, а воду пьем, чтобы у нас была жидкая кровь.
Родители вместе с детьми у нас участвуют в квестах, интерактивных занятиях, мастер-классах. И знаете что? Все это отличные способы сближения. Во время праздников мама слышит, как отвечает ее ребенок, как много знает. А иногда мы задаем, казалось бы, простые вопросы, но ответ на них не знают ни ребенок, ни его родители. И тогда они начинают думать уже вместе — и вот тут-то становятся командой, быть может, даже дружнее и крепче, чем до этого.
Городские дети читают много книжек, но не знают, как на самом деле пахнет подснежник или как поют снегири. А мы умеем и любим рассказывать живые истории о природе. И обязательно что-то показываем. Да, мы в музее, у нас экспонаты, но рассматривать через стекло скучно. Даем детям трогать, сравнивать, удивляться. Вы, например, хоть раз видели, на чем растет манная крупа? Приходите, покажем!
Как правильно организовать уличную экскурсию
Лариса Скрыпник, экскурсовод, старший сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Опыт работы: восемь лет
Экскурсия на улице сильно отличается от экскурсии в музее. В музее есть экспозиция, в которой уже продумана вся навигация и задан определенный вектор рассказа. К тому же в музее тихо и спокойно. Мегаполис живет своей активной жизнью: здесь ходят люди, ездит транспорт, проходят мероприятия. Вот почему городские экскурсии очень сложны в подготовке. Легкость рассказа и уверенность в своих знаниях скрывают часы подготовки. Правда, это всегда творческий и захватывающий процесс.
Все начинается с выбора темы — о чем ты хочешь рассказать. Далее идет подбор материала. Бывает, что удается откопать интересную деталь или историю, которые уводят от темы. Так что нужно дисциплинировать себя и не отвлекаться от главного. Самый грустный момент, когда осознаешь, что все рассказать не получится. Но обычно труд не пропадает даром, и материалы, которые не вошли в экскурсию, становятся основой нового проекта.
Следующий шаг — разработка маршрута. Экскурсовод должен сам пройти по всем точкам, и не только для того, чтобы посмотреть, с какого места открывается лучший вид. Нужно решить целый ряд чисто организационных вопросов: где переходить улицу, где вставать, чтобы не мешать прохожим, как выстроить маршрут, чтобы он начинался и заканчивался у метро. Еще нужно следить, чтобы уложиться в 2,5 часа. Обидно, если экскурсия затягивается, и люди уходят, не дослушав. Самый лучший комплимент звучит так: «Я и не заметил, как прошло время».
Во время экскурсии главное — показать, а не рассказать, поэтому в маршруты я включаю не только объекты, которые относятся к теме, но и красивые здания, встречающиеся по пути. Про них обязательно спросят, так что лучше подготовиться.
На этапе подготовки также надо подумать о количестве людей, для которых будет проводиться экскурсия. Например, в узких переулках не поместятся 40 человек: им будет плохо слышно и видно, придется выходить на проезжую часть и подвергать себя опасности. Большие группы хорошо водить по бульварам, только нужно заранее позаботиться о звуке. Мы не пытаемся гнаться за количеством. Зачем привлекать много людей на тематические экскурсии, которые интересны только подготовленным людям? Случайным экскурсантам будет просто скучно, и они уйдут.
С опытом приходит умение управлять группой, делать так, чтобы всем было интересно. Главное — общаться со всеми вежливо и интеллигентно. Бывают, например, такие экскурсанты, которые предварительно читают непроверенную информацию в интернете и задают много вопросов. Если вопрос не требует долгих объяснений, я стараюсь ответить сразу. Если это невозможно, прошу подойти ко мне после экскурсии.
Часто во время экскурсии к нам присоединяются простые прохожие. Я отношусь к этому спокойно: ведь если люди остановились, значит, им интересно. Как правило, в конце экскурсии они подходят и спрашивают, как записаться на следующую прогулку. Так прохожие превращаются в постоянных экскурсантов.
С оригиналом текста можно познакомиться по ссылке.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!
Источник